Козни троллей или Норвегия под градусом.
Други мои ненаглядные! По посещению Израиля, вдруг истомительно захотелось на Север. Туда, где туманы и дожди, непроходимые топи, полчища мошки и необозримые поля морошки. Но, одумались. И выбрали край-не-край, но тоже берега студеные — Норвегия. Потому как весь мой бомонд (черт его знает, что за слово, я понимаю — друзья) там пообывал и восторгами пополнился. Кто расходился на лайнере 15-и палубном, кто турбюрой, кто как. Мы решили по-простому: сами с усами. Сразу вас, Други мои, опечалю: вероятность повторения наших похождений мала до края крайности. И объясню почему. Все, кто там побывал, мне описывал примерно так: «Природа красоты необычайной. НО! Ветер, дождь, туман и сырость. Мы были в… августе, июне, сентябре, июле… Дождь и ветер всегда!» Запихав в два чемодана свитера, штормовки, зонты, непромокайки, сменные подштанники и шерстяные носки, мы проходили 10 дней в … майках, изнывая от 30 градусной жары.
Москва звонила и спрашивала: «Вы там не замерзли? У нас уже 16. А вчера было 11 тепла. Как 30 градусов? Вывсеврете!» А еще нам рассказывали, что в Норвегии есть национальный фантастический персонаж — тролль, который не то большой, не то маленький, с длинным носом, живет в лесу и людям портит жизнь. «Это вывсеврете», сказали мы…Ну-ну. Итак…
Шереметьево. Вылет.
Вылет был великолепен. Жена после таможни потеряла карточки. Это было наше ВСЕ! Сидим, на скамейке и ощущаем, что из Родины мы как бы вышли, а обратно мы уже вроде как бы и не нужны, даже для Яндекс-такси. Жена оперативно (лихорадочно) звонит в Банк и просит заблокировать! Банк блокирует. После робко спрашивает таможню: «А карточки, простите, не находили?» «Даже дважды сообщали об этом по громкой связи. Возьмите." Карточки появились, но банк разблокировать их отказался. Вот что толкнуло меня что-то захватить с собой пару своих карточек так, на всякий случай…машину там взять…пивка втихаря от жены попить… Вам не случалось становиться Богом вот так, по-простому и сразу? Хотя я до сих пор не понимаю, отчего банк не дает распоряжаться собственными средствами через личный кабинет при блокировки пластикового средства оплаты? Как оказалось — это был первый шаг троллей. Трясло наш самолет весьма значительно. Боялись все. Конечно, больше всего прыгалось над Ригой. Но это дело обычное, о чем я в прошлых опусах отмечал. Да и посадка в Осло была какой-то нервной, самолет валил с крыла на крыло, что плохо, и сел скаком, т. е. неровно. Протерпелись и выпали к таможне. Никаких обещанных нашими СМИ придирок не было. Спросили: туристы? Ну и… Правда, жену пытали чего-то там…Отпечатки пальцев снимали… Зачем? Зачем нужен био-паспорт, если потом у человека снимают каждый раз отпечатки пальцев? Паранойя. Нагрузившись чемоданами, направились к стоянке такси, а по дороге решили спросить почем нынче будет это стоить. Залезшие на лоб глаза норвежца сразу все объяснили — только поезд! И ТОЛЬКО поезд. Это 20–25 минут до центра Осло, но стоит 190 крон. 190 крон (1600 рублей)…А знаете, сколько стоит такси? Я не запомнил сколько, но только очень и очень дорого! И мы в
Осло. Жизнь на вокзале.
Не верите, что «руссо-туристо» с его обликом, приехав в заграницы, будет жить на вокзале? Ха-ха! Толстый добренький дяденька, что продал нам через железный шкаф в аэропорту билеты на аэроэкспресс, так мило и улыбался: «на вокзале будете жить…на вокзале…" Жена верить отказалась. Я … сомневался. Но… Неплохой по нашим меркам поезд с Wi-Fi, ЖК монитором и панорамными стеклами уткнулся в какую-то станцию и мы немедленно вступили в яростный спор: что же это? Когда будет Осло? Что за промежуточная станция? Спорили недолго, т. к. вагон опустел, в него зашла мадама-проводник и чисто по-норвежски на нас посмотрела. Типа «Это вы на следующей выходите?» Терзанья смутных сомнений вытолкнули меня на платформу. Поезд стоял, упершись в бетонную стену вокзала. Осло. Все, слезай, приехали. Помыкавшись по вокзалу и расспросив араба из забегаловки, нашли привокзальную гостиницу. Ну, прям в здании вокзала отель.
Кстати, неплохой. При нем ресторанчик Egon Byporten. Есть такая норвежская сеть забегаловок Egon. Особенность: выбираешь столик, садишься и запоминаешь вбитый в стол номер, затем подходишь к стойке, заказываешь что выбрал, напитки льют сразу при тебе, и ты их забираешь, а еду приносят позже, если, конечно скажешь номер столика. Английский у всех свободно. Но вот только построение фраз чуточку местное. Переведите мне на английский: «Чувак! Ты на гастру замел зачетный бур! Затырить шматок чизухи, э?» и я с этой фразой пересеку весь мир! В меню есть нормальный стейк. Есть! … Я смотрел эту цену минут пять, затем с трудом поднялся с пола и посмотрел еще немного. Шесть таблеток нитроглицерина цену не изменили. Это было примерно 392 кроны. Точнее 3 200 рублей. За 250 гр. Но с листиком салата. Взял я гамбургер, что то же не так весело — 189 крон. Хотя… Мы питались в далекой северной стране фактически бургерами.
Ну, заходишь в общепит, там самое оптимальное по нашему кошельку — бургер. Т. е. булка, котлета Мираторг, майонез и долька маринованного огурца немецкого засола. Дают к этому френч-фрайз. Фрайза много (видно картоха у них Египетская и дешевая). Нам как-то дали просто кастрюлю с кухни, видно чтобы не мыть. А соус только кетчуп. Ни сырного, ни ББК, никакого другого. Так вот лучше, чем в этой Egon я гамбургеров и картошки в Норвегии не ел. Но в виду обозримой недостаточности средств еда нами качественно оттестирована не была. Что в Осло есть, если не только есть? Это
Сирень.
Может это национальный цветок, может просто королю нравится, но сирени много. Очень много. Крайне много. Ее много на бульварах, на частных участках, просто в закоулках, дворах и двориках. Безумно красиво и свежо. Каюсь, для меня это пунктик — сирень самое мое любимое растение. И, наверное, я в Европы-то весной езжу, что бы наполнить цветом, светом и запахом запыленную варварством московских властей душу.
Заметил я интересную вещь, выйдя до завтрака на фотоохоту. Завтрак, напомню, с 6–30. Т. е. встают граждане с первыми лучами солнца. И вот иду я по влажным асфальтам просыпающегося Осло, а вокруг граждане осляне на работу перемещаются. Из метро, трамваев и прочих транспортов общественных. И идет этот трудовой народ в стороны, однозначно разный, но в ОДНОМ ритме! Раз-раз-раз-раз… Была раньше по радиоточке (такой ящик на стене висел) передача: «Утренняя гимнастика» называлась. И вот в ритме бодрой, энергичной музыки из этой передачи, делавшей в тысячи раз больше для людей, чем «пугалки Малышевой», норвежцы входят в офисы, открывают церкви, короче начинают рабочий день. В Москве ритма нет. Такой туда-сюда…сюда-туда… Норвежец целеустремлен, уверен и решителен. Это видно невооруженным глазом.
А вооруженный российским опытом глаз видит, что на всех бульварах и под сенью парковой сирени на уютных лавочках устроились бомжи. Утро красит их нежным цветом, будит и у них то же начинается новый рабочий попрошайный день. Очень много индусов, цыган, арабов меньше, негров (афронордов) мало, почти нет совсем (в среде бомжей). Есть клянчи из местных. Эти на выпивку и наркоту. Город не особо чистый. А если зайти в проулки портовой части… Ну туда лучше не заходить. Так же все копают, строят, укладывают и мешают жить. Но здесь это делают у-под-на трех этажных домах, особого дискомфорта нет. Вот только долбить начинают в 6 утра. Ну что за печаль! Из Москвы уехал (у нас идиот начинает перфорачить строго по Закону) так и тут такие же ироды.
Однако норвежцы имеют одну, но пламенную
Страсть к дальним странствиям.
Некоторые особо устойчивые к нашему образу жизни помнят, что была такая некоммерческая передача «Клуб кинопутешествий». Показывали ее по телевизору, в одно время даже по черно-белому, т. е. не по цветному. Да! Да, дети мои, были времена, когда смартфонов не было! Что это были за времена! У меня есть фото доказательства: люди просто идут по улицам. Они даже смеются и разговаривают друг с другом. Фантастика, конечно, нелепица, но факт! Так вот эту передачу вел сперва обычный гений, который шатался по всему миру с пленочной кинокамерой, Владимир Адольфович Шнейдеров и снимал не селфи, а окружающий его мир. И это было не просто киноискусство, а просветительская деятельность. Народ (электорат) имел возможность побывать там, где и сейчас возможности не имеет. Но годы, болезни и могила на Новодевичьем. Флаг подхватил не меньший энтузиаст Юрий Александрович Сенкевич. Это был «врач с юмором и хорошим английским», которого Великий Норвежец Тур Хейердал пригласил в путешествие на папирусной (папирус — это тростник такой, растет в Африке, в Египте) лодке. А до этого Тур Хейердал сваял плот из 8 (восьми) бальсовых деревьев. Бальса — это очень легкое дерево. Очень. У меня есть пальма из него, made in Canaria, ничего не весит, как воздух поднимаешь. Назвал он этот плот «Кон-Тики» и двинулся из Перу в сторону Острова Пасхи.
Как эти ребята на нем не только выжили, а жили, уму непостижимо. Но стоит этот плот, целехонький, да еще с рацией и сковородками на Музейном острове города Осло, на который можно добраться с пристани на кораблике, купив билет туда и обратно. Покупать надо в припричальной кассе, так как на корабле он что-то раза в 2 или 3 дороже. Есть одна печалька. Привозит этот корабль на первую стоянку — это музей варяжских кораблей. И от пристани до этого музея надо прилично пёхать. Километр с гаком. Конечно, вдоль дороги мертвые с косами особняки местной олигархии стоят… и тишина… Сам музей мне не показался. Ну, лодки, ну викинги… Отчего не сделать этот исторический, близкий норвежскому сердцу, экспонатище в центре столицы? Зачем тащить залетного туриста в отдаленность на местную Рублевку? Закралось опять смутное… Ведь были, ребята, викинги простыми бандитами. Ну как казаки там…Степанразинцы. Норвегия страна воды и скал. Воды много, скал много. Нефти много, газа и таблицы Менделеева разбросано немеряно. Но в те времена, былинные, нефть, а более того молибден, магний и титан племенами в округе, да и в самом Египте, были востребованы мало, несмотря на санкции, а вот зерно, хлеб, яйко, молоко… Потому и собирались дружины, кои сейчас «основателями земли русской» считаются, в походы дальние и на подвиги славные. Короче, грабили. Больше всего доставалось Швеции, Англии и через море Дании и прочим Голландиям. О Руси и говорить нечего. Т. е. молчание. Похоже, что молибден у руссов был свой. Но раз уж построили один корабельный Паноптикум, так давай строй и остальные рядом. Логично. Вот только опять идти туда достаточно долго и без приятственности. Можно на местном автобасе, но прощелкали. Да и стоимость этой восьмиколесины 38 крон. 304 рубля. На человека. В один конец. Шли пешком. Устали. Дошли до музея «Кон-Тики. Ра» и «Фрам».
Подумал над целесообразностью… Сходить надо! Не chef-d';uvre, но очень достойно. Весло «Ра» потрясло.
Памятная скульптура четверки с Юрием Сенкевичем.
Короче, в этом месте ты понимаешь, что над тобой бесконечность, под тобой шесть километров воды, вокруг 50 тысяч пустынных квадратных миль шторма, а ты решил выжить и выжил! Дальше музей корабля «Фрам». Эти норвежцы не угомонятся со своим холодильником. И так холодно на земле. Нет. Построили корабль. УмнО построили. Корпус в форме яйца. Его льды выталкивали, а не сжимали. Хотя все-равно замерз и в дрейф ушел. Но стоял на льдах, как на подставке для тарелок. И пошел на таком суднище Фритьоф Нансен Северный полюс покорять. Типа вмерзну в лед, а он меня до Полюса дотянет, а потом опять вымерзну. Корабль внушает и своей мощью, и объемом, и подачей материала. Здесь есть «живые картинки» со снегом, дождем, льдами, кают-компания, кубрик с почти живым коком и все-все-все…
Честно говоря, впечатление производит побольше Кон-Тиков. Я сидел на качающейся скамейке и думал, что надо: быть полностью «отмороженным» для такого подвига или реальным героем? Да, Нансен настоящий герой.
Кстати уже потом, как дипломат он был обвинен в «большевизме», за выступления по прекращению «голодомора» 1921 года в Росси путем поставок избытка зерна из Канады. Вообще много что связывало Нансена и СССР. Но главное это те мурашки, которые бегут по коже, когда представляешь, как эти люди, без вертолетов, телефонов и теплых спальников, перли в кромешную тьму и в ледяные поля. Помимо этого в стране какой-то культ на
Обнаженные тела
По городу обильно разбросаны изваяния (малые формы) голого народонаселения. Причем это не отточенная эстетика Микеланджело, Канова или Бернини, а скорее голый натурализм с претензией. Все это забавно. Самое забавище это парк
Фогнер о 30 гектар, с встроенным в него Парком Вигеленда. О где голых мужиков и баб!
Тролли тут, как тут. Читал об этом парке, выслушивал очевидцев, а в последний момент, когда ехать…напустили туману. Читаю — закрыт и все тут. Ну уж и друзья мне пишут, что ты что-то мутишь… Жена (ее тролли немного боялись) уверено сказала — открыт! И мы поехали. Купить по карточке билет в метро — это обмануть Главного тролля! Один покупаешь — нет проблем, но второй — карточку брать железяка отказывается. Китайцы покупали свои обычные 150 билетов на семью. Мы обреченно приготовились ждать. Но у них не получилось! Представляете мою радость, когда семья китайцев ушла? Я вступил в беспощадный бой с вершиной мысли норвежских АйТишников. Они выиграли с разгромным счетом! Нас спасла подошедшая бабулька с мороженным, бормотавшая на непонятном английском. Дело кончилось тем, что так же, не справившись с дружественным интерфейсом российской VISA и норвежской ЧЕГО-ТО-ТАМ, она купила нам билеты по своей «пенсионке», отказалась от денег, утащила путеводитель на русском языке и умчалась на своем норвежском метро. Это было не все! Тролли знали свое дело! Не надо в Вигиленд ехать на метро — далеко идти пешком. Туда надо на 12 трамвайчике, но после путешествия в Бельгийском Генте на этом номере, я его ненавижу! Короче от этой станции до голых форм столько времени надо идти, что никаких голых не захочешь! Но пришли. В парке мульон народу. Все загорают (под 30-же), жарят сосиски и шашлыки на специальных плоских одноразовых поддонах. У нас они то же продаются, только запрещено ими пользоваться в пределах Москвы. Пьют пиво. У нас нельзя! Курят!!!! И даже есть и много туалетов. Не дачных клозетов, воплощенных в синем пластике, а стационарных, чистых и удобных, но платных. Сам парк… Нельзя сказать, что это пошло. Нельзя сказать, что это эпатажно, что это будоражит и возбуждает. Это…плоско. Это добротно, как норвежский деревянный дом. Это откровенно, как общая баня. Это местами талантливо, но случайной талантливостью. Я бы отнес это к стилю «мастеровые шутят».
Когда я попытался прикрыть курткой какое-то мужское изваяние, толпы китайцев с гоготом бросились снимать мое хулиганство. По их одобрительным «Нихао» я понял, что это было единственное, что им понравилось в жемчужине Европейской эротики. Не стреляйте…Это мое личное мнение. Насмотревшись «обнажёнки» продолжили маршрут
Осло-Берген
От Осло до Бергена можно добраться несколькими способами, но наиглавнейший и наиинтереснейший — это простой поезд. Хотя, почему простой? Комфортабельный! Идет эта 6-и вагонная гусеница 7 часов, шатая на путях и кидая из стороны в сторону. Но есть один неоспоримый момент в выборе этой траектории: красоты Норвегии. Практически все для просмотра вырезанных океаном в суше проходов (в просторечье фьордов) выбирают морские города, т. е. круизные лайнеры. Задавняя мечта (скорее всего не сбыться), но жуть как интересно. Так вот на самом деле этот Белый Пароход приходит в какой-нибудь Берген, а «уважаемый публикум» развозят по красотам на автобусах и мелких прогулочных дизель или электро ходиках. А когда тебя везет простая железная дорога, которую в силу объективных причин пришлось построить вдоль озер, гор и фиордов, а идет она сначала на Юг, потом на Север вдоль Национального заповедника, то лучше придумать посмотреть нет. Вдруг перед вами расстилаются картинки почти Крайнего Севера. Торосы, льды, снежные склоны гор, синие небо, яркое солнце… И это все на уровне почти 1100 м. над уровнем моря. В любом случае такие красоты с переходом от морских заливов к озерам, рекам, потом горным рекам, а затем к ледовым полям и снова к теплым, залитым солнцем лесам, я не видел.
Много тоннелей, иногда просто деревянные обрешетки от камнепада, иногда полноценная дырка в скале. Так что дорога будет не столь утомительна. Все мечутся от одного окна к другому и фоткают на телефоны. Ну или спят. Учтите, что спиртное можно употреблять ТОЛЬКО в буфете. Я, правда, проскочил со своим пивом, но могут быть нюансы: норды очень общительные с властями люди. Пройдя все эти красотулечки, поезд останавливается
В Бергене.
Тут не зевай. Такси до отеля — 95 крон за подачу, остальное по взбесившемуся счетчику. Оплатить можно картой. Учтите (я этого сначала не понял): дают машинку для карт (POS- терминал) и просят ввести сумму, которая там уже введена. Ну, я, как житель московской глубинки ввожу то, что написано, ПИН и жму Ентер. А оказывается надо ввести сумму с учетом чаевых!!! Особо радует, что понимание этого пришло ко мне только по прилету в Москву. Поселились в забавном отеле Magic Hotel Kl;verhuset. Прямо на первой линии, хотя окна во двор. Всякие дизайнерские решения, в виде навесных потолков, розовых настольных ламп и… ни одного ящика. Короче хочешь удивить любимую на одну ночь — Маджик тебе в руки.
Да, совсем забыл: по телевизору идет где-то 11, где-то 14 программ. Очень похоже на наше. Все время что-то кому-то убежденно говорят, норвежки под 60 демонстрируют хорошее владение электролобзиком, электрошуруповертом и прочими милыми мужскими мелочами. Иногда показывают, как они уверенно заправляют машину. Потом идет реклама минут на 20, затем кадры старого норвежского кино, потом опять показывают престарелую электросварщицу, потом можно выключать, так как фактически все норвежское телевидение ты посмотрел. Есть канал BBC. Эти кажут США, Сирию и Путина. Сам город красив, но европутешественников ничем удивить не сможет. Отреставрированные дома, притершиеся друг к другу, объясняют архитектуру времен освоения Америки. Фактически это естественные форты, где внутренний двор служит для хранения и подноса патронов, а фронт для ожесточенной пальбы по противнику. Обойти с тыла невозможно — там горы. В редкие периоды затишья перестрелок можно заниматься переработкой рыбы и торговым делом, чем собственно купеческий городок и славился. Но домики веселенькой расцветочки. На солнце красками играют и глаз радуют. Местный люд, оторопев от солнечной погоды (в Бергене среднее количество дождливых дней в месяце — 20), тихо бродил по набережной и не верил своему счастью, крепко сжимая на всякий случай привычный зонтик.
Остальные китайцы фотографировали себя, себя на фоне набережной, себя, на фоне скамейки на набережной и скамейку на фоне себя. Можно подняться на фуникулере на гору. Оттуда открываются виды на город, и становится ясно куда идти, а куда не идти.
Правда мы с женой пошли туда, куда надо, а пришли совсем не туда, но это тролли. Есть
Рыбный рынок
Ну как же без этого! Акул нет. Но омаров и крабов, живых и в огромных аквариумах — есть. Креветка, лангуст, устрица и прочия морская деликатеса — горкой. Причем рынков этих фактически два. Один вроде как тур достопримечательность. Он крытый, с кафешками, прилавками, аквариумами и т. п. Второй под тентами. Стоит ряд, примерно из 30–40 таких тентов, то же прилавок, на котором горки того же самого и тут же тебе это приготовят.
Есть мясо кита, китовая колбаса, тут же колбаса из оленя, лося, клубника, голубика и малина. Местная икра в микроскопических банках. Причем если это рыба или икра заводского производства, т. е. разводная, цена одна. Ну, так 80 крон (640 руб.) за 50 гр. Если выловленная в море, то 360 крон (2 880 руб.) за 50 грамм. Особой гордостью норвежских продавцов морских гадов являются банки с надписью CHATKA, производства нашего Дальнего Востока. Цена что-то раз в 6 выше, чем в наших Азбуке Вкуса или Гурмэ. На вопрос «Уай со экспэнссив прайс?», продавец пожал плечами: «Що ви хочете? Це ж справжній делiкатес!» В конце концов, купили крашеную икру сига. Жена попробовала жареное мясо кита. Вроде на «благородном рынке» его не продают, так как промысел запрещен. Скажу так, что конечно если уж совсем в России наступит голодное время, то и китовое мясо придется употреблять. В другой час можно попробовать что-то иное, курицу например. Да и по общему нашему ощущению слухи о качестве норвежской селедки, форели, лосося, раков, крабов, трески и мойвы несколько преувеличены. Неплохо, но не настолько, что бы после этого с брезгливостью отталкивать подмосковную нарезку дальневосточного лосося. Много там просто этого добра. Интересны различные памятники, Ибсену, Григу, просто обычным и необычным людям. Очень обидно и очень досадно, что в нашей Москве платные парковки и бумажные деревья окончательно победили бульвары, парки и городскую скульптуру. Еще можно подняться на самую высокую в окрестностях Бергена гору, на которой стоит телебашня. От туда раскрывается панорама с фиордами и горными вершинками, потому как низенькие.
Тролли немного еще поиздевались над нами, сломав на время телефон, который часов через 5–6 сам внезапно заработал и настал день основного мероприятия —
Аренда машины.
Машину по обычаю заказывали задолго. Отчего-то рентыкары рядом не было и надо было ехать в промышленный район на автобусе, который ходит один раз в час, а билет на него надо покупать опять же в железном ящике. 38 крон. И дело не в цене, а в какой-то троллевской иезуитстике. Ну вот купили вы билет. Его надо активировать/компостировать и т. п. Причем только в передней двери. Но! В течение часа. Если вы за час не поехали никуда, то 38 крон ваши сгорели и идите, ищите ящик по продаже, которых может быть только два на весь их многонациональный город. Уверен, что вскоре у нас именно так решат вопрос пополнения городского бюджета. Я-то этого не знал и закупился билетами заранее. Бодрый усач-шоферюга потребовал от меня приложить картонку к стеклышку, сказал, что «усе пропало» и предложил купить новую картонку у него, но уже за 60 крон! Кредитку брать отказался и повез так. Доехали до нужной остановки, и нашли конуру (реально конура) с гордой надписью Hertz. Что неожиданно порадовало, так это то, что вместо запрошенной какой-нибудь малюсенькой КИА или потрепанного Ситроена, нам выкатили дизельный Volvo V40. Машинка что надо! Но! При оформлении, как водится, спросил про дефекты и потертости кузова. Милейшая девчушка, сказала, что «Уже все отмечено в ваших документах. Запротоколировано и зафотографировано!» И я, полный дурак, мило улыбнулся в ответ и, не проверив сел и поехал… Забегая вперед, скажу, что при сдаче меня ткнули в скол, который был изначально, но в листе не был указан и уверенно заявили (та же девчушка) что это моя вина. Писал какую-то бумажку, объяснял, что не было такого… До сих пор приходят какие-то инвойсы на мелкие по их меркам суммы (плата за проезд по платным дорогам) и блокировка с карты не снята. Боюсь. Но пока этой троллятины не было, а была другая — платная парковка в городе. Хотя я оплатил в парковочной колонке у отеля место на целый час, приехала какая-то газель с ремонтниками и гудела, пока я не убрался. Согнали, короче…Так и не понял чем я был виноват. Ну и ладно…впереди была
Норвегия фиордов, водопадов, гор и рек.
Отчего-то я боялся ехать на пароме. Не то это страх всего нового и неизведанного, не то просто старческая фобия… Но навигатор, хоть и тормоз, вывел нас из города и указал путь на Хойангер (такая деревенька по другую сторону фьорда). Наш маршрут был сформирован и рекомендован моим хорошим другом, путешественником и туроператором Сергеем Петровым и проходил вокруг СогнеФьорда. Детально так: Москва — самолет — Осло — поезд — Берген — автомобиль — паром — автомобиль — Хойангер — автомобиль — Флурё/Баленстранд — Хойангер — автомобиль — паром — автомобиль — Гудванген — паром — Флом — поезд — Мюрдал — Флом — автобус — Гудванген — автомобиль — Берген — поезд — Осло — самолет — Москва. И теперь мы мчались по норвежским дорогам к страшной для меня паромной переправе! Мчались это значит, тащились 80 км. в час — максимально разрешенная скорость. У себя я позволяю несколько более высокие показатели, в пределах спидометра, конечно, но тут почему-то совершенно не хотелось ехать быстрее 80 км. Дорога пустынная, красоты вокруг неописуемые, а дорога петляет так, что контроль после 80 км. в час доступен лишь очень хорошо подготовленному шоферу. Есть места, где машины не разъезжаются и сделаны карманчики, это легко понять по появляющимся бетонным ограждениям. С твоей стороны карманчик, ты туда заезжаешь и пропускаешь, со встречки, значит твое преимущество. Ездить достаточно легко, хотя мне показалось, что ширина проезжей части чуть уже российской. Часть дорог платная, об этом сообщает табличка и писк автомобильного навигатора. В тачку был встроен транспондер, что позволяло не думать ни о чем. Но! Вроде как бесплатной альтернативы в Норвегии нет. Масса горных «автодыр» (тоннелей) и достаточно длинных. Мне встретился 8 км. Но говорят, что есть под 20. Тролли и в этот раз проявили свой скверный характер: навигатор буркнул: «затем посадка на паром» и нам открылась картина уходящего парохода, закрывающего пасть с автотранспортом. Кассы с билетами нигде не было. Море стояло пустынным и ехидно щурилось на солнце мелкой волной. Пока я обдумывал новое житье, за мной, рядом и даже спереди выстроилась стройная колонна наземного транспорта. Это успокоило, несмотря на ужасающий вид пары-тройки байкеров, разрисованных черепами, костями и прочим добрым напоминанием об их благородстве и сдержанности. Ничего страшного в этой плавучей корытине не было. Через полчаса пришла аналогичная махина, молодой паромщик помахал руками, распределил куда кому встать и стал весело собирать деньги.
Цену забыл, но берут за машину по классу и за каждого пассажира. На верхней крытой палубе можно было перекусить в буфете надоевшими сэндвичами и еще чем-то надоевшем. 20 минут и ты на другом берегу. Жми педальку и катись в свой
Хойангер.
Камерный городок на краю фьордного залива. Не особо примечателен. Обязательная церковь, за коей маленький пруд. Интересно другое: во-первых здесь расположен достаточно крупный завод по производству алюминия компании «Hydro». А во-вторых внушительных размеров медицинский центр. Видели мы много инвалидов в колясках и без, за которыми ходили милые служки в белых одеждах. На сайте отеля (отелей, кстати, всего два) я прочел, что в этой коммуне (Хойангер не только село, но и коммуна) местным жителям положен персональный врач. Каждому! Бесплатно! Конечно на одного врача несколько жителей, но… В деревушке есть аквапарк, стадион, школа, два больших супермаркета, библиотека, кинотеатр, два-три кафе с беспредельными ценами на традиционную хлебокотлету и еще что-то. Это все, други мои, на…4 тысячи человек. Три-четыре московских многоэтажки П44Т. Красиво. Ну, в Норвегии везде красиво.
Тролли отметились и тут: пошел ночью фотографировать, не сумел попасть домой. Карточка не открыла дверь в отель, пришлось будить жену и слезно проситься домой. На завтрак был накрыт огромный шведский стол с всякими яствами, которым воспользовались 7 человек. Столько было гостей отеля. А вот свиная отбивная в панировке на ужин была очень ничего. Да и рыба (что-то тресковое) жене понравилась. Гостиница звалась;ren Hotel. Скатались из этой точки в Баленстранд. Эта деревенька имеет не только обрамление из гор со снежными на тот момент вершинами, много воды, свой паромный причал, но и прелестную деревянную лютеранскую церквушку, которой и знаменита. Есть аквариум и пирс, с которого сигала в воду местная молодежь. Правда, это единственный раз, когда я видел норвежские тела в норвежских водах, градусов тепла коих было где-то около 8. Покрутившись, мы продолжили путешествие в
Гудванген.
Это еще более забавная деревня, но уже без заводов и поликлиник. Добраться туда оказалось проще простого: паром прям как нас ждал. Закатились и поплыли. Виды вокруг… Паромщик что-то сказал мне по своему, потом по-английски, потом, наконец, перешел на знакомый и понятный язык жестов: «Развернись! Мы будем вторым носом причаливать. Или скатывайся задом!» И вот я разворачивался на палубе идущего судна, что конечно запрещено, а так интересно! До Гундвангена был один, но красивейший перевал. В снегах, замерзших озерах и с бирюзовыми каналами растаявшего снега. Машин мало, поэтому все останавливаются на смотровых площадочках, фотографируют, говорят друг-другу «Эх! Ух! Фантастик!» и «Вере, а ю фром?» А через перевал вдруг много машин, загорающий на снегу народ, домики в горах, потом водопад, долины и закрытые пансионаты — не сезон. Кофе попить негде. Напомню было 27 мая. Вкатили в Гудванген. Знаете что такое арт-отель? Это такое смелое дизайнерское решение, когда все стилизовано под лодку викингов. А для пущей приобщенности к первобытной природе и Истории стеклянная крыша. Лежишь на низкой деревянной постельке и наблюдаешь плывущие над горами облака. Прелесть! Но! Но никто не предполагал, что в Норвегии температура может быть выше 14–16 градусов по господину Цельсию! А мы приехали в 30! В викинг-пенал пришли тропики. Стекло закрыть было нечем, народ распахнул все двери, окна и сидел голый.
Китайцы, правда, держались в одежде. Видно народ силы немеряной и под стать норвежской нации. К слову, китайцы, конечно, есть современный движитель экономик всего мира. Там, где они не производят, там они потребляют. И если наш Великий Мэр-Сергей крошит Москву под свой туризм без главного ориентира на Китай, то только плитка да бордюры и останутся. Наполненность Европы китайским тур-контингентом запредельна. И если отели и рестораны пока еще не ощущают проблем с сервисом, то остальной бизнес уверенно переходит на китайский язык. Практически в каждом магазине старушки Европы есть 2–3 китайца. Но для нас, не вкитаевленных, все это сводится к тому, что масса из Поднебесной занимает лучшие места везде и к красотам становится трудно через них пробиться. А с пропусканием тебя к обзору достопримечательностей они не очень-то и любезничают, так как их много и они фактически тут хозяева! Да и финансовый поток от них мощен и стремителен. Легко покупают омаров и крабов, а уж на экскурсии так это реально закупаются целые вагоны и пароходы. Гудванген не только место с водопадами и слабо востребованным музеем викингов, но главное — это точка маршрута, куда привозят и откуда увозят турмассу на осмотр фьорда Нерёй, что занесен ЮНЕСКО в их какую-то книгу памятных мест. Затем от этого памятного места берут чуть правее, заворачивают в фьорд Аурланс, который уже не так памятен и заканчивают 2-х часовой курс водных процедур в городке Флом. Впечатляет вся эта поездка. Но человек привыкает ко всему. Было бы это минут 40, на быстроходном катере с ветерком, впечатлений, честное слово, было бы больше. А так ты плывешь тихим ходом. Одна красивая гора сменяется другой, ты делаешь 100500 фотографий, в которых дома разобраться самому невозможно, а близким будет настолько далеко от твоих впечатлений, что они смогут только важно кивать головой, украдкой тихо посапывая.
Выгрузившись на пристани путь поведет (после туалета и магазина с сувенирами) на поезд к местечку Мюрдал. Когда я читал восторги о железной дороге к этому месту, то чуть не принял все за чистую монету. Это и «самая красивая дорога на земле», и «самая крутая (по вертикали) железная дорога на земле», и «самая, самая, самая…" Во-первых все относительно и мне швейцарские ЖД маршруты нравятся больше. Во-вторых, в той же Швейцарии есть станция ЖД Jungfraujoch на высоте 3454 м., а не 865 м. То, что это самая крутая ЖД в мире не оспаривается. Но это самая крутая обычная железная дорога. Т. е. не на зубчатой передаче. И еще — из 20 км. пути 6 км. проходит по туннелям. Хорошо, но не очень много видно. А вот то, что эта сначала промышленно необходимое, а затем туристическое инженерное сооружение было создано героическим трудом, практически вручную, по крайне сложному профилю — да. В этом и есть уникальность маршрута. Хотя природные виды стоят того, что бы включить Норвегию в список стран обязательных к посещению. Не забыть упомянуть, что «граждане отъезжающие, занимающие места, согласно купленным билетам, проходят в отдельные от групп организованных туристов вагоны!» Это так радует! Просто праздник какой-то! В вагоне сидит человек 10. Ты можешь скакать с одной стороны на другую, вылезать в открытое окно, болтать ножками на пустой скамейке… Безусловно, такой свободы в «групповых вагонах» нет. На самой станции делать нечего, если только вам не требуется сесть на поезд и направиться либо в Осло, либо в Берген. Видел таких. Но нам пока этого было не надо. Поэтому, не вылезая из вагона, отправились в обратный путь.
Крутизна совершенно не замечается, что есть подтверждение высоты инженерной мысли строителей. А по прибытию во Флом, идешь, покупаешь билет на автобус и через 20–25 минут ты дома, в Гудвангене. Автобус, кстати, полного междугороднего класса, в нашем случае вез 8 человек. На следующий день по красивой дороге
Мы вернулись в Берген.
Тролли снова напроказничали: поставить машину около отеля в зоне сплошной эвакуации не удалось, поэтому запихнули на стоянку за 220 крон в сутки (1760 руб.) Что в Норвегии удивляет, так это не только стоимость литра топлива: примерно 18 крон — это 144 руб. но и массовость электромобилей. Я в них понимаю мало, поэтому отметил множественность Теслы. И достаточное количество электрозаправок или автозарядок… Что стоит на них Квт. не понял. Но цены на бензин? Заметьте, что Норвегия добывает газа и нефти немеряно! По добыче нефти она занимает на 2017 год 13 место в мире, а по газу вообще 7-е!!! Недаром в моей семье газовиков, при беседах об Иране и Норвегии всегда включаются опасливо-уважительные нотки.
Отель нас встретил новым составом, во всяком случае, в этажах и номерах персонал путался. Имя отеля — Opus XVI. Это в честь знаменитого концерта для фортепиано с оркестром До-минор соч. 16 Эдварда Грига (для любителей https://www.youtube.com/watch?v=LBkKbpKHRas) Творчеству Грига посвящен небольшая часть подвала этого отеля, а по некоторым датам в ресторане играют произведения норвежского композитора и, причем совсем не третьим составом. Продаются билеты, все чин-чином. Ну, 5 звезд, кудыж тута! В номерах планшет, на случай, если вы забыли свой и гладильная доска с утюгом, на случай если вы забыли свои, масса световых излишеств и…неработающий кондиционер с письменным извинением администрации. На завтрак красная икра (местная), раки, лангустины, рыбы, сыры и…никаких сосисок, тюри из яиц и фасоли в томатном соусе. Фасоль эта меня даже тупит. Ну, ребята, это ведь как моченый горох, в наши студенческий годы! Сытная, но самая простая и дешевая еда. Читаем Джека Лондона.
Тролли Лондона не читали и подкинули каверзу покрепче. Придя откуда-то в номер, обнаружили…сорванный кран! Ну, я как сантехник 5 разряда, быстро все перекрыл и телефонографировал ресепсиону «Вотер клоузет из клоузет! Крана смесителя вотер дистройт! Катастрофен! Квуикли, квуикли, сито-сито, блин вааще!» Тот конец коммукакера ответил: «Я Вас услышала. В ближайшее время мы предпримем меры для исправления ситуации. Благодарим Вас за посещение нашего отеля. Чем я могу Вам помочь?» Прошел час. Надо было мыть физию лица. До этого пинали душ. Одев выходные штаны и походную майку-алкоголичку, спустился тремя этажами ниже к девчушкам, с четко поставленной улыбкой. «Ай дон-т спик иностранеш лэнгвуичез! Бат иф Ю дон-т коннект выз юоур БОСС фор май проблем ту намбер эт сри флор…Олл флор андер ми вос дистройт туу. Шторм фьорд. Андерстэнд?» «Уважаемый Господин! Я уже сообщила о наличии небольшой проблемы в Вашем номере дежурной по этажу. Ждите ответа!» По возвращению на этаже встретил суетящуюся дежурную. «Вот Хэппенид? Хэппи Хэллоуин! Крути, давай!» Опа! Пара литров холодной воды в лицо поистине делают чудеса! Мгновенно появился сантехник. Приволок кучу ненужных вещей, но быстро поставил новый смеситель. Выпить отказался. Странные у них сантехники. Точно не наши. Пойдя все эти муки, скатавшись на самую высокую горку и посетив, наконец, музей художника Эдварда Мунка…
Что интересно. Во всей Норвегии русским языком владели стюардессы Аэрофлота, литовец, продававший билеты на катер в Гудвангене, уборщица в этом «Опусе 16» и смешливый украинский продавец рыбы на пристани Бергена. В музее экспрессиониста, известного фактически одной «Крик» картиной…русская речь звучала от кассы, до выхода. Наши шли на искусство, как мотылек на свет! Да простят меня знатоки, ни я, ни местная билетёрша Мунком не прониклись. А вот озеро с фонтаном и парковая зона перед этими музеями просто здорово!
Такси-вокзал-Осло!
Билеты на кармане (еще в Москве было скуплено), вагон безкомфортный (т. е. без бесплатного чая и цикория), WiFi слабо, но есть, красоты скрадывают время в пути… Расслабились и пое… На 2/3 пути, тролли достигли, наконец, апофеоза своей деятельности. Громкая связь поезда что-то непонятно сказала на двух языках и все радостно засмеялись. Внимания-то я тогда не обратил… Вскоре, остановившись на достаточно крупной станции, радио долго что-то вещало, а пассажиры над этим весело смеялись! Прождав часа полтора, публика, прослушав очередной «бубл-гам», собрала чемоданы и подалась на выход. Я тупо крутил головой и поймав молодую индуску за край сари вдруг выяснил, что поезд-то наш сломался. И коли мы не выскочим разом и не пересядем на поданные автобусы, то ночевать, а может и жить, нам на этом полустаночке в заброшенной Богом Норвегии. Вспомнив молодость и ее бесцеремонное покорение поездов в 70-е годы в Крым и обратно, марш-броском был занят автобус с панорамными окнами и кондиционером. До Осло оставалось 4 часа.
А вот красоты по этой дороге стоили того, что бы этот паровоз, да и сгорел. Дальше все достаточно банально. Погулять по Осло не удалось, потому как устали и не ели. А гостиница была та же — привокзальная. Поели-попили, купили билеты на аэроэкспресс и…
Поезд-аэропорт-Москва!
Потому, как после завтрака делать было нечего, а вылет в 13 с чем-то в 11–00 были в аэропорту Осло. Большой, не очень удобный, но аэропорт, да и аэропорт… Стойка регистрации. Тишина. На табло — «регистрация через 5 минут». Тишина. Никого. На табло — «регистрация идет». Тишина. Никого. На табло — «рейс задержан до 16–00». А-а-а-а-а!!!!! Тролли-гмолли!!! Нет, мы вернулись домой, хоть были выпотрошены на предмет наличия взрывчатки. Наши вещи обмазывали какой-то дрянью и совали в неработающий газоанализатор. Было видно, что он не работает, но все важно кивали головой: «все в порядке».
Мы попали на борт, мы даже без особой тряски и уверенно и спокойно сели в Шереметьево, нас почти не грабительски (не по их, а по нашим меркам) довезли на такси до дома и мы даже открыли квартиру ключом. Мы дома. Что
Не могу молчать!
Норвегия страна очень дорогая и непонятно за что. Норвегия страна, где очень трудно жить, но вокруг столько природной красоты, что трудности придется преодолевать. Норвегия страна, где у нас постоянно возникали какие-то коллизии, которых не было в поездках до сих пор, но в результате пребывание раскрывалось еще одной гранью. Мы говорим себе спасибо, за то, что мы на это решились, а норвежцам говорим спасибо, за то, что это решение воплотилось. Тролли! Вам тоже спасибо! От нас и от нашего ярославского домовенка!…Windows 10 объявила установку обновлений…ТРОЛЛИ!!!!