До поездки в экспедицию Туристера «Зов пармы» я думала, что есть национальность «коми» и есть национальность «пермяки» и отсюда и название «коми-пермяцкий округ». Ну, так же как Ханты-мансийский округ. Оказывается, все не так. Коми называют сейчас коми-зырян, которые живут севернее коми-пермяков, а коми-пермяки — это национальность. Эти народы близкородственные, но все-таки это самостоятельные народности, которые входят в угро- финские народности, язык которых имеет общие корни. Удивительно, что к угро-финским народностям относятся эстонцы, венгры, а также ханты и манси и даже саамы. Очень давно была в Ханта-Мансийске и удивительно, что эстонцы и ханты имеют общих предков, такие они разные. Коми-пермяки принадлежат вместе с удмуртами и коми-зырянами к пермской ветви угро-финских народностей. На коми-зырянах больше сказалось древнерусское влияние, а коми- пермякам удалось сохранить свою самобытность
Язык коми-пермяков имеет большое число говоров. Пере-маа на языке коми «лесистая гора» Отсюда и пошло название Пермь. На финском языке пере — маа — окраина.
Коми-пермяцкий автономный округ был установлен в 1925 году, а в с 1 декабря 2005 года автономия отменена после референдума, округ был объединен с Пермской областью и образовался Пермский край. Однако это очень национальный округ, здесь живет более 50 процентов коми-пермяков. Официальные языки — коми-пермяцкий и русский. Всего в России проживает около 150 тысяч коми-пермяков и больше 100 тысяч из них живут в коми-пермяцком округе.
Интересны представления коми о происхождении Земли. По распространенной версии Земля произошла от утки. Первопредок коми — медведь. У коми-пермяков никогда не притеснялась женщина, всегда было равенство полов.
Сквернословие осуждается обществом.
Интересно, что на коми-пермяцком «ком» — это мужчина или человек.
Письменность коми-пермяков основана на кириллице, но добавлены две буквы: i и о с двумя точками наверху.
Коми-пермяцкие селения небольшие, расположены на водорзделах. Вот такой вид с холма деревни Ваганова.
Дома коми- пермяков — это два-три неплотно пристроенных сруба, построенные из половинок толстых бревен.
Большое значение в жизни коми-пермяков имеют реки. Всегда их поселения по берегам рек. Поближе познакомиться с обычаями этого народа мы приехали в деревню Ваганова, которая расположена в 28 км от Кудымкара. В деревне живет всего 260 человек, в ней 9 небольших улиц.
У ворот Культурно — досугового центра нас встретила приветливая местная жительница Ольга Николаевна. Когда-то она работала в этом здании, в котором раньше была школа, учителем математики, потом была председателем сельсовета, а теперь встречает гостей и рассказывает о коми-пермяцких обычаях.
Сначала любуемся на реку Велву.
Затем приветствуем березку,
привязываем к ней бантики и загадываем желания.
Для обеда надо натаскать воды. У некоторых хорошо получается.
Даже Марина не побоялась поднять два ведра.
Главный редактор Туристера тоже приобщился.
Пора заходить в дом. Чтобы отпугнуть злых духов надо пройти под дугой с колокольчиками.
В большом зале уже приготовлен стол.
Но садиться за стол еще рано. Сначала нам рассказывают о быте коми-перняков. В культурно-досуговом центре собрана неплохая экспозиция одежды коми пермяков и бытовых вещей.
Одевалось местное население в холщовые рубахи, косоклинные сарафаны, сверху одевали фартук и кокошник. Большое значение имела вышивка. Ольга Николаевна подробно рассказывает что означали разные узоры на вышитых рубашках. Очень важны были вышитые пояса, кушаки, которых большая коллекция. И каждый рисунок на поясе имеет свое значение.
Вышитые полотенца такие же как в России.
Здесь же стоит ткацкий станок.
Познакомившись с бытовыми предметами мы переходим в следующее помещение. Здесь все для приготовления муки из зерна.
Можно и самим попробовать зерно помолоть.
Заходим в следующее помещение, это кухня с большой печью. Тут уже и тесто подошло. Начинаем печь оладушки. Выложив ложкой тесто на сковороду, сверху намазываем сметанно-крупяную смесь с ячневой крупой, куда добавлены яйцо, соль и сахар.
Ольга Николаевна ставит оладушки, они же крупяные шанежки, прямо в печь.
В жаркой печи шанежки быстро испеклись.
Сразу горячими и попробовали.
Когда вышли в вестибюль удивились: на скамейки сидят три женщины в национальных костюмах.
Это из соседней деревни прибыл ансамбль ««Старый лапоть»
Расставив стулья в зале смотрим выступление шустрых женщин. которые поют на своем языке и танцуют. Коми-пермяки очень музыкальный народ, почти каждый играет на каком-нибудь инструменте и поет. Некоторым музыкальным произведениям больше тысячи лет. Они поют прибаутки, веселые песенки.
А потом пустились в пляс с большим огоньком.
Нас тоже стали учить танцевать национальный танец тупи-тап. У нескольких человек получилось.
VID 20210702 184727
Танец тупи- тап
Время уже к трем часам- пора и обедать. Перед тем как рассадить гостей подают сур, напиток из ржаного солода.
Сначала надо отказаться несколько раз, потом, выпив сура, гости садятся за стол. Коми-пермяки очень гостеприимный народ!
На столе салат из зелени, шанежки с картофелем, оладушки, которые мы только что испекли. Всем разливается коми пермяцкая окрошка, которая называется кушман. Кваса здесь нет. В воду кладется редька, картошка, яйцо и зелень, добавляется сметана. После того, как Ольга Николаевна налили напиток местного производства гораздо крепче, чем сур, некоторые попросили добавки кушмана.
Мы засиделись. Очень интересный народ коми-пермяки и очень трепетно хранят свои обычаи.
Фотоальбомы к рассказу
Теги:
Автопутешествия