Утром третьего дня пребывания на полуострове Истрия, убегая от внезапно накрывших Ровинь свинцовых туч, я отправилась в Пулу. Прогноз погоды в Пуле на тот день был немногим лучше. При обещанном в + 23 градуса тепле дождик никто не отменял. Что поделать, если другого дня для Пулы в плотно распланированном графике не было.
Поразмыслив о том, что любознательного туриста летним дождиком не испугать, твердым шагом направилась поутру на ровиньский колодвор. Билет до Пулы и обратно купила на автовокзале Ровиня (стоимость 50 кун (7 евро). Если приобретать билет туда/обратно одномоментно (независимо от того, в какой город полуострова собираетесь), получится выгоднее.
Если Пореч, где побывала накануне, привлекал древнейшими фресками, заточёнными в стенах Евфразиевой базилики, взятой под крыло ЮНЕСКО, Пула соблазняла амфитеатром Арена, входящим в десятку самых красивых римских амфитеатров в мире. К тому же, город изобилует множеством других исторических памятников, которым не одно тысячелетие.
Считается, что Пулу основали древние греки, превратив в одну из первых колоний Эллады в Северной Адриатике. Некоторые особо впечатлительные учёные находят упоминания о городе в знаменитом сказании «О золотом руне и аргонавтах». Посему, можно считать, что история Пулы насчитывает без малого 3000 лет.
Расцвет города связан со временами владычества Римской империи в I–III веке нашей эры. При римлянах Пула становится важнейшим центром Истрии, в это время в городе строятся важнейшие памятники Античности. В «римской» Пуле функционировал водопровод, форум, были построены театры и храмы, дома украшались мрамором, мозаикой. Город был окружён крепостной стеной, что, к сожалению, в XIX веке была разрушена. После падения Римской Империи Пула, как и весь полуостров, находилась под властью остготов, франков, византийцев, славян, лангобардов, после наполеоновский войн под властью Австро-Венгрии, затем Италии, чуть позже Югославии, а с 1991 года становится хорватским городом. Разве можно не удостоить вниманием город с таким богатым историческим наследием.
По прибытии в Пулу сразу направилась к амфитеатру, расположенному на пути к Старому городу.
Поскольку в город прибыла раненько, на первом рейсовом автобусе компании «Аррива», очереди у амфитеатра не наблюдалось. Чего не скажу о времени, когда покидала амфитеатр. Около 11 часов утра количество желающих попасть внутрь возросло в геометрической прогрессии. Входной билет в амфитеатр стоит 50 кун (7 евро). Не лишним будет и аудиогид (стоимость 40 кун (5,5 евро).
Амфитеатр Пулы возведен из светлого истрийского известняка в период правления римского императора Веспасиана, в I веке нашей эры (строился, кстати, одновременно с римским Колизеем). Постройка представляла традиционное для той поры сооружение.
В далекие времена здесь проводились массовые зрелищные мероприятия, бои гладиаторов, чуть позже рыцарские турниры. Арена могла вместить около 20 тысяч зрителей. Размеры Арены Пулы возносят её на шестое место в мире среди подобных сооружений.
Передвижения внутри амфитеатра не ограничены. Можно также спуститься в подвальные помещения, где прежде гладиаторы готовились к выходу на бой. Сейчас здесь размещён небольшой музей, посвященный производству вина и оливкового масла в античные времена.
Когда выдаётся возможность оказаться внутри таких вот исторических памятников, прикоснуться к камням у основания колонн, присесть на ступенеобразно возвышающиеся сидения, кожей прочувствовать дыхание времени, сердце готово выскочить из груди от переполняющих чувств!
До римского Колизея, возглавляющего всевозможные рейтинги амфитеатров мира, пока не доехала, но стоит признать, что амфитеатр Пулы — это МОЩЬ! Мощь, величие и стать! Пожалуй, достаточно эпитетов для характеристики объекта. Бесспорно, амфитеатр — самое грандиозное и узнаваемое сооружение города. Он эксплуатируется и в настоящее время для проведения летних массовых культурных мероприятий. Только вместимость стала гораздо скромнее — всего 5 тысяч человек.
Когда-то Пула находилась под надежной защитой мощных крепостных стен, имеющих десять ворот, открывающих доступ в город. До наших дней сохранился лишь небольшой фрагмент крепостной стены и трое ворот: Двойные, Геркулесовы и Золотые (или Арка Сергия).
Пройдя от амфитеатра через городской парк,
вышла к Двойным воротам, возведенным между II и III веками нашей эры. Ворота представляют собой двойную арку, миновав которую, оказываешься в городском саду.
За деревьями просматривается Археологический музей Пулы. Я не стала углубляться в заросли городского сада, обогнув его левее, чтобы приблизиться к участку крепостной стены с Геркулесовыми воротами.
Ворота немного выдвинуты вовнутрь участка крепостной стены, и развернуты в сторону древней дороги, когда-то подходившей к воротам. Если хорошо присмотреться, можно увидеть полустертое изображение Геркулеса на протёртых временем каменюках.
Логичнее всего было продолжить прогулку по городу, обходя его по кругу по часовой стрелке, но моей левой ноге (или правой, точно не припомню))) захотелось отправиться в сторону порта на поиски римских мозаик. Фактически, дальше я двигалась по кругу против часовой стрелки.
Вскорости упёрлась в археологическую зону, окруженную забором, где велись раскопки, и доступ для туристов был ограничен. Но именно здесь находилась табличка со стрелкой и надписью — Римские мозаики.
Археологическая зона вплотную примыкает к крохотной церквушке Святой Марии Формозы VI века, оставшейся от большого бенедиктинского аббатства. Ценность церквушки в том, что до наших дней она сохранилась в первозданном виде без каких-либо реставрационных вмешательств.
По-прежнему мучил вопрос: «А где же мозаики?» То, что передо мной не они, было очевидно, но табличка определенно сбивала с толку. Обратилась с расспросами к официантам в расположенных рядом кафе и представителю городской коммунальной службы (принадлежность определила по ярко-оранжевому жилету). Казалось, кому как не им знать доподлинно, но, увы, ничего вразумительного никто подсказать не смог.
Двигаясь дальше по набережной вдоль порта,
оказалась у Кафедрального собора Вознесения Девы Марии с отдельно стоящей колокольней. Собор был построен в IV веке на месте прежних сборов христиан во время христианских гонений. Рядом с Собором в V веке возвели церковь Святого Фомы, просуществовавшую до XVII века, сейчас на её месте небольшой сквер. Церковь разрушили и примерно в то же время возвели колокольню, для строительства которой использовали каменные блоки от Арены.
Площадь же перед Собором до сих пор называется по имени несуществующей уже церкви Святого Фомы. Углядев узенькую улочку с уходящей в бесконечность лестницей, затеяла подъём с целью отыскать Францисканский монастырь.
Аскетичные стены церкви Святого Франциска вместе с одноименным монастырем, возведенные в готическом стиле, нашла без труда. Стоит признать, что не только францисканский монастырь, но и остальные храмы Пулы лишены внешнего лоска и ничем не примечательны снаружи. Но как бы не отталкивали суровостью неприметные стены, решила войти внутрь (входной билет 9 кун (1,25 евро) и не пожалела.
Религиозный комплекс посвящен Франциску Ассизскому — учредителю францисканского ордена, канонизированному в XII веке и считающемуся с тех пор покровителем бедняков, животных и природы. Одной из ценностей церкви являются останки Блаженного Отто, появившегося в Пуле во время строительства монастыря. Ему приписывают свершение множества добродетелей, а также осуществленные им чудесные исцеления, подробно описанные в работах церковных летописцев, хранящихся в монастыре.
Войдя внутрь церкви, поразилась необычностью деревянного иконостаса, покрытого позолотой. Одновременно со мной в храм вошли служители, и я постеснялась фотографировать.
Ровно настолько, насколько неприметны стены снаружи, уютен окруженный романскими колоннами клуатр монастыря. Здесь покоятся некоторые архитектурные элементы эпохи Возрождения, а в передней его части размещены гранильные средневековые памятники и коллекция копий фресок.
Ещё в клуатре живут черепашки. Важные и забавные одновременно:)
Поднявшись по узкой улочке, убегающей от монастыря ещё выше вверх, добралась до самой высокой точки города — холма, где на высоте 34 метра над уровнем моря расположилась крепость Каштел, построенная византийцами в XIV веке.
В свое время крепость имела важное стратегическое значение, выполняя роль дозорного пункта и оплота безопасности местных жителей. В XVII веке крепость была перестроена и всё, что осталось от сооружения XVII века — это пятиугольные башни-укрепления, толстые каменные стены и глубокие канавы, заполняемые когда-то водой.
По периметру крепость Каштел представляет собой звезду с четырьмя угловыми треугольными бастионами, служившими для защиты города от вторжений с моря. У входа в крепость размещен макет, наглядно демонстрирующий её очертания. При наличии квадрокоптера можно заполучить потрясающие снимки сверху.
Было интересно побродить вокруг крепости и предметнее рассмотреть мощные стены и бастионы, украшенные элементами гербов.
Изумительный контраст создавали суровые каменные стены и ярко-алые маки, разрозненно растущие у подножия крепости и вдоль дорожек, окружающих её.
Не далее, как при поездке в Пореч переживала, наблюдая маковые полянки из окна автобуса, что не удастся запечатлеть пламенеющие цветочные костры. Но такая возможность неожиданно представилась в крепости Каштел.
По одной из дорожек спустилась вниз к Малому амфитеатру, чьи останки разместились у подножия крепости с северо-восточной стороны.
Здесь следует соблюдать осторожность. О каменные осколки и глыбы, на которые мне так необходимо было вскарабкаться, можно поцарапать конечности.
Обратно лучше было возвращаться по той же дорожке, что привела сверху вниз. Спустя несколько минут, как начала карабкаться вверх по ступенчатым рядам амфитеатра, пожалела о выбранном пути. С юго-западной стороны ко входу в крепость никакие дорожки не ведут. Но было лень вновь спускаться по камням к амфитеатру, затем подниматься вверх. Поэтому, как я оказалась у входа в крепость, лучше не спрашивайте…Хорошо, что руки-ноги остались целы.
Приобретя входной билет в крепость за 20 кун (3 евро), направилась в Исторический музей Истрии, расположенный внутри. Не скажу, что впечатлилась экспозицией. Внимание обратила на костюмы начала прошлого века в одном из залов и средневековые артефакты, размещенные во дворе под открытым небом.
Всё остальное на любителя.
Гораздо приятнее было наслаждаться видами Старого города и порта, открывающимися со стен крепости. Отсюда видны и амфитеатр, и церкви города, и гавань.
Обнаружив на территории крепости маяк, решила для лучшего обзора подняться наверх.
Как оказалось, не стоило. В данном конкретном случае дополнительные десять метров высоты неплохие виды лучше не делают. Увидите то же самое, что и со стен крепости.
Планируя завершить круговую прогулку по Старому городу, по одной из улочек, ведущих вниз от холма, спустилась куда-то наугад. Оказалось, на бульвар Жардини, тянущийся вдоль крепостной стены и ведущий к площади Портарата. С правой стороны бульвара красуется яркий образец архитектуры времен Муссолини — здание банка, разместившееся у окончания участка крепостной стены.
Здесь поджидает ещё одна древнейшая достопримечательность — Арка Сергия, чьё происхождение окутано массой противоречивой информации.
Интересен тот факт, что получить разрешение на подобное строительство в древние времена было практически невозможно. Аналогичные сооружения возводились лишь в честь императоров и логично предположить, что арка Сергия символизирует достижения одного из них. Но оказывается, арка была возведена в 20-х годах I века до нашей эры в честь знаменитых представителей древнего рода Сергиев, занимавших определенное время высокие посты в городе.
Арка Сергия являлась частью Золотых Ворот — самых торжественных и богато украшенных из десяти ворот крепостной стены, служивших парадным входом в античную Пулу. В декоре арки сохранились роскошные декорации в коринфском стиле и богатые растительные орнаменты. Если присмотреться, то можно увидеть скульптурные изображения богини Победы и амуров, несущих гирлянды. В XIX веке снесли большую часть крепостной стены, однако одиноко стоящая сама по себе арка выглядит весьма представительно.
Из арочного проёма видно, что за столиком летнего кафе «Улисс» в виде медного памятника восседает ирландский писатель Джеймс Джойс, преподававший в Пуле в начале XX века английский язык морским офицерам.
С творчеством писателя не знакома, да что там говорить, вообще не имела представления о его существовании. Поэтому, не удостоив монумент особым вниманием, продолжила прогулку по Старому городу.
В старом городе есть ещё одно привлекательное для любителей древностей место — бывший древнеримский Форум, представляющий собой вытянутую прямоугольную площадь. В свое время Форум считался центральным сооружением города, игравшим роль духовного, административного, законодательного и судебного центра.
Когда-то площадь выглядела внушительно от скопления римских храмов: храма Юпитера, Юноны и Минервы, храма Дианы и храма Августа. Но до наших дней дожил единственный храм Августа, считавшегося наместником Бога на Земле. Храм представлял собой типичное для античного периода культовое сооружение, но с приходом христианства его предназначение часто менялось. В разные времена он выполнял функции христианской церкви, зернового склада, а в начале XIX века был приспособлен под музей каменных памятников.
В Археологический музей решила заглянуть (входной билет 10 кун (1,4 евро). Помещение крошечное, но там столько всего интересного! В стенах музея экспонаты выставки античных скульптур, выполненные из камня и бронзы, каменные головы патрициев, римских дам, торсы римских легионеров, и даже чья-то стопа, увековеченная в камне.
Много времени посещение музея не отняло, и здесь было гораздо интереснее, чем в Историческом музее в крепости Каштел. Под боком у храма Августа разместилось здание городской Ратуши, что при венецианском владычестве вмещало резиденцию республиканских наместников и князей, а позже стало городской мэрией.
Архитектурная композиция муниципалитета обретала законченные черты на протяжении долгого периода, с X по XVI век, и не удивительно, что здание представляет собой причудливую смесь разнообразных стилей, начиная от древнего романского и заканчивая стилем, присущим эпохе Возрождения. На центральном фасаде здания ратуши красуется дата ее основания — 1296 год. В задник Ратуши встроен задний фасад храма Дианы, что хорошо различим. Ещё одно римское наследие, пусть и в таком виде, но сохранено.
Улочки Пулы не показались настолько уютными, как, скажем в Ровине или Порече. Здесь не встретишь милых декоративных элементов в виде вазонов с цветами, пупсов в лавандовых юбочках и платьях, кошечек-собачек и прочих приятностей. В Пуле отсутствует камерность, присущая небольшим курортным городкам.
Возможно потому, что Пула — самый большой по численности город на полуострове Истрия, к тому же крупный порт и промышленный город. Пожалуй, элементы эстетики привносят лишь венецианские окошки и ажурные балкончики, встречающиеся кое-где на фасадах домов.
Шопоголики, пляшите:) В Пуле можно неплохо пошопиться. Много симпатичных сувенирных магазинов и магазинов одежды расположены на улице, уходящей от Арки Сергия вглубь старого города, много их и вокруг площади Святого Фомы (о ней упоминала выше).
Венецианские маски, обнаруженные в магазинах Пулы, приятно удивили. Настоящие традиции итальянских масочных школ переданы практически идеально.
Но как бы ни радовала прогулка по городу и удачный шоппинг, в Пуле довелось в очередной раз убедиться в существовании «закона подлости». Знаете, как иногда бывает в «страшных» туристических снах: когда ты уже исходил городок, в который приехал в непогоду, вдоль и поперек, нащелкал массу фото не лучшего качества, и уже собрался отправиться восвояси, а погода вдруг соблаговолила сжалиться, выпустив солнышко из тисков свинцовых туч. То же самое случилось со мной в тот день в Пуле.
Безусловно, основное — не фото, а впечатления, но не совсем удачная погода доставляла неудобства. В передвижениях по городу напрягала необходимость то открывать, то закрывать, то снова открывать зонт, поскольку в течение дня периодически составлял компанию (не скажу, что отличную…) моросящий дождик. Но, погода погодой, а приехать в Пулу однозначно стоит. Любителей древностей город покорит.
Подводя итог, замечу, что целесообразнее было бы передвигаться, огибая город по кругу по часовой стрелке, или против оной, а затем уже подняться на холм в центре Старого города (именно так и планировала сделать изначально). Но собственным стихийным маршрутом, спонтанно сформировавшимся вразрез заготовленным ранее планам, тоже осталась довольна. Всё-равно так или иначе посмотрела в городе всё, что планировала.
Теги:
Самостоятельные путешествия