Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был сегодня 16:37
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Тамбов — Россия Август 2021

Тамбов основан указом Михаила Романова в 1636 году. Город начинал историю с крепости. Войдя в состав Белгородской черты, она защищала Русское государство от кочевников.

Тамбовская крепость — историческое ядро города. Возведена при воеводе Романе Боборыкине, располагалась у слияния рек Студенец и Цна.

Маленький кусочек великого прошлого

К кремлю был пристроен укреплённый окольный город («острог»). С востока крепость прикрывали воды Цны, с севера — Студенец, а с юга и запада защитой служил ров, заполненный водой.

Кремль имел в плане вид неправильного четырёхугольника, был обнесён рубленной стеной высотой 6 м и протяжённостью более 1,2 км, усилен 12 деревянными башнями, три из которых были проездными.

(Фото из интернета)

Главной являлась проездная Московская башня высотой 51 м. Острог примыкал к кремлю с юга и запада. Его деревянные стены имели протяжённость более 1,7 км и были усилены 12 деревянными башнями, четыре из которых были проездными.

Гарнизон Тамбова в течение XVII века составлял что-то около 1000 стрельцов.

Маленький кусочек великого прошлого

Во время восстания Разина Тамбов дважды осаждался восставшими. Неудачной была также осада во время Булавинского восстания в 1708 году.

В 1738 году Тамбовскую крепость после пожара отстроили заново. Но бастионы уже не потребовались. Границы государства отодвинулись на юг.

Маленький кусочек великого прошлого

Подводя итог, можно констатировать — Тамбовская крепость не была взята ни штурмом, ни подкупом. В официальных хрониках некоторые моменты боевого прошлого не упоминаются, но мы поговорим о них позже.

С 1636 года город начал свободно строиться вокруг крепости, не имея ни малейшего плана застройки. Положение дел сохранялось до правительственного указа от 1763 года «О сделании всем городам, их строениям и улицам специальных планов, по каждой губернии особо».

Генеральный план Тамбова утверждён 9 декабря 1781 года матушкой Екатериной, начертавшей — «Посему быть».

Маленький кусочек великого прошлого

В основу улиц легли старые дороги, сложившиеся вокруг крепости. С 1786 по 1788 год правителем Тамбовского наместничества являлся Г. Р. Державин.

Два года срок небольшой, однако Гавриил Романович успел многое. Тамбовчане считают, что именно Державин дал потенциал дальнейшему развитию города.

Маленький кусочек великого прошлого

Задавшись вопросом, где стояла Тамбовская крепость, точного ответа я так и не нашёл.

До нашего времени от цитадели ничего не сохранилось.

(Памятник Зое Космодемьянской)

Судя по карте, она образовывала неправильный четырёхугольник между Цной, улицами Советской, Степана Разина (речушка Студенец примыкает к улице Степана Разина), и, возможно, Рахманинова.

(Фото из интернета)

В любом случае, бывшая крепость — исторический центр города.

Маленький кусочек великого прошлого

На её территории большое количество объектов,

в том числе Городской парк культуры и отдыха,

Маленький кусочек великого прошлого

а также кафедральный Спасо-Преображенский собор.

В октябре 2017 г. в Тамбове было снесено самое старое «казённое» здание. Оно представляло одноэтажный дом кирпичной кладки и располагалось по адресу ул. Советская 107. Краеведы оценивали возраст на рубеже XVIII — XIX века.

В настоящем древнейшим строением Тамбова считается Спасо-Преображенский собор. Его начали возводить в 1694 году. Стройка по множеству причин затянулась на сто лет и закончилась в 1799 г.

Маленький кусочек великого прошлого

Так что же тогда получается, от седого прошлого в Тамбове ничего не осталось?

Осталось и ещё как! Тамбов может похвастать удивительным объектом под названием — Татарский вал.

Маленький кусочек великого прошлого

Он расположен на северо-восток от города, между сёлами Кузьмино-Гать и Лысые горы. Изначально вал находился на значительном расстоянии от Тамбовской крепости. Теперь город расстроился и уже почти подошёл к Татарскому валу.

Правильное наименование — Тамбовская сторожевая черта (Тамбовский вал Белгородской оборонительной линии), но в народе, увы, прижилось другое название.

Татарский вал — целый комплекс фортификационных сооружений, входивших в Белгородско-Симбирскую линию, защищавшую от набегов крымских и ногайских татар в XVII веке.

Маленький кусочек великого прошлого

(Фото из интернета. М.Пресняков. «На границе с Диким полем»)

Незаметно просачиваясь на территорию Русского государства на сотню километров и более, степняки разворачивались цепью и направлялись назад, по пути грабя и набирая пленников, которых перепродавали на крымских и турецких рынках.

Маленький кусочек великого прошлого

Ещё с X века, дабы перекрыть дорогу степнякам, на Руси делались засеки, благодаря чему оказался уничтожен реликтовый лес. Наибольшее количество засек приходится на XVI–XVII век.

В последующем они перестали быть серьёзным препятствием. Плюс, население Русского государства увеличилось. Началось освоение степи.

Маленький кусочек великого прошлого

Кто точно придумал поставить земляной вал, доподлинно неизвестно. Строительство началось в апреле 1647 года и продолжалось до 1655 года.

Вал насыпался вручную крестьянами и служилыми людьми из ближайших уездов. Это была великая стройка, о которой в наше время мало что известно.

Маленький кусочек великого прошлого

В профиле вал имел вид трапеции с шестиметровым основанием и вершиной двухметровой ширины; высота достигала 3–4 метров; крутизна склонов — 25–30 градусов.

С внешней, южной стороны, располагался ров шириной и глубиной около 2 метров; на небольшом удалении — ещё один ров глубиной 1 метр. Через каждые 10 верст вал был укреплен сторожевыми башнями.

Маленький кусочек великого прошлого

Башни, понятное дело, не сохранились, а остатки двух рвов со стороны Дикого поля просматриваются.

С одной стороны к валу подступает деревня, с другой коттеджный посёлок.

Маленький кусочек великого прошлого

Во время нападения на Тамбов в 1655 году татары вынуждены были делать прокоп, что привело к задержке и огромным потерям в стане противника и позволило защитникам города организовать оборону и отразить нападение.

На каком участке это произошло, теперь никто не скажет. В 1670 и 1685 гг вал ремонтировался, но далее, как известно, оказался заброшен.

Маленький кусочек великого прошлого

Укрепление южных границ поставило преграду степнякам и позволило начать широкое освоение новых земель.

Степняков Русское государство победило не силой, а образом жизни.

Маленький кусочек великого прошлого

На территории Тамбовской области появились нынешние: Рассказово, Уварово, Инжавино, Мучкапский, Кирсанов.

Правда, тут есть моментик…

В советское время за основу российской истории были взяты крестьянские восстания Разина, Булавина, Пугачёва. В этой системе советские историки кое-что упустили.

Благодаря появлению Татарского вала на Тамбовщину потянулись казаки и беглые крестьяне. Их привлекали плодородные земли и возможность скрыться от помещиков. Но царь то не считал эти земли бесхозными…

Маленький кусочек великого прошлого

Алексей Михайлович начал жаловать их служивым людям. Это вызвало недовольство крестьян, обжившихся на новых землях.

В 1670 году на севере тамбовского края началось восстание. 29 октября восставшие осадили Тамбов. Их было около 3 тысяч. Позже отступили, но в ноябре снова осадили город. Только 3 декабря восставшие отошли от города и весной 1671 года были разгромлены.

Повторюсь ещё раз, Тамбов ни разу не был взят — ни штурмом, ни хитростью, ни подкупом, в том числе благодаря Татарскому валу.

Маленький кусочек великого прошлого

В России в частично сохранившемся виде он проходит по Тамбовской, Липецкой, Воронежской, Белгородской и Ульяновской области.

На Украине остатки некогда единого вала в Харьковской и Сумской области.

Маленький кусочек великого прошлого

(Фото Павел Щербань. Кому интересно, предлагаю для изучения материал Павла — Дабы крымский хан на Изюмском шляхте не безобразничал)

И в России и на Украине Татарский вал охраняется государством как памятник истории и природы.

Маленький кусочек великого прошлого

Из 72 км. на территории Тамбовщины уцелело не более 12–15 км.

По валу никто из местных особо не ходит, и никакие тропинки не протоптаны.

Маленький кусочек великого прошлого

Я же, желая осмотреть столь мощную насыпь, решил прогуляться.

Задолго до этого приходилось читать следующее:

Из-за того, что земля на сохранившихся отрезках вала не распахивалась, и из-за особенностей возведения вала (для его непрерывного укрепления использовался дёрн, корни растений которого прорастали в предыдущие слои, прочно скрепляя конструкцию) на его территории «законсервировались» редкие, эндемичные виды цветов и трав «дикого поля».

Маленький кусочек великого прошлого

Приглядываясь к траве, ничего нового я не видел.

Спустившись, понял, что набрал колючек. Если обычные репейники и чертополохи мне, человеку далёкому от ботаники, примерно известны, то здесь я набрал на штаны острых и тонких палок, похожих на пики. Что это были за травы, выяснить не удалось.

Вот какой интересный и мало кому известный объект расположен вблизи Тамбова!