Прекрасное начало 2020 никак не предвещало, что он будет годом без путешествий в дальние страны, что он в прямом смысле слова заставит оглянуться вокруг и увидеть вдруг, что удивительное рядом и не всегда за ним нужно ехать на другой конец света, тем более из красавицы столицы. Правда, понимание такой простой истины приходит не сразу, вот и мчишься в города и веси стран далёких, убеждая себя, что Москва подождёт и насмотреться на неё всегда успеешь. А посмотреть в ней есть на что. Давно собиралась написать о любимых уголках столицы, но за делами и разъездами всё было недосуг. Расскажу об одном из самых дорогих — ВДНХ. О главной выставке страны я уже писала, но это было в разгар масштабной реконструкции и очертания будущего обновлённого ВДНХ только вырисовывались. Но время летит быстро и вскоре удалось увидеть результат. Не знаю каков он по мнению специалистов, но визуально всё выглядит ярко и жизнеутверждающе, особенно в июльский день.
Начальная точка отсчёта в истории главной выставки страны — 1 августа 1939 года. Её открытие было приурочено к двадцатилетию советской власти и называлась она Всесоюзная сельскохозяйственная выставка — ВСХВ. Через 20 лет была переименована в ВДНХ СССР, в 90-ые — в ВВЦ и только в 2014 к ней вернулось историческое название. Но как бы выставка не называлась, она популярна у москвичей и гостей столицы во все времена. И для меня это место любо, дорого всегда — и сейчас, и во времена СССР, и даже когда на павильоне «Космос» было написано «Всё для сада-огорода». Именно там мы покупали яблони и груши, радующие нас весенним цветом и вкусными плодами по сей день. ВДНХ — свидетель моих встреч с друзьями из Риги и с Камчатки, Воркуты и Еревана, Коканда и Москвы. Прошло много лет и раскидала нас судьба по белу свету, но до сих пор мы вспоминаем наши встречи, а я им отправляю фотографии ВДНХ 21-го века. Без фотографий отсюда не уйти.
Территория выставки огромна, но всю я обходить её не собиралась. Не было у меня ни цели такой, ни 8-ми часов, нужных для неспешного созерцания красивейшего архитектурно-паркового ансамбля. Да 4-ёх часов не было — говорят, что в это время можно уложиться, если любоваться выставочным великолепием набегу. Мой план был прост. Пройтись по Главной аллее, вдохнуть аромат миллионов алых роз и полюбоваться серебряной россыпью легендарных фонтанов. Удивительно, но у самого большого фонтана выставки, «Дружба народов», было немноголюдно, хотя это место встречи популярно не менее, чем у знаменитого фонтана в ГУМе.
Дружный хоровод 16-ти позолоченных красавиц вокруг снопа пшеницы украшает Центральную аллею с 1954 года, олицетворяя единство республик и дружбу народов. При создании скульптур фонтана в качестве моделей позировали представительницы всех республик, но в истории сохранились имена лишь трёх, позировавших для создания скульптур Эстонии, Туркмении и Грузии. Это эстонская балерина и актриса Вирве Кипле-Парсаданян, туркменская пианистка Гозель Аннамамедова и жена поэта Михаила Светлова — княжна Родам Амирэджиби, слывшая первой красавицей Тбилиси.
Даже и не вспомню, как давно видела фонтан работающим. Особенно грустно было видеть его в бездействии, когда приезжала на ВДНХ с гостями. А так хотелось показать им главное золото ВДНХ во всей красе и мощи 784 струй. К сожаленью, удавалось это не всегда. Но рано или поздно должны были дойти руки до объекта культурного наследия и привести его в первозданный вид. Как всегда, толчком к этому служат грядущие юбилеи. К счастью, приближался 80-летний юбилей выставки и в октябре 2018 года, впервые за 65 лет, «золотых девушек» сняли с постаментов и отвезли в реставрационную мастерскую. Несколько месяцев кропотливого труда 25-ти реставраторов, 6 кг сусального золота и потускневший от времени символ советской эпохи, вновь засиял.
Но как говорится, не фонтаном единым и от шедевров скульптурных к архитектурным, яркий представитель которых, павильон Центральный, так же известный как Дом Дружбы народов.
Это монументальное трёхярусное сооружение со шпилем — визитная карточка ВДНХ и мало кому не знаком его строгий торжественный облик. Сейчас и не верится, что в 90-ые в павильоне стояли десятки торговых палаток, а вокруг него бесконечно сновали счастливые обладатели телевизоров, магнитофонов и прочего ширпотреба, которым не было никакого дела до этого шедевра советской архитектуры. Кстати, под ним с советских времён находится бункер, которым, к счастью, ни разу не пришлось воспользоваться по назначению.
Вокруг павильона много укромных мест, где можно отдохнуть от многочисленной публики выходного дня, полюбоваться морем дивных флоксов и необычайно красивым московским небом голубым.
Не обойти вниманием цветочное оформление выставки. В юбилейный год здесь было высажено два миллиона!!! цветов, а цветникам после реконструкции возвращён парадный облик 50-ых годов прошлого столетия. Композиции от павильона Республики Казахстан до фонтана «Каменный цветок» — предмет восхищения посетителей и гордости ландшафтных дизайнеров и садовников. Как цветовод-любитель аплодирую им стоя, понимая какой колоссальный труд стоит за этим великолепием. Создать цветочную картину — полдела, куда важней её сохранить в безупречном состоянии и создать условия для беспрерывного цветения.
На фоне цветочного великолепия красив и изящен павильон республики Казахстан с национальным орнаментом и стеклянным куполом со шпилем. Есть в этом что-то из сказок Востока.
Есть у ВДНХ одна удивительная способность — там всегда интересно. Казалось бы, всё это видел-перевидел, но смотришь и понимаешь, что ты снова рад этой встрече. В этот раз я невольно сравнивала увиденное год назад и сейчас. Результат был налицо — можно бы краше, да некуда.
Повсюду розы — может быть не миллион алых роз, но тысячи точно и от этих тысяч роз исходил тончайший аромат.
Когда пошла на ВДНХ, почти не сомневалась, что увиденное понравится, но реальность не просто совпала с ожиданиями, она их многократно превзошла. Эффект усилил «Каменный цветок» — мозаичный фонтан, украшенный разноцветными кусочками смальты.
«Каменный цветок» — 1995 год. С момента этой фотографии до начала реставрации фонтана прошло 23 года!
ВДНХ — 2018. К этому времени «Каменный цветок» поблёк, осыпался и пришёл в плачевное состояние, но к юбилею выставки фонтану вернули былую красоту. Была воссоздана историческая цветовая гамма и он стал ярче, что понравилось далеко не всем и разгорелась жаркая дискуссия по поводу слишком яркого вида фонтана. Специалисты посоветовали подождать пару лет и заверили, что фонтан со временем примет более естественный цвет. Как бы то ни было, в целом, под высотой 15-ти метровых струй «Каменный цветок» смотрится неплохо. Как уверяют оппоненты критиков — как и в момент открытия в 1954 году.
Понравилось, что на ВДНХ позаботились об удобстве посетителей — много скамеек и стульев, на одном из которых я примостилась не ради отдыха, а ради того, чтобы полюбоваться Останкинской башней, фонтанами и невиданным сортом царицы цветов. Да и ажурный павильон «Слово» на фоне неба и фонтанов бесподобен.
В бывшем павильоне Украинской ССР сейчас располагается Центр славянской письменности «Слово» — музейно-просветительский комплекс для детей и взрослых.
У павильона «Космос» мне пришлось закончить обзорную прогулку, так как с трудом выкроенное в воскресенье время, уже поджимало, но я не отказала себе в удовольствии сделать фото легендарных экспонатов.
Знаменитый ЯК-42 пополнил коллекцию экспонатов ВДНХ с сентября 1981тода, после того как успел побывать участником Парижского авиашоу в 1979 году. Макет ракеты-носителя «Восток» был установлен на ВДНХ в 1967 году.
Таким чудесным выдался июльский день. С лёгкой грустью побрела я к выходу, потому что многое осталось недосмотренным. Но это замечательный повод вернуться и желательно не один раз.
ВДНХ — знаковое место столицы. Без него и Москва — не Москва. Многое изменилось со временем, но здесь как и прежде интересно и старым друзьм и новым знакомым. И позволю себе не согласиться с утверждением, что в Москве нечего смотреть. Приезжайте, приходите, посмотрите и убедитесь как интересна и красива главная выставка страны в 21-ом веке!
Теги:
Самостоятельные путешествия