Кой-чёрт загнал меня на эти галеры в такое малоподходящее для путешествий по России время? Не иначе как любопытство и желание открыть для себя новую историю творчества архитекторов Фёдора Осиповича Шехтеля и Александра Фёдоровича Красовского в глубинке, на этот раз рязанской.
Когда Шехтель был ещё молодым и малоизвестным архитектором, его первые проекты всё же привлекли внимание сильных мира, и они стали приглашать его для воплощения своих архитектурных фантазий. Не стали исключением Сергей Павлович и Павел Павлович фон Дервизы, предприниматели и меценаты, наследники Павла Григорьевича фон Дервиза, известного как концессионер и строитель железных дорог в Российской империи. Уж где-то они высмотрели 24-летнего архитектора, чтобы заказать ему сразу несколько больших проектов: усадьбу Сергея Павловича в Кирицах и конный завод Павла Павловича в Старожилово. Красовский, уже известный архитектор, с 1885 года академик Петербургской академии художеств, был приглашён Павлом Павловичем для строительства церкви в его имении Старожилово и усадебного комплекса в Сохе.
Здание конного завода в Старожилово
Для поездки я выбрала совсем неудачное время — середина ноября, когда светает поздно, темнеет рано, солнце совсем не выглядывает, довольно холодно и промозгло. Нашла организованную экскурсию, потому что так далеко, почти до границы с Пензенской областью, по скользкому и тёмному ноябрю на машине ехать не хотелось. Плотная, насыщенная программа, не лучшее состояние бывших блестящих построек, рассматривание в почти полной темноте главной цели — дворца в Кирице оптимизма не прибавили. К концу дня навалилась усталость, однако всё же главное я увидела: как постепенно формировался и становился модным псевдорусский стиль в архитектуре, как ранние опыты архитекторов оказали влияние на их дальнейшее творчество и создание ими уже признанных шедевров; как складывались и ломались судьбы людей в нашей непростой истории.
Здание управления конезавода и водонапорная башня
Первой была остановка в Старожилово. Я, конечно, готовясь к поездке, видела фотографии мест, которые предстояло посетить, но, когда видишь реальные размеры, понимаешь, что картинка даёт весьма приблизительное представление.
Старожиловский комплекс создан в 1895 году и занимает площадь больше 15 гектаров. Конные заводы в Старожилове принадлежали Павлу Павловичу фон Дервизу, который в то время был вице-президентом Рязанского общества поощрения коннозаводства.
На первый взгляд здание конезавода напоминает псевдоготику, однако, присмотревшись, понимаешь, что это не совсем так, готических элементов здесь не очень много: лишь слегка заостренная форма оконных проёмов и их крупнорустованные обрамления.
Во всём остальном просматривается ставший модным псевдорусский стиль с элементами, заимствованными из древнерусского зодчества: гребешок крыши, высокие дымоходы, зубцы, декор кессонами, которые в древнерусском зодчестве называют ширинками. А красное здание с белым декором — прямая отсылка к нарышкинскому барокко.
Если просмотреть список работ Шехтеля до проекта в Старожилове, то станет понятно, что начало его архитектурных поисков связано с древнерусским зодчеством. Это были участие в конкурсе на проект здания Исторического музея, в котором победил В. О. Шервуд, оформление павильонов для городских праздников — пушкинского (1880), Художественно-промышленной выставки на Ходынском поле (1882), народного гулянья в честь коронации Александра III (1883), праздничного украшения Манежа для святочных гуляний «Иван-царевич» (1883) и некоторых других. И тут такой грандиозный проект! Возможно, Дервизы сделали предложение Шехтелю именно потому, что хотели придать своей усадьбе национальный колорит, а работы молодого архитектора привлекли их внимание именно умением его создавать. В едином стиле Шехтель спроектировал целый комплекс зданий, в том числе конюшни и манежи, здание управления, жилые дома, каретную, кузницу и мастерские, зерновой склад и погреб-ледник, ветеринарный лазарет и водонапорную башню. Все конюшни отапливались, имелась канализация.
Несмотря на то что здание конного завода находится в неприглядном состоянии, всё-таки оно сохранилось значительно лучше других владений П. П. Дервиза. Причина банальна — после национализации конезавод новой власти тоже был нужен. После 1917 года при нём организовали кавалерийские курсы, на которых обучался, в частности, Г. К. Жуков.
С.М. Будённый на Старожиловском конезаводе
В здании был большой музей, остатки которого сейчас размещены в одной большой комнате. Судя по рассказам экскурсовода из бывших сотрудников конезавода, почти всю жизнь проработавшего здесь, стало понятно, что 1990-е нанесли Старожилову ущерб, во много раз превосходящий потери от всех войн, вместе взятых.
Завод купил некий поляк, который окончательно разорил хозяйство и исчез, навесив на акционеров многомиллионные долги. Некогда цветущее предприятие, на котором вывели прекрасную породу лошадей для верховой езды,
неоднократно приносивших награды на соревнованиях, постепенно пришло в упадок, переходило из рук в руки и в конечном счёте представляет собой душераздирающее зрелище.
Тем лошадям, которые находятся в стойлах, повезло: здесь относительно тепло, свежая соломенная подстилка, сюда водят туристов, и они подкармливают питомцев заготовленными специально для экскурсантов морковью и яблоками.
Но на манежах на лошадей жалко было смотреть. Вода в поилках замёрзла, а когда её включили, из шланга шла ледяная. Так и хотелось разогнать эту шайку-лейку! Зачем заводить животных, если не можешь содержать их достойно? Невольно в сравнение вспомнился конезавод в Злынке Орловской области. После его посещения настроение улучшилось, а здесь, несмотря на красоту конюшен, испортилось.
Персонала мало, практически не видно. За всё время на глаза попался только один человек, который развозил корм. Впереди у него ещё долгий путь! Пока дойдёт очередь до последних, эти уже успеют проголодаться.
А красивы старожиловские лошади невероятно! Пока ещё сохранилась порода, которую лелеяли от Дервизов до начала конца советской экономики. Интересно, а нынешние хозяева сохранят?
Немного в утешение: в 2019 году в Старожилове прошло выездное заседание Правительства Рязанской области, в настоящее время ведётся подготовка проектно-сметной документации на реконструкцию комплекса зданий Старожиловского конного завода. Здания федерального памятника архитектуры переданы в оперативное управление созданной при Министерстве культуры РФ структуре. И на том спасибо.
Наша вторая остановка была тоже в Старожилово, но несколько дальше от конезавода. Здесь сохранились остатки усадьбы Павла Павловича фон Дервиза, как видите, не такой затейливой, как завод. Сейчас уже никто не скажет, жила ли в этом доме семья фон Дервиза или это был флигель или что-то подобное, но постройка относится ко времени существования усадьбы.
На фотографии некрупные старые здания удачно вписались в современную сельскую усадьбу.
Рядом, буквально через дорогу, находится усадебный парк, в котором ещё сохранились следы былого роскошества: аллеи, каскадные пруды и гроты.
Но самое главное, что здесь можно посмотреть, — церковь Петра и Павла (1891). Первоначальный проект принадлежал Д. И. Гримму, а построена церковь по проекту академика А. Ф. Красовского. Модная для того времени тенденция к национальному стилю без явной привязки к какому-то одному привела к невероятному сочетанию ростово-ярославской архитектуры 17 века (круговая галерея вокруг основного куба здания), псковской (звонница типа в виде одноарочной стенки), раскидистых лестниц на три стороны — из нарышкинского барокко, лёгкого фонаря, царящего над всей конструкцией, характерного для архитектуры 18 века. Но, как ни странно, выглядит это гармонично.
По иронии судьбы знаменитый архитектор, создавший великолепные здания в Петербурге и Москве, нашёл упокоение на скромном погосте рядом с построенной им церковью Петра и Павла в далёком рязанском селе. Осенью 1917 года П.П. фон Дервиз пригласил архитектора с дочерьми в свое имение в Старожилово для перестройки некоторых зданий конного завода. Вскоре после революции 70-летний Красовский тяжело заболел. Выехать в Петроград семья, совершенно не имевшая средств к существованию, не смогла, и блестящий мастер скончался в холодном, плохо отапливаемом доме 17 декабря 1918 года.
Ну, а нам дальше — в Соху, деревню в 17 км от Старожилова, где П.П. фон Дервиз построил ещё один конный завод, уже для разведения не верховых лошадей, а тяжеловозов. Там же, рядом, находятся руины усадебного дома, рассматривая которые, можно только пофантазировать об архитектурных достоинствах этого здания, авторство проекта которого приписывают иногда Шехтелю, иногда Красовскому. Я, конечно, не специалист, но всё-таки нашла несколько аргументов в пользу Красовского.
Жилой корпус и погреб конного завода в Сохе
Композиция усадебного дома плохо, но просматривается (жаль, не удалось сделать фотографию издалека). Это двухэтажный дом с симметричными одноэтажными крыльцами, концы которых, как и центральный объем, немного выступают вперед. Кровля рухнула, но в описании, данном в путеводителе 1989 года, упоминаются две высокие кровли в древнерусском стиле над крайними объёмами и круглый черепитчатый купол над центральным объёмом, украшенный картушем с гербом. Автор путеводителя был уверен, что это творение Шехтеля.
Однако исследователи усмотрели в этом здании сходство со зданием Павелецкого вокзала в Москве, автором проекта которого был Красовский (1900 г.). Что ни говори, сходство явное: и в количестве выступающих объёмов, и в описании кровель, и в ряде полукруглых арочных, и в отделке широким рустом углов, входов, оконных проёмов.
Павелецкий(тогда Саратовский) в 1910 году. Фото из Википедии
Фотография усадебного дома в Сохе до обрушения кровли (из Интернета), но уже без навершия над крайним левым объёмом
Но есть одна деталь, которая лично меня убеждает в присутствии в Сохе именно Красовского — это грот на берегу пруда.
Его оригинальное декоративное оформление
с некоторыми изменениями повторилось в украшении одного из помещений во дворце фон Дервиза на Английской набережной в Петербурге, проект которого создан Красовским. Не много ли совпадений, чтобы отказывать в авторстве именно этому архитектору? Всё ж таки у Шехтеля другая манера декорирования, свои наработанные приёмы. Думаю, специалисты разберутся, для нас же безусловно, что эти здания в рязанской глубинке были построены одним из великих архитекторов.
Зал во дворце фон Дервиза на английской набережной в Петербурге
Прежде чем мы попрощаемся с Павлом Павловичем фон Дервизом, несколько слов о его судьбе. Оказалось, что увлечение псевдорусским стилем в архитектуре было для него не просто данью моде. Отставной военный, он был патриотом России настолько, что в 1914 году, с началом Первой мировой войны, поменял свою немецкую фамилию на русскую — Луговой (слово «дервиз» по немецки означает «луг»). Для этого нужно было получить высочайшее позволение, и он его получил! Революцию 1917 года Дервиз-Луговой принял. Через три дня после прихода большевиков к власти он написал письмо Ленину, где сообщил, что передает всё своё имущество, а также капиталы, хранившиеся в немецких и швейцарских банках, на дело «борьбы за освобождение трудового класса». В ответ на вопрос, чем власть может помочь семье Лугового, бывший миллионер попросил, чтобы ему и его жене дали возможность преподавать в сельской школе в одном из сёл, которое он выберет. Выбрал он деревню Максатиху в Тверской губернии (между Удомлей и Бежецком), здесь он четверть века проработал учителем в обычной сельской школе. Умер в 1943 году. На их с женой могиле написаны простые слова: «Павел Павлович и Ольга Николаевна Луговые. Народные учителя».
Цель моего путешествия — дворец Сергея Павловича фон Дервиза в Кирице — приближалась, а день неуклонно катился к завершению. Мало того, что путь неблизкий, по пути нам показали ещё один интересный объект, который, правда, к нашим архитекторам и их заказчикам отношения не имеет, но к промышленной архитектуре 17 века — несомненно. Это доменная печь, построенная по указу Петра I в. 1715 году. Вот где бы ещё я такое увидела?
Здесь, в селе Истье, где были найдены залежи железной руды, купцы Рюмины (отец и трое сыновей), купец Томилин и иностранец Боленс основали железоделательный завод. Интересно было взглянуть в домну не только снаружи, но и изнутри, предполагая, куда засыпалась руда, где разводили огонь, откуда выливалась горячая струя жидкого металла. Честно говоря, понималось с трудом. Поэтому стоит удивиться и восхититься изобретательности людей, которые занимались в тех условиях таким опасным ремеслом — выплавкой металла.
На самом деле в Истье сохранились остатки усадьбы 18 века, принадлежавшей последовательно Рюминым, Хлебниковым, Поторацким, Барковым. Постройкии (двуэтажный дом с флигелями, церковь и фабричные корпуса построены по проекту архитектора В. П. Стасова). Однако время поджимало, и на осмотр уже не было времени.
К Кирицам подъехали уже в полной темноте. Что там уже увидишь? Хорошо, что какое-то освещение есть. Жалко, жалко, дворец красивый. Кстати, вот да, почерк Шехтеля налицо, без сомнения. Дворец был построен в 1889 году. Он не только уцелел, но и поддерживается в более-менее приличном состоянии.
Сергей Павлович фон Дервиз, продав имение князю Горчакову, в 1905 году уехал из России, избежав таким образом всех тягот национализации имущества. Усадьбу использовали как учебное заведение, дом отдыха, а с 1938 года и до сих пор там располагается санаторий для детей, больных костно-суставным туберкулёзом. По этой причине в усадьбу не пускают, и туристы могут любоваться ею лишь со смотровой площадки, с которой и сделан этот снимок.
Жаль, что в темноте трудно разглядеть прекрасную фигурную лестницу, каскадом спускающуюся с высокого холма. Ну так Интернет нам помощь!
В 2003 году была проведена масштабная реставрация комплекса, хотя такие здания требуют постоянного ухода, который, скорее всего, администрация санатория обеспечить не в состоянии. С сожалением поцокав языком, жалея о том, что уже так поздно и не удалось полюбоваться дворцом в полной мере, отправляемся в автобус и едем в Рязань, где нас ждёт ужин и ночлег. Путь долгий, в дороге ещё и вздремнуть удалось.
Собственно, вот весь наш путь. 200 км за один день.