В один из дней июньского визита в Санкт-Петербург судьба забросила нас в Павловск (сын поехал по своим делам в знаменитый пригород, а мы увязались за ним, чтобы погулять по любимому музею-заповеднику). Недремлющее провидение, за нами наблюдающее, постаралось заплести узелок их двух случайных экскурсий: в Михайловский замок и Павловский дворец. «И на старуху бывает проруха» — провидение могло бы проявить гораздо больше изящества и случайно отправить нас не в Павловск, а в Гатчину, например — главное прибежище императора трагичной судьбы. Павел Петрович предпочитая Гатчину, Павловск подарил своей супруге, поэтому Павловский дворец хранит дух присутствия вдовствующей императрицы Марии Федоровны (по утверждению современников «ангела во плоти»), где она любовью и красотой в первые годы супружества отогревала исковерканную душу своего мужа, а после его смерти, став полноценной хозяйкой, множила красоту, гармонию, добрые дела и щедрые поступки. Вынуждена пояснить, что из-за пандемии я перестала заранее планировать что-либо, так как сюрпризы от этой коварной дамы могут поджидать нас где угодно (и я лишь расставляю вешки, соответствующие моим представлениям о прекрасном). Накануне в Михайловский замок нас привел случай
Когда я увлеченно фотографировала достопримечательности улицы Чайковского, ровно в этом месте, со мной заговорил некий джентльмен, обнаруживший неподдельный интерес к подобного рода занятиям. Он оказался человеком, хорошо образованным, доброжелательным и дал несколько советов, куда можно сходить туристу, много раз бывавшему в СПб. Он же отметил, что в мае сего года открылись отреставрированные парадные залы Михайловского замка — почему бы не взглянуть в числе первых посетителей? К совету прислушались и совершили экскурсию в рыцарский замок мечты «бедного, бедного» Павла. К сожалению, императорской резиденцией Павлу I он смог послужить лишь 40 дней. В ночь с 11 на 12 марта 1801 года император был убит в своей спальне, став жертвой дворцового заговора. Два дворца, две экскурсии, уместившиеся в коротком временном отрезке, объединенные именем императора, позволили взглянуть на личность Павла не с позиции школяра, с заученными когда-то историческими клише, а увидеть в нем человека с достоинствами и недостатками. Чтобы не превращать туристический отзыв в исторический экскурс, я не буду вас загружать подробностями и своими умозаключениями на сей счет. Каждый сам для себя определяет, как ему относится к тем или иным историческим личностям и событиям. Как обычно бывает при разборке впечатлений от случившегося путешествия, хочется выхватить самое вкусное, чтобы поделиться с вами, мои дорогие друзья. Поэтому начну с государственного музея-заповедника «Павловск». Я там уже успела побывать в начале марта 2020 года до объявления пандемии, застав огромную очередь на вход во дворец. В тот раз мы долго и с удовольствием гуляли по ландшафтному парку, а дворец остался в планах — стоять в очереди сын и внучка наотрез отказались. Первая половина июня — счастливое время зеленого буйства красок и цветущего разнотравья, приправленного невесомым пушком одуванчиков
Как же здорово оказаться среди пейзажей, трогающих душу пронзительной красой северных широт
Впрочем, и скудная на яркие краски ранняя весна этому парку к лицу — уж очень он хорош, поистине являясь произведением ландшафтного искусства с удачно вписанными мостиками, павильонами, скульптурами. 12 декабря 1777 года 101 пушечный выстрел возвестил о рождении Александра — сына Павла Петровича и Марии Федоровны. Растроганная бабушка — императрица Екатерина Вторая в ознаменование столь радостного события подарила Павлу Петровичу огромную территорию вдоль реки Славянки с двумя деревушками. Красивая фраза — не более того. Все было гораздо трагичнее — таким образом, Екатерина откупилась от родителей новорожденного внука-первенца, силой отобранного у безутешных молодоженов, чтобы воспитать будущего наследника трона по своим канонам. Деревни объединили под общим названием — село Павловское. Екатерина выписала из-за границы архитектора Чарльза Камерона, поручив ему заняться превращением охотничьих угодий на Славянке в прелестные картины пейзажного парка, украшенного павильонами, мостами и скульптурами. В дальнейшем, почти полвека, об обустройстве территорий заботилась Мария Федоровна, привлекая известных архитекторов и мастеров. Ландшафтные парки в отличие от регулярных садов создают иллюзию абсолютного естества, поэтому мало кто задумывается над тем, что эти пейзажи удачно придуманы и созданы людьми, то есть являются рукотворными
Огромная площадь Павловского парка разделена на семь ландшафтных районов: Придворцовый (Центральный), Долина реки Славянки, Большая звезда с долиной прудов, Старая Сильвия, Новая Сильвия, Парадное поле, Белая Береза. Мартовские фотографии прошлого года, ожидавшие случая
Многое мы уже видели прежде — имеем представление об его устройстве. Если в прошлый раз шли по противоположному берегу реки до моста Висконтиев, то на сей раз начали прогулку с моста Кентавров — визитной карточки парка
Мария Федоровна и Павел I после путешествия по Италии, привезли массу впечатлений и идей по преобразованию своей павловской вотчины. Кентавры Капитолия вдохновили их на создание мостика, украшенного гипсовыми копиями, впоследствии замененными на мраморные, простоявшими до ВОВ. Сейчас мост украшают четыре копии из искусственного мрамора. Мифологические существа с торсом человека и корпусом лошади отличаются друг от друга как безбородые и бородатые
Молодые кентавры — безбородые — игривы; а пожилые — задумчивы, с печатью грусти
Мост изысканно красив и превосходно вписывается в пейзаж — с него открываются чудесные виды на дворец и окрестности
К дворцу мы и направимся, чтобы купить билеты на экскурсию и попутно заглянем в разные уголки прекрасного парка
Дойдя до Итальянской лестницы с бело-мраморными стражами — довольно милыми, безобидного вида левушками, замираю от восторга при виде манящих видов и красот
Не могу остановиться, бегу вниз по ступеням, несмотря на то, что потом придется подниматься по тем же 64 ступеням, чтобы впустить в душу ласкающие взгляд рафинированные русские пейзажи. Как же мне здесь хорошо, вольготно и хочется идти без оглядки — навстречу уютным лугам и волнистым холмам, протянувшимся вдоль Славянки, густо усеянным нехитрыми, простодушными полевыми цветками
Но пора тащится в кассу за билетом, пока нет очереди, так как в 10 часов дворец откроет двери для многочисленных экскурсантов, завозимых автобусами, и тогда я снова, пожалуй, передумаю — ненавижу толпу. Пустынная площадь с памятником Павлу I радует глаз своим совершенством и обещает массу приятных впечатлений от знакомства с внутренним убранством Большого Павловского дворца. Ура! Касса пустынна, билеты в кармане и можно еще погулять — до открытия музея 15 минут
Бело-золотистый дворец наделен определенной строгостью и изяществом. Выгнутый, как подкова, он замыкает парадный двор, превращая его в уютное прибежище
Пишут, что центральный корпус — самый ранний по времени постройки — внешне сохранился до наших дней именно таким, каким он был в своем первоначальном виде. В 1872 году в центре парадного двора был установлен памятник Павлу I — копия статуи работы скульптора И. Витали, стоявшей перед Большим дворцом в Гатчине. Что еще есть интересного рядышком с дворцом? Например, симпатичная ваза Варвика — реплика в чугуне античной вазы, найденной при раскопках виллы Адриана из коллекции герцога Варвика
Вольер (Птичник), построенный в 1783 году по проекту Камерона
Это так — для сведения, поскольку кроме внешнего вида не имею представления о его внутреннем наполнении. Затем у нас была обстоятельная экскурсия по анфиладам дворцовых залов (про нее сделаю отдельный альбом — очень понравилась!). Кроме того, за дополнительную плату я посмотрела уже без экскурсии жилые комнаты императрицы Марии Федоровны, получив огромное удовольствие. Выйдя из дворца, смекнули, что дождя, а возможно и ливня, нам не избежать, поскольку тучки, старательно кучкуясь, стали стягиваться в тучищу. Вся надежда на зонтик — он есть. Информационный щит рядом с дворцом заманил меня в совершенно очаровательный уголок под названием «Собственный садик». Чтобы туда попасть, пришлось обогнуть дворец со стороны, где установлена бронзовая скульптура «Летящий Меркурий», выполненная по слепку с флорентийского оригинала 16 векаЭто место хорошо просматривается, когда поднимаешься вверх от моста Кентавров
Статуя была похищена немцами в 1944 г. и долгое время хранилась в одном из музеев Вены и только в 2005 году вернулась в Павловск. (установленный рядом информационный щит рассказывает об этом событии). Вход в садик платный (100 рублей в наше время тянут на чисто символическую плату). На входе нас встречают странный Лев и добрая Львица
По замыслу хозяйки садика здесь должны были высаживаться южные растения, но суровые зимы внесли коррективы, поэтому экзотики в саду не встретишь, но тем не менее все растения, подходящие под климат, подобраны со вкусом, имея четкое разделение: деревья и цветущие поочередно кустарники и цветы. Сейчас в кустарниковой части произрастают спиреи, сирени, плакучие акации, тавогли, чебушник, яблони, вишни разных сортов
Среди цветов — разнообразие тюльпанов и виол. Чуть позже зацветут розы — наверное, есть смысл подгадать. В любое время сезона что-нибудь да будет радовать взгляд цветением. Расцвели: пион древовидный
Рододендрон Ледебура (родина — Алтай)
Уютный уголок под открытым северным небом создавался как место отдыха великокняжеских особ. И правда, здесь чудесно и нарядно. В партерной части садика высажены яркие и разноцветные, как стеклышки калейдоскопа цветы, образующие геометрические узоры
И хочется этот калейдоскоп вертеть без устали, меняя ракурсы, чтобы добиться идеального сочетания
Любимый императрицей садик устраивался по образу небольших французских и голландских садов как «сад в парке», имея четкую геометрическую планировку с пересечением двух осей в расположении стриженных деревьев — лип и пирамидальных тополей, цветочных партеров, мраморных статуй, бюстов, античных ваз
При этом деревья высажены в шахматном порядке, чтобы пространство между стволами хорошо просматривалось. Продуманная до мелочей картинка, являет воплощенную гармонию. Место, очень приятное для глаза. Не случайно его облюбовали художники, обосновавшиеся с этюдниками в портике ионического ордера, прекрасного по пропорциям, да еще украшенного скульптурой Трех Граций
В 1802 году Император Александр I — старший сын Марии Федоровны преподнес матери в день рождения изумительный подарок — скульптурную композицию. В античной мифологии Три грации — благодетельные, добрые богини: Аглая (сияющая), Евфросина (благоразумная) и Талия (цветущая). Богини изящно и легко поддерживают вазу, изготовленную из цельной мраморной глыбы. В этом Павильоне Императрица Мария Фёдоровна встречала своего сына — Александра I после победы над Наполеоном. Скульптура Три грации, наряду с другими шедеврами Павловска, смогла уцелеть во время войны, так как была закопана в землю истинными героинями — хранительницами музея. На пересечении аллей бросаются в глаза две большие парковые вазы из белого мрамора, доставленные из Италии. Мраморный бюст Антиноя-Диониса (спутника императора Андиана, изображавшийся в образе различных древнегреческих богов) — копия античной головы из Ватикана
Мраморная статуя из Италии, 18 век — Сатиресса
Чтобы ей было не так одиноко, рядом поставили Сатира. Поскольку я попала в садик сразу же после восторженных рассказов экскурсовода о личности Марии Федоровны (увлеченной, умело интонирующей женщины-сотрудника музея), и полчаса назад побывав в личных покоях императрицы, я восприняла посещение «царства флоры» под окнами дворца как продолжение того замечательного экскурса и эстетического знакомства с тем, что украшало жизнь этой удивительной женщины. Совсем недавно я находилась в кабине «Фонарик», в его эркере Мария Федоровна занималась бумажными делами, читала, время от времени любуясь цветущим садом
Поскольку сад предназначался для внутреннего пользования царственных особ, выход в него производился с балкона Пилястрового кабинета Его Императорского Величества, также относящегося к покоям императрицы
Давайте, я вам покажу в рамках этого рассказа, немного фотографий из покоев Марии Федоровны, чтобы не возвращаться к этой теме
Пилястровый кабинет предназначался для аудиенций и небольших приемов. Днем здесь Мария Федоровна могла беседовать по делам ведения зозяйства с управляющим или главным садовником. Кабинет отделан Д. Кварнеги, стены из белого искусственного мрамора оформлены в виде декоративных панно. Здесь собрана уникальная мебель: столы, консоли, рабочие столики, бюро, выполненные в мастерских мебельщика Г. Гамбса. стоит обратить внимание на вышитые ковры в соответствии с модой тех лет. Хозяйка Павловска, Мария Федоровна, была превосходной рукодельницей и сама увлекалась вышивкой. Кабинет фонарик очень хорош. Жаль, что солнце, светящее в окно, помешало его сфотографировать полноценно
Туалетная Марии Федоровны
Это уникальный умывальный прибор, принадлежащий императрице: таз и кувшин сине-белого граненого хрусталя
Фарфоровый Зеленый туалет из 34 предметов — шедевр Императорского фарфорового завода, преподнесенный Марии Федоровне 22 июля 1803 года в день ее тезоименитства
Мой совет для тех, кто намерен посетить Павловский дворец, не пожалейте денег и времени на дополнительную самостоятельную экскурсию. В залах установлены информационные щиты, где можно почитать описание. Мы покидаем садик в предчувствии дождя и очень надеемся успеть посмотреть еще что-то
Мы едва успели дойти до Храма Дру́жбы — стилизованного под античность павильона-ротонды Павловского парка и Чугунного моста
Дождь, сопровождаемый грозой, не преминул случится совсем скоро. Пришлось на время укрыться под старинным раскидистым дубом
Я смотрела из-под нависшей кроны, оберегающей от дождя, на изменившийся пейзаж, утративший изумрудный цвет, но не ставший от этого менее прекрасным. И дождь не в силах умерить жизнеутверждающую красоту Павловского раздолья
Жаль, что не смогли продолжить прогулку, чтобы в полной мере насладиться зеленым буйством природы в образе царственного совершенства — надеюсь побывать там еще раз, но уже в пору золотой осени.
Теги:
Самостоятельные путешествия