Что за город? Право, я дивлюсь. //Михаил Щербаков.
Я давно хотела побывать в Чикаго и даже была там пару раз, но в большой спешке. Прошлым летом, когда я проездом оказалась в Иллинойсе, на остановки недостало времени. Сын за рулём, зная и разделяя мой интерес к архитектуре, провез меня через центр города в стремительном ритме презентуя чикагские достопримечательности.
Чикаго мне сразу понравился стройными модернистскими фасадами и упорядоченностью, которая всегда видна в городах, построенных по единому плану.
Примерно через год после мимолетного знакомства удалось вернуться в столицу Среднего Запада с полноценным визитом.
Как только заработала прививка от ковида, мы с мужем полетели в «город продуваемый ветрами». Так Чикаго зовут в Америке (Windy City), хотя многие утверждают, что прозвище с погодой, которая в самом деле очень ветреная, никак не связано.
Организоваться с полетом и жильем оказалось как никогда легко. Гостиницы работали, но пришибленный пандемией туризм не набрал ещё сил, иностранных туристов в Америку не пускали, да и «внутренние», видимо, ждали полного открытия города. Полупустые отели снизили цены и авиакомпании тоже умерили свои аппетиты. Дорогой город шёл в руки по дешёвке. Мы осознавали, что коронавирусные ограничения сделают поездку несколько ущербной, без театра, например, но, как говорится, нельзя же иметь всё.
Чикаго, третий по населению мегаполис в Америке, часто называют первым в архитектуре, знакомство с которой мы и сделали фокусом своей поездки. Другой давно манящей целью было посещение Арт Института — одного из самых богатых художественных музеев страны.
Туристических операторов в большом городе не счесть. По рекомендации бывших местных (наш сын жил там некоторое время) мы выбрали в качестве «гида» CAC-Чикагский архитектурный центр (Chicago Architecture Center).
Центр, который раньше назывался фондом — это некоммерческая организация, которая на протяжении более полувека информирует, обучает и вовлекает зрителей в историю архитектуры и дизайна.
В Центре разработаны десятки пешеходных, велосипедных и речных маршрутов. Кораблики пользуются особой популярностью. Экскурсии платные, но для членов центра- бесплатные. Мы, прикинув что годовое членство окупается тремя экскурсиями, вступили в CAC и записались на четыре пешеходные прогулки.
Здание помеченное красным кругом— CAC.
Опираясь на материалы посещенных туров, а также собственные впечатления и знание жизни:) я хочу рассказать вам о «колыбели современной архитектуры». Может быть этот рассказ чуть-чуть изменит широко распространенный взгляд на Америку, в которой «кроме как национальные парки, нечего смотреть».
Шикаго
Всегда полезно знать как называется место, куда направляешься. Когда приземляющийся самолёт коснулся посадочной полосы, голос бортпроводницы объявил, что мы прибыли в Шикаго. Такое в английском языке, как известно, случается: «Пишется Ливерпуль, а произносится Манчестер».
Sorry, Picasso
У города есть флаг. Он похож на флаг Аргентины, к которому шаловливая рука подрисовала четыре красные звёзды. Но мало кто обращает внимание на развевающиеся то там, то здесь бело-голубые полотнища.
Неофициальным же символом, «иконой» Чикаго, является скульптура Клауд-Гейт — Облачные ворота, установленная в Миллениум парке.
“Cloud Gate” или «Боб» (“The Bean”) 2004.
Автор— английский скульптор Аниш Капур.
Вот никогда не знаешь, как публика отреагирует на новаторский масштабный объект искусства. Обманчиво простой по форме, напоминающий каплю жидкой ртути «боб» понравился людям. Арочка внизу напоминает геометрией триумфальные арки, но «боб» не рассказывает никакой героической истории и не изображает никакие военные победы. Инсталляция просто отражает небо и землю спаянными без швов и отполированными до зеркального блеска стальными «боками».
Отражения с панорамой города всё время меняются не только в зависимости от освещения и погоды, но и от позиции зрителя.
Они гнутся, растягиваются или сжимаются в точку — что-то родственное кривым зеркалам в комнате смеха. Удивительно, но 110-тонная структура кажется ещё и легкой, может быть потому, что касается земли лишь двумя точками.
Да, «Облачные врата» вытеснили безымянную скульптуру Пабло Пикассо, которая до их появления рассматривалась как неофициальный символ города.
Абстрактную инсталляцию называют Пикассо, поскольку художник имени ей не дал. Что изображает скульптура? Есть множество версий, большинство сходится на том, что изображена загадочная голова собаки. Согласно утверждению внука скульптора, Пикассо изваял здесь женский портрет, причём портрет конкретной женщины:).
Я приходила к «голове» дважды. Первый раз ничего о ней не зная, а второй, познакомившись с историей ее создания.
Перед 85-летним матёрым мастером стояла цель: передать дух современного города. Заказчик в лице знаменитого архитектора Вильяма Хартмана привёз во Французскую Риверу «атрибуты» Чикаго: венец из перьев (головной убор североамериканских индейцев), шлем футбольной команды города, футболку бейсболиста. Из разложенной перед ним меморабилии Пикассо живее всего отреагировал на фотографию Эрнеста Хемингуэя — уроженца города.
Никто не знает почему ответом на «задание» стала вот такая печальная собака или женщина. Несомненно одно — абстрактная скульптура прекрасно вписалась в модернистское окружение и весьма созвучна современному городу.
По воле случая Пикассо получил заказ из Чикаго в то время, когда он работал над проектом для Марселя. Говорят, что по поводу этого совпадения знаменитый художник отметил, что раньше он никогда не делал больших городских инсталляций, а тут подписал контракты с двумя гангстерскими городами одновременно.
Надо сказать, что других упоминаний о гангстерском прошлом Чикаго нам не встретилось, если не считать футболку в витрине магазинчика с портретом Эль Капоне-главы мафии, который во времена сухого закона «правил» городом.
Надпись на футболке: "В жизни можно достичь больше добрым словом и пистолетом, чем просто добрым словом".
Первые небоскрёбы и чикагская школа архитектуры
Все знают, что первый небоскрёб был построен в Америке, но не всем известно, что родился он в Чикаго. Это было возведённое в 1885 году архитектором Уильямом Дженни десятиэтажное здание страховой компании-Home Insurance Building.
Home Insurance Building. Здание высотой в десять этажей, позднее достроенное до двенадцати. Фото из Интернета
Несмотря на скромную по сегодняшним понятиям высотность, здание страховой компании было небоскрёбом, поскольку оно имело главный отличительный признак небоскреба-несущий стальной скелет в противоположность традиционным зданиям, у которых несущими являлись стены. До появления технологии строительства предложенной Уильямом Дженни здание такой высоты могло быть построено только за счёт очень толстых стен и очень прочных материалов.
Здание Home Insurance Building не дожило до наших дней, но в центре города, который называют Чикаго-луп, сохранилось около трёх десятков современных ему «высотных» сооружений. Чтоб познакомиться с первыми «небоскрёбами» я пошла на экскурсию с одноименным названием. Старичок-гид оглядел «группу» из одного человека грустным взглядом и повёл смотреть, как всё начиналось.
Век небоскребов стартовал после великого чикагского пожара 1871 года, за два десятилетия до конца 19 века. Высотки возводили во многих городах, но столица американского Среднего Запада просто «взорвалась» строительством, стала центром архитектурных экспериментов и нововведений, родиной многих зданий, которые в своё время были самыми высокими в мире.
Группу архитекторов, которые разделяли интерес к строительству многоэтажных новаторских сооружений и работали в те годы в Чикаго, назвали Чикагской школой архитектуры. Группа включала среди прочих Уильяма Дженни- «отца первого небоскреба», выдающегося зодчего Луиса Салливана и не менее выдающегося Даниела Бёрнема.
Отличительные черты стиля Чикагской школы, который ещё называют «коммерческим», включают использование стальных каркасов в сочетании с облицовкой терракотовыми плитами, остекление больших плоскостей, иногда включение эркерных окон в систему фасада и минимальное украшение наружных стен.
Я приведу несколько примеров первой Чикагской школы -течения, просуществовавшего недолго, но оказавшего огромное влияние на то, как стали строить в двадцатом веке.
Здание Аудиториум (Auditorium building) предназначалось для размещения отеля, офисов и театра. Аудиториум был первым домом Чикагской оперы и симфонического оркестра. В год постройки (1889) это было самое высокое здание в городе.
Новаторской чертой Аудиториума является плавающий фундамент, разработка которого была очень важна для строительства на чикагских болотистых почвах.
Auditorium building. Архитекторы Луис Салливан и Адлер.
Одним из лучших образцов Чикагской школы считается Маркет-билдинг (Marquette). Кроме невидимого стального несущего каркаса здесь присутствуют такой характерный элемент стиля как орнамент на выложенных терракотовыми плитами горизонтальных простенках и поясах.
Здание построенное в 1899 году для универсального магазина Карсон Пири Скотт — это одна из самых важных работ Луиса Салливана, воплощение в жизнь его принципа: форма должна соответствовать предназначению (form should follow function).
В применении к небоскребам и к данному сооружению в частности этот принцип диктует, что на каких этажах размещать. Магазинам, банкам и другим учреждениям где требуется много места и света следует отдавать первые два этажа. Этажи выше второго нужно заполнять однообразными офисными помещениями. Технические службы логично отправить в подземные этажи. Так, кажется, все просто, но именно Салливан продумал эти и многие другие принципы небоскребостроения, которых архитекторы придерживаются по сей день.
Кстати, в здании Салливана впервые были установлены окна, впоследствии названые «чикагскими». (Типичное «чикагское окно» состоит из трёх частей: в середине -нерасчлененное, глухое остекление, а по бокам более узкие открывающиеся створки).
Луис Салливан был прирожденным декоратором. Он придумывал замысловатые орнаменты, не встречавшиеся ранее в архитектурных стилях.
Reliance Building — это первый из ранних небоскребов, «чикагские» окна которого покрывают большую часть поверхности стен, предвещая основную черту высотных зданий 20 века.
Relience building построен в 1895 году. Архитекторы Рут и Этвуд.
Считается, что чикагская школа просуществовала до 1910 года.
Она отступила под давлением пышного декоративного стиля боз-ар, модного в конце 19 века в Европе и распространившегося в Америке после Всемирной выставки в Чикаго в 1893 году. Также широко стали практиковаться стили, воспроизводящие архитектуру прошлого.
К невысотным образцам стиля боз-ар, которому стали отдавать предпочтение, можно отнести здание Арт Института показанное выше и городской библиотеки.
Публичная библиотека, ныне Культурный центр. Здание построено в 1897 году в стиле боз-ар. Изнутри пышно декорировано.
С библиотекой связана курьезная история.
Вскоре после великого пожара 1871 года чикагцы получили около 8000 книг от выдающихся английских авторов и государственных деятелей, среди которых были Королева Виктория, Чарльз Дарвин, Альфред Теннисон. Некоторые тома были подписаны дарителями. Книги были посланы для восстановления коллекции книг, хотя восстанавливать, вообще-то, было нечего, поскольку до пожара библиотеки в Чикаго не существовало. Её величество поспешила с подарком.
Знаковые небоскрёбы 20-х
Одним из самых узнаваемых небоскрёбов Чикаго является Ригли-билдинг (Wrigley building).
Дизайн здания навеян башней Хиральда в Севилье и французским ренессансом. Здание облицовано слегка светящейся терракотовой плиткой шести различных оттенков белого цвета, что делает фасады визуально очень привлекательными. За сто лет жизни Ригли почти вся плитка была обновлена, да и часы, по которым прохожие сверяют время, тоже поменяли старые деревянные стрелки на новые-алюминиевые.
Wrigley building. Основная башня построена в 1921 году, Северная достроена в 1924. Стиль боз-ар
История конкурса на проект офисного здания для редакции газеты Чикаго Трибьюн в 1920 году достойна отдельного рассказа. Говорят, что подобного конкурса не было ни до, ни после. Огромный призовой фонд размером в 100 000 долларов (за проект на бумаге, не за строительство) привлёк к участию в соревновании 260 архитекторов со всего мира. Первое место выиграл «готический» проект малоизвестных Хауэллса и Гуда. Авторы утверждали, что их вдохновляла башня Кафедрального собора в Руане.
Перелистывая картинки с фантазиями зодчих (в интернете) не удивляешься выбору заказчика. Неоготический проект самый красивый и готика, пожалуй, ближе небоскребам, чем все другие исторические стили.
Башня Tribune Tower расположена по центру
The Tribune Tower. Стиль неоготика. Год постройки 1925.
Здание ювелиров (Jewelers Building) известно тем, что в нем был установлен и оперировал в течение 14 лет грузовой лифт для подъёма работников прямо в автомобилях на первые 23 этажа. Ювелиры в целях безопасности, не выходя из машин, могли подъехать в свои офисы. Были ювелиры мастерами, изготавливавшими драгоценные украшения, или коммерсантами узнать не удалось.
Небоскреб с часами—Здание ювелиров (The Jewelers Building).
Здание ювелиров (The Jewelers Building). Здание построено в неоклассическом стиле в 1927 году.
Уникальность этого небоскреба со шпилем в том, что это-церковь.
Методистский небоскрёб построен в неоготическом стиле (1924). Архитекторы Холаберд и Рут.
Историческое здание которое мы разглядывали пять дней вплотную, поскольку окна нашего гостиничного номера смотрели прямо на него, называется Карбайд и Карбон-билдинг (Carbide and Carbon Building).
Карбайд и Карбон. Вид из окна шестого этажа напротив.
Небоскрёб в стиле арт-деко, построенный в своё время для компании производящей сухие батарейки, похож по форме и цвету на бутылку с шампанским. Сходство усиливается завершением, «обёрнутым» в золотую фольгу. «Фольга» в самом деле золотая.
Кэрбайд и Кэрбон построен в 1929 году. Стиль арт-деко.
Здание Торговой палаты (Chicago Board of Trade Building)-ещё одно внушительное сооружение в стиле арт-деко. Высокое 45-этажное здание смотрится бесконечно высоким благодаря оформлению фасада. Столбы из серого известняка четко прочерчивают вертикали, в то время как горизонтальные пояса утоплены.
Здание торговой палаты любимо фотографами. Камера в умелых руках делает на этом перекрёстке чудные снимки.
Здание Торговой палаты (Chicago Board of Trade Building). 1830 год. Стиль арт-деко.
Merchandise Mart поражает размером. В момент завершения строительства это было самое большое коммерческое сооружение в мире.
Merchandise Mart. Стиль арт-деко. 1930
Чикаго-Мекка для фотографов. Здесь хочется фотографировать всё: прохожих, газоны с тюльпанами, отражения в гигантских прямых и кривых зеркалах, ржавые опоры наземной линии метро и бездомных, пускающих мыльные пузыри.
Но нет, отвлекаться нельзя. Надо возвращаться к своим баранам- архитектуре.
«Архитектура-это язык. Когда вы очень хороши, вы можете стать поэтом» // Людвиг Мис Ван дер Рое
В конце 30х годов двадцатого века в Америку из нацистской Германии иммигрирует Людвиг Мис Ван дер Рое, в тот момент уже известный архитектор-модернист, бывший директор художественной школы Баухаус. Мис обосновался и работал в Чикаго, где после него осталось не только объемное наследие жилых и общественных зданий, остался созданный им стиль.
В Чикаго Мис строит предельно простые по форме стеклянные вертикальные и горизонтальные параллелепипеды, руководствуясь своим знаменитым принципом: «Меньше-это больше». Хотя говорят, что видимая простота форм зданий Миса обманчива и что все они наделены уникальными нюансами и «тонко модулированными ритмами, которые трудно выделить».
«(Моя) концепция не выйдет из моды по двум причинам. Она прогрессивна, и она консервативна — в одно и то же время. Она прогрессивна, так как использует научные и технические достижения и основные возможности нашего времени. …Она консервативна, так как основана на вечных законах архитектуры: порядок, пространство, пропорции».
Мис ван дер Рое. Здание IBM (второе справа) ночью. International style (1972)
Это здание из стекла и стали-характерный пример международного стиля, созданного Мис Ван дер Рое и распространившегося по всему миру.
Федеральное Здание (1974) со скульптурой Александра Кольдера «Фламинго». International style
Из «горизонтальных» малоэтажных зданий я хочу показать знаменитый «Стеклянный дом», который Мис построил в пригороде Чикаго для своей возлюбленной, вложив в него все свои грандиозные минималистические идеи. Возлюбленная не оценила творение зодчего и подала на него в суд. Сейчас «стеклянный дом»- общепризнанный шедевр современной модернистской архитектуры.
«Стеклянный дом». В доме нет внутренних перегородок, он состоит из единственной комнаты, «соединённой» стеклянными стенами с окружающим ландшафтом.
Кукуруза — царица полей
«Чёрный кристалл» Миса соседствует с башнями-близнецами архитектора Бертрана Голдберга. Голдберг был учеником Миса, но, как видно, работал в другом стиле и с другими материалами.
Marina City Бертран Голдберг (1967) Стиль Mid-century modern
Официальное название жилого комплекса-Марина Сити (Marina City), а в городе высотки зовут «corncobs»- кукурузой.
Ничего не зная об истории знаменитых башен, я для себя решила, что архитектор, должно быть, поймал вдохновение любуясь формой початка древнего злака. Оказалось-нет. Автор вовсе не приветствовал сравнения своего здания с кукурузой, предпочитая аналогию с цветком подсолнечника, на который башни похожи в сечении.
Марина Сити был задуман как «город внутри города». В момент сдачи объект включал все необходимые для жизни службы- магазины, рестораны, клубы, театр, бассейн. Зимой для обитателей высоток заливали каток.
Кроме автомобильной парковки, занимающей первые 19 этажей, есть в комплексе и водная парковка
Скидмор, Оуингс и Меррилл
Башня Уиллис Тауэр (Willis tower), которая раньше называлась Сирс тауэр (Sears tower) — это 110-ти этажный небоскрёб, построенный в центре города в 1975 году. Здание не только входит в число самых высоких в мире, оно очень привлекательно, в нем есть «осанка, грация и краса».
При строительстве небоскреба был применён новаторский структурный дизайн, называемый трубчатым. Здание представляет собой как бы связанные в пучок девять гигантских квадратных труб сечением 22×22 метра. По высоте трубы разные: две прерываются на 50-м этаже, ещё две на 66-м, 3 на 90-м и только две доходят до последнего этажа.
Автором гениального дизайна, который справился и с силой притяжения, и с чикагским ветром явился выдающейся инженер 20 века Фазлур Хан. Небоскреб разработало архитекторское бюро Скидмор, Оуингс и Меррилл (Skidmore, Owings & Merrill).
Башня Уиллис Тауэр. Архитектор Брюс Грэм, инженер Фазлур Хан, SOM.
100-этажный Центр Джона Хэнкока, построенный в 1969 году — результат сотрудничества тех же архитектора Брюса Грэма и инженера Фарлуза Хана. Кстати, оба небоскреба имеют очень популярные у туристов смотровые площадки.
Центр Джона Хэнкока. SOM.
Трамп.
Вышеупомянутая фирма Скидмор, Оуингс и Меррилл, основанная в Чикаго, с 1950х строит по всему миру небоскребы, стяжав на этом поприще международную славу. Среди самых последних проектов фирмы SOM в Чикаго выделяется элегантный и стройный небоскрёб, носящий имя предыдущего президента Америки.
Проектировщики гармонично соединили башню, поднимающуюся ступенями вверх, с окружающими ее архитектурно-значительными зданиями. Первая ступень повёрнута в сторону и равна по высоте небоскребу Ригли, вторая «смотрит» на Marina City, третья деликатно отступает, чтоб не заслонять IBM-творение Людвига Мис Ван дер Рое.
С неба льётся вода.
Давай вода, давай вода
вселяй в меня надежду! // Михаил Щербаков.
С большого расстояния Аква (Aqua) выглядит как простой прямоугольный параллелепипед. Но по мере приближения к нему на фасадах начинают проявляться волны.
Аква — черное здание справа
Каждая из десятков бетонных плит, на которых располагаются этажи, имеет разную форму. Когда смотришь на здание снизу вверх, видно как форма плит плавно трансформируется, выступы-террасы расширяются, сужаются, а то и вовсе исчезают. Волны не только служат созданию внешнего дизайна. Балконы спроектированы так, чтоб максимизировать для каждой квартиры виды на расположенный внизу Миллениум парк, а также «разбивать» ветер.
Бетон -это прозаический материал, не то что гранит или мрамор, но у него есть замечательное «скульптурное» свойство: бетон можно заливать в форму, что и делали при строительстве башни: волнистый край плиты формировался с помощью гибкой металлической ленты. Траекторию прорисовывали используя GPS.
Жилой небоскреб похожий на водопад-великан сработан просто, умно и красиво. А придумала этот дизайн женщина Джин Гэнг.
Архитекторов-женщин достигших мировой славы очень мало. Неспециалисты вряд ли назовут больше чем одно прославленное имя- Захи Хадид. После поездки в Чикаго список известных мне женщин-зодчих удвоился.
Совсем новый (2021) супервысокий небоскреб Сент Реджис- это тоже детище Джин Гэнг и ее архитектурной студии. Высота здания соотносится к ширине как 40:1. Высотка таких пропорций смотрится очень тонкой, кажется, что не удержаться ей на ветру. Кстати, для «борьбы» с порывами ветра несколько этажей сделали необитаемыми и продуваемыми насквозь.
Рассказывая о Чикаго, нельзя не упомянуть всеми любимый променад вдоль реки и огромное, как море, озеро Мичиган.
Набережная двухъярусная. Променад вдоль реки (river walk) длиной в два километра находится на нижнем уровне и полон кафе, пивных баров и ресторанов
Бар на крыше гостиницы London House
Присоединившись два года назад к сообществу Туристер я узнала, что попав в новую местность, надо стремился подняться на какую-нибудь высокую точку. В городе небоскребов таких точек масса. Пролистав рекомендации, мы выбрали бар на крыше гостиницы London House. Бар сильно востребован, столик там нужно резервировать заранее. Единственное подходящее нам «окно» нашлось вечером 5 мая. В назначенный час мы поднялись на лифте, кажется, на двадцать третий этаж.
Вот каким предстал перед нами город. Красиво, правда?
Вид с террасы на крыше London House
Застройка в центре настолько плотная, что до соседних небоскрёбов можно почти что рукой дотянуться, или, если руки коротки, просто рассмотреть детали.
Заключение
Город нам очень понравился. В Чикаго нет грандиозных площадей, бульваров, дворцов, крепостей или соборов. Но в нем есть центр (downtown), плотно застроенный небоскрёбами и это, пожалуй, уникально американское создание, в этом характер, стиль и история города. Так он создавался более ста лет и продолжает создаваться.
P. S.
«Чикаго изобрёл небоскрёбы и мы все ещё строим самые высокие здания в мире, хотя они, может быть, и не здесь»// Лин Осмонд, президент Чикагского Архитектурного центра.
Я решила проверить это заявление и обнаружила, что Лин Осмонд не обманул. Чикагское архитектурное бюро Skidmore, Owings & Merrill (SOM) построило не только самую на сегодняшний день высокую дубайскую башню Бурдж-Халифа, но и новый с иголочки дом правосудия в моем городе, Сан-Диего.
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм