На майские праздники Ульяновск накрыла 30-градусная жара. А не прокатиться ли нам на теплоходе? — подумали мы и приехали в Речной порт.
Последний раз мы были здесь в далёком 2009 году. Сам Речной порт за это время не изменился, теплоход тоже. А вот Центральный пляж Ульяновска заметно благоустроили.
Расскажу немного истории о нашем Речном порту.
Сама по себе пристань существовала с момента основания нашего города (с 1648 года). Здесь в своё время высаживались на берег войска Степана Разина, император Пётр I (дважды — в 1722 и 1723 годах), Екатерина II (в 1767 году во время своего путешествия по Волге), цесаревич Николай Александрович (сын Александра II, в 1863 году), цесаревич Александр Александрович (сын Александра III) вместе с цесаревной Марией Фёдоровной и великим князем Алексеем Александровичем (в 1869 году), великий князь Николай Николаевич Старший с сыном (в 1883 году), великий князь Владимир Александрович (в 1868 году).
В интернете можно найти материалы о том, как выглядела пристань до революции:
Пристань в Симбирске (1890 г.).
В дореволюционные годы наш город (называемый тогда Симбирск) был одним из ведущих центров хлебной торговли. Все погрузочные и разгрузочные работы производились вручную до 1924 года. Но из-за крутого подъёма от берега Волги наверх город не мог сравниться по объёму торговли через речной порт, к примеру, с Нижним Новгородом. Городской глава Л. И. Афанасьев осознавал эту особенность крутых волжских берегов и предпринял усилия для развития курортной отрасли в городе, многие люди приезжали сюда прогуливаться по берегу Волги и созерцать её просторы.
В годы Великой Отечественной войны в нашем порту базировалась Волжская военная флотилия. Также отсюда отправлялись боеприпасы для защитников Сталинграда.
Здание Речного порта было построено в 1957 году после строительства Куйбышевского водохранилища, когда русло Волги расширилось. Современный вид это здание приняло в 1965 году после перестройки старого здания.
В интернете также есть фотографии порта в советские времена:
В советское время это был оживлённый и ухоженный порт, сюда съезжались туристы со всего СССР. В «воротах города» цвели розы, работал магазин с московским снабжением, на втором этаже здания порта находился хороший ресторан с панорамным видом. Расцвет порта пришёдся на 70–80 годы, объём перевозимых грузов в то время исчислялся миллионами тонн. Инфраструктура была развита хорошо, в соседние города ездили «Метеоры» и «Кометы». Моя прабабушка ездила на «Комете» в Куйбышев за вкусными шоколадными тортиками:) По области можно было доехать до санаториев, пляжей и населённых пунктов на «Омиках». Когда мне было 2 года, на таком «Омике» мы ездили в санаторий Белый Яр. Сейчас причал этого санатория разрушен, да и водный транспорт практически отсутствует. Все суда на подводных крыльях были списаны в начале 90-х годов, пассажирские перевозки на регулярной основе тоже прекратились. Магазин и кафе рядом с портом закрыты, ресторан тоже не работает.
В 2000-е годы были организованы прогулки на теплоходах по Волге продолжительностью 1–1,5 часа. В порту такие рейсы совершают теплоходы «Московский-20» и «Герой Юрий Эм» (созданный на базе теплохода ОМ-401). В 2009 году мы впервые прокатились на теплоходе «Московский-20», а вторая прогулка состоялась только в мае 2021 года, про неё я и хочу рассказать:)
Так выглядит территория Речного порта сейчас. Есть большая парковка и магазин сувениров внутри здания. Возле порта построили аэротрубу, которая очень громко шумит, так что женщина, продающая билеты на теплоход, пишет все ответы на вопросы покупателей на бумажке и прикладывает её к стеклу.
Здание Речного порта и парковка рядом с ним
Продолжительность прогулки 1 час, стоимость билета: взрослый — 350 руб., детский — 200 руб. (дети до 5 лет бесплатно). В ходе прогулки можно увидеть Императорский и Президентский мосты.
Так выглядит здание порта с причала:
Купив билет за 5 минут до отправления теплохода, мы поднялись на борт. Все места были раскуплены, людей каталось много, но нам повезло и мы смогли найти место на верхней палубе.
На теплоходе есть нижняя (крытая) палуба со столиками, и верхняя (открытая), также со столиками. Есть небольшая точка по продаже напитков и продуктов питания.
Мы плыли и любовались видами волжских берегов:
Вид на город. В центре - Обелиск Вечной Славы. Слева высится ЖК Пионерский парк
Проплыли мимо Центрального пляжа и под Императорским мостом (это моя любимая часть прогулки, когда можно увидеть мост так близко).
Императорский мост — автомобильно-железнодорожный мост через Волгу, длина моста — 2089 м.
Первоначально он был только железнодорожным. Строительство началось в 1913 году и длилось до 1916. В советское время из-за строительства Куйбышевского водохранилища мост было необходимо реконструировать. К нему была достроена автомобильная очередь. Повторная реконструкция моста была проведена не так давно, в 2003–2010 годах. Все дореволюционные пролетные строения были заменены, также отремонтировали опоры моста.
Проплыв под мостом, мы приближаемся к новому мосту — Президентскому. Теплоход до него не доплывает и поворачивает обратно примерно на середине пути между мостами.
Президентский мост — двухъярусный. Длина самого моста — 5825 метров, а общая длина мостового перехода составляет 12 970 метров. Этот мост с момента постройки и до 2012 года являлся самым длинным мостом в России (в 2012 году его обогнала по протяжённости Южная эстакада Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге). Также он является одним из самых длинных мостов в Европе.
Строительство первой очереди моста составило целых 23 года. Мы ходили на берег Волги и наблюдали за строительством, можно было подойти совсем близко к мосту.
Одна из моих фото строящегося моста:
Церемония открытия первой очереди моста была 24 ноября 2009 года. Участвовали в открытии президент РФ Дмитрий Медведев и президент Азербайджана Ильхам Алиев, собственно поэтому мост и получил название «Президентский». Открытие движения автомобилей по второму пусковому комплексу моста произошло 30 ноября 2011 года. В настоящее время подъезд к мосту также реконструируется, строится автомобильная развязка. Нашей области было выделено 3,3 миллиарда рублей для производства второго этапа второго пускового комплекса моста через Волгу в 2021–2023 годах.
Возвращаемся обратно к Императорскому мосту:
Вид на центр нашего города: на общем фоне выделяются гостиница «Венец» и Ленинский мемориальный центр. Они были построены как единый комплекс Ленинского Мемориала, строительство велось в 1967—1970 гг. к 100-летнему юбилею В. И. Ленина. Когда гостиница была построена, ей присвоили категорию «Высшая «Б», в гостинице создано 511 номеров на 1008 мест ресторан из трёх залов, кафе, буфет и художественный салон. К моменту окончания строительства «Венец» стал одной из самых больших гостиниц Советского Союза. Это 23-этажное здание долго являлось самым высоким зданием в области.
Ленинский мемориал сейчас находится на масштабной реконструкции, которая ведётся уже несколько лет.
Час прогулки пролетел незаметно, мы причалили к берегу и ещё немного прогулялись по территории порта.
Памятник «Морякам, речникам и юнгам флота, защитникам морских и речных рубежей России в годы ВОВ 1941—1945 гг.»
Затем мы решили дойти до Центрального пляжа. В последние годы его обновили, сделали воллейбольные площадки, также на пляже есть 3 бассейна разной глубины, кафе, кабинки для переодевания, шезлонги и зонтики, детская зона. Спуск в Волгу бетонный, с лестницами, уходящими в воду. Мы на этом пляже были только один раз, потому что нам больше нравятся пляжи с песчаным заходом в воду:)
До пляжа идти не спеша минут 15–20. По левой стороне дороги растут деревья, цветут яблони. С правой стороны течёт Волга. Посередине пути мы увидели стройку, часть береговой линии засыпают.
Теплоход возвращается из рейса:
А в этом месте снимали сериал «5 минут тишины». Ульяновская область возвращает часть расходов киносъёмочным компаниям, поэтому у нас периодически снимают разные фильмы и сериалы.
Вот мы и дошли до Центрального пляжа.
Вид на Императорский мост
После этого мы вернулись к Речному порту и поехали домой. Общественный транспорт сюда не ходит, поэтому добраться можно на личном авто либо на такси.
Очень хочется, чтобы наш Речной порт возродился, и водный транспорт снова стал бы ходить по Волге. Мы бы с удовольствием ездили в соседние города - Казань, Самару и другие - по Волге. Власти периодически обсуждают вопрос возвращения речного транспорта, но пока для этого нет возможности.
Прикрепляю видео из нашей поездки на теплоходе, чтобы можно было полюбоваться видами волжских просторов под музыку:
Речной порт города Ульяновска. Прогулка на теплоходе по Волге. Май 2021. A boat trip along the Volga