Мы на вершине.
Мы на вершине.
По небу гуляют появившиеся облака, открывая и закрывая горы от палящих лучей солнца.
Вид на окрестности просто потрясающий.
Тёплый резкий ветер наполнен ароматами трав, а вот Казбек обманул.
Не желая показываться, патриарх Кавказа спрятался за облаками.
Ноги гудят как Иерихонская труба, но вдруг появились силы, и хочется бежать дальше к святилищу.
Столовая гора в одном месте становится совсем тонкой. Справа зияет обрыв, и где-то внизу ухоженная посевами равнина — это уже территория Северной Осетии (бывшая территория Ингушетии).
Чуть дальше на горе забор с колючей проволокой, через который устроена калитка. Сделано это для того, чтобы пасущиеся здесь лошади и коровы не ушли непонятно куда.
Впрочем, сама гора будто специально предназначена Создателем под пастбище. Трава здесь необыкновенно сочная, и дождевая вода скапливается в ложбинах, образуя водоёмы.
Вершина Столовой горы не является абсолютно ровной.
Если двигаться через сопки на северо-запад, выйдешь как раз на то место, с которого виден Владикавказ.
За холмом показалось святилище.
Оно представляет собой маленький домик, огороженный от скота забором, и стоящий почти возле обрыва.
Подхожу и падаю на траву. Предлагая перекусить, Заур достаёт из сумки помидоры и бутерброды. Паломники ингуши всегда устраивали трапезу возле святилища.
Слегка перекусив, иду изучать Мятцил. В архитектурном плане домик довольно прост, прямоугольный с двускатно-ступенчатой крышей.
Высота сооружения примерно 5 метров. На крышу в прежние времена складывали рога жертвенных животных.
Два арочных проёма в западной и в восточной части устроены таким образом, что в день летнего солнцестояния утренние лучи проходили через Мятцил насквозь.
Заходить внутрь имел право только жрец. Он оставлял еду и подарки для богини плодородия Мят-Сели, для чего в стенах устроены прямоугольные ниши.
В ингушских святилищах раньше хранились предметы необходимые для жертвоприношения: посуда, котлы, вертела и многое другое.
В Мятцил в середине 30-х годов прошлого века были найдены серебряные кувшины и стаканы. Хотя, что значит найдены? Артефакты спокойно лежали в нишах. Археологи их изъяли и отвезли в Москву.
Учёный археолог В. Ф. Миллер, побывав в Ингушетии в 1886 году, ещё застал моления, проходившие возле подобных храмов:
«В известное время, преимущественно летом, семьи, составлявшие одно сообщество, варят пиво. Приготавливают в большом количестве треугольные небольшие лепёшки, выбирают баранов и отправляются справлять праздник к своей родной святыне…
Во главе процессии идёт старик, одетый обязательно в белую одежду. В руках он держит шест с колокольчиком и белым знаменем. За ним идут женщины, которые поют особый припев „уоллай“.
Процессия обходит святыню, причём некоторые ставят в известном месте зажжённые восковые свечи. Кланяясь святому месту….
Обязательно снимают с головы папаху. Перед началом пиршества старики произносят молитвы, в которых просят бога об урожае полей, приплоде скота и всяком благоденствии. Торжества кончаются пирушкой, продолжающейся до поздней ночи».
Мы до поздней ночи сидеть не собираемся. Изучив Мятцил и полюбовавшись видами окрестных гор, трогаемся в обратный путь.
Постоянно слышал — спускаться труднее, чем подниматься, но не думал, что до такой степени. Действительно на подъём работает больше мышц. При спуске основная нагрузка ложится на ноги и в частности на колени.
Грунт на тропинке чрезвычайно сыпучий. Нужно 10 раз подумать, прежде чем поставить на новое место ногу. Добавим к этому раскалённое полуденное солнце, от которого слегка притупляется сознание.
Мои руки сильно покраснели — нужно было намазаться кремом от загара.
Удивительно, но святилище Мятцил популярно у ингушей и в наше время. Подняться на Столовую гору по тропе предков дело почётное.
Мимо спешат вверх трое парней. Перекидываемся парой фраз. Ребята просят передать привет вниз отставшим тяжеловесам, что мы вскоре и делаем.
Два крепких парня забуксовали на подъёме. Бороться с этими силачами проблематично, но это внизу на равнине. В горах другие законы. Здесь нужно самому таскать своё собственное тело. Не зря все альпинисты и всевозможные горные стрелки амбалами отнюдь не являются.
Кстати, интересный момент, монголы, придя на Кавказ, в горах воевать, не любили, а вот Тимур подготовился к Кавказу основательно.
По свидетельству очевидцев хромой полководец создал отряд из памирцев, которые не воевали в степи, выполняя боевые задачи исключительно на Кавказских перевалах.
Возможно, это и был первый в мире горный спецназ?!
В лагере возле Бейни нас ждал обед. За эти 5 часов Валентина основательно изучила жилые башни Бейни, и насобирала большое количество грибов и ягод.
Если подъём на Столовую гору занял у нас примерно 2,5 часа, то на спуск ушло 2 часа. Для Заура это было девятое восхождение. Самое быстрое он поднимался за час.
В лагере состоялось знакомство с интересным человеком. В Ингушетии есть множество достойных людей, и одним из них, безусловно, является Ибрагим. Объясню почему.
В девятнадцатом веке на Столовой горе было три святилища, до наших дней дошло только одно. В 1983 г. Ибрагим в одиночку восстановил разрушавшийся Мятцил, чем фактически спас этот исторический объект.
Купол святилища сложен из серьёзных камней, которые соприкасаясь друг с другом, образуют арочный свод. Как Ибрагим в одиночку таскал и ставил друг на друга камни? Для меня это так и осталось загадкой.
В настоящем Ибрагим держит большое стадо баранов, и работает 24 часа в сутки. Горец полон сил и желаний построить рядом с домом молочную ферму.
Один мой хороший друг родом из Дагестана. По моей просьбе дагестанец свободно достал и привёз для ознакомления ваххабитскую и антиваххабитскую литературу.
Здесь в Джейрахском районе о подобном говорить не приходится. Ибрагим на добровольной основе помогает в мечети мулле. На вопрос о ваххабитах отвечает, что здесь их точно нет, а про Назрань говорить сложно, там ситуация другая.
Так выглядит святилище с Так выглядит святилище с другой стороны ущелья.
Продолжение — Республика Ингушетия. Ч — 5. Эрзи