Прогноз погоды был неутешительный — «три капли» круглые сутки, на светящемся экране! И вчера, и позавчера, и завтра! Впрочем «завтра» вообще предостерегали, обещая не только ливни и грозы, но и шквалистый ветер. Ну как в такую погоду путешествовать! Лучше бы сидеть дома, есть пирожки с брусникой-яблоками, да слушать Арину Родионовну.
А почему бы и действительно не заехать к Арине Родионовне, в Кобрино, ведь это по пути!
Вот уже несколько дней мы собирались в Вырицу, но все откладывали поездку — ждали погоды, а она — погода, грозила нам зелеными ветками липы, что за окном упрямо ломал ветер и бросала горсти холодного дождя.
Наша традиционная поездка в Вырицу, в начале лета, к св. Серафиму Вырицкому, вот уже несколько лет, как перестала быть традиционной и это печалило. Пора было исправлять ситуацию… Вот так и возникло решение отправиться в Вырицу, в любую погоду, не откладывая, завтра! Была уверенность, что батюшка Серафим все управит, ведь каждое из десятков путешествий в это святое место, в прошлые времена, непременно дарило чудо, большое или маленькое, но с последующим удивленном воспоминанием, даже трепетом — разве такое могло быть…
Но было! Случалось, воплощалось. То ответом, на мучивший вопрос, то встречей, которая становилась значимой и важной в жизни, то осуществлением просимого, то… Впрочем о Вырице нужно рассказывать особо, хотя и очень осторожно, ведь не все можно отдать другим людям из бесценного ларца «сокровенного».
Именно поэтому о Вырице и св. Серафиме Вырицком я расскажу в другом рассказе.
Однако тому, кто мало знает о святом подвижнике земли русской, все же постараюсь кратко объяснить причину того благоговейного стремления многих паломников и даже не всегда глубоко верующих людей, со всего света, а не только России, к посещению удивительного места, что называется Вырица. Этот дачный поселок находится всего в шестидесяти — семидесяти километрах от Петербурга (смотря какую дорогу выбрать). Несмотря на свое скромное название «поселок», занимая площадь 164 квадратных километра(!) он вполне мог бы называться городом, хотя и небольшим, укутанным щедрой зеленью деревьев.
О.Серафим, которого по месту его последнего обитания стали в народе называть Вырицким, был прославлен как святой не так давно — в 2000 году. Я была в Вырице на прославлении и это отдельное воспоминание.
Святыми не рождаются, ими становятся, через муки, труды, лишения, несмотря на которые, некоторые избранники, умеют сохранить великую любовь к другим людям. Таким был Серафим Вырицкий.
Жизненный путь от «мальчика на побегушках», сироты, до преуспевающего купца, благополучно торгующего пушниной с иноземцами. От смиренного псаломщика, до духовника Александро-Невской лавры иеросхимонаха Серафима (Муравьева), легко и без сомнений, отказавшегося от своего богатства, в начале революционного потрясения 1917 года. От простого благочестивого и честного отрока, до умудренного старца, к которому за советом и помощью шли и ехали отовсюду люди.
А он, в конце жизни прикованный к постели страшным недугом, благословлял, исцелял, помогал другим людям, предрекая, что и после кончины будет помогать нуждающимся — «приходите ко мне, как к живому».
Вот мы и ходим… Скорее приезжаем. Доехать до Вырицы можно и по железной дороге, на электричке, а можно на машине, на автобусе. Можно, купить «тур одного дня» — экскурсионные автобусы постоянно курсируют в Вырицу. Причем туристы, попадая в это благодатное место, как то очень естественно становятся паломниками.
Из всего того, о чем я уже сказала, можно понять, что главной целью нашей поездки было паломничество к св. Серафиму Вырицкому. Однако, истосковавшись в «ограничительных мерах по передвижению», мы в этот раз решили заехать и по другим интересным адресам, как говорится, по пути.
Конечно, можно было бы распланировать наш маршрут более рационально, с точки зрения логистики, но не было задачи непременно побывать по всем адресам, которые мы обозначили в навигаторе (дабы успеть до закрытия некоторых музеев). Мы ведь ехали к о. Серафиму, а уж остальные посещения — это просто «по пути», как сложится… Так возник этот маршрут.
Собирать дорожную сумку — отдельное удовольствие. Поскольку ехали на своем транспорте, сумок оказалось даже две — с зонтиками, дождевиками, сменой обуви, на случай «потопа» и прочими вещами — список диктовала погода за окном. И хотя перечисления не кончались, я задвинула шторы, решив, что утро вечера мудренее.
Утро началось с позывного смартфона. МЧС грозно предупреждало о надвигающихся опасностях, однако, теперь уже раздвинув шторы, я замерла от восторга встречи с долгожданным солнцем и ярким, теплым днем.
Наверное, это был подарок от о. Серафима, ведь, уже в конце того дня, возвращаясь из поездки в 9 вечера (у нас в это время подступают белые ночи, и солнце не спешит скатываться за горизонт), мы видели на широких просторах — там, вдали, грозные тучи и справа, и слава. Они споро отдавали свою свинцовую тяготу, проливаясь мрачными ливнями, а мы по-прежнему жмурились от солнца, что ярко светило в лобовое стекло, прощаясь с нами, будто с чувством исполненного долга.
Уже ночью дождь снова вступил в свои права и сегодня — мрачным, вымокшим утром, когда я решила письменно оформить впечатления, было уже трудно поверить, что вчера нам смеялся такой солнечный, летний, счастливый день. Однако остались фотографии, листая которые, я сейчас могу вместе с вами припомнить события той, всего лишь вчерашней, недальней поездки.
Вырица — традиционное дачное место, издавна любимое петербуржцами.
Живописная, извилистая река Оредеж в обрамлении вековых сосен и елей.
Такие места не могли остаться незамеченными, так что помещичьи усадьбы здесь стали возникать с 1838 года — это время указано в первых документах — упоминаниях о владельцах местных земель. Тогда в Вырице жило всего 83 человека, а сейчас порядка 12000. Прямые улицы утопают в зелени.
За деревьями и кустами прячутся как дачи-дворцы состоятельных людей.
Так и простенькие, но аккуратные постройки людей с более скромными возможности.
Впрочем, если вам не достался дом по наследству, купить недвижимость в Вырице сегодня по карману, далеко не всем. Зеленые ограды «подтверждаются» добротными заборами, так что сфотографировать какой-либо дом бывает непросто.
В этот раз, мне захотелось неспешно пройтись по улочкам Вырицы, отыскать интересные деревянные постройки.
Дело в том, что до последнего времени сюда возили экскурсии для знакомства с деревянным зодчеством — дворянские дачи позапрошлого века сохранились здесь чудом. Впрочем, это чудо имеет объяснение и, кажется, тоже связано с пребыванием здесь св. Серафима. Во время Великой Отечественной войны, когда все вокруг горело, Вырицы почти не пострадали, так как у фашистов в этом поселке расположились части румын, которые тоже были православными, а потому достаточно лояльными. Они исповедовались у батюшки и стояли на службе рядом с прихожанами, местными жителями.
Известно, что св. Серафим повторил подвиг столпничества и молился на камне, стоя на коленях, ночи напролет о победе России в войне. О том, что Россия в этой войне победит, он говорил солдатам вражеской армии. Говорил без страха, открыто. Многое может молитва подвижника. Известно, что главное сооружение местного деревянного зодчества — это Храм иконы Казанской Божьей Матери — можно сказать центральное по притягательности место в Вырице.
Именно с него начинается знакомство с дачным поселком, нередко им же и заканчивается, особенно если люди приезжают не на экскурсию, а как паломники. Ведь здесь рядом с храмом находится часовня, которую, уже после прославления Серафима Вырицкого воздвигли над его могилой.
Молился батюшка и о спасении этого храма. Старожилы Вырицы сегодня могут рассказать удивительную историю.
В сентябре 1941 года, когда шли тяжелые бои, в том числе и в этих местах — немцы наступали, какой-то командир Красной армии решил, что высокий купол церкви — хороший объект для наводки вражеской артиллерии и приказал храм взорвать.
Приехала команда взрывников и их лейтенант пошел в церковь, которая оказалась открыта, возможно, чтобы оценить предстоящую «работу». Однако вскоре послышался выстрел. Подоспевшие товарищи увидели его бездыханным, а рядом валялся его револьвер. У присутствующих почему-то началась паника и они бежали от этого места. Ну, а потом, началось отступление так что о необходимости взорвать храм уже не вспоминали, тем более, что он оказался в зоне оккупации.
В следующем моем рассказе, о Серафиме Вырицком, мы еще вернемся в этот храм, а пока продолжим прогулку по дачному поселку. Должна признаться, что мои поиски старых деревянных дач пока не увенчались успехом.
Конечно, здесь лучше всего воспользоваться услугами экскурсовода. Хотя бы потому, что некоторые сохранившиеся постройки принадлежат потомкам бывших владельцев, купивших еще в позапрошлом веке эти земли и построившие здесь дома согласно моде и вкусам тех времен.
Пускать каждого «в свой дом» готов не каждый, поэтому, не любую постройку можно увидеть. Примета времени — суровые заборы. Так, в свое время, мне захотелось увидеть тот дом, в котором жил Серафим Вырицкий и на территории земельного участка которого до сих пор находится камень, на котором молился подвижник, но хозяева не пустили. Их можно понять, если бы доступ был открытым (так было раньше), толпы каждодневных посетителей превратили бы спокойную дачную жизнь в невероятную сутолоку. Кроме того, я не специалист и мне трудно отделить реставрацию от реконструкции. Конечно, радует, что Вырица по сравнению с 90-ми годами, когда все только разрушалось и ветшало, сегодня хорошеет и благоустраивается. Некоторые новые хозяева, купив старый дом, преображают его, иногда стараются прибегнуть к стилизации «под русское». Дерево не вечный материал и время от времени нуждается в помощи людей. И это не только смена тех же венцов, но и другие необходимые процедуры вспоможения, необходимые для старой постройки. Конечно, совсем недостаточно поверхностного взгляда, для того, чтобы оценить, как процесс сохранения культурного наследия вступает во взаимодействие с желанием некоторых новых хозяев построить удобную современную дачу на купленном участке. Пока я не владею этой темой, поэтому погуляв по поселку и сделав несколько снимков, отправилась к другому храму, который тоже очень люблю — это храм св. апостолов Петра и Павла. И если Храм иконы Казанской Божьей Матери был заложен в 1913 году, то Петропавловская церковь более раннее строение — закладка состоялась в 1906.
Конечно, каждая церковь в Вырице имеет очень непростую и богатую историю, тесно связанную с историей всей страны. Но были события, на первый взгляд, и менее значительные, однако непростые и, я бы сказала, промыслительные. Вот одно из таких.
В Петропавловской церкви издавна хранилась святыня — серебряный мощевик, в котором находилась и частица мощей св. Анастасии Узорешительницы. Однажды случилось большое несчастье — мощевик украли. Поиски были тщетны, пока в процесс поиска не включились сидельцы тюрем. Дело в том, что узники обычно молятся этой святой и кража задела их за живое. По своим каналам разослали предупреждения, и человек, укравший мощевик, сам пришел и вернул похищенное. Оказалось, что его прельстило именно серебро… Так неразумный похититель не побоялся гнева Господа, но испугался возмездия со стороны других людей.
Это случилось много лет назад, но на моей памяти. Тогда мне показалось, что это событие всколыхнуло интерес к самому Петропавловскому храму, в который паломники наведывались намного реже, по сравнению с Казанской церковью, что было несправедливо.
Побывав в Петропавловском соборе, я вновь ощутила благодать этого места и с радостью обнаружила, что храм стал, словно хранилищем ковчегов с мощами многих и многих святых — появилось много новых святынь.
Побывав у Серафима Вырицкого, посетив Петропавловский собор, мы решили навестить еще одно интересное место в поселке — небольшой музей писателя-фантаста Ивана Ефремова. Совсем недавно я посмотрела документальный фильм об этом ярком человеке — писателе, ученом, путешественнике, несомненно, обладавшим даром предвидения, так что, узнав о музее, заинтересовалась.
Музей оказался очень скромной экспозицией, но произвел хорошее впечатление, так как явил собою результат деятельности людей — сотрудников библиотеки, увлеченных, бескорыстных, способных трудиться во имя доброго дела, во имя сохранения памяти.
Поскольку впереди нас ждали новые пути, не буду застревать в этом «музейчике», но обещаю рассказать о нем позднее, в «рассказе об объекте».
Вообще вчерашний день был полон не только благодатью общения со святостью, но и благодатью общения с хорошими людьми, и это оставило добрый след в душе.
Следующим объектом, который я выбрала для посещения, стал Мемориальный Дом-музей композитора Исаака Шварца. Это даже не один дом, а два (очень скромных).
Оба принадлежали композитору.
В одном Шварц жил с женой, а другой был предназначен для работы.
Находится этот музей в поселке Сиверский, а точнее в деревне Новосиверская, которая входит в состав Сиверского городского поселения (от Вырицы километров 20).
На всякий случай его GPS — КООРДИНАТЫ: 59°21’26.53"СШ 30° 07' 31.65"ВД
В музей мы не попали — его уже закрывали, хотя сотрудники пообщались с нами и с удовольствием пригласили приехать завтра, с утра… Понятие 100 или 200 километров, не показались им веской причиной, чтобы не возвратиться сюда снова, чтобы увидеть музей во всей красе и послушать экскурсовода.
Вообще при жизни композитора, его друзьям расстояния не казались преградой. Они преодолевали их, чтобы погостить у друга — «сиверского отшельника» — так они его прозвали.
Кто-то приезжал на одну ночь, а кто-то гостил подолгу, как, например Булат Окуджава.
Вообще среди посетителей дачи были многие знаменитые и любимые нами поэты, музыканты, артисты — творческая интеллигенция.
Сам Шварц говорил, что на даче ему особенно легко пишется, потому что здесь его «сам Бог благословляет». После посещения Вырицы эти слова мне уже не казались красивой аллегорией, но представлялись наполненными глубоким смыслом.
Я знала, что одна из стен дома увешана фотографиями частых и не слишком частых, но желанных гостей дачи — Шварц был очень гостеприимным хозяином. Это Владимир Высоцкий, Зиновий Гердт, Иннокентий Смоктуновский, Иосиф Бродский, Акира Куросава, Андрей Миронов, Арсений Тарковский и другие.
Я погуляла по небольшому саду Шварца, увидела такие простые знакомые, каждому дачнику хозяйственные постройки.
Все скромно и уютно. В те времена, такие люди, как Шварц не могли позволить себе строительство дач, подобных тем, что нынче выглядывают из-за некоторых могучих заборов в Вырице…
Решив, что в музей мы все же как-нибудь снова доберемся, чтобы познакомиться поближе, мы снова отправились в путь.
Вспомнив про свои размышления о пирожках няни Пушкина, которые меня посещали, под шум вчерашнего дождя, мы остановились на обочине, выпили кофе, съели бутерброды и вспомнили о том, что дома нет хлеба. Поэтому доехав до дома Арины Родионовны, зашли в магазин напротив, приобрели буханку местной выпечки и, перебежав дорогу, углубились в нехитрое чтение информации, направленной на оповещение заинтересованных лиц о данном культурном объекте.
А ведь как интересно! Подъехать к домику няни Пушкина, вот так — обыденно, будто в гости звали. Да и домик какой-то очень обычный — таких сегодня по деревням немало можно сыскать, впрочем, не у каждого такая судьба, такая история.
Информация на стенде у дома довольно скупая. Если интересно — иди, слушай экскурсовода! Ясно одно — в последнее время старая постройка нуждалась в ремонте и он был начат не так давно, а завершен в 2020-м году.
Вот таким дом был до реставрации.
Можно сказать, что деревянный дом заново перебрали и восстановили. Но разве важно, «какая половица сегодня помнит тяжелую поступь няни» (говорят, что несмотря на расторопность, походка этой удивительной женщины, была тяжелая). Уж если быть совсем строгими, няню «помнит» лишь одна балка на потолке, что осталась от тех времен. Но хорошо, хоть что-то осталось! Ведь собственная изба в деревне Кобрино у семьи Арины Родионовны появилась на этом месте (страшно подумать), в 1795 году.
К тому времени, она уже три года служила в семье Пушкиных. Няней и кормилицей, в свою семью, ее взяла еще бабушка Пушкина, Мария Алексеевна.
Так что в этом домике Арина Родионовна вроде бы и не жила, но приезжала к родственникам. Трудно поверить, но единокровные родственники няни Пушкина жили в этой избе вплоть до 1950 года! После их переезда в Ленинград, дом стал быстро ветшать. Деревянные дома, как люди, без живого дыхания хозяев, без ласки, быстрее старятся.
Обычно такие дома продают на слом, на дрова. Эта участь ожидала и дом няни, но его спасла простая сельская учительница Наталья Михайловна Ныркова. Она выкупила дом и стала проводить в нем экскурсии со школьниками — это стало началом музея, который сегодня называется «Домик няни». Экспозиция музея посвящена быту крестьянской избы 18 — начала 19 века.
Судя по тому, что на территории дворика музея есть небольшая эстрада, здесь проходят интересные мероприятия.
Вообще родилась няня Пушкина в селе Воскресенское — сегодня оно входит в Кобринское поселение. Кстати в Рождественской церкви этого села 28 сентября 1796 года венчались родители А. С. Пушкина. Это не случайно. Данные земли — вотчина Ганнибалов. Когда-то в мае 1759 года мызу с приписанным к ней селом Воскресенским купил знаменитый прадед поэта — Абрам Петрович Ганнибал.
Проехали километра четыре и на въезде в деревню Суйда остановились у так называемой могилы знаменитого прадеда Пушкина.
Чистое поле, памятная плита и множество живых цветов. Люди останавливаются у дороги. Подходят. Читают надпись.
Конечно, все это «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». Сколько раз тут горела земля, прокатывались войны, настигали социальные потрясения. Если подойти к вопросу строже — это не могила прадеда Пушкина — само место захоронения утрачено. Он был похоронен в 1781 году на старом Суйденском кладбище. Впоследствии на месте предполагаемой могилы была установлена гранитная плита с надписью «Ганнибал», однако вскоре после революции надгробные камни с кладбища были увезены и использованы для строящихся бараков, хотя кладбище все же продолжало существовать. Его вспахали под картофельное поле уже в 1970 году…
Поехали дальше. Хотелось увидеть усадьбу прадеда поэта"Суйда», где, к слову сказать, родилась и мать поэта — Надежда Осиповна.
Сегодня Музей-усадьба «Суйда» находится в гостевом флигеле бывшей усадьбы Арапа Петра Великого.
О том, что было когда-то на этом месте можно судить только по документам.
После выхода в отставку в 1762 году предок поэта поселился здесь вместе со своим большим семейством.
Абрам Петрович придавал большое значение благоустройству своего поместья, хотя возникло оно не на пустом месте — первоначальная усадьба принадлежала сподвижнику Петра I — Петру Матвеевичу Апраксину, а еще раньше здесь была шведская мыза.
Местные жители хранят легенду о том (похоже на правду), что суйденский пруд был выкопан пленными шведами, по приказу Апраксина и по форме он напоминает лук, направленный в сторону Швеции.
Сегодня пруд зарос, но контуры действительно таковы — можно разглядеть.
Вообще гуляя по парку, почему-то все время вспоминала Пушкинские горы. Очевидно сыновья Арапа Петра Великого, помнили усадьбу своего детства и в чем-то подражали, воплощая уже на своих землях, дорогие сердцу воспоминания.
Когда-то в парке были тенистые аллеи, был фонтан — диковинное сооружение в те времена, для местных жителей. Были солнечные часы (вспомнилось Тригорское), беседка, Горбатый мостик. Сегодня из всего того великолепия сохранился только каменный диван, вырубленный в огромном камне-валуне Крепостными Ганнибала. На этом диване мы посидели…
Поискали знаменитый дуб, навеявший Пушкину грезы о Лукоморье, но нашли только молодой дуб и сфотографировали его на память.
Уже вернувшись домой и, обратившись к информации в интернете, прочитала следующую печальную историю:
«Главный символ Суйды — пушкинский дуб, согласно легенде тот самый, из сказочного Лукоморья, — до XXI века не дожил. Еще маленьким Пушкин слышал о древнем дубе от Арины Родионовны: якобы вечером под ним встречались влюбленные, а по ночам в огромном дупле обитали ведьмы. Девятнадцать раз молния попадала в 700-летний дуб, но уничтожить исполина не могла. Погубил его 13-летний подросток: в 2000 году, в день рождения Пушкина, он забрался в дупло дерева и развел там костер. Погода стояла теплая, кругом жгли траву. Дыма от дуба поначалу никто не заметил. Когда спохватились — многовековой великан догорал синим пламенем. Остатки дерева хранятся в музее, а пень и корни по-прежнему торчат в парке».
Да пень мы видели, но не знали, что он «заветный».
Богатый на впечатления день подходил к концу. Хотелось скорее вернуться домой, рассмотреть фотографии, подумать, уточнить детали, вспомнить людей, с которыми в этот день свела нас судьба и о которых я не смогла рассказать здесь и сейчас, потому что тогда нужно было бы писать не рассказ, а роман.
Приятно, что по всему маршруту нас сопровождали указатели. На карте постоянно отмечалось место, где мы в данное время находились.
Было ясно одно — осталось недосмотрено так много, что вернуться сюда, по проложенному маршруту, непременно нужно хотя бы еще раз, а может быть и не единожды — места заповедные!
Теги:
Автопутешествия