Ангкор-Ват — гигантский храмовый комплекс, посвящённый богу Вишну, в Камбодже, среди развалин древней столицы государства кхмеров, города Ангкора. Занимает площадь в 2 км², являясь самым крупным культовым сооружением на Земле. Построен во времена короля Сурьявармана II (1112–1152).
Храм представляет собой сложную трехуровневую конструкцию со множеством лестниц и переходов. Венчают храм пять башен — одна в центре и четыре по краям. Центральная башня возвышается над землёй на 65 м и символизирует мифическую гору Меру, которая является центром всего мира.
Вдоль каждого из трёх уровней проходят галереи. Галереи первого уровня, общая длина которых приблизительно 800 м, украшены барельефами высотой 2 м, изображающими различные сцены из мифологии и жизни древних кхмеров. Галереи второго уровня украшены скульптурными изображениями Апсар, общее количество которых около двух тысяч.
Ангкор-Ват окружён рвом шириной 190 м. В старину в нём разводили крокодилов. С западной стороны ров пересекает каменная дамба, по которой и проходят в Ангкор-Ват. Территория Ангкор-Вата обнесена стеной длиной 1025 м на 800 м. От ворот к храму ведёт длинная и широкая дорога, проложенная по насыпи, поднимающейся над землёй почти на полтора метра.
Ангкор-Ват сохранился намного лучше, чем многие другие сооружения Ангкора, что объясняется тем, что даже после запустения этих мест в Ангкор-Вате жили буддийские монахи. Живут они здесь и сейчас.
Комплекс был обнаружен 22 января 1861 года французским путешественником Анри Муо. В 1970-е годы некоторые сооружения и скульптуры комплекса пострадали от актов вандализма со стороны солдат Пол Пота. В 1992 году вместе с прочими сооружениями города Ангкор был взят под эгиду ЮНЕСКО. Сегодня является одной из главных туристических достопримечательностей Камбоджи.
К главному входу ведут четыре моста, которые охраняют львы — хранители Земли, и змеи (наги) — служители морского бога Нага, что символизирует гармонию Воды и Земли:
Пять центральных башен храма символизируют пять горных вершин, а стены и ров — горные хребты и океан, окружающие эти вершины. Доступ к верхним частям храма был ограничен. Мирян допускали только на самые нижние уровни.
Агкор Ват строили сто двадцать тысяч человек. На его создание пошло столько же камня, сколько на пирамиду фараона Хефрена в Древнем Египте.
Обезьянки живущие в храме:
Наги (служители морского бога Нага):
На внутренних стенах внешней галереи изображены серии масштабных сцен, на которых, главным образом, запечатлены эпизоды из индийских эпосов «Рамаяна» и «Махабхарата». Хайэм назвал их «величайшими из когда-либо известных последовательно изображенных цен, вырезанных на камне». Начиная с северо-западной части западной галереи, в направлении против часовой стрелки изображена Битва на Ланке (из эпоса «Рамаяна», когда Рама побеждает s Равану) и битва на Курукшетре (из эпоса «Махабхарата», описывающая взаимное уничтожение кланов Каурава и Пандава). В южной галерее присутствует только одна историческая сцена — процессия Сурьявармана II; далее следуют изображения 32 кругов ада и 37 кругов рая из индуистской мифологии. Глэз пишет о «тех несчастных душах, которые попали в ад и испытывают очистительные муки, временами кажущиеся немного несоразмерными серьезности совершенных ими преступлений. Людям, которые повредили собственность других людей, сломали кости, обжор разрубили надвое, похитителям риса залили в живот раскаленное железо, воров замучили холодом, а тем, кто рвал цветы в священном саду Шивы, головы пронзили гвоздями». В восточной галерее изображена самая знаменитая сцена — Сбивание Океана Молока; на ней асуры и девасы, которые под руководством Вишну используют змею Васуки для взбивания океана (Манника насчитала только 91 асура и объяснила нечетное число этих божеств связью с количеством дней от зимнего солнцестояния до летнего равноденствия и днями от равноденствия до летнего солнцестояния). Далее изображены асуры-победители бога Вишну (дополнение 16 века). Северная галерея открывает перед зрителями победу Кришны над Бана и битву индуистских богов с асурами. В северо-западном и юго-западном павильонах находятся намного менее масштабные сцены; некоторые из них не удалось опознать, но большинство относят к «Рамаяне» или жизни Кришны.
Апсары — полубогини в индуистской мифологии, духи облаков или воды. Изображались в виде прекрасных женщин, одетых в богатые одежды и носящих драгоценности. В ведической мифологии являлись жёнами и возлюбленными гандхарв. При переходе в индуистскую мифологию приобрели функции небесных танцовщиц и куртизанок. Также, по преданиям, апсары ублажают павших героев в раю Индры. Происхождение апсар в разных источниках описывается различно. В «Рамаяне» упоминается, что апсары возникли при пахтании океана богами и асурами, ни те, ни другие не захотели брать их в жёны, и они стали принадлежать всем.
Один из бассейнов храма (в сухой сезон воды в них нет):
Апсары на стенах внутреннего двора храмового комплекса:
Монахи никогда не покидали Ангкор. Даже забытый и заброшенный, он все равно оставался святым местом:
В Ангкор Вате каждый камень тщательно обработан, служит частью того или иного рельефа либо покрыт искусно вырезанным, филигранным орнаментом. Общая площадь скульптурных работ в храме составляет более двух тысяч квадратных метров.