Любой уголок нашей огромной страны славиться удивительно красивыми, не на что не похожими местами и поэтому у внутреннего туризма в России есть огромный потенциал. Но, еще больше каждый уголок России славиться ее жителями, самородками, которые вопреки всему реализуют свой талант и прославляют себя и свою малую и большую Родину.
В 30 километрах от Рязани есть тихий уголок природы, который дает начало национальному парку «Мещерский» — это поселок Солотча. Здесь много замечательных мест, которые привлекают горожан и туристов, но я хочу остановиться на одном небольшом доме с мезонинном, где волей судьбы пересекались жизненные пути многих известных моему поколению людей: Иван Пожалостин, Константин Паустовский. Аркадий Гайдар, Константин Симонов.
Рабочий кабинет Иван Петровича
Ведет экскурсию по музею И.Пожалостина - директор Котова Марина Александровна
Хочу остановиться на простом русском человеке Иване Петровиче Пожалостине (1837–1909).
«На сем месте села Солотчи, выстроен дом на каменном фундаменте, деревянный — 27 мая 1880 года академиком Императорской Академии художеств Иваном Петровичем Пожалостиным — бывшим сельским писарем». Однажды прикоснувшись к этому замечательному дому, хочется услышать его историю и историю людей его посещавших.
Начну с хозяина дома - крестьянского мальчишки Ивана из далекой деревни Ряжского уезда Рязанской губернии. Отец умер, когда Ивану было три года, мама в одиннадцать. С трех лет его главным воспитателем был дед, который заботился о нем и учил в непростых жизненных ситуациях. Дед был набожным человеком, посещал службу, во всем любил порядок. На церковных службах он увещевал нерадивых детей: «Пожалуйста, не шумите!» — от этого и пошла его кличка, а потом и фамилия, которая досталась и внуку — Пожалостин.
Детство Ивана было нелегким, после смерти деда с 11 лет он ходит поводырем со слепым, пасет лошадей, батрачит, прислуживает попу. Здесь впервые проявляется его художественный талант, мелом и углем он красиво рисует. Судьба улыбается Ване, когда 13-ти летнего мальчишку по просьбе местного батюшки пристраивают в Троицко-Зотиковский сиропитательный приют, заведение, где учат на писаря, обучают грамоте, закону Божьему и трудотерапии. Здесь его замечает рязанский художник Николай Иванов, который дает уроки рисования талантливому мальчишке.
Получить художественное образование в то время крестьянскому сыну было нереально, поэтому Иван едет в Рязань учиться на писаря. Окончившего училище юношу определили помощником волостного писаря в Солотче. Здесь он тренировался в рисовании, копируя рисунки.
Благодаря директору рязанской гимназии, оценившему талант Ивана Пожалостина, он попадает учиться в Петербургскую Академию Художеств, на долгие 11 лет (1857 по 1868 год) оставив в Солотче жену с маленьким сыном. Его учителем был выдающийся гравер Ф.Иордан. В то время потребность в граверах была огромной, это ремесло позволяло делать копии картин. Иван хорошо умел рисовать и в его арсенале есть прекрасные портреты, но выбора не было, оплачивали только обучение гравера. Иван успешно освоил классическую технику резцовой гравюры.
Картина маслом. Богоприимец Семион
Иордан считал Пожалостина лучшим своим учеником, его отличала своеобразная техника держать резец, как карандаш. За свои работы Иван Петрович Пожалостин награждался медалями, получил звание художника 3-й степени.
Высшей оценкой его мастерства стало приглашенние выполнить портрет императрицы Марии Федоровны. Выполненный рукой Ивана Петровича портрет императрицы знали все современники.
Он учился в Париже и Лондоне. Преподавателем гравировального класса Академии он стал в 1883 году, уже будучи известным мастером, автором четырех десятков прекрасных гравюр.
Гравюра «Птицелов». Гравюры выполнялись на медном листе с соблюдением пропорций, тенями, в зеркальном отображении. На одну работу уходило по несколько месяцев, но с нее можно было делать по 600 копий, которые расходились по миру.
Среди них портреты: В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова, Г. Р. Державина, К. П. Брюллова, И. А. Гончарова, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, В. Г. Белинского, генерала А. П. Ермолова и других.
Портрет Н.А.Некрасова, а внизу зарисовка портрета В.Г.Белинского. Именно такими мы знаем этих известных личностей (откройте поиск в Интернете и Вы убедитесь в этом).
С 1883 года, Пожалостин начал преподавать, все силы и время отдавая ученикам. Однако резцовая гравюра в качестве репродукционной техники не могла конкурировать с вытеснявшей ее ксилографией и литографией и в 1894 году Иван Петрович ушел на пансион.
Ему была назначена пенсия за заслуги перед отечественным искусством. Художник переезжает с семьей из Петербурга в родную Рязань и поселяется в Солотче. Где строит доживший до наших дней домик с мезонином и там проводит тихую старость с детьми и внуками. Он скончался 25 декабря 1909 года. И. П. Пожалостин похоронен на территории Рязанского Кремля. Его работы находятся в Рязанском художественном музее, который носит его имя, также, как и одна из центральных улиц г. Рязани. Он вышел из крестьян, никогда не кичился своими регалиями, был прост и обходителен в общении. Одно из последних писем замечательный мастер подписал так: «Профессор из мужиков И.Пожалостин».
Можно на этом заканчивать, но этот небольшой домик с мезонином в Рязанской глубинке оказался связанным еще с несколькими выдающимися личностями русской земли.
В 1923 году сюда приезжает Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968), русский и советский писатель, автор великолепных рассказов и повестей о русской природе, четырежды номинированный на Нобелевскую премию по литературе (1965–1968). По его рассказам были поставлены фильмы «Кара-Бугаз» (1935), «Лермонтов» (1943); «Телеграмма» (1957), «Северная повесть» (1960), сказки "Теплый хлеб", "Стальное колечко", "Заячьи лапы", огромное количество добрых мультфильмов, на которых выросло мое поколение.
Кабинет Паустовского на 2-м этаже дома с мезонином
Домик в саду, где жил Паустовский
Имя Паустовского неразрывно связано с Мещерским краем. Здесь, в Солотче, написаны лучшие его произведения. Много сотен километров исходил Паустовский с друзьями по лесным тропинкам и дорожкам в поисках глухих озер, рек и каналов. В музее Пожалостина весь второй этаж посвящен Паустовскому, который вначале снимал домик в саду, а потом и выкупил особняк у потомков гравера. «Самое большое, простое и бесхитростное счастье я нашёл в лесном Мещёрском краю. Средней России — и только ей — я обязан большинством написанных мною вещей» — так писал о Мещерском крае Паустовский.
Ещё одна небольшая ремарка о величии К. Паустовского. В 1964 г. в Москву с концертом прилетела великая актриса Марлен Дитрих и в аэропорту её спросили: "Что Вы хотели увидеть в СССР?" Я хотела бы увидеть автора изумительно го рассказа "Телеграмма " К. Паустовского.
И когда на её концерте на сцену поднялся писатель - она встала на колени и поцеловала его руку и зал поднялся и наполнился овациями!
Охота, рыбалка, сбор грибов, просто прогулки по сосновым лесным чащам Солотчи стали эпизодами его книг.
Последние десять лет путешественник, герой России, пропагандист русской и рязанской земли Михаил Георгиевич Малахов возродил имя Паустовского в Рязанском крае. В Солотче открыты тропы Паустовского, общим объемом более 100 км, по которым с каждым годом все больше и больше энтузиастов и просто любящих здоровый образ жизни людей из разных уголков страны проходят дорогой знаменитого писателя.
Еще один человек, друг Паустовского Аркадий Петрович Гайдар (1904–1941) проживал в этом особняке и даже оставил свой след. В саду стоит и плодоносит посаженная им яблоня, а известные повести «Судьба барабанщика», «Чук и Гек», «Тимур и его команда» изобилуют эпизодами из мещерских лесов.
Для Гайдара Солотча стала «второй Родиной». Вот что сообщал он письмом: «На вершине Казбека мне делать нечего — залез, посмотрел, ахнул, преклонился и опять потянуло к себе, в Нижегородскую и Рязанскую».
Пред домиком с мезонином стоит вековой дуб, который был современником этих великих людей.
Начало тропы Паустовского в Солотче. которая разделена на пять маршрутов для разного уровня подготовки: от прогулок, велопутешествий, туристических маршрутов, тропы для профессионалов. А какие красоты природы встречаются на тропе, какие великолепные торфяные озера, сосновый бор с непередаваемыми запахами. Восстанавливаешь здоровье и получаешь удовольствие.
Тропы Паустовского, по котором ходил с друзьями знаменитый писатель сохраняются и преумножаются сегодня. Приглашаю всех в этот уютный уголок рязанского края.
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм