Таллин, один из самых «снимаемых» городов в истории бывшего СССР. Если нужны были съемки «европейской» натуры, то конкуренцию эстонской столице составляли, пожалуй, Рига и Вильнюс. Даже Львов, с его вполне древним европейским центром, в число «избранных» входил довольно редко. Таллин обожают не только туристы, но и режиссеры и актеры. В эстонской столице, за советские годы, было снято более 60 фильмов или эпизодов к ним. Некоторые из них до сих пор на наших экранах, но многие, незаслуженно забыты, хотя, благодаря им, мы можем сравнивать виды уютного, старого, еще во многом не полностью отреставрированного Таллина 1950–1980 годов прошлого столетия, с современными видами, совершенно потрясающей, эстонской столицы. Я не намерен исследовать и представлять все фильмы, но давайте пройдемся по памятным местам города и вспомним картины, режиссеров, актеров, которые с ними связаны, одновременно, не забывая о том, что мы здесь о путешествиях, а не о кино.
Идея этого обзора возникла три года назад. В апреле 2018 года я был в командировке в Таллине. И вот, в один из вечеров, собралась «теплая» компания. Среди нас были поляки, эстонцы, латыши, португалец и американец. Мы, после работы, пошли гулять по ночному городу. А точнее, попить пива. Руководила всем очень активная латышка, которая повела нас в интересное место. Это — Ротерманни квартал. Бывший серый, ничем особо не приметный, промышленный район. В прошлом, здесь было расположено несколько зернохранилищ и заводов. Сейчас же это отреставрированный и окультуренный кусочек Таллина с кафе и магазинами (если я не прав, то пусть меня подкорректирует один из самых уважаемых авторов на Туристере Максим Старостин, который живет в Эстонии). Надо сказать, что во время короткой прогулки, у меня было ощущение чего-то знакомого. Было такое впечатление, что я уже это видел, но ранее, за два предыдущих приезда в Таллин, точно здесь не бывал. Как бы там ни было, мы весело расположились в пивной бренда BrewDog (само помещение выполнено в индустриальном стиле или стиле «иллюзии промышленного прошлого»),
и за очередной кружечкой пива, один из поляков сказал, что этот район города — знаковое место. Здесь, 40 лет назад, снимался один из самых выдающихся фильмов Андрея Тарковского — «Сталкер». Честно, не знал об этом. И тут понял, почему мне знаком этот квартал. Да, незабываемые кадры картины о проникновении в «Зону». Мне стало очень стыдно, и в тот момент, я дал себе обещание обязательно исследовать тему нашего кино и Таллина. Какие фильмы снимались, какие актеры, какие режиссеры работали здесь, и, пожалуй, главное, в каких исторических местах этого изумительного старинного города создавалось то бессмертное кино, кино нашего детства.
Я перерыл интернет, прочитал много воспоминаний, даже полностью пересмотрел отдельные фильмы, сопоставил со своими фотографиями и путешествиями в Таллин и выношу на ваш суд то, что из этого получилось. Я не хочу рассказывать обо всех картинах, снятых в Таллине в советский период и выставлять их в хронологическом порядке или системно привязывать к карте города. Здесь больше своего, внутреннего, восприятия содержания этих картин, связанных с историческими местами эстонской столицы и историческими «вехами» той эпохи. Ну и очень бы хотелось, чтобы многие достопримечательности раскрылись для вас по новому, через призму киноискусства.
С чего начнем? Хотелось бы со «Сталкера», но один из самых известных и значимых фильмов нашего кинематографа, настолько прост (о нем столько написано), настолько же и сложен в чувствах, пониманиях, восприятии… мысли о нем и интересные места съемок, я оставлю на окончание этого рассказа. А начнем, как подобает, с Таллина и с «Дела».
«Дело Румянцева» (1955)
Для некоторых молодых читателей это название ничего не говорит. Это была третья работа в кино молодого Алексея Баталова! Фильм частично снимался в Таллине. По жанру — один из первых советских детективов. Таллин, еще пока малоизвестный широким массам советского народа, очень удачно «вписан» в картину режиссера Иосифа Хейфица. Герой Баталова — Румянцев, в поисках преступников, ходит по городу. В кадрах мы узнаем «длинную ногу», или улицу Pikk Jalg, с видом на церковь Олевисте. По этой улице актер поднимается в Верхний город.
И спускается по «короткой ноге» или улице Luhike jalg,
которая приводит его к «базе» бандитов, заседающих вот в этом милом уголке города.
в симпатичном кафе, c названием Peppersack.
Об этом кафе, или, если хотите, ресторане, очень хорошо написала Мария Чахнашвили
в своем отзыве Перечный мешок_
Вместе с Баталовым в этой картине снимались: Инна Макарова, Евгений Леонов, Николай Крючков…
Фильм получился довольно удачным, как, впрочем, и игра Алексея. За этим последовали, самые значительные его работы:
— «Летят журавли», режиссера М. Калатозова. Фильм буквально «взорвавший» Международный Каннский кинофестиваль 1958 года (единственная картина СССР и России, которая была удостоена «Золотой пальмовой ветви»);
— «Москва слезам не верит» режиссера В. Меньшова, фильм, который смотрел, пожалуй, каждый житель бывшего СССР.
Но, впрочем, это уже не о Таллине. А вот Баталов вернулся для съемок в Таллин через 10 лет. Но уже в качестве режиссера и, опять же, исполнителя главной роли, канатоходца Тибула, в экранизации сказки «Три толстяка». По канату, в картине, Алексей ходил без дублера.
«Мой младший брат» (1962)
Не очень знаменитый, но знаковый фильм для советского кинематографа и для Таллина. Снят режиссером Александром Зархи по роману Василия Аксенова «Звездный билет». Это первые роли в кино Олега Даля и Александра Збруева и вторая роль Андрея Миронова. Картина дала поистине «звездный билет» этому актерскому трио. Съемки, в основном, происходили в Эстонии и в Таллине. Для многих советских людей в то время Эстония была еще очень загадочной и картина, отчасти, приоткрыла этот занавес неизвестности. Авторы уделили внимание песенному фестивалю. Искреннему, всенародному и потрясающе натуральному. Тысячи эстонцев заполнили улицы и площади своей столицы. Например, улицу Пикк
Пожалуй впервые в советских фильмах серьезно прозвучала органная музыка (произведения Баха) в Домском соборе.
А возле этой стены, молодой Даль (Алик Крамер) сидел и плакал, слушая Баха.
А вот по этим улицам гуляли Андрей Миронов (Юра Попов), О. Даль и Александр Збруев (Дима Денисов)
Вот на эти крыши и трубы смотрят А. Миронов, О. Даль и эстонская девушка Линда
На дальнем плане видны две высоких трубы, одна из них станет очень знаменитой через 17 лет, благодаря другой картине, но об этом ниже.
Роман в те годы зачитывали «до дыр», к сожалению, фильм не имел такого оглушительного успеха. Но, главное, что были розданы «звездные билеты». И не только для актеров, но и для Эстонии, и ее столицы. Миллионы захотели побывать здесь. И это, в скорости, стало явью.
«Вариант „Омега“ (1975)
Фильм греческого режиссера Антониса-Яниса Воязоса (Воязос эмигрировал из Греции во время войны и получил гражданство СССР). Картина о работе советских разведчиков в Таллине во время войны. Удивительно, что всемогущее КГБ разрешило постановку в исполнении иностранца, да еще и на такую тему. Не знаю как вам, но мне фильм понравился, даже после просмотра уже в зрелом возрасте. Эта пятисерийная лента, в основном, снималась в Таллине. Запомнилась она напряженным и несколько необычным сюжетом для фильмов тех лет, а также игрой несравненного Олега Даля. Да, Олег опять вернулся в Таллин, и опять в главной роли. Много эпизодов картины снято в старом городе. При просмотре этого фильма, еще в детские годы, я впервые познакомился с Таллином. И я его увидел именно таким, во время первого посещения, в далеком 1987 году. На экране мы увидели все те же улицы Pikk Jalg, с въездными воротами,
и Luhike jalg. Вы, наверное, знаете, что из-за этих „длинной“ и „короткой“ ног, Таллин, в шутку, называют „хромым“. Большие морские ворота
Улица Рюйтли. По которой прогуливались Пауль Кригер (Олег Даль) и Лотта Фишбах (Елена Прудникова),
сама по себе, очень интересна и довольно живописна. Ближайший дом слева с надписью GEORGIA TAVERN известен тем, что во дворе жил таллинский палач. Далее, справа, вы видите шпиль церкви Нигулисте (о ней разговор пойдет немного ниже). Советую пройтись по улице, не спеша, как гулял герой Даля.
В четвертой серии фильма, Кригер начинает экскурсию по Таллину. Рассказывает очень интересно. О церкви Олевисте (самый высокий шпиль на фото).
По данным Википедии, высота шпиля Церкви Святого Олафа в Таллине достигала 159 метров. И с 1549 года, момента обрушения Линкольнского собора, до 1625 года (даты пожара в церкви Олевисте), это здание являлось самым высоким искусственным сооружением в Мире. После поражения огнем, шпиль церкви достигает сейчас 123,5 метра. Но она „прекрасно выглядит“ и возвышается над древним городом, несмотря на преклонный возраст.
Еще одно место прогулок героев фильма — улица Лабораториуми
Картина местами интересна, местами напряженна, а местами, мы видим много Таллина 1974—1975 гг. Еще того, советского, мало отреставрированного и „натурального“, и это совершенно не портит сюжет. Я не показал все места съемок, тем интереснее вам будет смотреть эту картину, если, конечно, захотите.
Ну что же, „пойдем“ дальше, но уже по крышам эстонской столицы. В каких только фильмах их не показывали. В каких только ролях они не выступали. И Стокгольма, и Парижа и других, где-то даже сказочных городков. В Таллине снималось много сказок.
„Приключения желтого чемоданчика“ (1970)
Кто из нас не помнит обворожительную и энергичную Татьяну Пельтцер в веселой сказочной истории Ох и „зажигает“ она в роли бабушки. Порой даже дети не могут поспеть за ней. Там тоже все начиналось с Таллинских крыш.
Говорят, что кадры картины снимались с верхотуры церкви Нигулисте
Вот уже почти семь столетий возвышается эта церковь в западной части старого города. И очень часто попадает в различные фильмы.
»Малыш и Карлсон, который живет на крыше» (1971)
Веселая экранизация сказки А. Линдгрен все с той же Т. Пельтцер и С. Мишулиным. Здесь мы видим все те же таллинские крыши, но уже в образе стокгольмских.
«Пустяки, дело то житейское!»,- фраза из этого фильма навсегда вошла в обиход очень многих людей.
«Снежная королева» (1966)
Не очень веселая, а, местами, даже страшная сказка. С молодой Еленой Прокловой в роли Герды. Опять же виды крыш. На них можно смотреть бесконечно
А вот здесь проезжали сани с самой королевой льда и снега.
«Город мастеров» (1965)
Многие из нас помнят эту картину, которая снималась в Таллине. Особенно запоминаются старые крепостные стены на улице Лабораториуми. Возле этих стен,
и на «длинной ноге» у подножия холма
и происходят основные события фильма.
«Украли старого Томаса» (1970)
В 1970 году на киностудии Таллинфильм вышла эта музыкальная сказка-комедия. Нельзя сказать, что премьера и дальнейший прокат картины принесли ей оглушительный успех. Но…фильм показал нам Таллин 1970 года.
Фильм начинается на Ратушной площади,
которую с 1530 года «охраняет» Старый Томас. Надо сказать, что на тот момент, это была уже вторая фигурка флюгера, которую установили в 1952 году. В фильме, городской стражник спускается со шпиля и, оберегая двух влюбленных, осуществляет прогулку по эстонской столице, которая активно строится и преображается в это время, что вызывает огромный интерес и удивление Старого Томаса. Он наблюдает водружение воссозданного шпиля церкви Нигулисте.
Осматривает строительство гостиницы «Виру», ставшей одной из визитных карточек Таллина.
Гостиницу строили финские строители. Достопримечательностью отеля является музей КГБ, расположенный на 23-м «засекреченном» этаже, где сотрудники «конторы» вели прослушку 60 из 400 номеров отеля. Я дважды жил в Виру, но про музей узнал уже позже, поэтому не могу привести здесь его описание.
Далее, Томас заходит в башню Толстая Маргарита,
(сейчас она выглядит именно так)
где ведутся строительные и реставрационные работы. Томас видит башню еще без крыши. Это сооружение ведет свою историю с XVI века. Однако, в 1970 году у Маргариты было очередное «омоложение».
Главную роль в этом фильме сыграл эстонский актер Кальё Кийск, который больше известен по роли сержанта Беррела в художественном фильме «Смерть под парусом». В биографии этого актера, к сожалению есть «черное» пятно. Он в 1944 году, в восемнадцатилетнем возрасте, был принудительно призван в эстонскую часть Ваффен СС и участвовал в боях с Советской армией под Нарвой. Однако, этот эпизод не «выплыл» в свое время, и Калье успешно вступил в ряды КПСС и был даже депутатом Верховного Совета Эстонской ССР с 1980 по 1990 годы и, даже с 1985–1990 годы, членом Президиума Верховного совета Эстонской ССР и, одновременно, членом Центрального комитета Коммунистической партии Эстонии.
Картина популяризирует эстонскую культуру, музыку, театр. Восхищает неподдельный и искренний размах песенных праздников на Певческом поле.
«Человек в проходном дворе» (1971)
Но как не вспомнить этот фильм о розыске предателя времен войны, в котором основные действия происходят на удивительной улице Катарина Кяйк.
А также на углу улиц Пикк и Вооремехе (на этой короткой улице во второй половине ХIХ века была стоянка извозчиков у Ратушной площади).
«Корона Российской империи, или Снова неуловимые» (1971)
Приключенческий боевик, снятый режиссером Э. Кеосаяном. Последний фильм из трилогии о молодых бойцах революции. В этом фильме Таллин заменил Париж. Все сцены в парижском ресторане снимались за этими воротами Виру,
в одном из зданий справа,
а шпиль ратуши со Старым Томасом был «загриммирован» на экране под Эйфелеву башню.
Несмотря на популярность двух первых фильмов трилогии, а также участие А. Джигарханяна и Е. Копеляна, по опросу кинокритиков, фильм был назван одним из худших, вышедших в прокат в 1971 году. А как он нравился нам, мальчишкам. Цыган, Валерка, Данька, Буденный, песня про сатанят, стрельба, погони. Да что там говорить, ничего они не понимали, эти самые кинокритики. У нас, пацанов, надо было спрашивать.
«Сталкер» (1979)
Андрей Тарковский собирался снимать этот фильм в городе Исфара в Таджикистане. Но там произошло землетрясение, которое никак не повлияло на «лунный пейзаж» снимаемой натуры, однако сильно сказалось на местах жизни съемочной группы. Как выяснилось впоследствии, и не только на это, а и на смысл фильма. Из фантастически-приключенческой картины, заявленной в Госкино, фильм стал философской притчей. Но можно предположить, что «гений» Тарковского, давно придумал этот фильм именно таким. А формальная привязка к землетрясению и замена места съемок в Таджикистане на, вполне европейскую и где-то мистическую, Эстонию только «легла на руку» Андрею Арсеньевичу. Но все это общие рассуждения, основанные на личных размышлениях, возникших после изучения исторических материалов Википедии.
Вернемся к нашему прекрасному Таллину и «Сталкеру». Съемки происходили в квартале Ротерманни. До конца 2013 года это была действительно «обочина» Таллина. Полуразрушенная и, ничем непримечательная часть города, которая была чуждой прекрасной средневековой архитектуре столицы Эстонии. Поэтому, название повести Стругацких «Пикник на обочине», как нельзя более характеризует место съемок. Сопоставьте название повести и место работы операторов. Вы ничего в этом не видите символически связанного? Опять, одна из многих граней таланта Тарковского? Думаю, что ДА, тысячу раз ДА! Вот Вам «Пикник на обочине», а вот Вам съемки «Зоны». И все это происходит буквально на «обочине», в двух шагах, от центральной части старого города, признанного ЮНЕСКО. Только вот «пикник», не пьянка до безумия, как это у нас часто принято, а нечто другое. Три совершенно разных человека, каждый со своей целью, отправляются в Зону (фактически «на обочину» их вполне нормальной жизни) для того, чтобы выйти из этой «обочины», сами того не ведая, другими. А может совсем и не о том. А о том, что в самых красивых городах этой великой и многогранной страны, существует «обочина», которую постоянно используют и надеются достичь через нее исполнения всех желаний. А может, Тарковский гениально предвидел трагедию «мирного» атома в Чернобыле и уже другую, реальную Зону? А может?… Думаю, что Тарковский творил для всех, творил, пытался изменить что-то к лучшему, творил с любовью к людям. А уж, кто и как воспринимает его фильмы, дело личное. Да и всегда необходимо помнить основной постулат Сталкера: «Прямой путь в Зоне — не самый короткий». А под словом Зона можно многое подразумевать. Опять я забыл о Таллине и о кино. Простите?
Если стать спиной к главному входу гостиницы Виру и пойти вправо, то, буквально через один или два квартала, нужно перейти улицу, и вы окажетесь у входа в Ротерманни, где проходили съемки.
Вот перекресток, на котором герои чуть не попали в «лапы» охраны Зоны.
Вот и «мрачная» улица, которую патрулировала охрана. (А это я, в одиночестве, сижу и пью пиво BrewDog, размышляю о жизни и знаю, что я еще обязательно сюда вернусь. Уж больно притягательно это место)
Одна из внутренних улиц квартала, так и называется «проход Сталкера».
А вот со знаменитой трубой, с надписью «UN» у меня вышел казус. В этом районе две похожих трубы. Блуждая по кварталу, я так «занырнул» в воспоминания, что не заметил, как вышел к трубе. Только вот не к той. Но по своему, она тоже очень колоритная. Будет повод еще раз съездить в Таллин и заменить это фото «реальной» трубой.
В фильме прекрасный актерский состав: А. Кайдановский, А. Фрейндлих, Н. Гринько.
Ну вот, пожалуй, и все о чем я хотел вам рассказать, хотя…
А как можно забыть еще несколько мест в Таллине, которые снимались в фильмах, не вошедших в этот обзор?
Башня Длинный Герман
Балтийское море со знаменитыми таллинскими валунами
Или эти обаятельные дворики эстонской столицы
Я попытался рассказать только о небольшой части фильмов и достопримечательностей Таллина. Конечно, я мог допустить некоторые неточности, а может, даже ошибки. Пишите, обсудим. Я буду очень рад, если кто-то дополнит и расширит мой экскурс в эту область. А вообще, я думаю, что у каждого мало—мальски известного города есть своя киношная судьба. С удовольствием почитаю о ней и посмотрю эти памятные места. Как говорил один из моих любимых актеров Д. Марьянов: «Дерзайте!»
Ну и в завершение отдам должное Википедии, Сергею Фролову с его
https://road-movie.livejournal.com/59541.html
и своей памяти, которая меня не подвела во многих моментах этого повествования.
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм