«Никто так не изменил историю человечества, как историки» Э. Маккензи
«Никто так не изменил историю человечества, как историки» Э. Маккензи
В Республике Судан, на мой взгляд, самым интересным историческим объектом является Мероэ. Про это замечательное место я вам уже рассказал в двух материалах Портал в другой мир или детали пирамид Мероэ.
Сегодня фотографии и информация ещё по трём достопримечательностям. Две из них расположены в непосредственной близости друг от друга. Они находятся в 170 км к северу-востоку от Хартума и примерно в 50 км на восток от Нила, на плато Бутана. На карте обозначил месторасположение в красном круге.
Развалины древнего города Нага относятся к Мероитскому царству (Куш), существовавшему в северной части на территории современного Судана (Нубии) с IX или VIII века до н. э. по IV век.
В древности город Нага занимал стратегическое положение на пути от Нила на восток вглубь страны. Развалины Нага — наибольшие в регионе, что свидетельствует о важности статуса города для своего времени. Здесь находятся развалины двух больших храмов — Апедемака и Амона, и римский павильон.
Первые европейские путешественники достигли Нага в 1822 году.
В 1837 году Нага посетил Герман фон Пюклер-Мускау.
В 1843 году здесь работала Прусская Египетско-Суданская экспедиция с Карлом Лепсиусом. Эта экспедиция скопировала древние надписи и обозначила руины двух больших храмов.
В 1958 году экспедиция Берлинского университета Гумбольдта занималась раскопками и восстановлением построек.
С 1995 года в этом районе работает совместная немецко-польская экспедиция, в которой участвуют Берлинский Египетский музей, Фонд прусского культурного наследия и польские учёные из Познани.
Городские постройки и могильники Нага датируются IV в. до н. э. Фокусом археологов являются руины двух храмов: Храма Апедемака (можно встретить название — Храм льва) и Храма Амона. Археологи считают Нага важным источником информации о ранних цивилизациях Чёрной Африки.
Храм Апедемака
Храм Бога-льва Апедемака, олицетворял у кушитов военную доблесть. Считалось, что бог Апедемак охраняет покой усопших членов семей фараонов. По этому поверию — каждый, кто нарушит покой, будет проклят Апедемаком.
Постройка храма считается классическим примером Кушитской архитектуры. Фасад храма представляет собой парадные ворота, украшенные рельефами фараона Натакамани и королевы Аманиторе, подчёркивающие их божественную власть над рабами (или пленными).
У ног фараона и королевы, как знак их царской власти, расположились львы. Кто конкретно представлен рабами, или пленными, не вполне ясно, хотя известно, что фараоны царства Куш в эти времена активно покоряли воинственные и независимые пустынные кланы.
Ближе к краям фасада представлены рельефы Апедемака в виде змеи поднимающейся из цветка лотоса.
На боковых стенах храма — рельефы, представляющие бога Амона. На задней стене храма находится самое большое изображение Апедемака в виде многоголового и многорукого льва поклоняющегося фараону и королеве.
Внутри храм украшен изображениями бога Сераписа, представленного с бородой греко-римского стиля. Присутствуют также изображения ещё какого-то бога, которого не удалось опознать, возможно из пантеона персидских богов.
Хотя архитектура храма Апедемака безусловно следует традиционным древнеегипетским мотивам, изображения фараона и королевы выполнены скорее в Кушитских традициях: фараон Натакамани и королева Аманиторе изображены довольно широкоплечими, с округлыми головами, что больше привычно для исконно Африканских изобразительных традиций.
То есть можно сказать, что несмотря на явные и преобладающие древнеегипетские черты, в храме Апедемака присутствуют как и греко-римские, так и кушитские мотивы.
Впечатление от сочетания разных стилей ещё больше усиливается от присутствия рядом греко-римского павильона.
Изображение Апедемака в виде змеи поднимающейся из лотоса также довольно необычно, что дало основание первым археологам Нага говорить даже о древнеиндийских мотивах, торговых путях из Индии через Адулис в царство Куш, хотя это предположение строго говоря ничем не обосновано.
Римский павильон
Римский павильон — небольшой храм рядом с большими храмами Амона и Апедемака, выполненный в древнегреческом стиле.
Парадная сторона украшена рельефами в египетском стиле, на римской притолоке — ряд священных египетских кобр. Боковые стены украшены Коринфскими ордерами и сводчатыми окнами в римском стиле.
Найденные в ходе недавних раскопок статуи Исиды позволяют предположить, что сооружение было посвящено богине Хатхор.
Кстати, в этом месте удалось не только насладиться двумя безмолвными объектами, но и понаблюдать за жизнью бедуинов. Без чего не могут бедуины
Третья достопримечательность расположена в стороне от вышеуказанных храмов. В том же пустынном районе, но как мне показалось чуть более живописном.
Когда то это был один из крупнейших храмов царства Куш. Называется — храм Амона.
Немногое дошло до наших дней. Всё это восстановлено современными археологами. Ценные экспонаты увезены в музеи.
Я старался снять как можно больше различных барельефов, желая сохранить их не только в своей памяти.
Теперь мы знаем, что камни и рисунки не вечны. Они погибают не только под воздействием времени. Одни люди много столетий назад строили храмы, другие нелюди сегодня их разрушают (я про террористов в Сирии и Ираке).
Культ бога Амона на многих этапах истории Египта был самым распространённым. Жречество Амона было очень влиятельным. Можно сказать, что наряду с Осирисисом, культ Амона был самым популярным в Древнем Египте.
Храм Амона в Нага был основан фараоном Натакамани, храм достигал 100 метров в длину. В храме были установлены несколько статуй Натакамани.
Храм ориентирован по осям восток-запад, сложен из песчаника, который с годами сильно пострадал от эрозии.
Храм построен в традиционном египетском стиле, с наружным двориком и колоннадой скульптур с головой барана (символ Амона).
Понравились узоры на их телах.
Постройка очень напоминает Карнакский храм и гораздо более древний Храм Амона в Джебель-Баркал. Колоннада ведёт к внутреннему молитвенному пространству (Наос). Главный вход храма и стены обильно украшены вырезанными по песчанику барельефами.
В 1999 году совместная польско-германская археологическая экспедиция занималась раскопками внутреннего святилища, где располагалась главная статуя Амона.
Им удалось раскопать оригинальный, неповреждённый «алтарь» со священными изображениями и текстом, содержащим имена фараона Натакамани и его супруги королевы Аманиторе, которые упоминаются как основатели храма.
Раскопанный алтарь признан уникальным для храмов Египта и Нубии этого времени. Во внутреннем святилище были обнаружены также статуя фараона Натакамани и памятная стела королевы Аманишакете, которая была правящей королевой до правления Натакамани и Аманиторе.
На передней плоскости стелы угадывается полустёртый рельеф королевы Аманишакете и бога Апедемака. Задняя и боковые поверхности стелы покрыты Мероитскими иероглифами, археологами эта стела считалась самым значимым памятником Мероитской эпохи.
В 2004 году на территории Нага начались раскопки другого храма Амона, условно названного Нага-200. Этот храм, очень похожий на главный, но размером поменьше, был построен царём Куша Аманитаракиде.
Датировка относится ко II—III вв. н. э., хотя в хронологии Нубии начала нашей эры не всё сходится — фараон Аманитаракиде, как считалось, царствовал в начале I века н. э. Источник
На этом наш исторический экскурс подошёл к концу. Спасибо за внимание! В следующий раз я покажу вам ещё две суданские достопримечательности из далёкого прошлого.