Эх, были же времена, когда Алиталия была чуть ли не «родной» авиакомпанией… Частенько выбирала именно ее из-за приятных спецпредложений с длинной стыковкой в Риме. Вот и в марте 15-го, купила билет в Верону через Рим как раз по этой причине. Правда, Алиталия потрепала нервы троекратным изменением времени обратных рейсов, но в итоге помимо первой — выбранной мною — стыковки длиной в шесть часов, образовалась еще более комфортная — восьмичасовая — вторая.
Если первая у меня давно уже была расписана по минутам, то от неожиданной второй поначалу дух захватило — куда бежать и что выбрать?! Просто гулять в свое удовольствие по любимым местам, или все-таки отправиться постигать что-то новое? А новое в этом вечном и бесконечном городе можно, думается, отыскать, даже бывая там по нескольку раз в год…
Однако, по порядку. Конечно, шесть и восемь звучат роскошно, но на самом деле выйдет поменьше — минусуем время от и до аэропорта, прохождение всяческих контролей, вероятные пробки…
Не последнее дело определиться с транспортом — поезд-экспресс Леонардо, электричка, автобус?.. Здесь все зависит от того, что собственно вы хотите видеть и где побывать. Т. к. на Леонардо удобнее всего добираться в район Термини — полчаса и вы гарантированно там. Электричку имеет смысл выбрать, если нужен Трастевере. Автобусы-шаттлы из аэропорта существовали на тот момент в двух вариантах: Terravision (идет тоже до Термини, в разы дешевле Леонардо, но по времени уже не полчаса, а ближе к часу, если не попадете в пробку), и SITBusShuttle — первая его остановка в Риме на виа Крешенцио, в двух шагах от пьяцца Кавур, замка Святого Ангела, Ватикана. Дальше он тоже проедет до Термини. Время в пути до первой остановки — от 45 минут до часа. Для меня Ситбас был наилучшим выбором во время второй стыковки.
С 2015-го и до ковидного апокалипсиса автобусных компаний, осуществляющих рейсы между Фьюмичино и центром города, прибавилось: помимо Terravision и SITBusShuttle появились Autostradale, FlixBus, Cotral и ночной T.A. M. Увы, не уверена, что сейчас с ними все порядке: сайт SITBusShuttle некликабелен, проверила… Правда, Terravision вроде бы жив. Ну, и очень хочется верить, что однажды все вернется на круги своя…
Т. к. стыковочные часы по пути в Верону решено было провести в окрестностях Термини, мне определенно светил Леонардо, хоть он и неоправданно дорог: 14 евро в одну сторону. Но! В прозрачном кармашке моего кошелька два с половиной года славно так «отсвечивал» купленный в прошлый приезд в Рим билет на этот экспресс, безо всякого злого умысла оставшийся неиспользованным (проскочила мимо валидатора, да еще оказалась не в Леонардо, а в обычной электричке непонятно каким образом). То, что цена осталась прежней, я знала, а вот вид билетов? Какова же была моя радость, когда оказалось, что и внешне билетики остались такими же! На обратном пути благополучно проехала по бережно хранимому билету, сэкономив немалое количество денежек))).
Невероятно, но, несмотря на то, что рукав московскому рейсу не дали, и аэропортовский автобус невозможно долго колесил по каким-то страшенным закоулкам Фьюмичино, уже через час после приземления я выходила из Термини на виа Джованни Джолитти, благо Леонардо прибывал к 24-й платформе, которая ближе всего к этой, как раз и нужной мне улице.
…Батюшки, благодать-то какая! Теплынь! Солнышко! Зеленая трава сквера и любимые мои римские пинии! В распрекрасном настроении, минут через пять оказываюсь на пьяцца Реппублика, ставшей когда-то первым, что я увидела в Риме.
Мой отельчик был прямо тут, за углом. И, подозреваю, именно по этой причине я так и не удосужилась подойти поближе к роскошному фонтану «Наяды» (фигуры нимф, играющих с морскими чудищами, настолько выразительны, что поначалу вызывали возмущение блюстителей нравов) и зайти в базилику Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири.
Вечная история: то, что рядом, откладываешь на потом, а потом времени-то и не хватает. К тому же, тогда я и понятия не имела, что за суровым фасадом (базилика встроена в остатки древнеримских терм) скрывается очередное римское великолепие. Насколько гигантским сооружением были эти самые «бани», можно представить, если знать, что нынешняя пьяцца с фонтаном была когда-то их полукруглым двором — неоклассические здания с колоннадами точно повторяют его очертания.
Базилика тоже имеет размеры весьма внушительные, но за душу меня не взяла, хотя интересностей в ней через край. Мне ее интерьер показался каким-то холодноватым что ли…
Впрочем, понравились ангелы, держащие чаши со святой водой (Джованни Батиста Росси, ученик Бернини) и скульптура «Размышление» в одной из капелл.
Очень хорош орган. Он был преподнесен в дар папе Иоанну Павлу II городом Римом по случаю юбилейного 2000 года. Корпус органа из массива вишни имеет высоту 12 метров и длину 11 метров — настоящий лес из 5400 серебристых труб!
Во внутреннем дворике — огромная фигура Галилея.
И вообще базилика отличается некоей «научной направленностью». В полу трансепта проложен так называемый меридиан — своего рода солнечные часы. По этому меридиану еще в конце XIX века сверяли часы Рима, а также определяли даты Пасхи. Будучи частью античных терм, базилика ориентирована строго на юг, и благодаря этому луч солнца, попадая внутрь из круглого отверстия в своде, вооон оно, в «разломе» мраморной дуги под окном:
в полдень, точнее в 12.15, направлен строго вдоль линии меридиана.
Я даже и не слыхивала раньше о таких вот меридианах, а оказывается, они были очень распространены в свое время. Открытие его состоялось 6 октября 1702 года. Длина меридиана составляет 45 метров, и когда-то он превосходил всех своих «собратьев». А чем длиннее линия, тем точнее астрономические расчеты. Уф, жутко умные вещи! Каюсь, так и не поняла, как это работает))).
Но — сия штуковина просто-напросто красива! А уж это я точно в состоянии оценить: бронзовая линия вмонтирована в белую мраморную плиту, которая в свою очередь обрамлена желтым веронским мрамором; справа от меридиана — многоцветные инкрустации с изображением летних и осенних знаков зодиака, слева — весенних и зимних, а в центре композиции находится герб папы Климента XI, по велению которого и было это все сооружено.
Всеобщее внимание привлекает и необычный маятник — рука, удерживающая на кончике указательного пальца земной шар. Уж не знаю, почему, но в дополнение к Галилею (стенды с описанием сути его открытий как раз возле маятника стоят) припомнился мне Архимед с его «точкой опоры», во всяком случае, если не перевернуть, то качнуть Землю попробовала))).
Неожиданно иконы византийского письма в одной из капелл:
После ночного перелета свалившейся на голову информации было даже чересчур много, потому была рада несказанно очутиться вновь на солнечных улицах, направляясь к следующей когда-то пропущенной церкви — Санта-Мария-делла-Виттория, что на улице 20-го сентября (рядышком).
Ах, а вот эта мне понравилась сразу! Как игрушечка, да еще с апельсиновым деревом возле ограды.
Внутри — ооочень уютно. А уж богато! Главный алтарь весь золотом сияет, потолок — великолепный плафон в обрамлении кажущихся невесомыми беломраморных фигур.
Главное же, из-за чего — увы! — ломятся сюда толпы народа, скульптура Бернини «Экстаз святой Терезы», которую он сам считал своей любимой: «Я победил мрамор, сделав его гибким, как воск».
Святая Тереза Авильская была монахиней, проводила реформы монастырской жизни, основывала новые монастыри, за что претерпевала гонения и проклятия. После смерти Терезу причислили к лику святых. Она оставила свои наставления в форме писем, в одном из которых рассказала, как однажды во сне ей явился ангел: «Непосредственно рядом с собою увидела я ангела в телесном облике… Он был скорее мал ростом, чем велик, очень красив, и лик его сиял таким блеском, что он должен был принадлежать к тем ангелам, которые совершенно пронизаны огнем божественной любви… В руке ангела я увидела длинную золотую стрелу с огненным острием; мне показалось, что он вонзил ее несколько раз мне в сердце… Боль была так сильна, что я не могла удержаться от крика, но в то же время испытала такую бесконечную сладость, что мне хотелось пусть бы эта боль длилась вечно…»
Вот как раз это мистическое видение и воплотил Бернини в мраморе. Кстати, Ангел действительно очень хорош! Но не его красота и уж точно не страстная любовь к Бернини основную часть туристов сюда влекут. Все гораздо прозаичнее: шлейф давнего скандала за этим шедевром тянется — некоторые уверяют, что изображенный экстаз не религиозного, а скорее эротического толка.
Лично я ничего «криминального» в этой скульптуре не увидела, по мне так выражение лица Терезы скорее страдальческое. Правда, немного не повезло — сама капелла на реставрации, пришлось изучать творение Бернини через балки лесов. Но видно его, тем не менее, хорошо.
А вот так это должно выглядеть в идеале, фото из Сети, разумеется:
Затем путь мой лежал в Латерано. Добираться туда от Термини удобно и быстро: четыре остановки на метро от Реппублика до Сан-Джованни. Увидеть мне хотелось не что иное, как кафедральный собор Рима. Да-да, если кто случайно не в курсе, вовсе не собор Св. Петра является в Риме главным, а именно базилика Сан-Джованни ин Латерано, на фронтоне которой так и написано: святейшая архибазилика в Латерано, мать и глава всех церквей города и мира. Здесь находится папский престол. И когда-то именно в Латеранском дворце жили папы.
По пути от метро к главному католическому храму можно полюбоваться артефактами Рима языческого: древней стеной императора Аврелиана, воротами в ней с необычным названием — Ослиные. (А до чего красиво на итальянском — Порта Азинариа!))). По легенде ослик когда-то спас полководца Гая Мария, выбежав через эти ворота и указав ему путь за крепостные стены.
Просторная лужайка перед базиликой порадовала ковром цветущих маргариток, ну, а дальше все уже было серьезно и монументально.
Хоть величиной Сан-Джовании и уступает Сан-Пьетро, но величием — ничуть.
И что мне невероятно понравилось, тут нет толпы! Можно в тишине и покое рассматривать очередной невероятный потолок, любоваться изысканной мозаикой полов (одной из самых ярких работ знаменитых мастеров семьи Космати), попытаться посчитать (много!) ангелов, наблюдающих за вами с высот сводов боковых нефов…
По обеим сторонам нефа центрального — 12 огромных фигур апостолов, и каждая чем-то особенным отличается: например, у ног Иоанна-Евангелиста хищная птичка с удивительным «выражением лица», а над головой Симона — рельеф со злющим крокодилом.
Можно здесь отыскать и вовсе прелесть-прелестную, чуть сбивающую торжественность и пафос: на стене рядом с капеллой Святого Причастия не поленитесь рассмотреть мраморную инкрустацию, изображающую горностаевую шубку, аккуратно размещенную на вешалке, да еще и с бантиком! Там же — три игральных кости, и с шубкой становится все ясно — вспоминаем евангельский сюжет: царские одежды Христа были разыграны солдатами. Видимо в Риме времен строительства базилики пурпурную мантию сочли недостаточно царской и заменили ее шубкой из горностая! …
Необычны и прекрасны яркие фрески в виде гобеленов в трансепте, роскошна мозаика над папским троном…
В восхищении замираешь перед великолепным, будто кружевным, табернаклем, но лучше не думать, что в нем, в двух реликвариях из позолоченного серебра, выполненных в форме поясных бюстов, хранятся головы апостолов Петра и Павла — жутковато …
В капелле Святого Причастия — еще одна из величайших святынь христианства: кусочки Столешницы, за которой, как считается, Иисус совершил Тайную Вечерю вместе с учениками… Кажется, будто время сжимается, и исчезают тысячелетия, отделяющие нас от евангельских событий…
Во внутренний дворик с витыми колоннами только мельком заглянула, иначе бы не успела к Скала Санта — Святой Лестнице, по которой по преданию поднимался Иисус на суд к Понтию Пилату. Привезла ее в Рим когда-то мать императора Константина равноапостольная царица Елена — выдающаяся, надо сказать, была женщина!
Через дорогу от Сан-Джованни выстроена специальная церковь, в которой теперь как раз и помещается Скала Санта.
Подняться по 28-ми её ступеням можно только на коленях, причем, читая на каждой специальные «Молитвы при восхождении на Святую лестницу» (православным позволяется читать «Отче наш»).
В католической церкви считают, что на Святой лестнице можно получить полную индульгенцию в каждую пятницу Великого поста и частичную — ежедневно. Поскольку я как раз и оказалась здесь именно в пятницу Великого поста, то смогла лично удостовериться — желающих получить отпущение грехов предостаточно.
И мне-то уж точно рассчитывать на это не стоит, ибо тогда опоздаю на самолет.
А на вершине лестницы в качестве награды (помимо индульгенции) каждый получает возможность заглянуть через зарешеченное окно в наиболее почитаемое место в Риме — папскую капеллу Санкта Санкторум — Святая Святых. Говорят, интерьер богатейший! Так что, если не ради отпущения грехов, то ради того, чтоб увидеть капеллу, ну и испытать себя в какой-то мере, подняться стоило бы, но увы! Время-время!
Вот так прошли мои несколько часов в Риме по пути в Верону… О том, что удалось увидеть в этом невероятном городе, возвращаясь домой, расскажу в следующий раз.
Теги:
Самостоятельные путешествия