В Коломне я «дошла до ручки». Мало того — я эту ручку съела. Дело в том, что у города два бренда: нет, не дураки и дороги — про первых не знаю, а про дороги — я ехала по железной, на электричке, потом ходила пешком в сухой солнечный день — а гастрономические: пастила и калачи. Конечно, есть еще Кремль, соборы и много всего другого интересного.
Коломенский калач состоит как бы из трех частей: толстого «животика», нависающей над ним поджаристой, хрустящей «губы» и поддерживающей их обоих «ручки». Причем в «животик» можно помещать начинку. Во время еды калач держали за ручку, а так как свои руки были не всегда чистыми, то ручку калача было принято скармливать животным. Возможно, отсюда произошло выражение «дойти до ручки»: если дела совсем плохи, даже ручки приходилось доедать. Дела мои плохими не были, но калач был таким вкусным и хрустящим, а руки чистыми, что я его весь съела.
Пастила. Во время визита Екатерины II в. Коломну в 1775 году купцы напоили ее чаем с пастилой. Лакомство царице понравилось. Процесс длительный, лакомство не из дешевых. Сначала кислые яблоки запекают в печи и перетирают через сито. Затем полученное пюре взбивают, постепенно добавляя сахарный песок и яичные белки (процесс длится более двух дней!). Получается светлая, рыхлая и воздушная масса. Затем сушка — для этого взбитые яблоки выкладывают — постилают на специальное сушильное решето и сутки сушат при 50 градусах. Во время революции рецепт был надолго утерян, но нашлись энтузиастки, которые возродили производство. Музейная фабрика пастилы даже расположена в здании, где когда-то действительно находилось «конфектно-пастильное заведение купца Петра Карповича Чуприкова», основанное в 1852 году.
Увы, ни в музее калача у Пятницких ворот, ни в музее пастилы на Полянской улице я не была: желающих так много, что надо записываться заранее, а я приехала в Коломну только на один день. И приехала-то я посмотреть на старую Коломну. Город был основан в середине XII века. В 1301 году Коломна первым из русских городов присоединилась к Московскому княжеству. С этого времени началось собирание городов вокруг Москвы. Тогда же началось усиление Коломны как города-крепости на южной границе. Город 8 раз был полностью сожжен, неоднократно разорялся татаро-монголами, но возрождался. Мне он показался тихим, уютным, патриархальным городом со старыми, но добротными домишками. Ходила по нему с удовольствием.
Каменный Коломенский кремль был построен за шесть лет с 1525–1531 года по приказу Василия III по периметру старых деревянных укреплений. И если ни один поход ханов Золотой Орды не обходился без захвата Коломны, то с XVI века, после того как были возведены каменные стены, врагам не удавалось взять приступом Коломенский кремль. Строительством Коломенского кремля, скорее всего, руководил итальянский архитектор Алевиз Фрязин Старый, который принимал участие и в возведении стен и башен Московского Кремля и взял его за образец при строительстве Коломенского. Вверху виден рисунок знакомых зубцов.
Первоначально кремль имел 16 башен,
сейчас сохранились 7 башен высотой от 24 до 31 метра, прясла (участок крепостной стены между двумя башнями) высотой около 20 метров и два участка стен. Толщина от 3 до 4.5 метров. Между внутренними и наружными кирпичными стенами засыпался бутовый камень. К середине XVII века город потерял свое военно-оборонное значение, и — не пропадать же добру — стал по кирпичику разбираться местными жителями на собственные нужды.
Наугольная Коломенская, или Маринкина, башня была западной сторожевой вышкой города. Она охраняла сухопутную Московско-Рязанскую дорогу. Название Коломенская объясняется расположением башни у реки Коломенки. Башня многоугольная и издалека кажется круглой. Она же самая высокая. Насчитывает 8 ярусов боя. Второе название Маринкина связывают с легендой, что в Смутное время здесь была заключена Марина Мнишек, жена царей-самозванцев ЛжеДмитрия I и ЛжеДмитрия II. Она исчезла: обратившись вороной вылетела из башни через окно-бойницу (а как еще можно было покинуть укрепленную башню да еще и с высоты 30 метров?).
Маринкина башня. Вид со стороны Успенского Брусенского женского монастыря.
У Грановитой башни внешняя сторона выполнена в форме шестигранника, благодаря форме башня и получила своё название. Она находилась на пересечении Астраханского и Владимиро-Каширского тракта.
Грановитая башня. Вид со стороны Успенского Брусенского женского монастыря.
У стены кремля между Маринкиной и Грановитой башнями установлен памятник Дмитрию Донскому (архитектор Александр Рукавишников). В августе 1380 года Коломна стала местом сбора русских войск, направлявшихся под командованием великого московского князя Дмитрия Ивановича для сражения с полчищами Мамая на Куликово поле. Очень хороший памятник!
На стене, примыкающей к еще одной уцелевшей башне — Ямской (находилась недалеко от Ямской слободы), в 2007 году появились картины коломенских художников Сорогина «За землю Русскую», когда князь Дмитрий прибыл в Коломну для смотра русских дружин. По преданию, икону Богородицы, названную «Богоматерью Донской», преподнесли князю Дмитрию донские казаки, прибывшие на Куликово поле. Икона крепилась на древке, как хоругвь, и была при войске во время сражения. После победы князя московского прозвали Дмитрием Донским.
и Солодкова «Нападение татар на Коломну в 1237 году»
Пройдя вправо вдоль стены, попадаешь на улицу писателя Лажечникова — уроженца Коломны. А там — здравствуйте — стоит городовой, и будочка имеется.
А дальше Успенский Брусенский женский монастырь
с Крестовоздвиженским собором
и Церковью Успения Пресвятой Богородицы. Церковь была построена в честь взятия Казани. В ней находилась главная святыня монастыря — образ Казанской Божией Матери
А за следующей башней виднеется серый конькобежный Дворец спорта и шпиль необычного музея ЖКХ.
Музей ЖКХ был открыт в 2014 году в здании бывшего резервуара для питьевой воды. Цилиндрический железобетонный резервуар диаметром 10 м и высотой 5,58 м был построен в 1902 году, вода в него поступала из артезианских скважин с глубины 120 метров.
Кстати, я встретила две действующие колонки — Шевлягинские бассейки. Свое название они получили по фамилии Марии Шевлягиной, которая выделила деньги на строительство данного водопровода. Но… Шевлягина выдвинула одно условие — чтобы иметь возможность контролировать расход средств, её родственник, владелец кожевенной лавки Михаил Иванович Посохин, должен был стать городским головой. Коломенские власти согласились на это условие. Одна колонка находится на территории кремля, вторая — у музея пастилы. Желающие набрали воды, она питьевая.
Удивительно, но кремль жилой! Здесь много небольших домиков, красивых и не очень, деревянных и каменных. И в них живут. Прямо в центре кремля!
За домом Куприна находится сквер Блюдечко. Здесь были найдены остатки древнего поселения периода железного века. Историки предполагают, что именно на этом месте возникло поселение, откуда началась будущая Коломна.
Проходил какой-то праздник, посвященный лету.
Ну и наконец, Соборная площадь. Архитектурный ансамбль площади складывался несколько веков. А возникла она в XIV веке в результате постройки двух дворцов — великокняжеского и епископского.
Связующим звеном стал Успенский собор, заложенный в 1379 году великим князем Дмитрием Донским после победы русских войск над Ордой. Собор был перестроен в 1672–1682 годах. Предполагается, что в росписи храма в 1392 г. принимал участие преподобный Феофан Грек. С 1581 по 1586 год в этом храме служил святитель Иов, епископ Коломенский — первый Патриарх Московский и всея Руси. В начале XIX века его настоятелем был протоиерей Михаил Дроздов, отец святителя Филарета. Позже в храме неоднократно служил и проповедовал сам святитель Филарет.
На оформление иконостаса ушло 10 кг сусального золота (это уже в недавнее время).
В Успенском соборе до XV века хранилась Донская икона Божией матери, сопровождавшая князя в сражении с Мамаем, а теперь список.
слева - Донская икона, справа - Одигитрия
Справа от храма высится красивая белая шатровая колокольня (1692 год)
В 2007 году рядом с колокольней установили памятник просветителям Кириллу и Мефодию.
Сразу за колокольней — выстроенный в псевдорусском стиле пятиглавый храм Тихвинской иконы Божией матери. Храм выстроен на месте царской резиденции Иоанна IV Грозного.
За ним — храм Воскресения Словущего. Он перестроен из Воскресенской церкви, где в 1366 г. Дмитрий Донской венчался с Евдокией Суздальской.
Слева от Успенского собора находится женский Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь — самый большой в России. Монастырь был восстановлен еще в Советском Союзе в 1989 году в честь 1000-летия Крещения Руси. Комплекс возник вокруг архиерейских палат коломенского епископа. В настоящее время на территории монастыря находится загородная резиденция Митрополита Коломенского и Крутицкого Ювеналия, где он бывает довольно часто. Настоятельница — игуменья Ксения (в прошлом — выпускница журфака МГУ Ирина Зайцева).
Слева от входа — высокая 55-ти метровая надвратная колокольня,
небольшой сквер и Собор Троицы Живоначальной. Храм построен в стиле русское барокко в конце XVII века. Это единственный образец подобного стиля в Коломне, и выглядит на фоне всего остального, на мой взгляд, как-то несерьезно. Но в этом храме, возможно, единственном есть икона Святого Уара, которому православные могут молиться за умерших некрещеными, за самоубийц, атеистов и иноверцев (на фото - икона справа)
А дальше — строение, которое напомнило мне Кижи. Это возведенная в 2002 году часовня с источником в честь святых равноапостольного князя Владимира и Анастасии. В часовне очень красиво внутри, но дедушка на входе фотографировать не разрешил. Здесь можно набрать воды из источника, мне она показалась странноватой на вкус, непривычной.
Еще на Соборной площади рядом с шатровой колокольней находится школа, обычная школа. Дети живут в обычных кремлевских домах и учатся в обычной кремлевской школе.
Кстати, о домах. Покажу еще несколько. Такие хорошенькие! В некоторых находятся музеи.
Вернувшись к Ямской башне, я, повернув налево, пошла искать остальные сохранившиеся башни. Они прямо были как близнецы: Семеновская и Спасская.
Затем я снова повернула в кремль. Алексеевскую (Погорелую) башню увидела вот так:
А напротив нее — Крестовоздвиженская церковь, построенная на месте древнего храма в 1760-х годах и перестроенная в XIX веке. Именно здесь с 1790 по 1825 год хранился снятый с Пятницких ворот список с Донской иконы Божьей Матери — главной святыни города.
А впереди меня ждали Пятницкие ворота. Это главные ворота Коломенского кремля.
Именно отсюда начиналось строительство и деревянного кремля, и сменившего его каменноrо. Башня ворот — массивная, двухъярусная, высотой 29, длиной 23 и шириной 13 метров. Наверху возвышается небольшая башенка-стрельница, в каменной арке которой раньше висел набатный колокол. Когда городу угрожала опасность, дозорный ударял в колокол.
На внутренней стороне башни помещена икона, на которой изображены Пресвятая Троица, Список с Донской Иконы Божией мaтepи и небесные покровители Коломны.
Сбоку особенно видно, как беспощадно время.
На въезде над воротами можно прочитать молитву: «Спаси Христе Боже град сей и люди твоя и благослови въход во врата сия». Возможно, именно с этой молитвой в Коломну въезжали и Дмитрий Донской, и Иван Грозный, и Петр I, и Екатерина II.
Вход в кремль со стороны города
К Пятницким воротам, названным так по имени святой Параскевы Пятницы, считавшейся покровительницей торговли, примыкала Житная площадь, где проводились главные торговые операции. Ну и сейчас здесь торговля кипит. Именно здесь продают знаменитые калачи, о чем я рассказывала вначале. В очереди за ними пришлось постоять, и это помешало мне заснять, как разводили Бобреневский наплавной мост: мост отодвинулся вправо, корабль прошел по реке, мост вернулся на место. От калачной это было видно. Скушав калач с гусятиной, я пошла к мосту. Он довольно новый (2012 год) и широкий, но автомобили по нему пока (или вообще) не ездили, мост пешеходный. Зато я перешла по нему на другой берег Москвы-реки и пошла к видневшемуся вдалеке Богородицерождественскому Бобреневскому мужскому монастырю. Идти пришлось километра два. Когда подошла поближе, конечно расстроилась: шла большая реставрация. Но на территорию войти было можно.
Битва на Куликовом поле пришлась на праздник Рождества Богородицы, 8 сентября 1380 г. Перед битвой тогда еще просто князь Дмитрий Иванович и Дмитрий Волынец (был женат на сестре Дмитрия Донского — Анне) дали обет: в случае победы построить монастырь на коломенских землях Боброка. На следующий год, в 1381 г. у Коломны был основан монастырь. У него три имени: Богородицерождественский, поскольку битва пришлась на этот праздник, Бобренев — по семейному прозвищу Боброка-Волынца (Бобреня), и Обетный — в знак того, что монастырь заложен по обету.
Богородицерождественский собор был хорошо виден из Коломенского кремля. Монастырь мог иметь стратегическое значение в качестве сторожевого пункта, чтобы подавать в кремль сигнал о приближении врага огнем или набатным звоном. В этом случае коломенцы успевали развести наплавной Бобреневский мост и подготовиться к обороне.
В восстановленном белокаменном соборе Рождества Пресвятой Богородицы (1757—1763 гг.) шла служба.
От монастыря хорошо видно Коломенский кремль.
На обратном пути, перейдя через мост и повернув налево, я посмотрела памятник водовозу. До него ведет дорожка с симпатичными скамеечками. Профессия водовоза существовала довольно долго и была востребована. Водовозы возили воду в бочках, черпая ее из реки. Но в 1902 году был построен водопровод, и водовозы стали не востребованы. Остался лишь Водовозный переулок, а в 2012 году появился памятник. Если коснуться кружки, то это подарит хорошее настроение и придаст сил, а если еще и монетку положить — то будет вам счастье! Видимо, это правда: настроение оставалось хорошим, сил у меня прибавилось, за этот день в Коломне я отшагала 24,5 тысячи шагов, это 13 км!
Простившись с водовозом, я пошла в обратный путь. По Москворецкой улице дошла до Арбатской. Улочка хороша! Наверное, живущие здесь люди сами заботятся о ней: должна же она оправдывать свое название. По пути мне встретилась Липа серцевидная (в 1959 году ее посадил старейший житель коломенского Арбата Н. В. Половинкин, участник Финской и Великой Отечественной войн), персонажи Изумрудного города. Ну и какой же Арбат без граффити.
А очередной целью у меня была великолепнейшая церковь Николы Святителя на Посаде. Храм во имя Николая Чудотворца в Коломенском посаде был уже упомянут в писцовых книгах 1577 года. Каменный храм в честь Воскресенья Словущего с Никольский приделом построили в начале XVIII века на средства прихожан. Это храм в стиле московского узорочья, обильно отделанный кирпичной резьбой, его верх украшали 105 кокошников и «пучковое» пятиглавие. Эта красота была утрачена и восстановлена в ходе реставрации в 1970-х годах. Иконы и стенопись утрачены в 1930-х годах. С начала 1990-х годов храм был передан Русской православной старообрядческой церкви. Видимо, порядки там более строгие: внутрь меня из-за брюк даже не пустили.
Ну, а дальше я отправилась на ж/д вокзал, понимая, что город мне понравился. Интересно было увидеть старину, почувствовать историю и походить по тихим улочкам.