Поедем в Царское Село!
Там улыбаются мещанки,
Когда уланы после пьянки
Садятся в крепкое седло…
Поедем в Царское Село!
Казармы, парки и дворцы,
А на деревьях — клочья ваты,
И грянут «здравия» раскаты
На крик — «здорово, молодцы!»
Казармы, парки и дворцы…
(Осип Мандельштам)
В Петербург мы собрались достаточно быстро, за несколько дней. В начале марта появилась возможность и было решено — пора. Пора было так давно, что даже стыдно перед самим собой. Ведь как бывает — поездка откладывается из года в год по различным причинам. Причины эти уважительные, дела ждут решения неотлагательные, или просто так кажется, но впоследствии часто происходит переоценка. К тому же сколько их — прекрасных дальних стран, которые хочется увидеть хоть разок… Логика шепчет — в Петербурге вы когда-то были, да он ведь сравнительно недалеко от Москвы, в него всегда успеется, вот сейчас только Грецию исследуем, а весной Китай, ну как же без него? А потом Швейцария и Индия уже давно находятся в планах. Но пандемия последние планы грубо растоптала своей инфицированной пятой, и они были отложены на неопределенное время. Зато стали больше ездить по родной провинции, ведь и на родине много чудесных мест. Зимой прошли сообщения об открытии музеев после карантина, у нас появилась свободная весенняя неделя… ну, конечно же, в Питер, сколько можно откладывать!
Понятно, что в это время года прекрасные парки Петергофа, Царского села и Павловска не поделятся своей удивительной красотой, зато можно насладиться музеями, которые обещают быть относительно свободными, ну хотя бы без толп вездесущих и всепроникающих китайцев. Расчет оправдался — нельзя сказать, что музеи были безлюдными, публика имела место быть, но все-таки было гораздо свободней, чем в обычные, не пандемийные времена. За восемь дней удалось осуществить почти все запланированное, посетить Золотую и Бриллиантовую кладовую Эрмитажа и полюбоваться частью его основной экспозиции. Ведь Эрмитаж — это отдельное музейное государство. Не знаю, сколько времени надо ценителю, чтобы осмотреть все его богатства — неделю, месяц или больше? В любом зале музея можно надолго зависнуть около заинтересовавшего экспоната, не замечая времени…
Кроме того, мы побывали в Русском музее (Михайловский дворец и корпус Бенуа), включая его филиалы — Михайловский (инженерный) замок, Мраморный дворец и Строгановский дворец. Ознакомились с Шереметевским и Юсуповским дворцом, музеем Фаберже, интереснейшей экспозицией Эрмитажа в здании Главштаба. В пригородах посетили Екатерининский дворец, Константиновский дворец и Большой дворец Петергофа. Единственное, что не удалось увидеть из запланированного — Музей прикладного искусства Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица. Он находится в действующем учебном заведении, туда можно попасть только с экскурсией, на которую оказалось трудно записаться в нужное нам время. В общем, вопреки заветам Шнурова, мы приехали в Питер не пить, а по музеям ходить))
Прибыв в город музеев на скоростном Сапсане, мы поселились в очень удачном месте — на Большой Конюшенной улице в мини-отеле Residence Turgenev, откуда до всех запланированных к посещению городских музеев было рукой подать — от 10 до 25 минут пешком.
Отель располагается в мансарде на 5 этаже старинного дома с широкой мраморной лестницей, правда, без лифта. На улице в соответствии с названием установлены скульптуры симпатичных лошадок.
Соотношение цена-качество, а главное — месторасположение нас устроили, постояльцев было немного, из семи номеров заселены были два-три, да и мы появлялись в отеле только на ночь. После выхода из подъезда отеля сразу налево под арку и через двор располагается здание Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга, в один из вечеров побывали там на концерте, где особенно понравилась игра скрипача Николая Андреева. Потом на его же концерте побывали в Шереметевском дворце после экскурсии, так удачно совпало по времени.
Здание Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга
Сразу за зданием капеллы — Певческий мост через реку Мойка, а за ним уже и Дворцовая площадь.
Даже в недолгих прогулках по городу из музея в музей на каждом шагу сталкиваешься с чем-то интересным, любопытным или исторически ценным. Вот за поворотом упираешься в знаменитый собор Спас-на-крови.
Вот замечаешь многострадальный памятник Чижику-Пыжику на Фонтанке, на который туристы повадились кидать монетки «на счастье». Эту небольшую скульптурку пичуги несколько раз воровали, по сообщениям прессы, из-за цветного металла, из которого она сделана. Интересно, сколько там той меди на вес, и сколько можно выручить денег, если размер птички 11 см? Когда мы проходили, над Чижиком-Пыжиком нависал какой-то помятый дядя со странным сооружениям в руках, напоминавшим удочку с грузом на конце лески. Я уж забеспокоился, что это очередной вор, но оказалось, что он просто выуживал со льда монетки посредством магнита, привязанного к леске))
А здесь натыкаешься на кафе с названием «Подвалъ бродячей собаки» и вспоминаешь о его завсегдатаях — богемной тусовке Серебряного века, включавшей, в том числе, Ахматову, Гумилева, Мандельштама, Северянина, Бальмонта… Петербург — город музеев и сам город-музей. Несомненно, он прекрасен, он нравится мне больше родной Москвы, в том числе и за то, что поребрики в нем меняют гораздо реже, чем бордюры в столице — москвичи меня поймут))
Собор Спас-на-крови (Храм Воскресения Христова)
В первую половину нашего пребывания в городе ударили морозы под 20 градусов, а потом пришел черед сырой балтийской оттепели. В один из первых дней, по морозцу, мы посетили государственный музей-заповедник «Царское село» в городе Пушкин. Добрались туда без всяких сложностей общественным транспортом — на метро до Витебского вокзала, потом полчасика электричкой до города, там до музея можно дойти пешком, можно проехать несколько остановок на автобусе. Кстати, железнодорожная ветка от Витебского вокзала до Царского села была первой железной дорогой, построенной в России. Неудивительно, что многие новшества технического прогресса тех времен в первую очередь использовались в интересах царского двора, до революции это был образцовый город. Царское Село стало первым городом Европы, полностью освещённым с помощью электричества, в 1887 году улицах города появилось 120 электрических фонарей.
Подойдя к территории парка, мы немного прогулялись по нему. Несомненно, что Екатерининский парк является одним из самых красивых дворцовых парков в стране, да, возможно, и в мире. Вспомнилось, как когда-то студентом в мае месяце я гулял по мокрому после дождя парку и задевал набухшие тяжелые гроздья цветущей сирени, которой было так много, что ее ветви наклонилась поперек дорожек… Изначально он создавался одновременно с Екатерининским дворцом в 1720-х годах, над ним трудились лучшие голландские мастера. Опыт и европейские традиции, накопленные к тому времени, использовались при его создании.
Парк состоит из двух частей: регулярной и пейзажной. В регулярной части дорожки парка газоны, клумбы и высаженные деревья сохраняют задуманную историческую планировку. В парке расположено много интересных павильонов, памятников, посвященных победам в Русско-Турецких войнах, много прекрасных скульптур. Но в это раз мы нацелились на посещение Большого Екатерининского дворца, оставив парк для летнего времени, тем более, что павильоны были закрыты до начала летнего сезона. Полюбовались только павильоном Эрмитаж, который предназначался для приемов узкого круга приближенных к императрице людей, и удивлял техническими чудесами вроде обеденного стола с угощением, поднимавшимся из-под пола.
Миновали павильон «Грот» и подошли к берегу Большого пруда, где подкармливалось огромное количество уток
Билеты в Екатерининский дворец были заказаны заранее на определенное время, пройти можно было только с экскурсией в количестве 10 человек. Никакой очереди не было — плюс пандемийного времени. После расставания с гидом можно было свободно погулять по дворцу, любоваться его интерьерами и фотографировать. В доковидные времена авторы сайта, посещавшие дворец, писали о сложностях фотографирования, в первую очередь Янтарной комнаты. То ли концепция изменилась, то ли произошло послабление со стороны музейных властей в наше непростое время, но при нашем посещении фотографировать без вспышки можно было совершенно свободно и даже без дополнительной оплаты.
Надо сказать, что в музее за прошедшие годы был отреставрирован ряд помещений, расширились его экспозиции, была воссоздана знаменитая Янтарная комната, утерянная после войны.
Большой Екатерининский дворец
Огромное значение для создания великолепного дворцово-паркового ансамбля имела воля и желание трех русских императриц. Вообще, 18-й век после царствования Петра Великого прославили деяния женщин, руководивших огромной российской империей. Особенно знамениты императрицы Елизавета и Екатерина Великая (I I). В Царском селе зарождались и воплощались их мечты и желания, бушевали страсти и принимались важнейшие для страны решения. Созданный по их желанию ансамбль стал любимой вотчиной династии Романовых и оставался таковой до революции 1917 года. Именно в 18 веке Российская империя стала великой страной мирового значения и тогда же были созданы памятники мировой архитектуры, радующие нас до настоящего времени.
Начиналась история Царского села с финского поселения, а потом шведской усадьбы с названием Сарская мыза. Прорубив окно в Европу, Петр Алексеевич в 1710 году подарил усадьбу и приписанные к ней деревни Марте Скавронской, будущей императрице Екатерине I, включив местность в разряд дворцовых земель. Императрица Екатерина I принялась обустраивать Царское село. Сначала резиденция не выделялась особенной роскошью, был построен каменный двухэтажный дом, вокруг разбит сад и начала застраиваться слобода.
Интерьер дворца у парадной лестницы
Но первый шаг был сделан, этот дом лег в основу Екатерининского дворца, названного так в честь нее, при ней же бывшая Сарская мыза была переименована в Царское село. Екатерина I царствовала недолго, всего два года, а вот дальнейшее история Царского села связана с именем её дочери Елизаветы. Цесаревна Елизавета Петровна унаследовала Царское село в 1728 году по завещанию своей матери, и пока не взошла на престол в 1741 году, резиденция оставалась довольно скромной усадьбой. Но после началась грандиозная перестройка и именно при Елизавете Екатерининский дворец приобрёл свой теперешний вид.
Возглавить строительство был приглашен гений стиля барокко архитектор Бартоломео Растрелли, который в эту эпоху вел большинство крупных строительных проектов в России. Средств на постройку дворца не жалели, роскошь, принятая при дворе была во всем — в одеждах, каретах, балах, требовалась и соответствующая архитектура. Императрица и архитектор нашли друг друга — в процессе постройки архитектору был дан карт-бланш, многое позволялось менять по ходу строительства, отклоняясь от проекта. Был изменен ранее утвержденный розовый цвет стен на голубой, внесены значительные изменения в отделку интерьеров. В результате творческого романа, если корректно так выразиться, Елизаветы и Растрелли, на свет появился шедевр.
На отделку деталей фасада было потрачено более 100 кг золота. Дворец в результате стал одним из символов богатства и мощи Российской империи. Во время торжеств в честь открытия дворца, произошедшего в 1756 году, все присутствующие были поражены его грандиозностью и роскошью. Интерьеры дворца были абсолютно новаторскими по тем временам и вызывали удивление современников, пленяя блеском золотой отделки. Внутреннее пространство анфилад было украшено зеркалами, которые создавали эффект бесконечности. Этот пышный стиль потом назовут «елизаветинским барокко». В этом великолепии стали устраиваться балы и празднества, маскарады и застолья, которым завидовали другие европейские дворы, чего, собственно, и добивалась честолюбивая Елизавета Петровна.
Большой парадный тронный зал огромных размеров, почти 900 кв метров, предназначался для официальных приемов, балов и парадных обедов. Дворец полон призраками прошлой жизни из прошедших эпох, в нем кипели страсти, бурлили интриги, устраивались заговоры, любовь и ненависть перемешивались в колдовском напитке…
Большой парадный тронный зал
И вот вдруг тени прошлого материализовались из зазеркалья, и плавной походкой, возбужденно обсуждая нового красавца-фаворита, отправились по своим придворным делам, постепенно незаметно растворившись в анфиладе залов.
Большой парадный тронный зал
Большой зал опустел, наступила тишина, но вскоре в нем появились несколько любопытствующих туристов.
Большой парадный тронный зал
В Белой парадной столовой стены затянуты штофом, который в сочетании с золоченой резьбой придает залу особую нарядность и торжественность.
При дворе любили сытно и вкусно поесть, не слишком беспокоились о сохранности дамских фигур, что доказывают пышные, как сейчас модно говорить «бодипозитивные» формы императриц, запечатленные на портретах))
Портрет императрицы Екатерины Первой
В одном из залов дворца — во второй Антикамере экспонируется клад — «Фамильное серебро дворянского рода из особняка Нарышкиных». В 2012 году при реконструкции особняка Трубецких-Нарышкиных в Петербурге его случайно нашли рабочие. Все вещи прекрасно сохранились, среди них большую часть составляет посуда из драгметаллов весом около 400 кг, которую оценили в сумму более 190 млн рублей. Клад обнаружили гастарбайтеры, работавшие нелегально, была совершена попытка воровства, которая, если верить заверениям властей, успешно пресечена и расследована. Вместе с кладом были найдены документы предполагаемого владельца коллекции — поручика Сергея Сомова, который был женат на Наталье Нарышкиной — дочери владельца особняка. Похоже, что Сомов принимал непосредственное участие в сокрытии клада. Известно, что он с женой эмигрировал во Францию, где умер в 1976 году, жена пережила его на два года, наследников у них не осталось. Если принять версию, что именно он прятал клад, надо отметить, что он молчал о нем до конца жизни, унеся его тайну с собой в могилу.
Янтарная комната — главное сокровище дворца. Подарок прусского короля Фридриха Петру I — янтарный кабинет, за что Петр, в виде ответного презента, отправил служить в Пруссию 55 русских гренадеров, первоначально находился в Зимнем дворце. Сменить местонахождение кабинета на Царское село решила Елизавета, она положила начала будущему великолепию. Интересно, что после того, как янтарные панели в Зимнем дворце были разобраны, их на руках перенесли в Царское село гвардейцы, которые пешком шли 25 вёрст с драгоценным грузом. Впоследствии Растрелли усовершенствовал творение прусских мастеров, добавив зеркала, светильники, мозаичные картины, изготовленные во Флоренции из яшмы и агата, золочёную резьбу, пол из наборного паркета и тогда янтарный кабинет стал называться Янтарной комнатой, это произошло уже при Екатерине Второй. Во время Великой Отечественной войны оригинальные панели были вывезены из дворца немцами и бесследно пропали.
Я помню, с каким интересом постоянно следил в молодости за расследованием писателя Юлиана Семенова по поискам следов Янтарной комнаты. Новые версии ее местонахождения увлекали, обнадеживали, обещая скорую находку. Потом стало казаться, что это не столько расследование, сколько литературные фантазии писателя на тему… Поиски велись много лет разными людьми и организациями, но реальных результатов не дали, неясно, спрятаны ли сокровища в каком-то тайном месте с времен войны или были уничтожены в ходе ожесточенных боев при освобождении Кенигсберга, куда комната была вывезена немцами…
Зато многолетняя скрупулезная и кропотливая работа мастеров-реставраторов дала реальные результаты — после многолетних трудов, длившихся четверть века, они восстановили шедевр ювелирного мастерства. Надо отметить, что работы финансировались, в том числе, и немецкой стороной. В 2003 году красота к нам вернулась, Янтарная комната заняла во дворце свое законное место и стала демонстрироваться посетителям. В восстановленной комнате есть аутентичные элементы, например, флорентийская мозаика «Обоняние и осязание», обнаруженная и переданная в Россию немецкими властями, но это буквально пара предметов.
Во время войны пострадала не только Янтарная комната, весь дворцовый ансамбль после освобождения был в ужасном состоянии. Немцы вывезли в Германию самое ценное. Во время жестоких боев было не до сохранности музейных стен, картина разрушений потрясала. Весь дворцовый ансамбль восстанавливался много лет, работы продолжаются до настоящего времени, реставраторы совершают многолетний трудовой подвиг, возвращая нам прекрасные творения гениальных мастеров прошлых эпох. Еще многие помещения дворца планируется открыть для посещения в будущем.
В 1762 году в результате очередного дворцового переворота императрицей и хозяйкой Царского села стала Екатерина Вторая, которая внесла большой вклад в развитие резиденции. При Екатерине любимым архитектором стал шотландец Чарльз Камерон, который творил в духе нового модного стиля — классицизма. В новую эпоху изменились интерьеры дворца, стиль барокко ушел тогда в прошлое, интерьер стал оформляться менее помпезно. Были проведена реконструкция дворцовых помещений, построено множество сооружений в дворцовом парке. В это время в Царском Селе появился пейзажный парк в английском стиле, каменная терраса в пейзажном парке, позже названная Камероновой галереей, где были размещены бюсты богов и знаменитых людей античности.
Картинный зал получил свое название благодаря оригинальной отделке — живописным полотнам, размещенным в нем по принципу шпалерной развески.
При императрице, которая любила восточные стили, во дворце появилось сразу несколько китайских гостиных, стены которых были искусно драпированы китайским шёлком, была создана Зелёная столовая для будущего императора Павла Первого. Китайская гостиная Александра Первого выделяется среди комнат Золотой анфилады дворца шёлковой обивкой стен с росписью акварельными красками в китайской манере.
Китайская гостиная Александра Первого
Екатерина Вторая, будучи более прижимистой, чем Елизавета, повелела закрасить позолоченные детали фасада дворца краской цвета охры, чтобы сэкономить на тратах по обновлению портящейся позолоты. Достраивали дворец при Александре Первом, при нем, в частности, приняла окончательный облик многократно переделанная парадная лестница.
Зеленая столБовая гостиная
В дворцовых гостиных — Зеленой и Малиновой Столбовых стены украшены подложенной под стекло разноцветной фольгой, что было новым словом от Растрелли в дизайне 18 века.
Должен сказать, что великолепие дворцовых залов, на мой скромный взгляд, не дают требуемого домашнего уюта, царской семье приходилось жить «на виду» многочисленной челяди и придворных, думаю, что им недоставало личного пространства. Но что поделать, такая уж нелегкая работа у самодержцев, связанная с многочисленными неудобствами))
Во времена Елизаветы Петровны в Кавалерской столовой размещался караул кавалергардов, и проходили приёмы кавалеров Российских орденов — Андреевского, Георгиевского, Владимирского и Александра Невского, откуда и пошло название зала.
Стены Малой белой столовой покрыты белым штофом в резных золоченых рамах, в зале находится историческое бюро наборного дерева, заказанное, видимо, лично Екатериной Великой.
В Портретном зале исторически демонстрировались парадные изображения царственных особ.
После шикарных залов золотой анфилады во дворце располагается постоянная выставка «Романовы в Царском Селе», которая знакомит посетителей музея с историей династии Романовых и судьбами ее представителей, любивших эту загородную резиденцию.
Покои Александра Первого - опочивальня с походной кроватью
В этой части дворца, в Малой анфиладе, после войны утраченные перекрытия были восстановлены без соответствия историческому образцу, поэтому о воссоздании шести комнат анфилады речь пока не идет, но постоянная экспозиция размещена.
Покои Александра Первого - рабочий кабинет
Тема экспозиции не случайна, ведь Царское Село — это история не только 18 века. На выставке экспонируется большое количество предметов из коллекции музея, связанных с представителями династии, которые жили в Екатерининском дворце или устраивали здесь приемы для гостей.
Богдан Виллевальде «Присяга Его Императорского Высочества наследника цесаревича Николая Александровича в Георгиевском зале Зимнего дворца» (1861)
Экспонаты связаны с Романовыми — от первой хозяйки Царского Села Елизаветы Петровны до последнего российского императора Николая II.
В экспозиции представлены парадные портреты, мундиры, мебель, изделия из бронзы и фарфора. Все эти вещи отражают личные вкусы и предпочтения представителей династии Романовых.
После осмотра основных залов Екатерининского дворца мы обнаружили еще один экскурсионный маршрут, который включает в себя отреставрированную церковь Воскресения Христова и личные апартаменты великого князя Павла Петровича.
Вход в церковь находится сразу за кассами, не доходя Лицейской арки. Для попадания в эту часть дворца надо было приобрести отдельный билет, но группа не формировалась и экскурсовод не требовался, предлагается взять с собой аудиогид.
Церковь Воскресения Христова
Придворная церковь Воскресения Христова Большого Царскосельского дворца была заложена 8 августа 1745 года в присутствии императрицы Елизаветы Петровны, а 30 июля 1756 года церковь была освящена, эта дата считается днём рождения Большого Екатерининского дворца. В ее создании принимали участие два известных архитектора — Савва Чевакинский и Бартоломео Растрелли. Храм получился очень нарядный, в стиле барокко, в котором причудливо сочетались русские традиции и западноевропейское влияние.
На фоне синих стен ярко смотрелась золоченая резьба иконостаса, многочисленные иконы в роскошных рамах. Он сильно пострадал от пожаров в 1820 и 1861 году, но оба раза успешно восстанавливался. После немецкой оккупации был в разрухе — из 114 образов сохранилось только три, от плафонов и резьбы остались фрагменты.
Храм является не только памятником архитектуры, но и памятником духовной культуры, связанным со многими значимыми для России и семьи Романовых событиями. Здесь в течение двух веков проходили торжественные богослужения во время пребывания императорского Двора в Царском Селе, в 1796 году состоялось крещение будущего императора Николая Первого, в 1826 году был выставлен для прощания гроб с телом скончавшегося в Таганроге императора Александра Первого.
Вид с хоров на втором этаже
Бросается в глаза отсутствие росписи на потолке храма, пока она не восстановлена, также легко заметить новодельную деревянную резьбу, ее решили оставить без золотого покрытия.
На фото видно, как выглядел храм — низкий поклон реставраторам, уверен, другой оценки их труда быть не может.
После хоров церкви небольшой переход в личные покои великого князя Павла Петровича, будущего императора Павла Первого, одной из самых трагичных фигур на русском престоле. Сразу отмечу, что по сравнению с другими помещениями дворца апартаменты выглядят достаточно скромно и по размерам и по интерьеру. Может быть здесь сыграли свою роль сложные отношения наследника Павла с маман, Екатериной Великой. Как известно, в них было много взаимного недовольства, обид, неприязни, не было только любви… Павел не был любимым сыном и наследником. Но тем не менее, покои оформлены, как говорится, скромно, но со вкусом))
Зал рядом с хорами храма - Предхорная
Зал с названием Предхорная, который располагается рядом с церковными хорами, драпирован золотистым шелком с тканым рисунком, изображающим фазанов и лебедей. Историческая ткань была выткана в России на фабрике братьев Сапожниковых по образцу уникального французского шелка ручной работы. После войны зал восстановили с использованием исторической ткани, которая сохранилась в фондах музея.
Китайская голубая гостиная
Стены Китайской голубой гостиной драпированы китайским шелком, украшенным пейзажами и жанровыми сценками. После войны гостиная воссоздана по сохранившим фрагментам, фотографиям и чертежам.
Парадная голубая гостиная
Парадная голубая гостиная — самая большая и, пожалуй, самая красивая комната в покоях во время войны была практически уничтожена, но реставраторы и здесь не подкачали.
После Парадной голубой гостиной в проходной комнате находится секретер с тайной кнопкой, открывающей все ящики автоматически, что было случайно обнаружено во время реставрационных работ.
Далее находятся небольшие кабинеты великой княгини Марии Фёдоровны — Скульптурный и Живописный, назначение которых понятно из их названий.
Опочивальня Марии Федоровны
Опочивальня Марии Фёдоровны, созданная в 1780-х годах Чарльзом Камероном, в основном сохранила свой исторический облик до наших дней. По логике вещей в опочивальне должна быть кровать, но почему-то отсутствует))
Комнату, называвшейся Камер-юнгферская и предназначенную для дежурной горничной, украшает белая фаянсовая печь, выполненная по проекту архитектора В. П. Стасова в 1820-х годах.
Здесь заканчивается маршрут экскурсии по личным покоям великого князя Павла Петровича, залы, как и парадные, расположены анфиладой и окна выходят в Екатерининский парк.
Совсем рядом находится музей Царкосельского лицея, но у него свое расписание, в момент нашей поездки он был закрыт. А интересно было бы в нем побывать. «Наше все» — Александр Сергеевич в своем выпуске был только 26 из 29 учеников по успеваемости в табеле, но зато потом прославил лицей в веках))
Музей-заповедник «Царское село» — прекрасный исторический объект, соединяющий в себе памятники архитектуры, скульптуры, живописи, ювелирного и садово-паркового искусства. Я согласен с мнением, что это один из лучших мировых дворцовых комплексов. Он создавался позже, чем многие европейские объекты такого рода и при его проектировании и строительстве использовался богатый накопленный опыт и передовые технологии той эпохи. Русские самодержцы не жалели на создание средств и приглашали для работы лучших мастеров своего времени, что обеспечило прекрасный результат.
Теперь это является культурным наследием не только российского народа, а всего человечества. Уверен, что все получат огромное удовольствия от посещения. Перед поездкой надо уточнять на сайте (Home | Государственный музей-заповедник «Царское Село» (tzar.ru))маршруты по дворцу и возможность увидеть различные залы. К сожалению, во время нашего посещения Лионский и Арабесковый залы, очень красивые, были закрыты.
фотоальбом «Русский музей»
Фотоальбом «Русский музей — корпус Бенуа»
Фотоальбом «Русский музей — временные выставки корпуса Бенуа»
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия