Позвонила подруга из Полевского, с которой вместе учились в УПИ, и рассказала, что Северский Трубный завод организует экскурсию из Екатеринбурга. Всего за 300 рублей нас довезут до Полевского, проведут экскурсию по музею «Северская домна», потом покажут передовое производство труб на СТЗ, покормят в заводской столовой и в ДК Металлургов для нас будет экскурсия по Народному музею «Малахитовая шкатулка». Платим только за столовую и за народный музей, а все остальное — подарок от завода, который празднует День металлурга. Очень заманчиво. Звоню еще одной нашей однокурснице и через несколько дней мы садимся в красивый комфортабельный автобус у метро Ботаническая в Екатеринбурге.
По дороге в Полевской, до которого от Екатеринбурга меньше 50 км, нам рассказывают об история города Полевской и демонстрируют фильм. Доехали быстро. В городе к нам присоединяется еще группа жителей Полевского. Встретили нас очень радушно с музыкой и танцами.
Приветственное слово сказала Хозяйка Медной горы.
Все вместе мы встали в хоровод.
А потом все желающие могли сфотографироваться с Хозяйкой.
После теплой встречи полевчанами мы уже большим коллективом усаживаемся в автобус и едем на Северский трубный завод.
Это один из старейших заводов Урала. Место для строительства завода выбрал Татищев В.Н. после того как на реке Северушке найдено месторождение железной руды. Железоделательный завод заработал в 1739 году.
Сначала мы подъезжаем к музею «Северская домна», который открыт в 2009 году и разместился на площади 8000 кв.м.
Знакомимся с экспозицией природных камней под открытым небом, установленной в 2013 году.
В декабре 1751 года при Северском заводе была открыта камнерезная фабрика, откуда мрамор отправлялся в Петербург. По качеству этот белый мрамор не уступал итальянскому.
В окрестностях Полевского добывается очень разный мрамор.
Гранит здесь есть и розовый, и серый.
Охраняет богатства Полевской земли Хозяйка Медной горы в образе ящерицы
Затем мы проходим к уникальному сооружению-металлической часовне.
Спасо-Преображенская часовня была изготовлена мастерами завода на пожертвования в конце XIX века. Но в 1920 году часовню разобрали.
В 2001 году по сохранившимся чертежам заводчанами часовня была создана вновь.
Затем мы идем на старинную территорию железоделательного завода.
Здание доменного цеха, построенное в 1859 году, похоже на храм.
На Литейном дворе выставлено металлургическое оборудование разных лет.
Рабочие клети прокатного стана.
Можно посмотреть на кричный молот.
Здесь же выставлены промышленные весы, которые были изготовлены для съемок фильма «Угрюм-река»
Один день съемок проходил на Северской домне и в массовках фильма снимались рабочие Северского трубного завода.
Автомобиль УралЗил выпущен Миасским заводом в 1946 году, грузоподъемность 3 тонны, был списан в 1969 году. Такие машины выпускались с 1933 года по 1948 год.
Паровоз образца 1912 года проработал до 1977 года и теперь он украшает экспозицию.
Осмотрев оборудование разных лет направляемся в производственный храм - доменный цех.
Перед нами старинная красавица-Домна.
Высота печи 14 метров, диаметр 3 метра. При объеме 86 куб метров печь могла выдавать 40 т чугуна в сутки.
Эта печь была построена в 1887 году на фундаменте старой печи 1860 года, она выпускала чугун до 1934 года. В 1974 году признана памятником промышленной архитектуры.
Когда завод начал работать в 1739 году, то кричное железо получали из чугуна, привезенного с других заводов Урала гужевым транспортом, ближайшая небольшая домна была на Полевском заводе в 5 км. Доставка чугуна была очень дорогой.
До появления доменных печей кричное железо получали древним сыродутным способом, без вдувания снизу. Потом появились домницы, когда воздух вдували снизу мехами через сопло без нагрева подаваемого воздуха. В домне используется дутье разогретым воздухом, сейчас до 1200 градусов, а в первых домнах температура была ниже. Вдувание производится через несколько фурм, процесс идет непрерывно, выпускается чугун (содержание углерода более 2%). Для подачи воздуха используются мощные паровые машины, после изобретения которых стало возможным строительство доменных печей. Дмение- дутье по-старославянски, от этого слово пошло название «домница» и «домна».
Колошники для подачи сырья находятся вверху, «колоша» означает порция.
Рядом с домной стоит консольно -поворотный кран.
Шихту завозили на колошники доменной печи по эстакаде на лошадях.
За процессами в печи наблюдали через окошечки.
Рабочий доменного цеха готовиться выпустить очередную порцию чугуна.
По периметру цеха установлены нарисованные фигуры лиц того времени, есть здесь и Алексей Федорович Турчанинов, который, купив убыточные заводы Сысертского округа в 1759 году, сумел сделать их прибыльными.
В левом углу рисунка изображена цапля, которая стала клеймом завода.
Познакомившись со старинным доменным производством перемещаемся к зданию кричной фабрики, построенному в 1842 году.
Перед входом в здание в 2014 году установлен памятник рабочим рукавицам, которые можно примерить.
Музей находится на реконструкции, поэтому часть экспозиции закрыта.
Можно познакомится с Татищевым, который приехал на завод посмотреть как идут дела.
На кричной фабрике получали железо путем обезуглероживания чугуна и отшлаковывания примесей в кричных горнах. Затем с помощью кричного молота очищали железо от примесей.
В 1895 году здание кричной фабрики сгорело, и здесь впоследствии размещались мартеновские печи, кузнечный и прокатный цеха.
Сохранился прокатный стан, который был пущен в 1891 году.
Маховик прокатного стана имеет диаметр 8,5 метров, он приводился в движение с помощью воды, поступавшей с плотины.
Осмотрев музей, мы садимся в автобус и едем к трубопрокатному цеху СТЗ.
На Северском трубном заводе, созданном на базе железоделательного завода, четыре основных цеха: копровый, электросталеплавильный, трубопрокатный и трубоэлектросварочный.
Мы едем в трубопрокатный цех, где в 2014 году запущена высокотехнологичная линия по производству бесшовных труб.
В цехе выставлены образцы продукции.
Заготовки, поступающие из электросталеплавильного цеха, нагреваются до температуры 1200–1300 градусов, затем на прошивочном стане «пуансон» пронизывает заготовку насквозь. Толстостенная труба называется гильзой. Затем гильза прокатывается на валках до нужной длины и толщины.
Эти операции мы смотрели очень издалека и только видели как огненная труба летит к автоматической линии.
Трубы постепенно остывают и перекатываются.
Затем поводится калибровка.
Перед экскурсией нам выдали каски, перчатки, очки и беруши.
До поездки нас предупредили, что нужно надеть немаркую одежду, которую не жалко. Однако в цехе была идеальная чистота.
Все процессы автоматизированы и рабочих вообще не видно, только трубы перекатываются. После осмотра цеха нас собрали в конференц зале.
Служащие завода рассказали, что раньше в цехе работало 6000 рабочих, а теперь только 1800. В 4 смены работают крановщики, диспетчеры, ремонтники. Все процессы автоматизированы. Средняя зарплата на заводе 48 тысяч. Есть бесплатный профилакторий, льготные путевки дают в санаторий завода в Бургасе. Завод градообразующее предприятие и помогает городу в благоустройстве и социальных программах.
После конференции мы пообедали в заводской столовой. Потом прошли по территории завода, по которой можно гулять, как в парке.
Автобус отвез нас в центр города
к Дворцу культуры металлургов.
Здесь стоял красивый автомобиль с бантиком.
Этот автомобиль завтра подарят лучшему сталевару, он этого пока не знает. На всякий случай вызывают врача, а то в прошлый раз человеку стало плохо от радости.
Очень приятно, что у нас есть такие передовые процветающие заводы.
В конце нам провели экскурсию по Народному музею «Малахитовая шкатулка»
Теги:
Автобусные туры