Толчком к поездке послужил третий этап всем уже известной акции «Кешбэк за туры по России». Как-то поначалу кажется: о, выгодный момент, кусок трат вернется! На самом деле брала я, как обычно, не тур, поэтому вернулся совсем мини-кусочек в виде 2,5 т. р (да 3 т. р. по субсидированному билету). Но ведь едем не за экономией, а за впечатлениями чем хороши банальные фразы — это своей незыблемостью, а одно из самых сильных впечатлений я получила уже в первые часы пребывания на земле дальневосточной. Интересно, что второе столь же сильное выпало на последний день. Но обо всем по порядку.
Если быть точной, самые первые часы во Владивостоке ушли все-таки на сон)) Вылетев вечером из Екатеринбурга с 3-часовой стыковкой в Новосибирске, я прилетела по местному вроде как и утром, плюс почти 2 часа от аэропорта до отеля -и все равно, у нас-то еще ночь-ночь! Хорошо, что девочки на ресепшен не вредничали и поселили за 4 часа до официального чек-ина. Эх, страдают отели без загрузки! Поспав, я пошла гулять по полуострову Эгершельд. Вообще полуостров не так богат достопримечательностями, но Гавань Отель здесь по моим критериям подходил безусловно: участие в программе кешбэка, наличие бассейна и, конечно, расположение. Привлекла пешая доступность до вокзала, светомузыкального фонтана на набережной, Феско-холла и маяка. Вот к маяку я и отправилась в первый день.
Пешая доступность для меня — это все, до чего меньше часа ходьбы. По карте до Токаревского маяка выходило минут 50, но кто же в первый день в новом городе шагает бодрым шагом без остановки? Я шла не спеша и вертела головой, не забывая смотреть под ноги)) Полуостров длинный и узкий, маяк на самом конце и идешь все время вдоль побережья. Налево — море и небольшие домики, если не сказать хибарки, направо те же хибарки и приличные многоэтажки с тающими в тумане верхушками. И вдобавок ко всему — совершенно потрясающий рельеф, в гору — под гору. В последующие 4 дня описывать каждый мой путь нет смысла: ровных мест во Владивостоке не встретишь, всюду сопки.
По пути завернула в сквер имени А. Щетининой.
Анна Ивановна Щетинина была первой в мире женщиной — капитаном дальнего плавания.
И вот наконец видна коса Токаревского. Владивостокцы называют это место краем земли. Очень похоже!
Мне повезло, все 800 м можно было пройти посуху.
Дело в том, что первый участок можно проехать даже на машине — до мачты электропередачи. А вот второй, короче и уже, в приливы скрыт. Подруга была там прошлой осенью, шла от мачты до маяка по колено в воде! Иногда в отлив на косу выбрасывает тюленей…
Токаревский маяк, или маяк Эгершельд, — один из старейших на Дальнем Востоке. Сначала, 145 лет назад, был установлен невысокий светящийся знак. А в 1910 году на фундаменте установили 12-метровую башню, прекрасно сохранившуюся до сих пор.
Место завораживающиее, я гуляла там до темноты и вернулась уже не пешком, а на дежурном автобусе. Заодно узнала от водителя, что ни одного кондуктора во Владивостоке больше нет. Кто не знает, система оплаты проезда там не такая, как в большинстве наших городов: все заходят в салон и спокойно садятся. А платят водителю при выходе. Процесс идет достаточно быстро, ибо платят почти все картами. Обычно автобусы почему-то подолгу стоят на остановках, даже когда пассажиры выйдут, а новые зайдут. Но в этот раз мы ехали весьма шустро. Я спешила в отель))) Дело в том, что в бассейн можно было ходить ежедневно на один сеанс и мне рекомендовали последний сеанс на 22 ч как самый малопосещаемый. Бассейн, между прочим, отличный, 25-метровый с 4 широкими дорожками, в него ходят из города, и гораздо больше, чем постояльцы отеля. О, ключевое слово — постояльцы! Сейчас покажу некоторых из них)))
Поневоле приходят мысли: а не жил ли кто-нибудь из селебрити в твоем номере?..))) Это вряд ли — на первом этаже, недалеко от входа в спорткомплекс, я увидела коридор с VIP-номерами. Ладно, можно утешить себя тем, что мы плавали в одном бассейне…)))
* * *
Следующие три дня я провела в прогулках по центру города, набережной и музеям, не забывая об Эгершельде, моем полуострове. Ставшая привычной фраза «город контрастов» к Владивостоку подходит как нельзя лучше. И дело даже не в соседстве церквей и революционных памятников. Для других городов это тоже не редкость.
Больше обращает на себя внимание места их даже улицами не назовешь, где, как я уже говорила, вперемешку стоят приличные многоэтажки и халупы домики из разряда «на слом» — я бы даже приняла их за нежилые, если б не сушились у крылечка одеяла…
А вообще архитектура города впечатляет — в хорошем смысле! Много домов начала прошлого века, один интересней другого. При этом впечатляешься не только их красотой, но и тем, как они «подогнаны» под рельеф улиц, крутые спуски и подъемы, на которых цоколь плавно переходит в первый этаж, если не во второй.
Видно, что реставрация коснулась большинства зданий, сохранив и где-то даже усилив их аристократизм…
…за что отдельное спасибо Думе города, видимо, пожертвовавшей внешним обликом собственного офиса во благо другим постройкам))) Хотя следы времени рядом с архитектурными элементами эпохи раннего социализма смотрятся в чем-то даже гармонично, правда?
Заговорив о зданиях, самое время плавно перейти к музеям о каждом позже будет отдельный отзыв, а пока вкратце. Музей истории Дальнего Востока объединяет 4 площадки во Владивостоке и 5 — в крае. Главный корпус (ул. Светланская, 20) — памятник архитектуры начала ХХ века, Дом Бабинцевых. Дом был построен в 1903 г. на пересечении старейших улиц — Алеутской и Светланской (приятно, что названия сохранены до сих пор). Василий Бабинцев — коммерсант и меценат — задумал его как доходный дом, правда, сдавал в аренду не частным лицам, а магазинам и разнообразным фирмам, в т. ч. иностранным. Например, королевский консул Иван Эриксон, представлявший во Владивостоке Норвегию и Швецию, арендовал здесь помещение. А в 1922 году с трибуны рядом с этим домом И. Уборевич провозгласил установление Советской власти на Дальнем Востоке. Через 55 лет здесь открылся музей Ленина, а затем — Музей истории. На первом этаже традиционно представлены археологические экспонаты: останки животных, артефакты, относящиеся к временам государства Бохай, империи Цзинь и государства Дун Ся. Зал традиционной культуры коренных народов Приморья посвящен быту нанайцев, удэгейцев, орочей, ульчей, эскимосов, ительменов и алеутов. «Кабинет исследователя» — это о продвижении России на восток в XVII—XIX вв. На втором этаже размещается проект «Время людей» — пять залов. охватывающих период рубежа позапрошлого и прошлого веков. Одна стена занята инсталляцией клейменых кирпичей. Подразумевается, что это символ масштаба и стабильности времени.
Фрагмент экспозиции о культурных событиях во Владивостоке первой четверти ХХ века, важную роль в которых играл «отец русского футуризма» Давид Бурлюк. С 1918 года он живет в Приморье, убегая от революции, и эпатирует публику своими «картинами» — пример одной из них на фото (если что — верхнее «полотно»).
Но больше носка в раме меня поразило то, как внезапно обрывается история города. Революция, Гражданская война — как-то мельком, с малочисленными экспонатами и в небольших залах. Ладно, о 20-х годах — хоть что-то. Далее ни-че-го. «У нас же исторический музей», — сказала смотрительница. Вообще мне казалось, что весь ХХ век — это уже история. Жаль, что не удалось посмотреть экспонаты времен 30-х и позже годов. На третьем этаже выставлялись картины художника Ивана Рыбачука — к 100-летию со дня рождения. Можно сказать, что он открыл для западной части России Приморский край — в 1956 году в Москве открылась его персональная выставка, это были первые картины о Приморье. Красиво, душевно и куда более привычно, чем творения Бурлюка, не правда ли?..)) Возможно, ценителям живописи эта экспозиция покажется даже достойной заменой исторических залов.
Следующая площадка Приморского объединенного музея — Дом чиновника Суханова (ул. Суханова, 9). Один из немногих сохранившихся деревянных особняков XIX века и единственный у нас в стране музей царского чиновника. В свое время статский советник Александр Васильевич Суханов получил в награду за прекрасное состояние дорог и порядок в округе золотые часы Буре из рук цесаревича николая. Интересно, что один из его сыновей, Константин, однако же через четверть века становится главой Совета рабочих и солдатских депутатов Владивостока. Собственно, в честь сына и открыли музей в год 60-летия революции. Позже экспозиции расширили, и теперь здесь можно увидеть, как жила вся семья чиновника — он, супруга и семеро детей. Гостиная, столовая, кабинет, комнаты мальчиков и девочек — два этажа истории…
Сухановы жили здесь больше 20 лет, однако после них и до того, как открылся музей, дом долго служил коммунальным жильем для многих семейств. Поэтому не удивительно, что в реальности именно их личных вещей здесь почти и нет. Альбом с фотографиями да пепельница — так сказали мне сотрудницы. Большинство предметов интерьера, мебель, посуда, игрушки, одежда приобретены на блошиных рынках и в антикварных магазинах. Тем не менее впечатление от дома — весьма целостное.
И третья площадка — это Дом-музей В. К. Арсеньева (ул. Арсеньева, 7Б). Сразу вспоминаем Юрия Соломина в роли знаменитого путешественника («Дерсу Узала» режиссера Акиры Куросава). Кирпичный дом начала прошлого века принадлежал домовладельцу Андрею Жихову, семья Арсеньевых въехала в квартиру № 4 на втором этаже в 1928 году.
Музей небольшой: кабинет, гостиная и экспедиционный зал (бывшие спальня и детская).Первые две комнаты интересны в плане понимания быта довольно обычной семьи 20-х годов ХХ столетия. А в экспедиционном зале находятся действительно вещи самого Владимира Клавдиевича, приборы, с помощью которых он исследовал Уссурийский край, а также предметы быта коренных народов.
Все площадки Приморского объединенного музея работают с 10 до 19 ч ежедневно, стоимость билета — 200 руб., льготный — 100, плюс 200 руб. за экскурсионное обслуживание или аудиогид.
Теперь прогуляемся по Корабельной набережной. Здесь очень советую, особенно мужчинам, зайти в музей «Подводная лодка С-55».
У лодки славная история: в 1939 г. ее перевезли по секциям с ленинградского судостроительного завода во Владивосток и собрали. В октябре 42-го шесть лодок, в т. ч. и С-56, вышли из порта Владивосток по направлению к порту Полярный около Мурманска. Нужно было усилить Северный флот СССР, переведя часть субмарин с Тихоокеанского. Через Сан-Франциско, панамский, кубинский, канадский и шотландские порты лодки прибыли в Полярный в марте 43-го. 8 боевых выходов и 10 потопленных кораблей противника — за это лодка в 1944-м была награждена Орденом Боевого Красного Знамени. Командир Григорий Иванович Щедрин получил звание Героя Советского Союза. В 54-м лодка вновь вернулась во Владивостокский порт. Таким образом она стала первой советской подлодкой, совершившей кругосветное путешествие (пусть и в два этапа). 9 мая 1945 г. здесь открылся музей. Часть лодки преобразовали — теперь здесь обычные витрины с экспонатами, стеллажи. А с первого по третий отсеки оставили в первозданном виде. Если сравнивать с аналогичным музеем в Калининграде (большая дизель-электрическая ПЛ в отличие от этой, средней дизель-электрической), дальневосточная субмарина комфортнее для посещений, здесь в основном двери, а не люки. И все-таки нетрудно представить, каково было подводникам служить и жить в тесных помещениях глубоко под водой под угрозой наткнуться на мину или быть атакованными противником. Да, самое главное не сказала — С-56 считается самой результативной советской подлодкой во времена Второй Мировой.
Во Владивостоке есть еще несколько военных музеев. Некоторые дают возможность посмотреть часть экспонатов не заходя в здание, например, как на этой площадке Музея Тихоокеанского флота.
Сейчас музей находится в здании, построенном в 1903 году (ул. Светланская, 66). Гуляя мимо церкви Святого Павла, я узнала, что первоначально музей был открыт именно здесь, в бывшей лютеранской кирхе (!)
И только в 1997-м переехал на Светланскую — на 200 м от кирхи. А в соседнем доме № 68 (довольно экзотичном!) находится «офис» ансамбля песни и пляски Тихоокеанского флота))
Это уже набережная Цесаревича, в которую плавно перетекает Корабельная. Вообще на набережных есть что посмотреть. Кроме военно-исторических памятников, есть достаточно неожиданные, например, памятник Солженицыну. Он был установлен почти 6 лет назад и до сих пор воспринимается неоднозначно местными жителями. Не буду поднимать здесь тему творчества Александра Исаевича хотя, конечно, как бы кто к нему ни относился, осквернять памятник табличкой с ругательством — это отвратительно, но сама скульптура смотрится действительно несколько странно. Я уж не говорю о том, что рядом стоят лодка С-56, памятники подводникам, героям русско-японской и Великой Отечетсвенной войн — места, как говорится, всем хватит… но почему писатель словно выходит из моря? Да, в 94-м он, возвращаясь из Штатов на Родину, прилетел через Магадан во Владивосток и три дня был здесь. Однако не в порту и не набережной — его встречали в аэропорту и на центральной площади.
А вот скультура моряка торгового флота («Воспоминание о моряке загранплавания») стоит прямо на Океанском проспекте, кажется, вот их бы поменять местами)) Впрочем, если приглядеться, моряк сей не просто стоит довольный, в импортных шмотках и с винилом под мышкой, а голосует проезжающим машинам. Так что он-то, пожалуй, как раз на своем месте…
Продолжая тему памятников, не могу не показать самые популярные, которые есть практически в любом нашем городе. И это, разумеется, «наше все»…
…и вождь мирового пролетариата.
Владимир Ильич с одной стороны Верхнепортовой улицы смотрит на железнодорожный вокзал и словно показывает: вам туда, отель налево. Уместно будет показать здесь же и вокзал — конечную станцию Транссибирской магистрали. Первый камень был заложен 130 лет назад (!) в присутствии цесаревича Николая. В 1911 г. вокзал кардинально расширили и первое здание стало его частью. На полу сохранились японские глиняные плиты. К концу ХХ века не раз обновляемую постройку реставрировали, приблизив облик к дореволюционному.
Не раз упоминая цесаревича, нельзя не упомянуть арку его имени. Она была создана в 1891 г. в честь возвращения наследника престола из морского путешествия. Увы. через 30 с лишним лет ее разобрали как неактуальный памятник самодержавию. И только в 2003 году восстановили по архивным чертежам — да, новодел, но ведь как красиво!
И снова к памятникам. В полутораста метрах от Николаевской арки, в Театральном сквере увековечен Владимир Высоцкий. Снова вспоминаю Калининград — памятники в разных концах страны так похожи!.. Но дальневосточный понравился больше: нет в нем той тяжеловесности, Владимир Семенович выглядит здесь живее и трепетнее. А может, дело в том, что калининградцы имели в виду последний в жизни артиста концерт, состоявшийся именно в их городе?..
А в 300 метрах от этого места можно увидеть совершенно уникальный памятник — Элеонора Прей знаменита именно во Владивостоке и, мне кажется, большинство россиян вряд ли что-то слышали о ней, как не слышала я до поездки сюда. Эта потрясающая женщина прибыла сюда в 26 лет с мужем-коммерсантом из Америки. Прожив во Владивостоке 36 лет, она полюбила его так, как не каждый коренной житель способен полюбить. Ее фотографии с видами города, а главное — письма друзьям по всему миру, прославили Элеонору, за что и был поставлен памятник от благодарных жителей Владивостока «первому блогеру Приморья» 7 лет назад.
А вот Василий Ощепков, возможно, более известен — хотя бы мужчинам. Родившийся в семье ссыльных каторжан и погибший в Бутырской тюрьме в 1937 году, он успел за 44 года жизни не только популяризовать в Советском Союзе дзюдо, но и создал новый вид борьбы — самбо. Читая его биографию, я сразу заметила сходство с главным героем сериала «Красные горы» (2013) Ильей Роговым, оказывается, Ощепков действительно послужил прототипом, только Рогов погибает в немецком лагере во время войны. Интересно, что памятник открыт пять лет назад в День…тигра. Объяснение простое: Ощепков использовал в создании приемов моторику движений амурского тигра. И рядом со скульптурой, изображающей дзюдоистов, установлены бронзовые борющиеся тигрята.
Еще один уникальный, как я полагаю, памятник — Юлу Бриннеру. Вестерн «Великолепная семерка», принесший актеру Оскара, знают наверняка многие. Но в нашем представлении и фильм, и сам Бриннер связаны прежде всего с Америкой. На самом деле родился актер именно во Владивостоке. Его предки — выходцы из Швейцарии, а дед был известным на Дальнем Востоке коммерсантом, занимавшимся рыбным и золотым промыслами. Памятник установлен 9 лет назад на ул. Алеутской у особняка Бриннеров.
А теперь — снаала фото, затем описание. Персонаж еще одного сериала, теперь уж точно известный всем россиянам, хоть и не существовавший в реальности, — можно ли узнать его в этой двумерной скульптуре?))
А ведь это Штирлиц, друзья)) Цитирую надпись на памятнике: «В молодые годы Отто фон Штирлиц (настоящее имя — Всеволод Владимиров), самый знаменитый разведчик советской литературы и кино, жил и работал во Владивостоке. Здесь он был известен как Максим Исаев. Жил на улице Полтавской, отдыхал на Седанке, вечерами любил посидеть в ресторане «Версаль»…" Дом на фото — ул. Светланская, 8, — и есть отель «Версаль». Памятник создан на деньги меценатов, предполагалось провести к нему подсветку, символизирующую темную и светлую стороны разведчика. На сегодняшний день памятнику три года, подсветки нет, а эти самые стороны неплохо изображают коричневая основа и бежевые вырезы скульптуры.
* * *
Обо всех памятниках, которых во Владивостоке больше сорока, рассказать в рамках одной поездки невозможно. Я просто хотела показать, что мне показалось особенно интересным и небанальным в городе. А еще здесь есть почти уникальный для России вид транспорта — это фуникулер. Подобный существует только в Сочи. Инициатива создания принадлежит Хрущеву — после визита в Штаты он возвращался через Владивосток и написал о городе так: «Когда мы прибыли во Владивосток, то первое впечатление о городе создалось очень хорошее. Город представляет живописную красивую панораму: разбросан на холмах, на осеннем желто-зеленом фоне красиво белеют постройки. Но когда познакомишься ближе, когда мы поездили по улицам и по переулкам (где можно было проехать), то представляется картина совсем иная, чем при первом впечатлении на удаленном расстоянии. Есть хорошие дома и много домов новой постройки, но городское хозяйство очень запущено. Дороги плохие, тротуары плохие, много полуразвалившихся хибарок. Нет целостности организованного города. Транспорт очень слабый. Мы ранним утром выехали и наблюдали, когда чуть ли не на крышах трамвая ехали, висели на всех крючках, где только можно зацепиться. Просто страшно смотреть — люди могут попасть под колеса. Одним словом, картина неприглядная». Если честно, читаешь и думаешь — а Хрущев точно писал 60 лет назад? Кроме транспорта, так мало изменилось! Но речь не об этом. Создать «советский Сан-Франциско» Никита Сергеевич не успел, а вот фуникулер построили. Не думаю, что он решил проблему транспорта, ибо идет вагончик всего полторы — две минуты)) Это, как метромувер в Майами, скорее туристический аттракцион. Длина пути — 183 м, подъем — 70 м. Параллельно идет лестница из 368 ступенек. Наверху — смотровая площадка, с которой видно и Русский мост, и бухту Золотой Рог. Билет стоит 20 руб.
А еще порадовали картины в вестибюле нижней станции, оказывается, студенческие работы. И книжный шкаф на верхней станции — буккроссинг в чужом городе это всегда приятно)) Я там взяла одну книгу, когда планшет разряжался, читала бумагу))
Еще один книжный шкаф, уже запланированный, встретился в сквере им. Константина Суханова — того самого сына того самого чиновника, о доме-музее которого я рассказывала выше. Между прочим, вызывает уважение, что сквер не стали переименовать и памятник Константину Александровичу оставили, не стали ликвидировать память о борьбе за установление Советской власти, неотъемлемую часть истории Приморья.
То же относится и к храмам. Возвращаясь из центра в отель вдоль по Эгершельду, пройдя вышеупомянутый памятник Ленину, я отмечала: ага, теперь еще Феско-Холл, Морской университет, затем церковь Казанской богоматери — и можно сворачивать к своей тихой «Гавани»)) Церковь была построена в 1908 году, но не будем лукавить и восхищаться вековой сохранностю. Разумеется, через 20 лет храм был разрушен, еще через 20 на его месте открылся кинотеатр «Вымпел», а вот еще через 40 кинотеатр снова стал церковью.
Контрасты города видны не только в достопримечательностях, но и в обыденных вещах.
Например, почти напротив деревянного домика на Верхнепортовой, который можно было бы назвать приземистым, если бы не высокие лесенки, ведущие с тротуара к дверям, расположился концертный зал Феско-Холл. Бывший дворец культуры моряков выглядит более чем современно.
А мне он запомнился не только внешним видом, но и содержанием: здесь я побывала на концерте Петра Дранги. Товарищи дорогие, о таких концертах лучше не рассказывать, а показывать, их надо слышать и видеть! Ну как передашь словами мастерство виртуоза? Дрангу можно сравнить с кентавром, только не человеком-лошадью, а человеком-аккордеоном: с инструментом своим он просто сросся в единое целое.
Видео с Дрангой на сцене в Сети — тысячи. Давайте, покажу, как он спускается со сцены к нам))
Петр Дранга рядом со зрителями
* * *
… Три основных дня завершаются, пора переходить к последнему. Оставившему такое же сильное впечатление, как и первый, если не сильнее. Сначала о нескольких часах перед отъездом: во-первых, еще один музей, во-вторых, чуть-чуть гастрономической составляющей — все-таки не в соседнюю область приехала)) Итак, Музей автомотостарины. Ул. Сахалинская, 2А — это далековато от центра, потому и посетила я его в конце поездки, возвращаясь с острова Русского. Музей интересный, местами вызывает улыбку, местами — чувство ностальгии по прошлому… Автомобили, мотоциклы, велосипеды, все в прекрасном состоянии, отличная коллекция советских транспортных плакатов — чего стоит только лозунг (даже слоганом не хочется называть) «Страна социализма должна иметь хорошие дороги!»))
Выйдя из музея, я решила потрапезничать перед долгой (воистину!) дорогой и в кафе Tokyo More впервые попробовала папоротник дальневосточный — вкусно!))) Салат состоит в основном из маринованных стеблей. На горячее взяла мидии под соусом том-ям, тоже увлекательно есть в перчатках)))
Ну, а теперь об острове Русском, на который я поехала с утра. Чаще всего, побывав на нем, рассказывают об океанариуме. После океанариума в Эйлате, где можно наблюдать кормление акул, а также небольшого, но очень достойного калининградского, я впечатлилась… и окончательно поняла, что это не мое. Есть морских гадов еще готова, а любоваться ими хватит, пожалуй. Разве что когда-нибудь в естественной среде)) И я пошла в кампус Дальневосточного федерального университета. Пошла в кампус — звучит так, словно зашла минут на 20 в студенческий городок и вышла)) На деле я гуляла там несколько часов. Да, не зря подруга-путешественница, работающая в одном из сибирских университетов, сказала: после этого кампуса мне захотелось срочно уволиться и перевестись в ДВФУ!..
Суперсовременный облик кампуса объясняется тем, что строили его к саммиту-2012, который проводился именно на этой территории, затем здания были переоборудованы для студентов. Мне кажется, это место и есть настоящий срез Дальнего Востока. Простор, море, мелкий дождик, малолюдье, строгие здания и еще раз простор. Даже не зазеленевшие в полную силу деревья, неяркие пока цветники, даже в тумане выглядят потрясающе в сочетании с учебными корпусами, общежитиями университета. Лесопарковая зона между домами и набережной очень хороша. Не знаю, как они добились такой комбинации дикой природы и ухоженности, но гулять по тропинкам здесь можно долго — я бы гуляла еще дольше, если бы не рвалась все-таки к морю. Когда выходишь на берег, проходишь по пирсу, чувства сложно передать: вокруг тебя необъятное море, сзади площадки кампуса, и от всего этого вместе просто захватывает дух. Неудивительно, что кампус вошел в топ-пять российских (два из которых, кстати, — казанские, а остальные три — Сибирь и Дальний Восток). Сказать, что мне было хорошо здесь, — ничего не сказать. Это трудно объяснить, здесь нет ни оригинальных зданий, ни музеев, ни экзотичных клумб или множества фонтанов, да и из памятников практически только маленькая скульптура «Рука помощи». Вообще-то это скульптура о доброте и взаимовыручке, но мне почему-то пришла в голову мысль о шпаргалке, которую студент протягивает другому)))
На этом воспоминании и хочу закончить рассказ о далеком Владивостоке. Поездка продолжалась, и, хотя я не хотела ее размазывать, о следующем городе придется все же рассказать отдельно. Спасибо всем, кто прогулялся вместе со мной по столице Приморья, берегите себя — и желаю всем таких же прекрасных впечатлений в новых путешествиях!