У многих город Самара ассоциируется только с песней «Ах, Самара-городок». Вот и я про этот город ничего толком не знала, пока однажды мне в одном журнале авиакомпании не попалась статья о нем. Но быстро пробежав ее глазами, я запомнила только фотографию арт-объекта «Бурлаки на Волге», фотографию Набережной и аппетитных красных раков. Всплыло это все в моей голове, когда встал выбор до какого города брать теплоходный круиз. До Астрахани слишком долго, в Казани уже была, оставались Саратов и Самара. Немного подумав, выбрала Самару. Во-первых, в этот город теплоход пребывал 9 мая, а нам хотелось праздника, салюта и новых впечатлений. Тем более что у нас в городе все праздничные мероприятия отменили, а про новые впечатления я вообще молчу. Забегая вперед, скажу, что всё это мы получили, и ожидания Самара оправдала на все 100. Во-вторых, это красивый город с живописными видами и богатой историей, абсолютно зря обделен вниманием туристов. Как сказал встреченный нами местный экскурсовод, в Самару только последний год стали ездить из других регионов, в том числе с Урала, а до этого были в основном москвичи и питерцы. И, конечно же, почти все они прибывали в город с речными круизами. Вот и мы прибыли с речным круизом и от речного вокзала пешком с чемоданом отправились заселяться в гостиницу.
С выбором отеля долго не раздумывала — гостиница «Бристоль-Жигули» была единственным вариантом, который устраивал по всем параметрам. Отель имеет удобное расположение в самом сердце исторического центра на улице Куйбышева. Эта старейшая улица города Самары, как только не называлась — Казачья, Хлебная, Дворянская. С 1 мая 1918 года — Советская. 1 февраля 1935 года стала носить имя видного деятеля Коммунистической партии и советского государства Валериана Куйбышева (1888–1935). Название Дворянская является самым устоявшимся, оно продержалось с 1731 до 1837 год. Вполне себе правильное название, скажу я вам. Здесь находились лучшие гостиницы и рестораны, филиалы столичных банков и редакции газет, музеи, общественный транспорт, первые маршруты которого неизменно проходили по ней.
Но вернемся к отелю. Он удобно расположен и относительно вокзалов от Речного идти всего километр, а до железнодорожного 3 (но туда лучше на такси) и в шаговой доступности от интересных достопримечательностей. Напротив бывшего «Гранд-отеля» (ныне «Бристоль-Жигули») бок о бок стоят два солидных, впечатляющих добротностью отделки здания (улица Куйбышева, 90 и 92). До революции это были самые внушительные финансовые учреждения Самары — Русский банк для внешней торговли и Волжско-Камский коммерческий банк (ныне Художественный музей).
Здание Русского банка было построено в 1914 году по проекту архитектора Белинского. Позже это здание было отдано профсоюзам. Чуть дальше находится Лютеранская кирха,
а напротив нее сидит бравый солдат Швейк.
А еще дальше дом, сохранившейся до наших дней практически без изменений (улица Куйбышева, 95). В нем было здание Самарской публичной библиотеки. Основана она была в 1860 году на базе кабинета для чтения при газете «Самарские губернские ведомости». Самое активное участие в ее организации принимал общественный деятель того времени П. В. Алабин. Самарская публичная библиотека считалась одним из лучших провинциальных книжных хранилищ России: в ее фонде насчитывалось до 36 тысяч томов. При библиотеке был бесплатный читальный зал. Позже в этом здании размещалась библиотека политической книги, в котором сохранились три мемориальные комнаты, где воссоздана обстановка того периода. А какие вокруг шикарные особняки! (Мы еще обязательно прогуляемся по улице Куйбышева). Да и сам «Бристоль-Жигули» является не просто достопримечательностью, а объектом культурного наследия, здание гостиницы занесено в список памятников архитектуры федерального значения.
Здесь останавливались такие известные люди как Алексей Толстой и Федор Шаляпин. Последний даже дал импровизированный концерт с балкона этой гостиницы, для собравшейся под его окнами публики. В настоящее время у всех гостей отеля есть уникальная возможность разместиться в этом легендарном номере (был воссоздан на деньги мецената). Где как не здесь можно окунуться в атмосферу купеческой Самары? Но шаляпинский люкс на одну ночь мы все-таки бронировать не стали.
Эта гостиница в первой половине 20 века была очень респектабельной. В ней в 1900 г. было 60 «комфортабельно» обставленных номеров, имелись ванны с горячей водой, здание освещалось электричеством (от лицензированной динамо-машины). В рекламе указывалось наличие лифта.
«Роскошный» ресторан, обставленный тропическими растениями, считался в 1900—1907 гг. лучшим в Самаре. Кухней управлял московский повар, напитки и закуски подавались здесь изысканные. В банкетном зале ресторана часто проводились благотворительные вечера и концерты, собиралась на свои вечера немецкая община. Рядом, кстати, находилась и находится по сей день лютеранская кирха (но о ней позже). Поэтому замолив грехи, отчего же не начать грешить опять и предаться чревоугодию в лучшем ресторане города. Вот и Алексею Толстому этот грех был не чужд, он в 1942 году регулярно обедал в этом ресторане, несмотря на то, что проживал он в гостинице «Националь». Ну и еще один интересный случай из ресторана. 7 декабря 1941 г. в ресторане произошла драка между американскими и японскими журналистами из-за вероломного нападения Японии на Перл-Харбор. Они здесь проживали во время ВОВ. Но в этом отеле проживали не только зарубежные журналисты. Когда в 1941 г. государственный комитет обороны принял решение о переводе столицы из Москвы в Куйбышев, в апартаментах «Гранд-отеля» располагались представительство Комитета национального освобождения Франции (под руководством Роже Гарро). А в конце 1942 г. Комитет принял авиаэскадрилью «Нормандия-Неман» (летчики-французы которой сражались против Германии на советском фронте на наших самолетах).
Гостиница функционирует в здании аж с конца 19 века, поэтому и не удивительно, что среди ее постояльцев можно встретить такие имена. Изначально здание было построено в стиле неоклассицизм, но во время перестройки здания в 1908—1909 гг. особняк из стиля «неоклассицизм» усилиями архитектора Михаилу Фомичу Квятковского перешел в модный в то время стиль «модерн» с применением элементов декора и оригинальным лепным ограждением всех 3-х балконов 2-го этажа. В этом стиле выдержан весь интерьер и детали гостиницы: двери, зеркала, элементы декора. Но самое главное — это лестница!
Ее вид сразил меня наповал! На первом этаже она укрыта ковровой дорожкой, но уже со второго этажа можно любоваться ее ничем неприкрытой красотой. Надо ли говорить, что лифтом мы воспользовались только когда заехали в свой мансардный номер с чемоданом. Всё остальное время только пешком!
Вот так из трюма на чердак из каюты эконом-класса на нижней палубе перебрались в мансарду. Мансардный номер стоит дешевле, стандартного, но он такой же уютный и комфортабельный. А если бронировать на две ночи и с карты МИР, то можно еще и кэшбек получить 20%. Правда, есть у номера особенность — это окно в потолке, выглядящее как портал в другое измерение (а ночью вообще кажется, что это инопланетяне прилетели тебя забрать).
И еще скошенные стены-потолок — место для удара головой. Кстати, забыла сказать, что в гостинице еще и свое привидение есть! Мы его не встречали, но некоторые гости утверждают, что видели, как по коридорам гостиницы ходит женщина в старинном кружевном платье. Люди предполагают, что это Елизавета Ивановна Субботина, которая была одной из первых владельцев этого здания. Вот не знаю, чего и сколько они до этого употребили (возможно, знаменитого «Жигулевского» перебрали). Или это интересный маркетинговый ход нынешних владельцев отеля. Типа в каждом старинном здании должно быть свое приведение и связанная с ним страшная история. Чтоб как в Англии, чем Самара хуже?
Вот от этого уникального места, овеянного волнами истории, инопланетянами, приведениями и легендами, мы пошли знакомиться с Самарой и проникаться ее атмосферой. А начали с Набережной. Потому что первое, что должен сделать уважающий себя турист — это пройтись по Набережной от начала до конца. А мы себя уважаем, и от удовольствия созерцать волжские пейзажи отказываться не хотим, несмотря, на то, что протяженность Набережной более 5 километров.
История набережной реки Волги в Самаре начинается в 1935 году, когда советская власть решила превратить место, где стояли деревянные торговые склады, в зону отдыха с зелеными газонами, песчаным пляжем и дорожками для прогулок. Уже тогда было задумано, что набережная будет состоять из четырех участков, или очередей. Проект воплощался в жизнь 50 лет.
Сейчас Набережная — гордость Самары. Ее нужно пройти от начала до самого конца, огибая бассейн ЦСКА, который может ошибочно показаться финальной точкой. Можно убить сразу двух зайцев и перед прогулкой по берегу Волги прокатиться на метро (там всего 10 станций), выйти на станции «Алабинская», спуститься вниз к Ладье и оттуда пойти прямо-прямо вдоль реки. Но мы пошли другим путем, с точностью наоборот.
Интересного по пути встретиться не мало. Только успевай вертеть головой. Вот фонтан «Самара» — один из ярких узнаваемых символов города.
Установлен на набережной Волги на Ленинградском спуске в 1986 году к 400-летию Самары. Фонтан находится на Аллее Соловецких юнг
и состоит из 620 водных струй, что символизирует память о 620 юнгах, погибших в Великой отечественной войне. Напротив фонтана скульптурная композиция «Бурлаки на Волге».
Она была установлена в 2014 году в честь 170-летия со дня рождения великого русского художника Ильи Репина, автора одноименной картины. Композиция выполнена из бронзы в форме мольберта, размер которого соответствует реальной картине. Оригинальность памятника в том, что фоном картины является река Волга и естественный окружающий пейзаж.
Скульптура небольших размеров, поэтому ее легко проскочить, отвлекшись на масштабный фонтан. У нас так и получилось, когда шли с чемоданом от речного вокзала. Потом пришлось наверстывать упущенное.
На самарской набережной множество и других интересных арт-объектов и скульптур: памятник основателю города князю и воеводе Григорию Засекину, киногерою фильма «Белое солнце пустыни» товарищу Сухову, поющий фонтан и др.
Летом здесь работают бесплатные городские пляжи с чистым золотистым речным песком. Выше — пешеходные дорожки обустроены для романтических прогулок и спортивных пробежек, есть отдельные трассы для велосипедистов и роллеров.
Если повезет можно встретить уличных музыкантов или даже целый ансамбль.
Шли мы целенаправленно к Ладье, т. к. именно там должен состояться концерт по случаю Дня Победы и с этой точки лучше всего видно салют.
Чтобы преодолеть путь в несколько километров следует подкрепиться, здесь же на Набережной расположены киоски со всякой снедью от шаурмы и блинов до кукурузы. А если пока еще не проголодались, то обязательно попробуйте мороженое САМ-ПО. Прямо здесь на Набережной много точек с богатым ассортиментом. САМ-ПО — самарский бренд, и найти его продукцию можно только в самом городе и ближайших регионах.
Вкус у мороженого незабываемый — насыщенный молочный, с хрустящей вафлей, настоящим шоколадом, кусочками фруктов — в зависимости от того, какой сорт выберешь (мне понравился «Шоколадный трюфель»). Самарское мороженое очень вкусное! Рекомендую! И быть может, вы только ради него захотите вернуться в Самару вновь.
Не любите сладкого, а предпочитаете пенное и горькое? Тогда идемте с нами в известную пивную «На дне», тем более она по пути к Ладье. Для похода в пивную «На дне» стоит выделить отдельное время. И лучше, чтобы это был не в праздник. Т. к. заведение популярное и свободный столик найти будет проблематично. Не повторяйте нашей ошибки. Но мы все-таки нашли куда приткнуться, но долго здесь задерживаться не стали.
Пивная находится прямо у Жигулёвского пивного завода, который построил ещё фон Вакано. Не ждите от заведения атмосферы немецких пивных, но попробовать напиток, который известен на всю страну, так сказать, с пылу с жару, все же стоит, тем более что цена за кружку — чуть больше 100 руб. Сортов здесь несколько. Одного только «Жигулевского» аж целых два! А моя тройка фаворитов выглядит так: «Фон Вакано» (единственный сорт темного пива), «Самарское» и «Фон Вакано. Эль» (самое дорогое в баре).
Пиво без рыбы — деньги на ветер. Ну, или наоборот. Поэтому следующий обязательный пункт нашей программы — попробовать местную рыбу из Волги: вяленная вобла или густера, копченый жерех или толстолобик… Каждый сможет выбрать на свой вкус.
Где? Всё там же «На дне»! Рядом с баром есть киоск с пивом на разлив (его мы тоже взяли, тут продают всего один сорт пива) и там же можно купить рыбу. Или в универсаме, что расположен за углом бара напротив Иверского монастыря.
Затарились. Теперь самое время посмотреть на волжские просторы с высоты смотровой площадки. Поэтому идем дальше по Волжскому проспекту (одна из очередей набережной плавно переходит в него). Между старой и новой набережной расположена Самарская ГРЭС — тепловая станция, обеспечивающая теплом жителей центральных районов, действующая в Самаре с 1900 г. На центральном входе в 2005 году установлен памятник отопительной батарее.
От бассейна ЦСКА ВВС, рядом с которым по вечерам можно увидеть работу потрясающе красивой феерии Поющих фонтанов, берет начало Новая (центральная) набережная. Но мы на нее пока спускаться не будем, а поднимемся на смотровую площадку.
Волга — красивая и могучая река, с теплым песчаным пляжем и зелеными живописными берегами. Глядя сверху на ее просторы вы, возможно, проникнитесь любовью к этой реке. А если нет, то у вас останутся хорошие фотографии. А это отличный сувенир, что можно привезти из Самары. Не так ли?
Лучший вариант — поехать за город на смотровую площадку Вертолетка. Простор, широкая Волга, бесконечное небо — всё это впечатляет даже прожжённых урбанистов. Сам Репин вдохновился местными волжскими видами и писал (а если точнее, завершал) в Самарской области картину «Бурлаки на Волге». Но, наше время в Самаре ограничено, поэтому это не наш вариант. Можно найти неплохие смотровые и в городе. Тем более, что благодаря особенностям рельефа местности, их здесь хватает.
Главная смотровая находится в самом центре Самары, на холме площади Славы.
Тем более, сегодня 9 мая и почувствовать всю атмосферу «праздника со слезами на глазах» лучше места не найти. Здесь целый архитектурный ансамбль, в центре которого высится монумент Славы. На 40-метровом пьедестале — 13-метровая фигура рабочего, держащего в поднятых руках крылья.
Памятник создан в честь рабочих авиационной промышленности Самары, совершившим свой трудовой подвиг во время Великой Отечественной войны и внесших огромный вклад в развитие авиационной промышленности страны. Кстати, автор памятника Павел Бондаренко, тот же, что и памятника Гагарину в Москве. С этой площадки открывается красивый вид на Волгу, Набережную и площадь с фонтанами внизу.
Высокий монумент — символ авиационной и космической славы Самары. Он вместе с барельефом Родины-матери и Вечным огнем — часть архитектурного ансамбля и место памяти героев-самарцев. В это день здесь было многолюдно и торжественно. Жители города возлагали цветы, отдавая дань памяти, тем, кто погиб сражаясь за родину.
Слева красивая церковь в честь Георгия Победоносца на зеленом откосе украшает площадь Славы.
Спускаемся по широкой красивой лестнице опять на Набережную. Неспешный променад по волжскому берегу оставляет самые наилучшие впечатления, здесь можно дышать чистым речным воздухом, а вместе с ним вдыхать неповторимую атмосферу настоящей Самары и наслаждаться неповторимыми панорамами живописных пейзажей великой русской реки.
Завершается данная часть набережной развлекательным центром KIN.UP на ул. Осипенко. Главной достопримечательностью Октябрьской набережной, которая находится в Самаре от ул. Осипенко до Силикатного оврага, является стела «Ладья», установленная в 1986 году в честь 400-летия Самары. Мы ее уже видели с борта теплохода. Но, в связи с праздничными мероприятиями, которые проходят возле нее, здесь царила суета, толкотня и толпы народа, несмотря на то, что до салюта еще оставалось целых три часа. К тому же вокруг стояло оцепление из полиции и в толпу через единственный КПП идти совсем не хотелось. Мы развернулись и пошли искать место на набережной, где можно сесть и спокойно дождаться салюта. И такое место, как нам показалось, нашлось. Но когда часы показали 10 вечера, место стало походить на муравейник. Все-таки с этой пандемией так отвыкли от такого скопления людей. Про салют над Волгой скажу, что было красиво (банально, но факт). Как только отгремели последние залпы, мы отправились в отель. Вначале по Набережной, а потом по ночной улице Куйбышева. Завтра мы здесь еще раз пройдем и все рассмотрим при дневном свете.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия