Почти в центре Алупки, в окружении зелени старинного парка возвышается величественный и сказочный Воронцовский дворец — уникальный памятник архитектуры первой половины XIX века.
Почти в центре Алупки, в окружении зелени старинного парка возвышается величественный и сказочный Воронцовский дворец — уникальный памятник архитектуры первой половины XIX века.
Дворец построен как летняя резиденция видного военного государственного деятеля России графа, а потом и Светлейшего Князя Михаила Семеновыча Воронцова, генерал-губернатора Новороссии. Даты строительства 1830–1846 годы.
Дворец окружает прекрасный парк, разбитый в стиле английских регулярных садов, чернозем для которого завозили с Украины и Ай-петринской яйлы и в корзинах разносили по склонам. На 40 гектарах очень сложного рельефа было высажено свыше 200 видов деревьев и кустарников из различных стран мира.
Именно с парка мы и начинаем нашу экскурсию. Поражают огромные вековые деревья, очень тяжело перенесшие холодную зиму 2011–2012 года. Мы проходим мимо сосен и вековых кипарисов которые теряются за скалами и каменными галереями прекрасного парка.
Лавр и магнолии, посадки хурмы и олеандра, как будто выглядывают из-за могучих камней, скал и булыжников, создавая ощущение таинства и загадки. Многочисленные озера, фонтаны, и ручейки воссоздают стиль европейских парков времен Ренессанса.
А в пруду, как и должно быть в сказочном замке, жила прекрасная царевна-лебедь.
Как обычно бывает в сказках, она не очень ладила со своей старшей сестрой, превращенной злой ведьмой в собаку.
Но старшенькая оказалась вполне дружелюбна с нами и сопровождала группу на протяжении всей прогулки по парку.
Или она просто наблюдала за нами, чтобы все было пристойно? Кто их знает, этих принцесс….А может она нас охраняла от вероломных чужестранцев,
чье присутствие мы ощущали на своих затылках, проходя по дорожкам парка.
Благополучно миновав эту опасную территорию, мы проследовали дальше, все ближе к дворцу.
Загадочная и таинственная обстановка накаляется-где же дворец? И пока мы блуждаем по чудесному сказочному парку, расскажу вам историю этого дворца.
Весной 1801 русский посол в Англии дворян Семен Романович Воронцов отправлял сына Михаила на родину, которой тот совершенно не помнил. Ему было года два, когда отец-дипломат, получив новое назначение, увез семейство из Петербурга. … Девятнадцать лет назад, в 1782 году у посла родился первенец Михаил. Через год в семье Воронцовых родилась дочь Екатерина, а через несколько месяцев молодая жена посла Екатерина Алексеевна умерла от чахотки. И в Лондон Воронцов прибыл с двумя маленькими детьми. Граф Семен Романович больше не женился, посвятив всю свою жизнь Мише и Кате. Воронцов получил блестящее домашнее воспитание и образование.
Провожая сына служить в Россию, отец предоставляет ему полную свободу: пусть выберет себе дело по душе. А так как столичная жизнь молодого Воронцова не удовлетворяла, то в 1803 году он отправился вольноопределяющимся туда, где соглашалась война, — в Закавказье. Суровые условия переносились им стоически. Так начиналась пятнадцатилетняя, практически постоянная военная эпопея Воронцова. Все повышения в звании и награды доставались ему в пороховом дыму сражений. Отечественную войну 1812 возраст Михаил встретил в чине генерал-майора, командиром сводной гренадерской дивизии.
С 1823 года был генерал-губернатором Новороссийского края, а с 1844 — Кавказа. За два года до смерти Воронцов был удостоен звания генерал-фельдмаршала.
В эпоху бурного экономического развития России и особенно интенсивного становления капитализма на юге страны он был инициатором развития здесь виноградарства, виноделия, коневодства и овцеводства, табаководства. В это время по Черному морю стали ходить первые пароходы, и в Крыму строилась первая шоссейная дорога
Из парка мы выходим на аллею, ведущую наконец к дворцу.
В это время Воронцов и задумал строительство своей летней резиденции в Крыму. Дворец был построен по проекту известного, модного в первой половине девятнадцатого века английского архитектора Эдуарда Блора. Впоследствии он был придворным архитектором Георга IV, затем королевы Виктории. Ему принадлежат проекты Вестминстерского аббатства, Букингемского дворца в Лондоне и замка Вальтера Скотта в Шотландии. Причем архитектор, не выезжая в Алупку, создал проект по натурным рисункам местности, идеально вписав его в окружающую природу. Воронцов сам возил в Лондон карандашные эскизы, графические и живописные картины с видами местности.
Всего за один год он выполнил заказ, и в декабре 1832 года началось возведение корпусов Воронцовского дворца. Дворец выдержан в стиле «Тюдор» с добавлением мавританского стиля (с южного фасада выходящего на море).
Главный подъезд к Воронцовскому дворцу находится с западной стороны. Путника встречает типично феодальный замок — крепость VIII–XI веков. Он более всего иллюстрирует стиль Тюдор, типичный для Англии XVI века.
Узкие башенные проемы напоминают готику старинных европейских замков — и все это создает необыкновенную романтическую атмосферу, ощущение сказки.
На строительстве дворца в Алупке в основном использовался труд оброчных крепостных из Владимирской и Московской губерний. Это были потомственные каменотесы и камнерезы, передававшие из поколения в поколение искусство возведения и рельефной отделки великолепных белокаменных соборов.
Основной строительный материал — диабаз магматического происхождения, зеленовато-серой окраски под стать цвету гор и вечнозеленой растительности — брался из естественных россыпей в Алупке. Огромный образец этого камня представлен здесь же.
Даже фундаментом дворцу частично послужили диабазовые скалы. Это очень твердый по своей природе камень, почти в два раза тверже гранита, и очень капризный в обработке. Неверный удар молотка мастера — и вся работа напрасна. Из огромных бесформенных глыб высекались ровные блоки для стен и сложные по рисунку украшения.
Тщательно шлифовался диабаз для оформления внутренних помещений. Все работы проводились вручную примитивными инструментами.
Во дворце 150 комнат. Наиболее интересна голубая гостиная.
Голубая гостиная, где стены и потолок сплошь покрывает затейливый лепной узор из листьев и цветов — домашний театр Воронцовых.
Зимний сад самое красивое место дворца, это своеобразный переход из голубой гостиной в парадную столовую. Оранжерея, где потолок и стены оплетены лианами, которые были посажены еще при хозяине.
Среди зелени, в журчании фонтана размещены мраморные белоснежные копии античных скульптур и изображения семьи Воронцовых.
Самая необычная — скульптура маленькой девочки итальянского мастера Корбеллини, ее платьице в складочку такой тонкой работы, что кажется совсем невесомым.
Получив огромное удовольствие от посещение комнат замка через зимний сад выходим на южную сторону и замираем-впереди плещется море! Какое шикарное место выбрано для резиденции.
Правда погода подкачала, когда мы только заходили во дворец шел мелкий накрапывающий дождь, а выходя мы попадаем под снег! Очень жалко, снимки получились мрачноваты.
Южный фасад Воронцовского дворца — Альгамбра напоминает очертания мусульманской мечети.
Три поколения Воронцовых владели дворцом. Последняя хозяйка имения Е. А. Воронцова в 1905 году разместила в корпусах дворца санаторий, для раненых на Японской войне, а в 1914 году — госпиталь для инвалидов первой мировой войны. После революции дворец национализировали. Красота и богатство здания побудили большевиков создать во дворце музей, который и был открыт в 1925 году. Дворец стал единственным музеем после революции на Южном берегу, сюда свозили картины, посуду, мебель из других дворцов Крыма. Во время войны Гитлер подарил дворец Фельдмаршалу Манштейну — благодаря чему дворец практически не пострадал. Правда часть коллекции оказалась расхищенной. После освобождения дворец был дачей НКВД, затем профсоюзным санаторием, а с 1956 года снова музеем. Сегодня музейная коллекция насчитывает 25 тысяч экспонатов.
Кинематографисты часто снимают здесь исторические и сказочные фильмы, экранизируют Шекспира и Стивенсона. Благодаря уникальной архитектуре дворца, в северной и восточной его части снимают средневековые крепости, а в южной — восточный дворец. Разнообразие многочисленных башен и башенок, резных карнизов, куполов, шпилей, ажурных балюстрад, «крепостных» и подпорных стен, контрфорсов, каминных труб, окон-бойниц, лестниц, дворцовых интерьеров создают романтический антураж почти для любого сюжета и исторической эпохи. «Собака на сене».
Из национализированных усадеб Романовых, Строгановых, Юсуповых в коллекцию Алупкинского дворца перешло много ценных произведений живописи и декоративно-прикладного искусства, а также художественная мебель. В середине 1921 года Алупкинский дворец-музей принял первых посетителей — раненых красноармейцев, лечившихся во вновь открытых санаториях Крыма.
В годы Великой Отечественной войны экспонаты из Воронцовского дворца и многих других музеев Крыма не успели вывезти. Занявшие Крым немцы похитили много художественных ценностей, из них 537 произведений живописи и графики. Лишь небольшую часть картин удалось разыскать после войны и вернуть во дворец. При отступлении гитлеровцы хотели взорвать Воронцовский дворец, но стремительное наступление Приморской армии и Ялтинского партизанского отряда помешало уничтожить исторический памятник.
С 4 по 11 февраля 1945 года во время проведения в Ялте Крымской конференции руководителей Великобритании, СССР и США Алупкинский дворец стал резиденцией английской делегации.
Основная работа конференции проходила в Ливадии, но предварительное обсуждение вопросов, выносимых на повестку дня, велось на совещаниях министров иностранных дел поочередно в местах расположения каждой делегации. Дважды (8 и 10 февраля) эти совещания собирались в Парадной столовой Алупкинского дворца. Именно здесь 8 февраля 1945 года было окончательно определено число стран-участниц учредительной конференции Организации Объединенных Наций, время и место ее созыва.
В 1956 году по решению правительства в Воронцовского дворце вновь стал функционировать музей.
Вот такой замечательный дворец мы посетили, прошлись по его залам и комнатам, прогулялись по парковой зоне, ощутили прикосновение к ИСТОРИИ.