Название одного из самых посещаемых и архитектурно красивых южно-чешских городов, расположенного на дороге, соединяющей Прагу с городом Ческе-Будеевице, не требует пояснений этимологов. Писек, по-чешски «песок» и означает песок, как горную породу, ничего иного.
Южная Богемия в далёкие времена имела репутацию золотоносного края. Золото здесь добывали, промывая песок многочисленных рек, особенно была золотыми хлопьями богата нижняя часть реки Отавы, промывочные районы в этой области вскоре стали стратегически важными и для самого государства, поэтому чешские правители основали здесь замок, который вместе с городом принял статус королевского где-то в начале XIII века. Над названием города долго не думали, он был назван в честь богатого золотом речного песка, наличие которого послужило основанием для создания города и обеспечило его богатство на протяжении многих веков.
Золото из реки Отавы уже давно не добывают, когда-то оживлённое коммерческое движение на Золотом пути стихло, но королевский город Писек по-прежнему гордо стоит на берегу реки. Сегодняшний Писек — это больше, чем просто история прошлого и самый старый сохранившийся каменный мост в Чехии. Это оживлённый город в лесном море Южной Чехии, город студентов, город, любимый пенсионерами, одновременно тихое и приятное летнее место.
Подтверждая происхождение городского названия, ежегодно в начале лета в Писеке создаются гигантские скульптуры из песка. Каждый год на новую тему. В этом году их тема снова связана с 777-м днём рождения города Писек. «Снова» потому что памятная дата прошлогодняя, в 2020 году скульптуры тоже стояли, но атмосфера праздника была потеряна из-за пандемических ограничений. Тема скульптур — «Писек — город из песка на воде», авторы тематики — местные скульпторы Томаш Жижка и Адам Лангер.
Скульптур пять, как и букв в слове Писек, а каждую скульптуру объединяют пять понятий или явлений, берущих начало в мифологии Южной Богемии, или в далёких исторических событиях.
Посетители изучают текст на информационных табличках рядом со статуями и угадывают ключевые слова, которые объединяет конкретная скульптура. Эти таблички не имеет смысла приводить, так как переведённые на русский слова порой начинаются на иную букву, чем по-чешски. Но они такие
P — Сокровище, Пороги, Ручей, Рептилия-монстр, Легенда
I — Ирис, Вдохновение, Идея, Иллюзия, Информация
S — Солнце, Мир как Земля, Мир как не-война, Соляная тропа, Саламандра
E — Энергия, Европа, Гербы, Этика, Стихии
K — Кентавр, Лошадь, Ключ, Творчество, Конфликт
А сверху вниз — Писек. Статуи также несут свою букву (перевёрнутую) на спине, обращенной к реке. Благодаря расположению работ на краю набережной, при подходящих условиях можно прочитать название города в отражении в воде. Этот эффект усиливается за счёт вечернего освещения статуй.
В слове Писек пять букв, и число пять считается магическим для этого города. На что указывают пять звёзд в ореоле святого Яна Непомуцкого на Писекском каменном мосту. И строительство моста было начато в день, когда астрологи констатировали парад пяти счастливых звёзд на небосклоне.
Каменный мост родился вместе с городом, он минимум на полвека старше знаменитого Карлова моста в Праге, единственный старый мост такого типа в Европе находится в Баварском Регенсбурге.
Эта жемчужина Писека построена из каменных блоков, на некоторых из них до сих пор есть эмблема каменщика. Мост имеет семь арок, его длина составляет 111 метров, и раньше с каждой стороны стояли оборонительные башни, ни одна из которых не сохранилась.
Кроме Яна Непомуцкого на мосту были установлены в XVIII веке статуя святой Анны и святого Антонина Падуанского.
А также скульптурная Голгофа. Сейчас все оригинальные скульптуры находятся в музеях, на мосту установлены их копии. Народное название моста — Олений, потому что, согласно легенде, олень из Писекского леса был первым, кто пересёк его после завершения.
Интересная деталь — в XVI веке решили посчитать трафик по мосту. Так как ворота были закрыты в ночное время, от 6 утра до 10 вечера по нему прошло 1300 повозок за неделю, или около 12 в час. По мосту в Богемию возили соль, драгоценные вещества, южные фрукты, вино, специи, зерно, солод, мёд, сало и рыбу.
Когда вечером 23 июня 1887 года благодаря инженеру-электротехнику и изобретателю Франтишку Кржижику в центре города загорелись несколько дуговых ламп, приводимых в действие паровым динамо, Писек навсегда вошёл в историю как один из первых городов Чехии с постоянным уличным электрическим освещением. В это же время власти Писека построили новую гидроэлектростанцию в здании бывшей Подскальской мельницы, которая сегодня является старейшим сооружением такого типа. Водяное колесо, которое первоначально приводило в действие динамо-машину для производства электроэнергии, было заменено в 1901 году двумя турбинами Фрэнсиса.
Электростанция проработала до июня 1997 года, когда по случаю 110-летия первой лампочки в Писеке в её здании начали создавать городской музей освещения, где можно увидеть хотя и старое, но по-прежнему функционирующее оборудование.
Кроме электростанции с противоположного берега реки можно рассмотреть ещё несколько знаменательных зданий. Например, городскую солодовню, где производился солод для пивоварен в Писеке и Противине в 1864–1973 годах.
После 1973 года здание служило складом, пришло в негодность и, наконец, после реконструкции в 2005 -2007 годах превратилось в культурный центр, где на площади 1700 м² располагается шесть художественных галерей, выставочный зал и туристический информационный центр.
Слева от сегодняшнего Культурного центра находится замок, который был впервые упомянут в документах 1254 года, когда был построен королём Пржемыслом Отакаром II одновременно с городом. Последним правителем, который жил в замке, был король Вацлав IV.
В 1419 году замок перешёл в руки писекского бургграфа Яна Гайека из Годетина, но вскоре был продан и прошёл через руки многих владельцев. После 1547 года был заброшен и постепенно пришёл в упадок. Западное крыло и входная башня были снесены в 1851 году, замок превратился в то здание, которое мы видим сегодня. В нём находится музей.
Изначально замок имел квадратную форму с четырьмя крыльями, окруженными аркадами, выходившими в небольшой двор. Здесь находились три крепостные башни, но сегодня ни одна из них не стоит. Всё, что осталось от внутреннего двора, можно увидеть, пройдя через городскую ратушу, здесь сохранилось единственное западное крыло бывшего Королевского замка.
Несмотря на то, что Писек был основан как королевский город, у него долгая история одного из самых бунтарских чешских городов. В 1419–52 годах был самоуправляющейся гуситской республикой. Здесь останавливался военачальник Ян Жижка, здесь жил гуситский епископ Микулаш Бискупец. Период гуситов означал для Писека время расцвета, выражавшегося в дорогих постройках и развитии цеховых ремёсел.
Восстание против Габсбургов в 1546–1547 годах закончилось неудачей, а в начале Тридцатилетней войны Писек был завоёван трижды, последняя капитуляция 30 сентября 1620 года означала полную катастрофу. Войска Габсбургов вырезали большую часть населения и сожгли много домов. Восстановление шло медленно и осложнялось многочисленными пожарами, эпидемиями и проходом войск.
В сепаратистском тренде произошло и провозглашение Чехословацкой республики в 1918 году, которое состоялось на 2 недели раньше, чем в остальной части страны. 14 октября Центральный социалистический совет в Праге должен был объявить о создании республики. Планируемое мероприятие было раскрыто тайной полицией, поэтому решение о провозглашении республики было отложено. Однако посланный в Писек редактор газеты Франтишек Ганзличек уже был в дороге и не узнал о изменениях в плане. На Большой площади собралось пять тысяч человек. Ровно в одиннадцать часов, согласно первоначальному плану, редактор сообщил толпе, что на Староместской площади в Праге в эту минуту объявляют о создании Чехословацкой республики, и в том же духе он «провозглашает» её в Писеке.
Затем толпа разграбила здание районной управы, которое стояло на том месте, где сегодня находится здание Коммерческого банка, и весь город был залит красно-бело-синими флагами новой республики. Ошибка вскрылась во второй половине дня, когда для наведения порядка в город вступили венгерские драгуны, а полиция начала расследование.
Правда, инициаторы мероприятия получили очень мягкие наказания, так как надвигающаяся свобода уже «чувствовалась в воздухе». Через 2 недели, 28 октября Австро-Венгрия действительно пала. Но теперь в Писеке побоялись снова поверить в это и портреты Франца-Иосифа остались висеть в пивных. Таким парадоксальным образом независимая Чехословакия была окончательно провозглашена в Писеке парой дней позже, 30 октября 1918 года.
В обоих случаях провозглашалась республика с балкона барочной ратуши с двумя башнями, построенной в 1740 -1767 годах. Администрация города переехала сюда из старых помещений бывшего королевского дворца, которые оказались непригодными. Можно видеть герб города на фасаде ратуши, над ним статуи Справедливости, Силы и Терпения вместе с декоративными вазами. Две равновысокие башни со всех четырех сторон оборудованы циферблатами.
Ратуша является главным зданием на прямоугольной Большой площади, которая на протяжении веков — центр общественной жизни Писека. В начале пятнадцатого века Большая площадь стала естественным центром, где приветствовали королей, военачальников, императоров, президентов и других важных личностей.
Именно здесь в 1742 году капитулировала французская армия. Произошло это в пятницу, 8 марта, когда оккупированный французами Писек был окружен с двух сторон войсками Габсбургов. Все французы бежали перед ними на Большую площадь, где встали на колени и сдались. О провозглашении республики уже говорилось.
Рассказывают, что именно на этой площади 10 мая 1945 года американские и советские солдаты встретились впервые, конечно если говорим о территории Чехословакии. И вроде как, освободившись от всех идеологий, они набросились вместе на чешское пиво именно в этом углу площади.
Большая площадь раньше называлась Рыночной. После 1907 года рынок убрали, площадь переименовали в честь Франтишка Ладислава Ригера, известного чешского политика и публициста XIX века. Во время немецкой оккупации площади присвоили имя Викториаплац, в 1945 году переименовали в площадь И. В. Сталина. Площадью В. И. Ленина она стала в 1962 году, и вновь Большой только в 1989.
В одном из углов Большой площади важно не пропустить небольшое здание бывшей монастырской церкви Святого Креста, фасад которой украшен сграффито эпохи Возрождения.
Ещё с XV века на этом месте стоял доминиканский монастырь, который был упразднён в XVIII веке во время правления Иосифа II. После упразднения монастыря ориентация церкви была изменена, чтобы попасть в неё можно было с Большой площади.
От Большой площади идём на север по улице Юнгманова, которая застроена домами XVI–XVII веков.
Особенно выделяются два богато украшенных дома в стиле барокко, которые благополучно пережили войны, пожары и перестройки последних веков. По ним можем судить о облике жилищ богатых горожан.
Оба дома изначально имели галерею, которая сохранилась только в одном. В красивом красном доме под стеклом находится старая статуя святого Яна Непомуцкого.
По улице Юнгманова мы вышли к Альшовской площади, которую местные жители знают как Малую площадь. Центральное место на площади занимает Марианский чумной столб, который напоминает о великой эпидемии 1713 года. Столб наверху украшен статуей Непорочной Девы Марии. На квадратной баллюстраде находятся статуи девяти святых.
В прежние времена эта площадь была важна для города. Здесь жил городской епископ, находилось несколько типичных бюргерских домов. Восточную сторону украшает красивый фасад бывшего здания школы. В доме рядом с ней когда-то находился постоялый двор «У Золотого колеса».
В середине XIX века на Альшовской площади была открыта гимназия в здании в стиле поздней империи архитектора Юлия Списса. Здание украшено гербом города и текстом «Успешное воспитание молодежи — счастливое будущее нации». Вверху щита стоит фигура Христа, под которым атрибуты наук, сделанные из терракоты, включая очертании Чешской земли, открытая книга, глобус, бинокль. После 2000 года здание постепенно перестало служить своему назначению и власти города решили перестроить весь комплекс под новую городскую библиотеку.
На месте постоялого двора «У Чёрного орла» на Альшовской площади, снесённого в 1888 году, в 1890 уже стоял новый дворец в стиле неоренессанса. Дом оборудован башенкой и украшен сграффито и росписью аллегорических фигур художника Либшера.
От Альшовской площади старыми улочками спускаемся к Гавличковской площади.
Рядом с домом с символом охоты на оленей находится элегантная небольшая площадь под названием «На углу», через которую императорские войска вошли в Писек 30 сентября 1620 года, чтобы разрушить и сжечь город.
В центре Гавличковской площади находится статуя Святого Флориана. Статуя святого, защитника от пожаров, была установлена здесь в 1735 году
Сегодня площадь и окружающие её улицы являются частью пешеходной зоны города и предлагают несколько магазинов и мест, где можно посидеть.
Возвращаемся на Альшовскую площадь. От неё теперь пойдём на север по улице Хельчицкого, которая более новая и застроена интересными зданиями конца XIX века в стиле неоренессанса.
Особенно выделяется монументальное здание 1899 года. Гостиница «У эрцгерцога Франца Фердинанда» после 1948 года сменила название на «Дворжачек». В начале XX века это был один из самых роскошных отелей в Южной Чехии. С 1960 по 1994 год дом служил в качестве «Интеротеля Отава».
Фасад здания украшен 11 картинами, изображающими историю Писека, созданными уроженцем региона Миколашем Алешем.
Идём в сторону городского собора. Встречается Памятник павшим героям. В Чехии много памятников, посвящённых легионерам Первой мировой. Но этот иной, он был установлен в 1861 году в память о солдатах, погибших в Меленьяно и Сольферино-Сан-Мартин в Ломбардии в 1859 году в ходе военной кампании Австро-Венгрии против Франции и королевства Сардинии.
Выходим к собору Рождества Пресвятой Богородицы. Трёхнефная церковь стоит с середины XIII века, первоначально у неё было две одинаковые башни.
Сейчас осталась одна, поздняя башня 1489 года постройки, достигает высоты 71 метра. Наверх можно подняться по 210 ступеням, правда обзорная галерея находится на высоте 42 метров.
Внутри церкви есть готические настенные росписи. Но практически вся обстановка более современна, выполнена в неоготическом стиле. Копия Писецкой Мадонны находится на одном из боковых алтарей. Оригинал был украден в 1975 году, считается, что был переправлен через границу по заказу неизвестного западного коллекционера.
Изначально Писек был опоясан высокими крепостными стенами, от которых сохранились лишь отдельные, небольшие участки.
Путимские ворота были одними из трёх ворот, которые защищали королевский город. Они находятся в юго-западной части и получили своё название от городка Путим, к которому вела так называемая Золотая дорога.
Вдоль этих бывших стен возвращаемся по северному берегу реки к Каменному мосту. Обзорное кольцо пройдено.
Если будете в Южной Чехии, не забудьте про красивый исторический городок Писек. Сегодня — это оживленный город, который привлекает посетителей своей приятной атмосферой, прогулками по старому городу и вдоль реки Отава, здесь очень уютные кафе и вкусное пиво.