Турист Ольга (olgazav59)
Ольга
была сегодня 20:00

Абхазия Апрель 2021

Абхазия — солнечная страна. В этом я убеждалась много раз, когда приезжала сюда в далекие 80-е годы. А в этот раз не повезло — Абхазия встретила нас дождем, то усиливающимся, то немного ослабевающим, но непрекращающимся ни на минуту.

Весна в этом году непредсказуемая, несмотря на то, что живу я в южном городе, настоящего тепла мы еще и не видели, а на минуточку — за окном конец апреля! Когда еще такое было?

Вот за теплом (и конечно, за впечатлениями) и поехали мы в начале апреля в Сочи. Но и здесь было прохладно, ветренно, да еще и дожди обещали. К счастью, в первые 2 дня прогноз не сбылся, и мы с надеждой на то, что так и дальше будет, решили съездить в Абхазию, где мы бывали не раз, но очень-очень давно…

Но на этот раз прогноз погоды, увы, оказался точным. С утра небо затянуло тучами. И едва мы переехали границу, как зарядил дождь. Но поездку уже не отменить, и мы уже в Абхазии.

Экскурсию мы брали в главном корпусе отеля «Имеретинский» через турфирму, потому что нас убедили, что пройти границу самим непросто, хотя ничего необычного на границе мы не увидели, и даже очередей не было. Да и границу-то мы проходили только российскую, а абхазскую просто проехали мимо. А вот это может быть как раз потому, что мы ехали с турфирмой, а может так все эту процедуру проходят.

Вообщем, на всё про всё у нас ушло не более получаса. И вперед, в Гагру! Не в Гагры, а именно в Гагру! Хоть и помним мы все «Зимний вечер в Гаграх» и «Иван Васильевич меняет профессию», где Наталья Селезнева хвастается, что она с самим Якиным улетает в Гагры. Но тем не менее, все-таки правильное название — Гагра!

Хотя в конце 19 — начале 20 века название Гагры употреблялось, но оно обозначало не только сам город, но и территорию, прилегающую к нему. Ну, а потом все эти курортные поселочки стали называть так, как они и назывались, а Гагра — это Гагра, это сам город.

Первый объект, посещенный нами, это дача Сталина на Холодной речке. Совсем недалеко от границы, рядом с поселком Цандрыпш. По серпантину поднимаемся в гору и практически на вершине горы на высоте около 200 метров над уровнем море находится эта дача.

Рядом протекает река Багрыпста, или Холодная речка, поэтому дача так и называется — госдача № 18 «Холодная речка».

На территории Советского Союза было расположено около 70 дач вождя, но Сталин регулярно бывал лишь на нескольких, в том числе и на этой даче. И отдыхал он здесь не один раз, а более 20 раз в период с 1933 по 1952 год, кроме военных лет. Интересно, чем же эта дача так привлекала вождя? Чтобы попытаться ответить на этот вопрос, нужно обязательно побывать здесь.

Устойчивый мягкий климат, уникальный целебный воздух, наполненный запахом моря и реликтовых сосен, красивая южная природа — такое вот сочетание встречается не часто, но в Абхазии таких мест немало, и одно из них здесь, на Холодной речке. Сталинское окружение знало о положительном влиянии таких природных факторов на здоровье людей. И именно поэтому в Абхазии было построено несколько дач для вождя.

Несолнечная Абхазия

Говорят, что Сталин сам выбрал место для строительства дачи. На прогулочном катере он объезжал по морю окрестности и увидел скалу, полностью заросшую лесом. «Идеальное место!» — таков был вердикт вождя, идеальное — с точки зрения неприступности, а вот с точки зрения удобства для строительства и надежности будущей постройки — вопрос спорный. Но со Сталиным спорить было нельзя, строить, значить строить.

Только вот главный архитектор Мержанов не был уверен, что дача простоит долго — рыхлые почвы, большой уклон, возможность землетрясений, все это заставило Мержанова предположить, что дача простоит лет 5, не больше.

И к счастью, он ошибся. Строительство дачи, вернее работы по подготовке территории для ее строительства — углубление в скале, которое делалось вручную, укрепление почвы и т. д. — начались в 1929 году, в середине 1933 года дача была построена. И вот прошло уже почти уже 90 лет, а с домиком ничего не случилось, стоит, как и стоял. Видно, боясь гнева вождя, строители старались изо всех сил, прикладывая немало усилий, чтобы построить надежное строение, сейсмоустойчивое и по-настоящему прочное, и им это удалось.

Несолнечная Абхазия

Безопасность и еще раз безопасность — это было главное, что учитывалось при строительстве дачи.

Дача выкрашена в зеленый цвет, чтобы не выделялась на фоне южной зелени. И действительно, под кронами вековых деревьев дача совсем незаметна.

Несолнечная Абхазия

С виду дача представляет собой весьма скромное строение. Особенно по современным меркам. Обычный дом, никак не похожий на дворец.

Да и территория вокруг отнюдь не роскошный парк. Возможно, во времена Сталина, здесь было более ухожено, но павлины точно и тогда здесь не ходили.

В центре двора — фонтан. Вроде бы, эта дача единственная, где есть фонтан. Сталин не любил журчание воды в фонтане, якобы оно мешало ему слышать шум морских волн. И как появился фонтан здесь, покрыто тайной.

Во дворе специально были установлены очень низкие фонари, чтобы их не было видно с моря и чтобы их свет был незаметен с воздуха.

Несолнечная Абхазия

Конечно, дача усиленно охранялась. Конечно, под домом бункер, из бункера — подземный ход к морю. И это далеко не все, что было устроено для обеспечения безопасности вождя.

Дача спрятана среди горных лесов. Реликтовые сосны окружают дачу со всех сторон. Поэтому воздух здесь потрясающий. Море и сосны — необыкновенный коктейль! Да и сами сосны величественны, ради такой красоты стоило сюда приехать, а я бы была не против здесь и отдохнуть, деньков этак несколько, уж очень хорошее место, уединенное и спокойное…

Несолнечная Абхазия

Ну, а виды, открывающиеся с высоты, просто восхитительные — безбрежная морская даль, море и море, до самого горизонта!

А к морю, до самого пляжа, ведут 870 ступенек, скрытых среди густой растительности. Сталин, побывав на даче, приказал их построить. И пока позволяло здоровье, Сталин совершал прогулки к морю, спускаясь по этой лестнце, а внизу его забирал автомобиль, который и привозил назад к даче. Позже в горе был построен лифт, который кстати работает и до сих пор.

Там, где начинается каменная лестница, немного ниже уровня дачи, стоит маленький и неприметный дом. В нем останавливалась его дочь Светлана. Удивительно, что даже собственная дочь не могла жить в доме, где жил вождь.

Несолнечная Абхазия

В сам дом мы зашли с местным экскурсоводом. Рассказ его понравился, живо, интересно. Твердая четверка. Чего нельзя сказать о нашем гиде, который вел всю экскурсию, начиная с границы. Дождь и экскурсовод — два жирных минуса в нашей поездке. Поэтому поездка, насмотря на то, что это была поездка в восхитительную Абхазию, оставила больше отрицательных впечатлений, чем положительных.

Но вернемся к даче. И в самом домике безусловно в первую очередь обращалось внимание на обеспечение безопасности.

Приятно, что интерьер дачи полностью сохранился, обстановка в доме, такая как была при Сталине. Капитальный ремонт здесь явно не проводили, но тем не менее все в нормальном состоянии.

Сразу на что обращаешь внимание, так это на то, что весь дом отделан деревом. Пол из дерева. Стены, потолки покрыты древесными панелями и как нам рассказали, при этом использовались ценные породы деревьев, причем в одной комнате только один сорт дерева.

Входим в дом, и сразу попадаем в прихожую. Прихожая, как прихожая, самая обычная.

Несолнечная Абхазия

Из нее попадаем в комнату, где Сталин встречался с нужными людьми. Интересно то, что в этой комнате несколько дверей, и они спрятаны в стенах. На первый взгляд, вроде бы сплошная стена, состоящая из панелей, но где-то есть двери, замаскированные под видом панелей. И ни за что не догадаешься, что они тут есть, если не знаешь об этом.

Мягкая мебель той далекой эпохи, только оббивка заменена на современную. А внутри тот же материал, что и был в те времена — туго набитый конский волос, в котором застревает пуля. И такая начинка во всей мягкой мебели, которая находится в доме.

В комнате рояль из той эпохи. Говорят, на нем играла дочь Сталина, ну и может кто еще…

Несолнечная Абхазия

В одной из комнат большой обеденный стол, рассчитанный на 14 человек. Стол всегда севировался на несколько персон, даже если в гостях никого не было, и Сталин обедал один. Все это опять-таки в целях безопасности. Сталин мог выбрать любое место и сесть туда, куда захочет. Кроме то, как нам рассказывали, еду готовили каждый день, независимо от того, был Сталин на даче или нет. Это опять в целях конспирации, чтобы никто не догадался, когда Сталин приезжает и когда уезжает.

А еще в этой комнате на стене висит особенное зеркало, панорамное. К такому зеркалу подходишь и видишь всю-всю комнату. И когда гости думали, что Сталин просто подошел к окну, он как раз в это время смотрел в зеркало и наблюдал за всеми своими гостями, а гости и не подозревали об этом.

Несолнечная Абхазия

Сталин хотел, чтобы дача был похожа на корабль. Может, сверху она и действительно похожа на него, но я как-то этого не заметила. А из того, что можно отнести к морской теме — это окна в виде иллюминаторов.

Кстати, стекла выполнены из хрусталя, они обеспечивают летом прохладу, а зимой удерживают тепло в доме.

Несолнечная Абхазия

Ванная комната опять-таки без особых изысков, простой светлый кафель, обычная сантехника. Говорят, в ванную по трубам подавали морскую воду, и вода в ванной долго не остывала, вот и все преимущества.

Спален несколько, прежде всего для того, чтобы никто не мог предугадать, в какой из них будет спать вождь, тем более, что он в течение ночи мог перейти из одной спальни в другую, никого об этом не предупреждая.

Понятно, что это уже перебор, уж очень много лишних мер предосторожности, у Сталина явно была мания преследования и причина этого не совсем ясна.

В спальнях практически одинаковая обстановка, две односпальные кровати, сдвинутые вместе, тумбочки по обе стороны от кровати, шкаф. Все просто, без изысков, без излишней роскоши.

Рабочего кабинета в доме нет, но зато столы есть в каждой комнате. Так что при желании место для работы всегда можно было найти.

Несолнечная Абхазия

А еще Сталин любил читать, и здесь на даче он много читал. Сохранился шкаф с книгами, которые, если верить экскурсоводу, держал в руках сам Сталин.

Мебель вся казенная, даже с инвентарными номерами. Обстановка скромная, никакой помпезности, никакой роскоши, все строго, фунционально, удобно для использования.

Вот так и жил Сталин на этой даче. Действительно ли все было так аскетично в его жизни, или не вся правда дошла до нас, но то, что мы увидели, говорит о том, что Сталин был неприхотлив в быту. А может просто такое время было, что по-другому и не должно было быть.

Кому сейчас принадлежит дача, неизвестно. Писали, что ее собирался купить Дерипаска, а потом вроде бы купил ее Лужков. Но это навряд ли. Не похоже, что у нее богатый хозяин.

Ну, а мы едем в Гагру. От дачи до Гагры километров 15.

Одна из главных достопримечательностей Гагры — это Гагринская колоннада. Колоннада стоит на проспекте Ардзинба, по которому проезжают все, кто едет и в Гагру, и дальше в Абхазию. Так что колоннаду увидят все проезжающие. И, конечно, возле нее надо обязательно остановиться.

Колоннада — символ Гагры, ее визитная карточка, узнаваемая даже теми, кто не был в Гагре.

Построена она была в 1955 году, когда страна уже немного восстановилась после войны и могла начать возрождение курортных городов. Открытие колоннады произошло в январе 1956 года. Это событие стало началом возрождения Гагры и Абхазии в целом, как курорта.

В то время в стране господствовал стиль, в котором оформлялось большинство значимых построек того времени — советский (сталинский) классицизм. И именно в этом стиле — античные формы — колонны, портики, обильная лепнина — и была построена эта коллонада. И надо сказать, подковообразная колоннада, выполненная в этом стиле, как нельзя лучше вписалась в окружающий пейзаж и очень подходила к курортной атмосфере, царящей в городе — атмосфере праздника, отдыха и хорошего настроения.

Несолнечная Абхазия

Колоннада — это огромная арка, длиной около 60 метров, состоящая из 45 колонн. Ансамбль включает в себя четыре высоких башни, соединяющихся между собой великолепными аркадами.

45 колонн — это не просто обычное число, 45 ассоциируется с годом победы в Великой Отечественной войне.

Надо сказать, что колоннада отреставрирована и находится в хорошем состоянии, примерно в таком, в каком я ее запомнила, приезжая сюда в далекие 80-е.

Белоснежная, изящная, она является воротами к морю, пальмам и Приморскому парку, воротами в курортный рай.

И вот он — курортный рай — море и Приморский бульвар.

Колоннада обрамляет просторную площадь, в центре которой — фонтан, украшенный фигуркой белого голубя — птицы мира. Патриотическая тема, тема победы в войне и установления мира присутствует и в оформлении фонтана. Фонтан тоже отреставрирован и очень гармонично смотрится на площади, окруженной белыми колоннами.

Несолнечная Абхазия

А напротив — Зимний театр. Роскошное здание, построенное в начале 50-х годов, и сейчас поражает своей красотой и величественностью.

По задумке архитектора, после театрального представления зрители, впечатленные просмотром представления, должны были спуститься к колоннаде, пройти через нее и выйти на Приморский бульвар, чтобы продолжить прогулку по бульвару.

В 80-е годы половина театра была отдана под кинотеатр, и здание стало называться кинотеатр «Гагра». Однако, в левом крыле здания по-прежнему сохранялись сценические площадки, где проводились концерты, представления.

Несолнечная Абхазия

Сейчас здание пустует. Вроде бы в начале 2000-х его кто-то выкупил, даже какие-то восстановительные работы проводились в нем, но что-то пошло не так, и здание осталось без хозяина. И сейчас оно потихоньку ветшает, зарастая южной растительностью. Очень жаль.

И как напоминание о прошлом — эта афиша. Да, фильм «Зимний вечер в Гаграх» снимался именно здесь, и коллонада не раз была местом действия, именно на ее фоне танцор Беглов танцует степ со своей дочерью.

Несолнечная Абхазия

Ну, а мы едем дальше. И если все это время дождь моросил, нудно и назойливо, то вскоре он превратился в настоящий ливень. За окном нашего автобуса вообще ничего нельзя было увидеть, кроме стены воды, льющейся с неба сплошным потоком. Но, к счастью, такой ливень время от времени сменялся на мелкий, противный затяжной дождик, при котором хотя бы можно было выходить из автобуса. И так целый день. Такое впечатление, что в небесной канцелярии решили выплеснуть все осадки, которые были припасены на целый месяц.

Как всегда бывает на организованной экскурсии, нас завезли и на пасеку, и в винный погребок. Вт почему я не люблю такие экскурсии, хочешь- не хочешь, а слушаешь и про мед, и про вино, потом дегустация продукции, и после этого вынужден купить то, что тебе рекламировали. А если я не хочу, если этого мне не надо?! В этот раз я решила быть твердой до конца — мне это не надо! И когда другие слушали лекцию про мед и занимались приобретением этого сладкого продукта по очень даже приличной цене, я немного прогулялась по окрестностям. Место безлюдное, очень красиво, и если бы не было дождя, можно было бы сделать прекрасные фотографии, но дождь не унимался, и получилось то, что получилось.

А мы едем на Голубое озеро. Вода в нем необыкновенного ярко-голубого цвета с нежным лазурным оттенком. Таким цветом воды озеро обязано минералам лазурита, которе залегают на дне озера. Цвет воды не меняется даже в пасмурную погоду. И в этом мы убедились — в серый дождливый день озеро не утратило своей яркой окраски и порадовало нас лазурным цветом, украсив пасмурный день яркими красками.

С одной стороны озера — живописная скала, с двух сторон — лес и речка, так что подойти к озеру можно только с одной стороны.

Озеро совсем не большое, его площадь около 180 кв. метров, а диаметр всего 20 метров. Это вам не Голубое озеро в Кабардино-Балкарии, но тем не менее это маленькое озеро завораживает, тут и цвет его имеет значение, и еще то, что водная гладь озера всегда неподвижна, вот такая застывшая ярко-голубая водная поверхность.

Глубина озера, говорят, доходит до 76 метров, но это не точно, потому что называют глубину и в 25 метров, и в 50. Вообщем, можно одно точно сказать: озеро глубокое. И еще это озеро — мертвое, в нем нет живых организмов, ни рыба, ни планктон в нем не водятся, да и растения не растут.

Озеро карстового происхождения. Его питание происходит за счет вод подземной реки, текущей с гор, и за счет дождевых вод. Уровень воды в озере остается постоянным, а лишняя вода вытекает за пределы озера и впадает в реку Бзыбь. При впадении вод озера в реку образовался такой вот мини-водопад.

А река Бзыбь широкая и полноводная.

Дальше наш путь походит по Юпшарскому каньону протяженностью около 8 км. Ну это вообще невероятное место. Высота скал около 400 метров, а расстояние между их вершинами не превышает несколько десятков метров. Стоя внизу видишь лишь узкую полоску неба.

Такое впечатление, что находишься в каменном мешке, впрочем этот каньон так и называют — «Каменный мешок». Величественные скалы, возвышающиеся по обе стороны дороги, поражают своей грандиозностью. Стоя у подножия громадных скал чувствуешь себя песчинкой в этом каменном могущественном царстве, кажется, вот сейчас сомкнутся скалы и ты окажешься совсем в другом мире, мире каменных скал.

В каньоне влажно, благодаря высокой влажности отвесные скалы украшают многовековые зеленые и красные мхи, самшит и вечнозеленый плющ.

Ну, а на нашу туристическую долю выпало попасть в это величественное ущелье в дождь, на этот раз опять усилившийся. Так что насладиться этой природной красотой мы не смогли в полной мере. Конечно, скалы нас впечатлили, но надо было бежать в автобус, чтобы не промокнуть окончательно.

За каньоном начинается подъем к озеру Рица. В хорошую погоду и с хорошим экскурсоводом можно было бы сделать не одну остановку, пейзажи, встречающиеся на пути, замечательные, даже из-за запотевших стекол была видна окружающая красота. Но в нашем случае остановок не было.

И наконец Рица. Сплошное разочарование… Разверзлись хляби небесные, дождь обрушился стеной… Из-под зонта удалось увидеть только вот такую серую хмурь…

Следующим местом, которое мы посетили, был Новый Афон и Новоафонский мужской монастырь.

Новоафонский монастырь — это целый комплекс храмовых построек. Внутри монастырского двора стоит Пантелеимоновский собор — сердце монастыря. К сожалению, попасть в монастырский двор, как и в сам собор, нам не удалось, хотя в начале экскурсии все это обещалось, но вроде бы монастырь закрыли прям перед нашим приездом, так что прикоснуться к святыне (а это действительно святое место) не получилось. Так что полюбоваться монастырем мы смогли только снаружи.

Великолепная архитектура, яркие стены с рядами окон, а над стенами поднимаются маковки монастырских церквей — храмовый компллекс, построенный в нововизантийском стиле, необыкновенно хорош, с первых минут его вид просто потрясает.

Православный храм среди пальм смотрится несколько необычно. Но я уже вам показывала православные соборы в Ницце и Сан-Ремо, там они тоже стоят среди пальм и южной растительности. Так что с таким соседством я уже знакома.

История монастыря началась в 1875 году, так что старинным его назвать нельзя.

Построен монастырь был монахами из знаменитого греческого Афона, которые пришли к Александру III с просьбой выделить им участок земли для строительства обители на Кавказе. Им предложили несколько участков и они выбрали этот, где якобы провел последние годы своей жизни святой Симон Канонит- один из 12 апостолов Христа.

К концу XIX века это уже был самый крупный православный центр на Кавказском побережье.

В 1924 году монастырь был закрыт. И лишь в 1994 году, через 70 лет, был возвращен верующим. Сейчас здесь, в монастыре, находится Священная Митрополия Абхазии.

Монастырь стоит на высоте 75 метров над уровнем моря. Место выбрано для него изумительное. Монастырь виден со всех сторон, а с площадки перед главным входом в монастырь открываются потрясающие виды.

Прямо перед монастырем ниже площадки перед входом склон, покрытый ярко-зеленой травой, и сад, где растут южные растения и даже маслины, все, как в Греции.

А справа — прекрасный вид на Новый Афон и Гагрский хребет, весь поросший растительностью.

От моря к монастырю ведет мощеная камнем дорога, обсаженная с двух сторон кипарисами. Эти кипарисы были посажены в честь приезда сюда Александра III. И тропа эта и называется Царской.

Заканчивается (или начинается) тропа Монастырскими воротами со старой часовней.

Несолнечная Абхазия

И еще одно интересное место — рукотворный Новооафонский водопад. Судьба его связана с Новоафонским монастырем. Среди монахов было немало образованных людей, и вот ними и была создана уникальная для того времени гидроэлектростанция — первая в России. ГЭС снабжала электричеством весь монастырь. Главной частью гидроэлектростанции была плотина. А в результате строительства образовался водопад. Между прочим, это было в 1882 году.

Конечно, после закрытия монастыря ГЭС перестала функционировать. И водопада не стало. А потом с возрождением монастыря отремонтировали плотину и вновь запустили ГЭС, вместе с тем ожил и водопад.

Несолнечная Абхазия

Высота водопада не так и велика, всего 8 метров, зато ширина впечатляет — более 20 метров, не многие природные водопады могут похвастаться такими размерами.

Водопад полноводный, бурный. Мощные потоки воды с шумом низвергаются с высоты, разбрасыаая брызги вокруг на десятки метров. Шум падающей воды слышен еще издали. Мощь и величие — так можно сказать об этом водопаде.

Несолнечная Абхазия

А дальше потоки воды попадают в реку Псырхца и несутся в море

Рядом с водопадом каменные ступеньки, по которым можно подняться вверх. А вверху — спокойная водная гладь — небольшое водохранилище, откуда берет начало водопад.

Справа от водопада находится Музей абхазского царства. По-моему он не работал, да и времени на его посещение не было.

Несолнечная Абхазия
Тут же рядом церковь святого апостола Симона Кананита. Церковь древняя, была построена в 9 веке нашей эры в честь одного из двенадцати апостолов Христа, который трагически погиб здесь от рук римских легионеров.
Храм является одной из главных святынь Абхазии.
Многое видел храм на своем веку, что только не пришлось ему пережить, он и разрушению подвергался, и восстанавливали его, и облик его менялся, как никак тысячу лет простоял…
Большая реставрация прошла в 1872 году, когда храм полностью обновили. В советские времена храм, как и многие другие, приспособили под нужды, далекие от церковных, в данном случае здесь была библиотека, но потом отношение к изменилось, и в середине прошлого века церковь отреставрировали и возобновили службу.
Храм не только древний, но и красивый, и на фоне Псырхцы смотрится потрясающе.

Ну вот так мы и съездили в Абхазию — совсем небольшую, но такую богатую на достопримечательности. Как говорится, «у природы нет плохой погоды», и в дождь можно путешествовать и наслаждаться окружающей красотой!

Цикл материалов "Абхазия"

1. Несолнечная Абхазия
  2. В Абхазию еще раз

Теги: Автобусные туры

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.