Про племя Мурси написано великое множество статей. Моё знакомство с племенем состоялось в январе 2007 года. На тот момент Мурси уже были известны. Во всяком случае, чего от них ждать, лично я понимал. И тем не менее впечатления оказались сильными. По приезду я написал небольшой отчёт и поместил его на один почивший сайт.
Когда образовался Туристер, в октябре 2009 года мой рассказ разместили на сайте — Эфиопия. Единственное, там почти не было фотографий.
На тот момент я сотрудничал с газетой «Из рук в руки», и, отправляясь в Африку, взял с собой пару экземпляров.
7
По целому ряду причин дальнейшего продвижения фотографии с газетой не нашли, чего не скажешь про снимки с моим участием. Они попали в интернет и почти каждый получил свой выхлоп.
Далее хочу вставить кусочек старого рассказа, дополнив его фотографиями, которые обросли историями.
* * *
Завтракаем в Джинке и выезжаем в Национальный парк «Маго». Грунтовка петляет через покрытые лесом горы. Затем деревья резко пропадают, становится жарко, мы спустились в долину.
Похожий на кошку оленёнок дикдик перебегает дорогу. Крупных животных нет — их всех давно съели. Главные экземпляры человеческого рода — люди, называющие себя — Мурси.
Наши машины подъехали к пропускному пункту. Дорога оказалась перегорожена верёвкой. Два охранника с автоматами стали переговариваться с водителями. Без сопровождения не пускали — нужно брать рейнджера за 60 быр.
Что может сделать рейнджер с карабином, против двух-десяти автоматчиков? Были случаи, когда после обеда, попив местного пива, Мурси стреляли в туристов. Пьют они часто и всегда в обед. Мы прибыли как и все нормальные люди с утра, поэтому я не волновался.
Джипы остановились возле пяти соломенных домиков. У каждого из таковых был вход в виде норы. Мне показалось, что мы попали во времена неолита. Соломенные жилища не имели ни порожка при входе, ни окон.
5
Внутри полное отсутствие интерьера.
4
Деревня была пограничной. Мурси покупают здесь товары у посредников и зарабатывают на своей внешности. Вглубь территории Мурси в те годы туристы старались не соваться.
Только вышли из машин, подлетела толпа женщин, мужчин и детей. С криками и нездоровым ажиотажем они хватали всех за руки и тыкали пальцами себя в грудь:
«Ван фото ту быр… Ван фото ту быр…»
Как мог, я старался защитить жену. Пришлось отвести в сторону двух самых агрессивных мужиков и сфотографировать.
5
Получив первые деньги, заводилы немного успокоились. Все фотографы и фотомодели перемещались по деревне. Я стремился заснять самых колоритных, договаривался о съемке и отводил в сторону.
Под ногами крутились мелкие мурсята, однако, их шанс получить купюры, равнялся нулю. Они ни чем не отличались от обычных детей Африки.
Скрытно снимать даже не пытался. Нажмёшь на кнопку, вооружённые автоматами люди увидят и предъявят — будешь платить за всё племя.
4
Наверно я подобным образом никогда и нигде более не фотографировал. Никакого экспромта не было и в помине. Отдаёшь два бырра, человек замирает, и через пару секунд фотограф и модель расходятся, как в море корабли. Он ищет новых моделей, она новых фотографов.
На приведённом ниже кадре женщина с ребёнком пыталась содрать с меня за дитятю, но я оказался непреклонен.
7
Назвать Мурси дураками, язык не поворачивается. Они сообразительны и считают щелчки фотоаппарата, за каждый требуя денег.
4
В некоторых случаях было очень обидно, ты договариваешься, платишь, а тебя снимают кое-как…
7
Вот этой колоритной даме пришлось долго объяснять, что первый щелчок был пробным…
5
3
Глаза у Мурси маленькие и злые. Почти все ходят босиком или в сандалиях из покрышек. Ниже пояса носят какие-то тряпки в виде юбок. Мужчины с оголённым торсом, вооружены автоматами либо карабинами.
Больше всего удивляет головной убор авторитетных Мурси, представлявший ремень-ошейник с висюльками и коровьими рогами возле ушей.
Мужчины лицо мажут в белый цвет. За право считаться вождём бьются до полусмерти на палках. Кто победит — тот главный. Враг и турист должны Мурси уважать и бояться.
5
У нас в группе был Юра, имевший на теле множество тату. Ни мужчины, ни женщины, ни дети Юру за руки не хватали. Мурси проявили к нему необыкновенное почтение.
Как и их сильный пол, дамы бреют голову наголо. Из женщин топлес ходит пятьдесят на пятьдесят. От красоты груди подобное не зависит.
5
Многие женщины делают татуировки на теле из небольших шрамов, рисунок выполняет старший брат, когда девушка достигает половой зрелости.
Самое удивительное у Мурси это женские губы, разрезанные, растянутые и украшенные тарелками.
4
На первых порах нижняя губа разрезается и оттягивается вниз грузиком на крючке.
2
В последующем между губой и зубами вставляется круглый диск всё большего и большего диаметра. В какой-то момент тарелка начинает упираться в зубы. Как мы все знаем, красота требует жертв. Чтобы зубы не мешали красоте, они выбиваются.
3
Сложно сказать, когда барышни «красивее», с вставленным диском или с висящей нижней губой.
3
Ушные мочки тоже растягиваются и украшаются небольшими дисками.
3
Я купил у женщин две тарелки по 5 быр каждая. Увы, они оказались хрупкими и раскололись, но это было потом…
Рядом с основной деревней оказалась ещё одна в три домика, и обстановка там была спокойней. Старухи толкли камнем зерно, превращая его в муку. Фотографировал я их тоже за деньги.
3
На обратном пути неожиданно попался мужик на корточках, справлявший естественную нужду. Окликнув меня, он предложил за два быра запечатлеть процесс. Я отказался. Человек грустно отвернулся, продолжая своё, теперь уже совершенно точно, бесплатное дело.
Подошли ко мне две колоритные местные женщины, я показываю, что осталось всего два быра, но цену они не снижают. Тогда прошу обеих оголить грудь. С серьёзным видом щупаю одну, затем другую. Выбираю для последнего фото ту, которая побольше. Обнимаю через плечо за грудь, жена меня с ней снимает.
6
От такой моей наглости глаза у бабы налились кровью. Я испугался, вдруг укусит или мужа с калашом позовёт. Достаю из кармана заначку — бусы из искусственного жемчуга. Надеваю на неё. И тут происходит чудо, свирепая Мурси улыбнулась. Я ей говорю спокойным ласковым тоном:
«Красивая! Мурся очень красивая!»
Она расцвела улыбкой, отчего тарелка с нижней губой вверх уехала. Меня же жена решила поскорее в машину увести.
Как вы понимаете, история имела продолжение. Фотография, улетев в интернет, начала собственную жизнь. Она попала в Одноклассники, и узнал я об этом не сразу. Я и мурсянка набрали безумное количество просмотров и комментариев
Народ высказывался по разному, но в большей степени прикалывался. Более всего запомнился коммент, где человек утверждал — знаю этого парня, он живёт в Москве. Указывался примерно мой возраст и имя — Глеб.
В последующем мне несколько раз приходилось на разных ресурсах писать, что я — это я, но далее надоело.
Итак, наснимав колоритных персонажей и потратив почти все мелкие деньги, возвращаемся в Джинку. Через пару километров после деревни встретилась группа голых раскрашенных мужиков, возле которых собралась группа европейских туристов.
Немки и итальянки, издавая восторженные ахи и охи, поочерёдно с красавцами фотографировались. Снимать скрытно фотомодели не давали и за подобным следили, свирепо покрикивая. Когда одна немка захотела фотографировать голое тело частями, ребята ей отказали, объяснив, что стесняются…
Сам не знаю, что меня толкнуло. Протянув старшему купюру в 10 быр, я разделся до трусов и встал с ними в один ряд.
1 из 4
2
Чтобы не портить фотографию деньгами, создавая аутентичность бытия, голые люди использовали особый кошелёк между ягодиц. Увидев, куда убираются деньги и откуда достаётся сдача, положенные два быра я брать не стал.
Древнеримский правитель Васпасиан утверждал, что деньги не пахнут. Васпариан ошибался…
В любом случае, получился хороший кадр, который я поставил на один тихий и неприметный сайт под названием ТБГ. И прославился! Фото растиражировали и мне периодически сообщали, что я стал звездой сайта для взрослых. Удалить оттуда моё фото не получилось.
Судьба ещё одной фотографии оказалась вполне обычна. Какое-то время я её показывал знакомым вместе с остальными. Равнодушным подобное никого не оставляло.
3
Моему хорошему другу, с которым познакомился в Северной Корее, я подарил вот такой, специально для него сделанный снимок.
3
Валера в Эфиопию так и не приехал. Зато, увидев в инете послание, его нашла одноклассница, живущая в Германии. Валера сообщил мне и мы ещё раз, по прошествии семи лет, посмеялись.
За пару часов понять чужую культуру сложно. Плюс, Мурси народ дикий и секретов людям со стороны не открывают. Для первобытных людей белые источник денег, разговор по душам затруднён.
У Мурси меня особенно заинтересовал головной убор с рогами. Позже по ТВ слышал, что он ничего не обозначает и вешают его для красоты. Даже не знаю, что сказать? Я видел в лавках подобные висюльки. Хотел купить, но торговец заломил цену.
4
Подводя итог, отмечу — если вместо удочки давать рыбу, человек перестаёт думать о хлебе насущном. Что касается денег, они любого развращают. Мурси привыкли получать наличные за свою внешность и воспринимают это как должное. Ну ладно хотя бы тратили с умом на детей. Увы, нет, они всё пропивают.
Народы, принявшие ислам или христианство, от язычников отличаются более высоким уровнем развития. На счёт рая и ада не знаю, но я прекрасно вижу, что религия помогает упорядочить жизнь земную.
Правительство Эфиопии много раз поднимало вопрос, что делать с Мурси? С одной стороны, людей нужно выводить из первобытного состояния. С другой — сделать это не просто. Никаких проповедников Мурси на свою территорию не пускают, и про школы в их селениях я тоже не слышал.
Наш мир очень сложный и разный, но именно этим он интересен!