Впервые я проехал мимо этой станции в далёком 1965 году, когда по железной дороге вместе с дедушкой и бабушкой ездили навещать моего дядю, проходившего срочную службу в Харькове. После этого много раз видел небольшой вокзал станции Татищево иногда мельком, иногда, когда ехал на электричке, стоянка занимала несколько минут. И в какой-то момент захотелось посмотреть, а как живёт эта станции и посёлок. От Саратова ехать относительно недолго и в весенний субботний день, повесив фотоаппарат на плечо, отправился на встречу с Татищево. День получился интересным, то выглядывало солнышко, то небо хмурилось и начали падать тяжелые капли дождя, но полнокровного ливня не получилось.
Встретило Татищево как и водится железнодорожным вокзалом, построенным в 1910 году.
Сама станции появилась раньше в связи с появлением железной дороги в 1871 году как станция Марииновка линии Тамбов — Саратов, но в 1905 году её переименовали в Татищево в честь Василия Никитича Татищева (1686–1750).
На станции он естественно никогда не был, но в 1905 году была 155-ая годовщина с его смерти и кто-то вспомнил, что Татищев в 1741 году побывал в городе Саратове перед тем как стать астраханским губернатором. Саратов входил в состав Астраханской губернии с момента её образования в 1717 году, затем был передан в состав Казанской губернии, где и пребывал с 1728 по 1739 год, затем вернулся в состав Астраханской губернии, где и правил Татищев вплоть до 1745 года. А Саратов в ноябре 1780 года стал центром вновь образованного Саратовского наместничества.
Удивительно, что станцию и посёлок в советское время не переименовали, ведь Татищев был дворянином и занимал многочисленные государственные посты, служа верой и правдой Российской империи.
Для железнодорожников было на станции построено 5 жилых зданий.
До 2005 года на перроне можно было увидеть водонапорную башню — ровесницу железнодорожного вокзала, но её снесли, хотя внешне она выглядела крепкой. Зато другая водонапорная башня на привокзальной площади не только сохранилась, но в ней даже устроили магазин в несколько этажей, в верхнюю часть магазинов ведёт винтовая лестница.
Мост через железнодорожные пути появился гораздо позже железнодорожного вокзала.
По нему мы пойдём на другую сторону посёлка.
Раньше железнодорожной станции появилась во второй половине XIX века вдоль реки Идолга деревня Мещановка. Состояла она изначально из одной улицы, на которой до сих пор находятся основные достопримечательности Татищева и которая называется в настоящее время Советской. Поэтому переходим на другую сторону железнодорожных путей, всматриваясь на пешеходном переходе вдаль и отправляемся к центральной площади Татищева.
Интересная конфигурация зеленой зоны. Два четырёхугольника, приставленных к друг другу, образуют единое пространство, но часть от дороги до центральной площади носит собственное название.
При этом часть центральной площади с фонтаном, который пока еще не работал, имеет своё название.
На центральной площади находятся три памятника.
В 1983 году здесь появился мемориал, посвященный Великой Отечественной войне.
Прежде всего в глаза бросается стела со стоящим рядом с ней воином-победителем, освободителем Европы от фашистских полчищ. Много в области памятников, посвященных далёкой войне, но этот памятник один из самых выразительных и динамичных.
Позади памятника — каменная балюстрада с барельефами, изображающими различные эпизоды войны.
Еще один памятник создан в виде плиты с мемориальной доской с именами Героев Советского Союза из Татищевского района. Из 10 героев Советского Союза лишь четверо дожило до Победы, остальные получили звание Героя Советского Союза посмертно.
Босов Алексей Петрович (1910 — 1941), "Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 162) старшему лейтенанту Босову Алексею Петровичу присвоено 17 ноября 1939 года за твёрдое и мужественное командование ротой и личный героизм, проявленный в ходе Халхингольской наступательной операции... 18 ноября 1941 года в районе села Малые Городищи герой погиб, уничтожив в этот день огнем из пушки и таранным ударом восемь вражеских танков и один самолёт."
Васильев Владимир Андреевич (1925 — 1945) не дожил до Победы чуть более месяца. "Звание Героя Советского Союза Владимиру Андреевичу Васильеву присвоено посмертно 29 июня 1945 года за умелое командование ротой при овладении пригородом Гданьска — Оливой, отвагу и мужество, проявленные при форсировании реки Мертвая Висла."
Евтеев Иван Алексеевич (1918 — 1944) участвовал в десанте, освобождавшем город Николаев. Двое суток отряд вёл кровопролитные бои, отбил 18 ожесточённых атак противника, уничтожив при этом до 700 солдат и офицеров врага. Во время последней атаки фашисты применили танки-огнемёты и отравляющие вещества." Когда советские войска вошли в город, то увидели "6 уцелевших, едва державшихся на ногах десантников, ещё 2-х отправили в госпиталь. В развалинах конторы нашли ещё четверых живых десантников, которые скончались от ран в этот же день. Геройски пали все офицеры, все старшины, сержанты и многие краснофлотцы. Геройски погиб и Иван Евтеев. Все 68 героев-десантников были представлены к званию Героя Советского Союза.
Коннов Василий Дмитриевич (1913 — 1945) "Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 сентября 1944 года за отвагу и мужество, проявленные при форсировании реки Горный Тикич гвардии капитану Коннову Василию Дмитриевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"
Лапшёв Анатолий Алексеевич (1924 — 1945) погиб за две недели до Победы, 26 апреля 1945 года, при штурме Берлина.
Мельников Пётр Андреевич (1914 -1984) ожил до Победы,до войны работал инструктором Татищевского райисполкома, после войны был начальником Саратовского и Ульяновского танковых училищ. Звание Героя Советского Союза было "присвоено 31 мая 1945 года за отвагу и мужество, проявленные при штурме Берлина."
Мясников Евгений Александрович (1920 — 1991) был лётчиком, " Участвовал в Белгородско-Харьковской, Донбасской, Днепропетровской, Никопольско-Криворожской, Одесской, Львовско-Сандомирской, Будапештской и Венской операциях. "
Пономарёв Пётр Тихонович (1924 — 1943) погиб в Белоруссии. "26 октября 1943 года в районе деревни Рабовичи противник предпринял девять контратак против наступавшего здесь 334-го гвардейского полка... Истекая кровью, превозмогая сильную боль, Пономарёв поджёг фашистский танк и продолжал стрелять по пехоте из орудия и автомата до тех пор, пока вражеский снаряд не оборвал жизнь героя. Всего за два дня боев ...Пономарёв П.Т. уничтожил четыре танка, два бронетранспортера и до двухсот гитлеровцев."
Пресняков Иван Васильевич (1916 — 1988) после войны жил в Саратове. "Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 2029) старшему сержанту Преснякову Ивану Васильевичу присвоено 10 января 1944 года за отвагу и мужество, проявленные при форсировании Днепра и в боях за удержание плацдарма на правом берегу реки."
Шигаев Григорий Фролович (1915 — 1954) получил звание Героя Советского Союза за участие в штурме Берлина.
10 мая 2010 года был открыт памятник «Землякам погибшим в локальных войнах и вооруженных конфликтах». Более 300 человек из Татищева выполняли интернациональный долг вдали от родных мест, многие из них награждены орденами и медалями. Им всем посвящен этот памятник, хотя на мемориальной доске имена только шести человек, погибших в Афганистане и на Кавказе.
ГРИШИН АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВИЧ (1980 -1999) родился в г. Сорталава Карельской АССР. На военную службу был призван в 1999 году из с.Вязовка, куда переехала семья Гришиных. Младший сержант. Погиб 20 августа 1999 года при оказании помощи МВД республики Дагестан в локализации вооруженного конфликта.
КОРОЛЕВ ВЛАДИМИР ВИТАЛЬЕВИЧ (1983 — 2002) родился в с.Идолга Татищевского района. На военную службу был призван в 2001 году. Рядовой. Погиб 30 января 2002 года от взрыва противотанковой мины в составе разведгруппы в результате преследования боевиков.
ЛУКЬЯНОВ ВИКТОР НИКОЛАЕВИЧ (1978 — 1999) родился на станции Курдюм Татищевского района. После окончания девятого класса Виктор поступил в профтехучилище в г.Саратове, но из-за сложного материального положения бросил учебу и ушел в армию. 20 августа 1999 года рядовой Лукьянов погиб от взрыва гранаты в городе Кизляр при нападении боевиков.
МАЛАШИН АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ (1973 -1995) родился в селе Комсомольский Краснокутского района Саратовской области. В 1994 году закончил Санкт-Петербургское высшее общевойсковое училище. С августа 1994 года командир взвода ВДВ. Погиб 13 января 1995 года при штурме дома правительства Чеченской республики. Награжден Орденом "Мужества" посмертно. Похоронен в р.п.Татищево.
САВРАН СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ (1967 -1987) родился на станции Кологривовка. 25 февраля 1987 года, ефрейтор расчета АГС-17 третьей пограничной заставы десантно-штурмовой маневренной группы войсковой части 2033, Савран С.И. погиб в бою с бандитской группой в районе Калькут на острове Даркат в Афганистане.
САЛЬНИКОВ ИГОРЬ АНАТОЛЬЕВИЧ (1974 — 1999) родился в с.Колояр Вольского района Саратовской области. Окончил Татищевскую среднюю школу, из Татищева призван в армию в 1992 году. Побывал во многих горячих точках: Босния и Герцеговина, Абхазия, Чечня. При проведении разведки по уничтожению бандформирований в Республике Чечне, БТР, в котором находился прапорщик Сальников, попал в засаду и был расстрелян в упор. Игорь получил тяжелое ранение в голову и умер 19 октября 1999 года.
Квадрат площади образуют старое
и новое здания администрации,
За доской почёта видна церковь Храм в честь Казанской иконы Божией Матери.
История движется по спирали. Если в тридцатых годах прошлого века церкви превращали в клубы и кинотеатры, чтобы не тратить деньги на постройку новых учреждений культуры, то в последнее десятилетие прошлого века пошёл обратный процесс — храмы стали возникать в зданиях, которые никогда не были церквями.
В 1994 году в Татищево, где никогда за его историю не было храма, под церковь было передано пустующее здание бывшего кинотеатра.
Его приспособили под церковь, а в 2006- 2011 годах он был полностью перестроен, что позволило установить вот эту мемориальную доску.
Располагается храм на примечательном месте — между районной администрацией и рекой Идолга.
Прямо за храмом мостик через речушку и можно попасть на другую её сторону к стадиону.
Хотя величание рекой для этого неширокого водного потока звучит громко, но пройдя через мостик над водной преградой,
я увидел место, громко именуемое речным портом,
возле которого даже указатели поставлены.
Пройдя несколько метров, упираюсь в закрытые ворота местного стадиона, на территории которого убирается миловидная девушка и ждут чего-то велосипеды.
А не доходя стадиона находится «Замок любви».
Как потом выяснилось — на этом осмотр Татищева в принципе можно было завершать и отправляться обратно в Саратов, но было интересно найти старинные здания. Ничего особенного найти не удалось. Большей частью обычная одноэтажная постройка.
Дома разнотипные, но в отличие от Хвалынска
Дополнительная красота деревянного дома-хвалынские наличники — большинство домов ограждено заборами.
Чуть в стороне от центра уже нет асфальта.
Вдоль железной дороги идёт асфальтированная дорога по улице Красноармейская, на ней встречаются двухэтажные дома, похоже постройки середины прошлого века.
Не поленился, прошёл по улице и дошёл до пожарной части.
Разговорился с пожарниками, они рассказали, что построено здание в 1961 году, тоже ничего старинного. На территорию меня не пустили, видимо там много наглядной агитации типа этой, не дай бог враги узнают тайну наших пожаров.
Они рассказали про то, что в десятке километров отсюда находится Октябрьский городок, со старинными постройками. Собственно в честь Мариинского приюта для незаконнорожденных детей дворян, который там когда-то размещался и была названа первоначально станция Татищево. В той стороне, где находится Октябрьский городок виднелись какие-то не дымящиеся трубы.
Повернул возле пожарной части направо и через железнодорожные пути перешел на другую сторону посёлка, где находится вокзал. По пути попались старые склады.
Любят в Татищево выкладывать в скверах валуны, видел я их по всему посёлку.
Дошел до привокзальной площади, на которой уже отбушевал базар, и решил отыскать памятник Ленину, оказалось далеко идти не надо.
Обычно памятники Владимиру Ильичу на железнодорожных станциях Саратовской области устанавливали на привокзальных площадях, но в Татищево на привокзальной площади не было никаких памятников. Вторым излюбленным местом для установки памятников вождю мировому пролетариату обычно являлись площади перед районной администрацией, которые обычно размещались на месте бывших райкомов КПСС. Но и там памятника Ленину не обнаружилось.
Но я точно знал, что такой памятник есть. Кто может помнить о памятнике? Правильно -представители старшего поколения. Я подошел к торговавшей всякой всячиной пожилой женщине и спросил про памятник.
«Не знаю не снесли ли его,« — ответила добрая женщина, — «но раньше он стоял у КБО"и показала как туда пройти. До памятника оказалось идти не так уж далеко — один квартал от железнодорожного вокзала.
Размещался памятник Ленину на небольшой площади, позади памятника слева находилось облупленное, множество лет не знавшее ремонта здание.
Это и оказалось КБО, бывший комбинат бытового обслуживания. А памятник Владимиру Ильичу Ленину появился здесь еще в тем времена, когда вместо КБО находилась школа, собственно под школу здание и строилось.
Возле памятника увидел торчащую из сарая водонапорную башню.
Пока я гулял по посёлку, местные люди занимались благоустройством, приводя в белый цвет бордюры на дорогах. Видимо шла подготовка к празднованию Первого Мая, причём поставка краски производилась централизованно, т. к. в конце дня возле центральной площади скопилось целая куча использованных стройматериалов.
Работы по благоустройству завершились как и моя прогулка.
Для электричек, отправляющихся из Татищево или чей путь заканчивается на станции предусмотрены дополнительные пути.