В Турми местный парень предложил побывать в его родной деревне, дабы посмотреть, как проходит свадьба у хаммеров. Мы почти сорок минут тряслись по плохой дороге, затем более часа проводник вёл нас в свою деревню.
В Турми местный парень предложил побывать в его родной деревне, дабы посмотреть, как проходит свадьба у хаммеров. Мы почти сорок минут тряслись по плохой дороге, затем более часа проводник вёл нас в свою деревню.
Селение я почувствовал по запаху, услышал по звуку, и только после этого увидел.
Мыло и воду в этой деревне не признают, а натирают тело каким-то жиром и красной глиной, отчего сильно пахнут.
Молодые женщины дудели в рожок и танцевали по кругу, приглушённо стуча пятками и звеня погремушками, разрывая и вновь смыкая хоровод.
Это была какая-то определённая песня.
На кострах, в больших горшках, две древние старухи варили местное пиво, помешивали напиток палкой и переодически поплёвывали в варево.
Группа мужчин, повесив автоматы и карабины на столбы, пристроилась под навесом на земле.
Старухи наливали пиво в сосуды из тыквы и угощали мужчин. Женщины с детьми образовывали третью группу. Они сидели на земле возле домиков и наблюдали за происходящим.
Мы смело вошли в деревню и осмотрелись. Люди свои занятия не бросили и тоже изучали нас. Вождю деревни наш визит был проплачен. Но кто здесь вождь, понять было сложно.
Для такого случая у меня имелись подарки.
Когда к нам привыкли, я достал мыльные пузыри и потихоньку стал надувать. Особого интереса у хаммеров это не вызвало. Более того, пузыри ветром отнесло на двух древних старух и они завопили жутким воем.
Я решил раздать подарки. Матрёшку хамеры разложили на половинки и разделили на восемь человек. Подростку лет десяти досталась открытка с видом Москвы. Он внимательно её изучил, и стал ковырять болячку острым углом. А у мыльных пузырей интересно гремит шарик, если верхнюю часть с колечком надеть на палец и крутить.
Вобщем контакт оказался установлен.
Вся наша группа разбрелась по деревне, изучая быт жителей. Только здесь я понял, как правы стоматологи, утверждающие, если один зуб выпадет, весь ряд распадётся. Зубы у местных людей или хорошие или никакие. Пятая часть людей имеет болезнь — «бельмо в глазу».
Подошла ко мне мать с ребёнком и на пальцах объяснила, что нужны глазные капли. Капель не было, она грустно улыбнулась и удалилась.
Внутри домика у хаммеров на удивление чисто, в центре место для костра. С южной сороны вход, точнее квадрат метр на метр с небольшим порожком.
Окон нет, как и мебели. Интерьер — несколько досок, одеял и кувшинов. Главное богатство — пластиковые канистры для воды.
В любом случае, если сравнивать образ жизни хаммеров и мурси, первые это железный век человечества, тогда как вторые — неолит.
Мне было разрешено фотографировать всё что захочу.
Подобной чести удостоились не все. Одной моей «проблемной» спутнице многие хаммеры себя снимать не разрешали.
«Глаза — зеркало души,«- говорил Ф. М. Достоевский.
Пляска девушек затихала и вновь разгоралась, когда они уставали начинала «зажигать» колоритная старуха.
Далее появился очень серьёзного вида жених лет 25–37. Одет в две поперечные белые повязки от плеч до живота и больше ничего. Выше лба волосы острижены, на затылке причёсаны вверх.
Самое главное, человек оказался инвалидом. Его левая нога была не развита. По традиции жених, доказывая что он достоин жениться, прыгает по спинам 10 быков. Но как это сделает инвалид?
— Парень прыгнет, не переживайте, он такой день целый год ждёт, — заверил гид Андом.
Действие набирает оборот. К деревне приближаются новые мужчины, каждый держит в руках десяток тонких прутьев.
Старухи разливают своё варево в тыквы и угощают у главного входа гостей.
По кругу начинает перемещаться колебаса с пивом.
Мужики, оставив пригубить женщинам, под неимоверный шум и крики, заходят в деревню.
Последние начинают что-то петь и перед ними плясать. И тут происходит невероятное — женщин бьют прутьями по спинам. Один прутик — один смачный удар! На телах появляются новые раны, а бабы просто просят лупить их ещё и ещё. У многих спины не зажили со старых «свадеб», а здесь новая.
Чёрные красотки, выплёскивая боль, дудят в рожок, отчего хочется заткнуть уши и закрыть глаза.
— Это каждый муж учит свою жену. Бьёт, значит любит, чем больше шрамов, тем красивее женщина — поясняет наш Андом.
На какое-то время всё затихает.
Теперь настало время жениха. Мужчины отводят его в сторону. На земле растилают большую шкуру, куда будующий молодожён ложится. Один здоровяк садится ему на грудь, другой на ноги, третий зажимает голову.
Дальнейшего не видим. Хаммеры плотным кольцом тел закрывают происходящее. Что это, обряд обрезания? Нет, это другое.
В лесах Африки жизнь сложна и без поддержки, одному человеку не выжить. Только взаимовыручка, товарищество, честность — так живут между собой хаммеры.
Жених даёт клятву своим родным, своей деревне, своему народу. Что говорит, можем только догадываться… Но клятвы он не нарушит, не сомневайтесь.
Толпа расступается, жениху помогают встать. Брачующийся, побитые жёны, мужчины, дети и все мы выходим за деревню.
Подростки под улюлюкание и крики гонят стадо коров. Животных окружают толпой, бьют хворостинами, дудят в рожки, поют какую-то песню.
Быкам происходящее не нравится. Они начинают метаться, ища выход между людьми. Азарт фотографа толкает меня вперёд. Происходящее не театр, а реальная жизнь. Хочется заснять каждое мгновенье, ведь.
Тут вижу, как огромный бык несётся на меня и вот-вот пырнёт в живот. Страха нет и очень ясно видится, как всё должно произойти. Спасает меня парнишка лет 14. Он буквально повис на рогах, отведя гнев животного.
Десять быков строят в один ряд. Мужчины держат их за рога и хвосты. Как может инвалид быков перепрыгнуть?
Трудно описать слоавами с какой заботой, вниманием и лаской соплеменники подняли жениха и осторожно передавали его из рук в руки, сажая на спину каждого быка.
Это не важно что парень не проявил молодецкую удаль. Зато племя показало, как оно любит и дорожит каждым своим членом — и человек будет верен племени до конца.
После прыжка жених уходит ночевать в лес. Отец завтра приведёт ему невесту на свой выбор, заплатив за неё коровами. Именно он решает когда нужно сыну жениться.
Девушки у хаммеров до свадьбы ведут активную половую жизнь, но предохраняются. Быть девственицей, считается непочётно. Зато после свадьбы она собственность мужа и принадлежит только ему.
Мы вернулись в кемпинг. Повар приготовил мясо козлёнка с макаронами. Все поели и легли спать. Под утро пошёл дождь, вода затекла в палатку, лагерь проснулся на рассвете. Моего пробуждения с нетерпением ждали дети окрестных деревень.
Вчера я поиграл с ними и они привели братьев и сестёр, чтобы я напугал их маской. Просьбу пришлось исполнить.
Уезжая от хаммеров, мы посетили небольшую деревушку, где вручили подарок. Отправлявший нас в Эфиопию Николай Баландинский, передал презент в виде матрёшки девушке Торе. Именно её я хотел сфотографировать в Турми.
Благородная и статная она явно не вписывалась в стереотип соплеменников и в большом городе вполне могла стать фотомоделью. В свадебных обрядах девушка ещё не участвовала, и по спине её не били.
Какое будущее ждёт Тору?
Я видел как ругались между собой хаммеры на базаре. В XXI веке человек не должен жить в первобытных условиях.
Однако, увы, с приходом глобализации что-то теряется во взаимоотношениях как в России, так и у хаммеров в Эфиопии.
Продолжение — Племена, племена мимоходом из окна