Многие мои знакомые, когда приезжают отдыхать на море, то ищут отель или гостевой домик поближе к побережью. Мне как-то безразлично, хотя чтобы дойти пешком до моря от места жительства — не был бы слишком долгим путь. В Будве я выбирал отель равноудаленный от моря и окраины города, а также поближе к автовокзалу.
Планируемое посещение православного монастыря мы отложили на последние дни пребывания в Черногории. Лишний раз убедился, что карты не всегда дают точное представление о расположении. Монастырь и церковь, которую мы посетили до монастыря Храм в честь Святой Петки — исцелительницы недугов, оказались практически рядом, всего несколько кварталов.
Плохо мы учим историю или преподают её нам не так. Долгое время я считал, что Балканский полуостров долгое время был весь захвачен Османской империей. Поэтому когда приехал в Будву, то долго не мог понять, почему в ней нет мечетей. Ведь встречал мечети в Греции, Болгарии, на Кипре -православных государствах, которые были под пятой турок.
Оказывается Будва, Котор и еще ряд населенных пунктов вдоль побережья Адриатического моря никогда не были владениями Оттоманской империи. Они входили в состав Венецианской Албании (итал. Albania Veneta) — территорией, которой владела Венецианская республика в южной Далмации с 1420 по 1797 год. Первоначально она включала прибрежную территорию современной северной Албании и побережье Черногории, но после османского завоевания в 1571 году северная Албания и южная Черногория были потеряны.
Православные монастыри венецианцы не закрыли, в отличие от своих последователей. После завоевания Наполеоном Венецианской Республики в 1797 году, область венецианской Албании стала частью Наполеоновского Королевства Италия, а затем в 1809 году была включена во французские Иллирийские области. Венский конгресс (1815) передал Боку Которскую Австрии.
Удачно расположились мы в Будве, до монастыря Подмаине нам идти пришлось всего минут 15. Правда в горку и с поворотом мы промахнулись и мы пришли прямо к воротам.
Если бы пришли к подножию холма, то меньше пришлось бы воздуха хватать.
Но здесь мы побывали уже после посещения монастыря.
Обратите внимание, что на табличке с названием — несколько наименований монастыря.
Монастырь также известен под названием Подострог. Оба названия монастырь получил от окружающей его местности — земель общины Маини и горы Острог.
Когда появился наш монастырь — никому точно не известно.
Кто считает, что во времена правления Черноевичей (также Црноевичи, серб. Црнојевићи) — династии господарей княжества Зеты с 1451 по 1496 год. Другие опускают время создания монастыря еще глубже по времени — во времена правления Неманичей (серб. Немањићи) — династии в средневековой Сербии (1170–1371).
Если верить легендам, то один из Неманичей — Архиепископ Савва (в миру Растко Неманич, серб. Растко Немањић; ок. 1169 — 14 января 1236) именно из этого монастыря отправился в путешествие на Святую Землю в 1234 году.
Первые письменные данные по монастырю Подострог появляются в 1630 году. В малой Успенской церкви об имеется надпись, что она была обновлена в 1630 году, а построена церковь была примерно в XV веке. К сожалению, мы были в монастыре самостоятельно и о наличии второго храма узнали лишь по возвращению домой.
Монастырь стал летней резиденцией рода Петровичи-Негош, которые правили Черногорией с 1697 по 1918 год. Причём с 1697 по 1852 год как Митрополиты-владыки Черногории, с 1852 по 1910 год как Князи Черногории, с 1910 по 1918 год как и Короли Черногории. В монастыре часто бывал основатель династии Данило Петрович Негош (серб. Данило Шћепчевић Његош, около 1670 — 1735). Здесь он умер и тут же был похоронен в малой церкви Успения. В 1856 году его прах был перенесён в Цетинье.
Интересно, что 12 июля 2011 года Скупщина Черногории в окончательном чтении приняла закон «О статусе потомков династии Петровичей-Негошей», тем самым признав официальный статус потомков Черногорского королевского дома в своей стране. В 1747 году правитель (владыка) Черногории с 1735 по 1782 года Савва II Петрович-Негош (1702 -1782) заложил новый большой главный храм Успения Богородицы.
В новый храм перенесли прах митрополита Даниила, а в 1856 году прах Данило Петровича был перенесён в Цетинье.
Над входом в большой Успенский храм расположена мозаика в честь Петра Цетиньского.
Пётр I Петрович Негош (серб. Петар I Петровић Његош, 1748 — 1830) — митрополит и правитель Черногории. Канонизирован Сербской православной церковью в лике святителя под именем Пётр Цетинский.
В 1797 году пала Венецианская республика. Ее владения в черногорском приморье (Бока Которская и Будва) сначала отошли к Франции. Французский генерал Мармон попросил Петра Первого, чтобы позволить ему в монастырь размещения гарнизона, как епископ не согласился. Затем французов сменили австрийцы. Это вызвало смятение среди жителей приморских городов, которые обратились к Петру Первому за помощью. Владыка посетил Будву и ее окрестности Браичи, Побори, Майну и установил там гражданское правление. Австрийцы хотели захватить монастырь Майна (давнюю резиденцию черногорских митрополитов), чтобы превратить ее в свою крепость. Но народное вече, созванное св. Петром, не позволило им это сделать. Позднее австрийцы просили владыку продать монастыри Майна и Станевичи и получили такой ответ: «Засыпьте эти голые камни золотом, и тогда не удастся вам купить меня вашими деньгами… Что мы саблей добыли, то без сабли не отдадим, хоть бы до колен пролилась геройская кровь».
Пётр II Петрович (1813–1851., владыка с 1830 года), великий черногорский поэт, любил монастырь и часто гулял по нему, любуясь красивыми закатами. Здесь он написал несколько поэм. В те времена между монастырём и морем ничего не было, никаких построек. Будва выглядела как большой огород с притулившимся на её краю Старым городом.
Но в 1837 году Пётр II продал монастырь австрийцам. Австрийцы устроили в нём военный форт. Через некоторое время монастырь надоел австрийцам и они продали его в частные руки, священнику из соседнего района Маини — Филиппу Тановичу. В 1864 году монастырь сгорел, а через пять лет его еще раз сожгли. В 1869 году началось Бокельское восстание после того как губернатор Далмации и Боки Которской австрийский генерал Вагнер на сходе старейшин в Будве зачитал указ австрийского императора Франца Иосифа I о том, что, начиная с 1870 года, местные жители подлежат военному призыву, хотя жители Боки и австрийского Приморья, по соглашению 1815 года, были от него освобождены. Старейшины отправились за советом к уважаемому всеми Степану Любише (1824–1878), видному юристу, общественному деятелю и писателю, о нём я рассказывал в материале Золотой колокол, кошечки и прочие фигуры Будвы, который в это время находился в Будве.
Любиша во время описываемых событий, был депутатом австрийского сейма от Национальной партии Далмации. На совещании у Любиши порешили, что как народ решит, пусть так и будет. Сначала успешно развивавшееся восстание было жестоко подавлено. Стефан Любиша, выступая в Венском парламенте, обвинил Австрию в преступлениях и насилии, совершенных в Боке: «Вы сожгли и уничтожили шестнадцать брошенных деревень без какой-либо стратегической необходимости. Вы уничтожили весь урожай целой области, пищу, вино, маслины, уничтожили семнадцать церквей, сожгли три монастыря, осквернили ризницы, продали церковную утварь на публичных торгах в Которе и Будве. Вы оставили человеческие тела в течение четырнадцати дней на съедение собакам. Тысячи женщин, детей и стариков сегодня остались на пепелищах своих домов…».
После пожара 1869 года сожжённый и опустошенный монастырь никто восстанавливать не стал. Но во время Первой Мировой войны австрийцы разместили здесь военный гарнизон и тюрьму. Семейство Тановичей владело монастырём до 1953 года, пока государство его не национализировало. Еще раз монастырь пострадал во время землетрясения 15 апреля 1979 года. Возрождение монастыря началось в июне 1995 года.
В апреле 1997 года были отреставрированы жилые помещения,
в 2001 году было начато строительство нового здания общежития для монахов.
На входе в монастырь — две мозаики.
На стене общежития — изображение Девы Марии.
В центре монастыря находится большой Успенский храм.
Большой, светлый и со множеством фресок.
Отлично выглядит иконостас.
Храм был отреставрирован и заново расписан Владимиром Киришавичем в конце 1990-х — 2000 годах. А на этой фреске изображен в аду Иосип Броз Тито, та фигура, что в военном мундире.
В Сербской православной церкви принято ставить свечи не перед иконами, а в специально отведённом для этого месте.
Рядом располагаются прямо во дворе икона и источник воды.
Отыскали мы и места захоронения.
и обошли монастырь снизу.
Там находится огород и гранатовые деревья.
Ограда здесь была невысокая.
Подниматься наверх мы не стали и решили пойти другим путём.
Когда-то деревья были большие, трава зеленее, а реки шире и глубже. В начале XVIII века митрополит-владыки Черногории Данило Петрович Негош (серб. Данило Шћепчевић Његош, около 1670 — 1735) построил возле монастыря каменный мост через самую большую реку Будвы Грджевица (Grdjevica).
Сейчас мост показался маленьким. Был я там в октябре 2019 года. С водой в это реке напряг.
И не зря есть дорога безо всякого моста метрах в двадцати от него.
За мостом виднелись строения, судя по кирпичам — старинные.
Но кондиционеры были в обязательном порядке.
Рядом какие-то развалины:
то ли остатки древние остатки строений, то ли современный строительный мусор.
Интересно, что река «протекает» в квартале от нашего жилья. Вот только пока нет воды, ушлые автовладельцы используют её русло как бесплатную автостоянку.
По дороге астречали много припаркованных автомобилей
Такое впечатление, что на его стенах расположилась пещерная живопись, словно эти стены расписали древние люди.
Пещерная живопись (часто называют наскальной живописью) — изображения в пещерах, выполненные людьми эпохи палеолита, один из видов первобытного искусства. Пещерная живопись эпохи палеолита состояла из линий и посвящалась в основном животным. Потом стали появляться изображения людей, их взаимодействия с животными и друг с другом. Осталось лишь поместить эти рисунки в пещеру, но никто это не делает.
А вокруг, несмотря на октябрь месяц, бушевала природа.
Приятно было идти среди цветов
А ночью разразился сильнейший ливень. Мы решили отправиться в Котор, но и там дождь нас достал. И не было времени проверить, что же стало с машинами, которые так уютно пристроились прямо в реке.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия