Как-то долго я добиралась до Лейпцига. Нет, за более чем 20 лет я пару раз там бывала, приезжала в гости к друзьям, но знакомство с городом не удавалось. Ещё, у меня сложилось субъективное убеждение, что дрезденцы и лейпцигцы друг друга недолюбливают.
Одна из моих немецкие знакомых, на мой вопрос про это усмехнулась и сказала, что это мне показалось, но… вообще-то… ещё с времён Августа Сильного, а то и раньше, лейпцигская знать составляла что-то вроде Фронды Дрезденскому двору. А в социалистические и в постсоциалистические времена, сразу после падения стены, Лейпциг хотел стать столицей Саксонии, т. к. был и больше и богаче Дрездена, т.ч. любить дрезденцам лейпцигцев особенно не за что, любят они нос задирать.
Ну и ладно, — подумала я, но убеждение только окрепло и знакомство с Лейпцигом отложила в долгий ящик.
Но настало время, когда мне захотелось взглянуть на Памятник Битве народов при Лейпциге (Völkerschlachtdenkmal).
Планируя поездку одного дня решили кроме посещения памятника Битве народов и музея, организованного при нём, посетить и Русскую православную Поминальную церковь св. Алексея/Свято-Алексиевский храм-памятник Русской Славы(Russisch-orthodoxe Gedächtniskirche des heiligen Metropoliten Alexi von Moskau). Уже находясь в Лейпциге, решили прогуляться по Южному кладбищу — одному из крупнейших парков-кладбищ Германии, тем более, что оно в непосредственной близости от памятника Битве Наций.
Но обо всём по порядку, прямиком на парковку у памятника Битве народов. Место нашли без проблемы и бесплатно.
Монумент отреставрировали в 2017 году. А строили его с 1898 по 1913 годы.
С 16 по 19 октября 1813 года под Лейпцигом произошла так называемая Битва народов, в которой коалиция русских, австрийских, прусских и шведских войск разбила французскую армию Наполеона Бонапарта. До Первой мировой войны эта битва являлась крупнейшей в истории Европы.
Саксония, участвовавшая в битве на стороне Наполеона, понесла серьёзные территориальные потери и идею Эрнста Морица Арндта о установке памятника, приуроченной к 50-летию этого события, не поддержала. В 1863 году был установлен так называемый «Камень Наполеона» (Napoleonstein).
На этом месте 18 октября 1813 года Наполеон расположил свою ставку. Монумент и камень Наполеона нередко считаются частями общего комплекса, посвящённого Битве народов.
Вернулись к идее воздвижения памятника лишь в 1898 году. Инициатором проекта был Клеменс Тиме, председатель Германского союза патриотов и магистр Лейпцигской масонской ложи. Финансирование осуществлялось за счёт специально организованной лотереи и пожертвований. 18 октября 1898 года состоялась закладка национального мемориала Битвы народов, по чертежам берлинского архитектора Бруно Шмица. Торжественное открытие мемориала состоялось в 1913 году, к столетию сражения.
После Первой мировой войны Битва народов и посвящённый ей памятник стали трактоваться как один из символов национального пробуждения германского народа; особенно в 1930 — 1940 годах нацисты широко использовали этот мемориал в пропагандистских целях. Вследствие чего во времена ГДР власти даже думали снести памятник, ассоциирующийся с прославлением германского национализма; как символ «русско-немецкого братства по оружию» он всё же был оставлен. Тем не менее значительных усилий по его сохранению не предпринималось.
В 2003 году начались работы по восстановлению монумента, которые завершились к его столетию в 2013 году. Затраты на восстановление, составили больше 30 миллионов евро. Источниками финансирования являлись фонд «Памятник Битве народов», земля Саксония, город Лейпциг и пожертвования.
Билеты для посещения купили в кассовом павильоне, слева от входа и сначала отправились покорять монумент.
Памятник высотой 91 м расположен в центре поля битвы. От основания к верхней обзорной платформе ведут 500 ступеней. С недавних пор имеется два лифта, поднимающихся до средней обзорной платформы на высоте 57 м.
Но с билетом воспользоваться лифтом можно уже из фойе у входа (EINGANG IN DEN FUNDAMENTBEREICH), на страже которо фигура, изображающая архангела Михаила, считавшегося защитником немецких солдат и во многих других битвах.
Вокруг его головы высечена надпись: «Святой Михаил», а выше — «Бог с нами!».
С билетом уже из фойе можно воспользоваться лифтом.
Лифт — э́то классно, но пока ножками, так интереснее.
Первая площадка, где можно посмотреть фильм об истории строительства и использования памятника — BESUCHERINFORMATION.
Затем вход в Крипту (KRYPTA)
и там же есть выход на площадку, на которую можно подняться и по лестницам снаружи.
Из Крипты есть лестницы и лифты до хоров (SANGERGALERIE) и промежуточной смотровой площадки (MITTLERER AUSSENRUNDGANG).
С хоров можно рассмотреть потолок Зала славы, на котором изображены 324 всадника почти в натуральную величину.
Ну, а со смотровой площадки чудные виды на Лейпциг.
Ещё выше Kупол основателей (STIFTERKUPPEL).
И на самом верху Верхняя смотровая площадка (OBERE AUSSICHTSPLATTFORM).
Верхняя квадратная в плане платформа памятника зрительно делает его незавершённым.
Существует легенда, что там отсутствует запланированная при его проектировании фигура орла — символ Германской империи.
С платформы виды ещё круче.
Рассмотрели купол Русской православной Поминальной церкви св. Алексея, башня высотой 55 метров с позолоченным луковичным куполом видна далеко над Лейпцигом, после музея — сразу туда.
И уж очень интересно — часовня с 60-метровой колокольней — туда решили зайти перед отъездом.
Но сначала в Зал славы и в музей при Памятнике Битвы народов.
В Зал славы (RUHMESHALLE), расположенный сразу над Криптой, посетителям можно попасть только снаружи и без билета. В зале стоят четыре статуи «поминальщиков» высотой 9,5 метров, олицетворяющих добродетели: храбрость, силу веры, народную мощь и самоотверженность.
Поговаривают, что конструкция памятника связана с масонской идеологией: за основу была взята планировка Храма Соломона — Притвор, Зал и Святая святых, присутствует и множество других символов масонства. Я в этом не разбираюсь, но может быть кто-то захочет проверить.
Музей, посвященный Битве народов — FORUM 1813, находится справа от входа в монумент, напротив кассового павильона.
Музей небольшой, на 3 зала.
Помните, я рассказывала про Черных егерей, так в музее нашлось место портрету Теодора Кёрнера и реконструированной форме егерей Лютцова. Не удаётся уйти далеко от темы, или подсознательно нахожу точки пересечения.
Музейчик небольшой и вместе с неспешным посещением монумента всё заняло не более двух часов.
Дальше отправились прогуляться до Русской православной Поминальной церкви св. Алексея. Пошли по улице 18-го октября (Straße des 18. Oktober), точнее аллее.
Через мостик над железной дорогой попали на территорию старой ярмарки Лейпцига (Alte Messe Leipzig).
Там из достопримечательностей обнаружили:
Двойную букву «M», которая раньше была установлена на северных воротах, последнюю из трех одинаковых двойных «М» и обозначающую один из четырех главных входов на старую Лейпцигскую торговую ярмарку.
Логотип ярмарки означает «Ярмарка-выставка образцов» (Mustemesse).
Павильон 11 (Halle 11) построили в 1925 году, в 2002/2003 году отремонтировали и сейчас рынок HIT-Markt
Павильон 12 (Halle 12) построили в 1924 году, как выставочный зал станков, а в 1950 году переоборудовали в советский павильон. Здание разделено на представительный головной корпус, трехэтажный центральный зал и низкие пристройки. Портик в настоящее время ремонтируется, в нем разместится городской архив Лейпцига (Stadtarchiv Leipzig). Особенно порадовала почти кремлевская звезда на, а шпиле.
Всё остальное — то, что бросилось в глаза по дороге.
Что символизируют скульптуры при входе (или всё-таки на выходе) в психиатрическую больницу не знаю, и почему их продублировали тоже вопрос.
И вот, наконец, 16-гранный шатровый купол Поминальной церкви.
Церковь строили по образу и подобию Воскресенской церкви в Коломенском в Москве, по типу русского шатрового храма в Новгородском стиле. Архитектором церкви был Владимир Александрович Покровский (1871–1931), здесь он впервые реализовал проект в виде оштукатуренной кирпичной конструкции со шпилем с железобетонным каркасом. Правда первоначальный проект Покровского уменьшили и упростили лейпцигский архитекторы Георг Вайденбах и Рихард Чаммер (Georg Weidenbach und Richard Tschammer), они также осуществляли надзор за строительством.
Храм сооружён в память о 127000 тысячах русских солдат принявших участие в Битве народов при Лейпциге на стороне коалиции против Наполеона и о 22000 русских солдат, погибших в этой битве в 1813 году.
(Кстати, башкиры молодцы, у нас
в Дрездене тоже камень установлен «в память о башкирском народе, сыновья которого служили в рядах русской армии».)
Строительство церкви началось 28 декабря 1912 года. После 10 месяцев строительства, ровно через 100 лет после Битвы Народов, освящение состоялось 17 октября 1913 года, за день до открытия Монумента Битвы Народов 18 октября. 1913 г. Стоимость строительства составила 1 миллион золотых марок или 250 000 рублей, из которых более половины — пожертвования.
Как исторический и культурный объект, Поминальная церковь открыта для посетителей Лейпцига ежедневно с 10:00 до 17:00. Здание состоит из зимней церкви внизу и верхней церкви. Правда попасть в нижнюю часть, где есть небольшая общественная библиотека и церковный музей не удалось, дверь была закрыта,
а вот наверху было открыто.
Пожертвовав по евро зашли полюбоваться на семирядный иконостас, высотой 18 метров, подаренный донскими казаками, в нём находятся 78 икон русского художника Луки Мартьяновича Емельянова. Иконы отреставрировали и в 2018 епископ Тихоном вновь освятил их. Жаль, что фотографировать в церкви нельзя, но, зато можно взять открытку с изображением иконостаса.
Так как машину оставляли у Памятника Битве народов, то туда и вернулись уже по Пражской улице (Prager Str.).
Давно я уже не путешествую, и скромный виадук через ж/д пути почему-то напомнил мост Александра III в. Париже. Хотя нет, далеко ему до Александровского моста.
В заключении не смогли удержаться от прогулки по Южному кладбищу, раскинувшемуся в непосредственной близости от памятника Битве Наций.
Нас заинтересовала часовня с 60-метровой колокольней.
Вместе с крематорием и колумбарием это сооружение является крупнейшим кладбищенским сооружением в Германии.
Да и само кладбище, занимающее 78 гектаров, — интересное место. Архитектор Хьюго Лихт и директор по садоводству Отто Виттенберг Bevölkerungszahl (Hugo Licht und Otto Wittenberg) не просто хотели создать кладбище, а ещё одно место отдыха — цельное произведение искусства в стиле модерн. Участок оформили в виде липового листа, сделав отсылку к исконному славянскому названию Лейпцига: «Место, где растут липы». Первое захоронение на Южном кладбище произвели в 1886 году. Не сразу кладбище стало пристижным в этом богатом торговом городе. На сегодняшний день на Южном кладбище нашли свое последнее пристанище 560 000 жителей Лейпцига, в том числе бесчисленное количество важных предпринимателей, ученых, художников и архитекторов. Многие надгробия имеют высокую художественную ценность и занесены в список исторических памятников.
Вот с этих объектов мы начали ближе знакомиться с Лейпцигом, есть планы и на другие места, но там пока закрыто на реставрацию, т.ч. пока следующее посещение отложим до лучших времён.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия