Додони — археологический памятник вне основного пути туристов. Тихое место, где по руинам гуляют несколько забредших отдыхающих. Возможно, это и объяснимо — Додони находится далеко от приморских городов, да и смотреть здесь, откровенно, кроме остатков театра, нечего. Близко городок только от Янины, но и туда народ особо не приезжает. А ведь когда-то, правда очень давно, ещё до нашей эры, Додони было популярным и важным духовным местом в Древней Греции благодаря святилищу Зевса. Местопребывание самого старого из греческих оракулов, греки путешествовали на большие расстояния, чтобы посоветоваться с предсказателем будущего. Согласно мифологии, избрание Додони священным местом произошло благодаря двум голубям, которые прилетели из Фив в Египте. Додони процветал и во времена Римской империи.
Зевс не мог напрямую говорить с оракулами. Слышали они его, интерпретируя шелест священного дуба, дрожащих листьев на ветру. Или переводили звук падающих желудей на дно бронзовых котлов. Археологические раскопки не сильно привлекательны, поскольку остались только прямоугольные фундаменты зданий, очерчивающие огромный комплекс храмов, жилых домов, зернохранилищ и других построек. И только таблички рассказывают, что и когда стояло на этих местах. Но без визуализации обычный человек и не представит, сама табличка никакой информации не несёт.
И только впечатляющий театр доминирует над пейзажами. Сиденья из известняка выглядят обветренными и образуют почтительный полукруг между огромными подпорными стенами. Считается, что театр был построен в III веке до нашей эры, во время правления Пирра в Эпире. В римский период театр был преобразован в арену для гладиаторов и боёв с животными. Здесь один из крупнейших античных театров Греции, его вместимость достигает 17 000 зрителей.
Только Дельфийский оракул пользовался большей известностью в античной Греции, чем его коллега в Додони. Туда мы и едем 300 км, самый большой безостановочный пробег по Греции во время этого автопутешествия.
После Акрополя Дельфы — самый популярный археологический объект в Греции, указанный практически в каждом путеводителе. Безусловно, самый популярный однодневный трип из Афин. Мне кажется, именно поэтому многие люди даже не знают, зачем они едут в Дельфи. Они просто знают, что должны сделать это, если приехали в Грецию. Но для изучающих историю, или по крайней мере ею интересующихся, Дельфи имеет особое значение. Больше, чем просто очередная коллекция камней в стране, которая ими полна через край.
Дельфы в древности считались центром известного мира, местом встречи неба и земли. Здесь было место, где человек ближе всего к богам.
Хотя уже с того момента, когда два орла, выпущенные Зевсом и посланные в противоположных направлениях, встретились над будущими Дельфами, среди богов началась борьба за право быть главным. Поклонялись здесь Гее, Фемиде, Деметре и Посейдону, но в конце концов Аполлон всех победил. Уже к концу микенского периода Аполлон вытеснил всех других богов и богинь, и стал хранителем оракула.
Верить или не верить в сей ченнелинг — дело индивидуальное. Но даже самый заядлый скептик должен понимать, что в Дельфах происходило что-то «волшебное» в течение целой тысячи лет, и тот факт, что город по-прежнему привлекает миллион посетителей в год, заставляет меня поверить, что часть этой магии всё ещё существует. Реакции многих людей зависят лишь от восприимчивости и системы убеждений каждого.
По мере того, как репутация оракула в Дельфах росла, святилище начало превращаться в межгосударственный центр, все греческие города-государства, и далёкие — с территории Малой Азии или Италии, приносили пожертвования. Представим, что всё происходило до эпохи мощёных дорог и туристических автобусов, поездка (или вернее, поход) в Дельфы проходила по трудным горным тропам и речным долинам. Воникла своеобразная федерация из 12 членов под названием Амфиктиония, первый локальный прообраз Лиги Наций, объединивший города-государства.
На мой взгляд, история оракула в Дельфах задаёт интересный вопрос, который возникает во время визита, если только вы не приехали в Дельфы только на том основании, что это было в чьём-то списке дел, которые нужно сделать в Греции. Допустим, оракул, будь то голос Аполлона или кого-то иного, на самом деле говорил с древними греками на протяжении всех тех столетий. И это была не какая-то афера или форма массовой истерии (фанатизм вообще у меня не плюсуется с культурой ваятелей великолепных статуй и изобреталей Олимпийских игр), а то, чего мы не понимаем, потому что многое в то время следовало правилам, отличным от тех, по которым мы привычно живём на планете Земля в XXI веке.
Если в этом священном месте действительно происходило какое-то общение, может дух умер или ушёл? Стало ему скучно, собрал свой священный чемодан и двинулся в какое-нибудь иное священное место? Может быть, всё, что нужно, — это непредвзятость и желание услышать голос, веками распространявший мудрость среди людей. Хотя, вероятно, нет, не выйдет. Уж очень сильны накопившееся обременения. И хотя нет уверенности у меня, но всё же — физики-материалисты и критические атеисты, нет желания с вами спорить…
Построенный на склонах горы Парнас, Дельфы сейчас так же впечатляют, как и тысячи лет назад, с видом на Коринфский залив и долину, полную оливковых и кипарисовых деревьев.
Центр Дельф — это святилище Аполлона, на южной оконечности горного склона. Дорический храм был домом Пифии, которая сидела на треноге над глубокой трещиной и произносила свои пророчества, в то время как жрецы записывали их и переводили людям.
Мифология гласит, что когда Аполлон убил Пифона, его тело упало в эту трещину, и от разлагающегося тела поднялся дым. Опьяненная этими парами, Пифия впадала в транс, позволяя Аполлону овладеть ее духом и говорить, а священники переводили или интерпретировали то, что она говорила.
Священный путь вёл к храму, минуя сокровищницы и памятники, воздвигнутые в честь великих событий. В древности на этой дороге стояли статуи и дары, привнесённые городами -государствами Аполлону. Одну из сокровищниц, подаренную Афинами, воссоздали, чтобы лучше представлять в каком стиле были все здания по бокам Священного пути.
Среди храмов в Дельфах по понятной причине главный и самый большой принадлежал Аполлону. Храм, остатки которого мы видим, был пятым на одном и том же месте, возник около 518 года до нашей эры. 23 на 60 метров, стояло в нём 90 колонн, по 6 в ряду. В нём, над щелью в скале и сидела Пифия.
Основные здания из мрамора располагались в районе, который назывался Мармарией. Здесь были обнаружены остатки колонн святилища Афины.
Никто не задавался вопросом, почему Олимпиады, воскрешённые в начале XX века проводятся раз в 4 года? Ответ несложен — Олимпийские игры были всего лишь составной частью Панэллинских игр, устраивавшихся в честь богов ежегодно. Таких карнавалов спорта было 4 — Олимпийские игры, Пифийские игры, Истмийские игры и Немейские игры, каждые из которых проводились раз в 4 года в порядке очереди. Воскресили таким образом ¼ от древне-греческих празднеств. Пифийские игры проводились как раз в Дельфах в честь бога Аполлона и победители награждались лавровыми венками, с «дерева Аполлона». К слову, на остальных играх венки победителей были из оливкового дерева, сельдерея и пальмы. Самый почётный титул носили атлеты, победившие на всех 4 играх.
Теперь понятно, почему в Дельфах руины стадиона и театра видны на самом высоком месте. В театре проходил ещё один фестиваль — состязания в сольной игре на кифаре и флейте в честь Аполлона.
Находясь в Дельфах, было бы большим упущением пройти мимо Дельфийского археологического музея.
Здесь настоящие сокровища.
Голова кариатиды, которая со своими подружками когда-то поддерживала перекрытия античного храма.
Сфинкс, который был в 570 году до нашей эры подарен Дельфам благодарными гражданами города Наксос. Сфинкс в древности наблюдал окрестности с высоты 10-метровой колонны.
Деталь от сокровищницы сифиан, изображающая эпизод греко-троянской войны в сцене с участием Ахилла.
Две большие скульптуры, названные «братьями». По наивности скульптур рассудили, что они очень старые, архаического до-классического периода. Но кого изображают? Пока учёные теряются — Клеобис и Битон, братья-аргивяне, связанные с культом Геры Аргосской, или Кастор и Поллукс, чей культ был силён на Пелопонесе.
Зато в старце все археологи признали Сократа… как будто лично были всегда знакомы.
Самый заметный экспонат в музее — Возничий, единичная статуя не из камня, а из бронзы, дожившая до наших дней. Её подарил Дельфам в 478 году до нашей эры Полизалос, правитель Гелы на Сицилии, делясь радостью от своей победы в гонках на играх.
Уже достаточно давно антропологи научились воссоздавать облик когда-то живших людей по черепу. Интересно было посмотреть и на простую дельфийскую девушку. Что ж, люди как люди, не боги. Несколько удивило, что рыженькая.
Эта часть нашего пути завершилась в Итее, небольшом прибрежном городке, совсем недалеко от археологических раскопок Дельф.
Для Греции Итеа — новый город, основанный в 1830 году. Сегодня его население составляет 9000 жителей. Живописные площади, обсаженные деревьями, и приморская улица подходят для вечерней прогулки по городу. Здесь таверны, рыбные рестораны, кафе и бары, где можно отведать свежую рыбу и разнообразные блюда, с видом на Коринфский залив и Пелопоннес.
В городе два православных собора, которые столь же молоды, как и сам город.
А больше здесь и нет особо привлекательных мест. Потому что Итея уже давно превратилась в приморский курорт, полный отелей. Хотя найти приличный отель с выходом прямо к морю в сезон нам удалось без особого труда.
Не обошли мы стороной и местную марину. На следующий день выдвигаемся в сторону Афин.