Я давно знала, что где-то над знаменитым немецким угольным карьером Гарцвайлер есть пара смотровых площадок, но добралась до них только на днях.
А собиралась я на них побывать каждый раз, когда проезжала по самой кромке этой гигантской открытой шахты, по 46/61-му автобану, что ведёт в сторону Аахена.
Когда едешь по нему, никаких вывесок, говорящих о том, что ты проезжаешь мимо Гарцвайлера, нет.
Сначала дорогу со всех сторон начинает обступать целый лес крутящихся ветряков, а потом за небольшими полями начинается глубокая и неимоверно широкая яма, на склонах которой, как странные насекомые, работают громадные машины.
А при чем тут ветряные двигатели и почему их здесь особенно много.
Мы называем их между собой «вентиляторами». Они действительно похожи на вентиляторы на длинной ноге, но никакого ветра они, конечно, не делают, это ветер вращает их.
Дело в том, что это шахта каким-то образом образует ветер, и если где-нибудь в Кёльне ветра вообще нет, то здесь он есть. Если же в Кёльне дует ветер, то в районе Гарцвайлера бушует ураган.
В такие дни на автобане даже грузовики переворачиваются, и я всегда рада уже проехать этот участок автобана и расслабить руки на руле вдали от карьера.
Здесь с 1907 года добывают бурый уголь. Тогда ещё не с таким размахом, но так же, как и сегодня, открытым способом. Это значит — не под землей, а прямо с поверхности.
Из самого первого карьера — Нойрат в 60-х годах появился Фримендорф, а из него в 1983 -м году уже разросся Гарцвайлер.
Название своё он получил от деревни, что первой пала жертвой неотвратимого расширения карьера.
С 13 века деревня Гарцвайлер стояла на богатом месторождении бурого угля, не зная ни об этом, ни о том, что когда-то оно ее погубит.
Конечно, о своих планах концерн RWE сообщил заранее и начал выкупать по отдельности один за другим земли и дома жителей, предоставив им недалеко новую землю для Нового Гарцвайлера.
Гарцвайлер перед сносом. Фото из интернета.
Жители стали покидать обреченную деревню.
В 1987 году закрылась школа, в 1988-м забили досками окна и двери в правлении и больнице.
Все покинутые дома сразу сравнивали с землей.
Фото из интернета
В 1989 году разрушили и деревенскую церковь.
Фото из интернета
С 60-х годов по такой схеме Гарцвайлер проглотил 40 деревень и на этом не успокоился.
На очереди сейчас — Кайенберг. Небольшая деревня, 318 домов и одна церковь должна исчезнуть в 2023 году.
Фото из интернета
Она уже сейчас стоит в четырехстах метрах от края шахты, и в тишине ночи в домах слышно как вгрызаются в землю зубья гигантских экскаваторов.
Лет 17 назад в деревню Иммерат я ездила забирать котёнка для подруги. В 2006 году этой деревни не стало, как и сарая, где жила на вольные хлебах пушистая кошка с котятами.
Примерно 15 лет назад один знакомый из Отцерата, деревни, что находилась тогда в стадии расселения, попросил меня нарисовать усадьбу его отца с его любимым трактором.
Теперь эта картина, наверное, висит где-то на стене нового дома в Новом Отцерате и напоминают о том, что безвозвратно исчезло.
А тем временем 7 огромных экскаваторов, два из которых считаются самыми большими, движущимися машинами в мире, продолжают черпать своими мощными ковшами землю, увеличивая карьер Гарцвайлер.
Против хозяина карьера, концерна RWE, время от времени возникают многотысячные протесты как жителей ближних деревень, так и защитников природы.
Это, а может и что-то другое принесло плоды.
Дальнейшие планы RWE слегка урезали.
Так, закончить добычу угля здесь должны не в 2045-м, а в 2038-м году.
Площадь карьера тогда будет не 68 квадратных километров, а всего 48.
Четырём деревням будет сохранена жизнь, а вот эта ещё стоит под вопросом.
Вид у неё уже обреченный, неведение — хуже всего.
Посмотреть из близи на это «творение» рук человеческих не так просто, все подходы к карьеру загорожены и охраняются. Подойти нельзя нигде, кроме двух официальных, специально оборудованных смотровых площадок.
Одну из них я нашла легко.
Garzweiler Skywalk в 41363 Jüchen
Сверху видно, как по многокилометровой ленте внизу постоянно несётся куда-то порода, из которой происходит бурый уголь.
Вторую смотровую площадку найти трудно, она находится на полосе отчуждения между автобаном 46 и карьером, называется:
Aussichtspunkt Tagebau Garzweiler Nord.
Виды стоили того, что бы ехать и искать эти площадки.
Они впечатляют.
Удивительно, но никакого грохота от работы внизу не слышно, только птицы поют, да ветер шумит.
Один зуб гигантского экскаватора на смотровой площадке
Что же будет потом, после 2038 года с этой гигантской ямой, глубина которой достигает 210 метров?
Из неё решили сделать озеро.
Как только работы прекратятся, будут отключены насосы, которые все это время откачивали грунтовую воду.
Но если ждать, что только она будет наполнять карьер, то скорее наступит второе пришествие.
Специалисты говорят, что по площади озеро Гарцвайлер будет чуть меньше Штарнбергского озера, но гараздо глубже него.
А где взять столько воды?
В Рейне, сказали специалисты и прикинули, что для этого понадобится 70 лет подряд отводить в карьер из Рейна по 2 миллиарда кубометров воды в год.
Какими бы долгожителями эти специалисты ни были, через 87 лет к ответу их уже не призовут.
А вот меня терзают смутные сомнения.
Рейн и так не слишком полноводный в последние засушливые годы, а если ещё устраивать из его воды глубоководное озеро, то в Дюссельдорфе по нему смогут плавать только бумажные кораблики.
Про Нидерланды я уже и не говорю, им от Рейна уже ничего не останется.
Только я ведь не специалист, а на виртуальных картинках кораблики на голубой глади озера Garzweilersee выглядят очень соблазнительно и живописно.