Предыдущая часть - Как мы искали птиц, а нашли шамана
Современная жизнь индейцев в Гайане не имеет ничего общего с приключенческой книгой А.Фидлера «Белый ягуар — вождь араваков».
Предыдущая часть - Как мы искали птиц, а нашли шамана
Современная жизнь индейцев в Гайане не имеет ничего общего с приключенческой книгой А.Фидлера «Белый ягуар — вождь араваков».
В степях Южной Америки, хотя и более плодородных, чем в Азии, до европейцев не было крупного рогатого скота и лошадей.
Ни одно животное, дающее молоко, не обитало на этих землях. И поэтому отсутствовало звено, связывающее охотничьи племена с земледельческими.
Приход европейцев ознаменовался не только появлением коров. Племена стали воевать друг с другом, продавая невольников в рабство.
Теперь события той поры забыты. Топор войны надёжно запрятан в джунглях. Индейцы просто живут на своей исторической родине, засевая и обрабатывая землю, пользуясь дарами леса.
Местных женщин и мужчин красивыми назвать нельзя, и те и другие маленького роста, и весьма склонны к полноте. Однако, ещё раз повторюсь, индейцы Гайаны очень доброжелательны, и охотно фотографируются.
Раньше в их семьях было по 10–12 детей, теперь 3–4.
На праздник деревенские жители пекут пироги и ходят друг к другу в гости.
Молодёжь учится в Джорджтауне и возвращается, как правило, домой. Гайана страна не богатая, но всех индейцев живущих в глубинке государство обеспечивает ноутбуками, работающими на солнечных батареях. Связь хоть и не везде, но бесплатная.
В Африке отдав кому-то из детей игрушку, сразу подвергаешься прессингу остальной толпы. Индейцы с рождения имеют внутреннее достоинство. Здесь никто ничего не просит. Даже собаки добрые и не приставучие, отчего не понятна их функция.
Не думаю, что местные рейнджеры испортятся со временем от общения с туристами. Впрочем, массовый туризм Гайане не грозит.
И тем не менее глобализация всесильна — в джунглях от её влияния не спрячешься.
Вечером за грядой холмов сверкает молния, отчего кажется, что гора как на дискотеке, слегка пританцовывает. Тропический ливень бушует на севере, примерно там, откуда мы уехали. С темнотой приходит ветер, но прохладу он не приносит и влажность не исчезает.
Через тройной перевод вступаю в диалог с рейнджерами. На вопрос о муравьеде ребята отвечают, что животное активно ночью, рядом с лоджем периодически встречаются следы. Показывая, как мощно бьёт его фонарик, рейнджер предлагает желающим прогуляться вместе с ним по ночному лесу.
Мы понимаем, парень насчёт муравьеда не шутит. И вот, двигаясь, след в след за индейцем, заходим в ночной лес. Небо закрыто пушистыми кронами и чёрными тучами. Просвета совершенно нет, и тут вниз падает звезда. Чуть позже понимаю, это летит светлячок.
Индеец рассказывает, что его предки ловили светлячков и прикрепляли к ногам. Делалось подобное для ночного перехода по лесу. Светлячки подсвечивали путь, одновременно отпугивая змей.
Как можно привязать столь мелких козявок, я так и не понял. На ту пору индеец в ночном лесу был нашим Богом. Спорить и задавать ненужные вопросы не хотелось.
Фонарь выхватывает из темноты паука, спускающегося на паутине. Сойдя с тропинки чуть в сторону, рейнджер находит раздувающую щёки лягушку. И это всё! Нет тут никаких ягуаров и муравьедов.
Позже мы их не видели даже в зоопарке Джорджтауна. Однако, сам лес бесподобен! Лианы, опутывающие мощные стволы, колючие деревья, шуршащие под ногами листья, термитник обустроенный термитами на тоненьком дереве… Ночью всё выглядит иначе.
Индеец предлагает, выключив фонарь, послушать тишину. Темнота полная, не видно даже своей вытянутой руки. Где мы? До лоджа недалеко, но дорогу сами не найдём. Без этого парня мы беззащитны.
Великое множество экспедиций в Амазонии погибало, если ночью из лагеря убегали проводники индейцы. Наверно наш рейнджер без проблем может вновь надеть набедренную повязку, шагнуть обратно в деревянный век и благополучно в нём жить.
А если вдруг из-за кустов выскочит йетти, схватит одну из моих спутниц и убежит? В Амазонии существует поверье о волосатом лесном человеке, ворующем женщин. Есть и истории про индианку, прожившую с йетти несколько лет и родившую двоих детей. Причём отпустил её йетти сам, ибо она решила окрестить детей.
Тишину нарушают шуршащие от ветра кроны. Никто не пищит и не орёт, как это обычно бывает в джунглях. Нет здесь ни йеттих ни тех. Рядом с людьми лес действительно другой. Мне вспомнился внук шамана, мастеривший себе стрелу.
Утром туман стелется по саванне, подступая к подножию гор, и гора кажется тучей, нависшей над горизонтом.
После лёгкого завтрака, желая показать обезьян, рейнджер ведёт нас на вершину горы Сурама. Проходим через поле, засаженное фруктовыми деревьями — его постоянно разоряют обезьяны. Ещё задолго до входа в лес слышен жуткий рёв.
Впечатление такое, словно готовится к битве целое войско — трубят трубы и подбадривают друг друга суровым криком множество воинов. Это обезьяны-ревуны разговаривают между собой, заявляя соседям свои права на территорию.
Тут всё как у людей. Если вслушаться, мужской басистый голос противостоит более тонкому женскому.
Обезьяны ревуны являются самыми громкоголосыми животными Латинской Америки. Услышать их крик можно на расстоянии 8–10 км.
Тихонько заходим в лес и сразу попадаем в другой мир — мир постоянной влаги, скрюченных лиан и полумрака. Мне вспомнилось, что в зоопарке тропические зверушки тоже в полумраке сидят — это их привычная среда обитания.
В лесу никого нет.
Стараемся идти тихо, отодвигая колючки и перешагивая через упавшие ветки.
Под ногами шуршит мягкий ковёр из влажных длинных листьев. И этого хватает! Сразу со всех сторон, начинают предательски орать птицы, передавая сигнал дальше. Обезьяны замолкают.
В одном месте веером повалены деревья, словно йетти делал шалаш. Тут всё просто — одно упавшее тащит за собой множество других. Позже, слыша медленно нарастающий треск, я подумал об обезьянах, но интуитивно отошёл в сторону. Через минуту отяжелевший от влажности сук, отломавшись, потянул за собой кипу веток, и упали они именно на то место, где я стоял.
Тропа петляет вдоль ручья, обнажившего в чреве горы различные по величине камни.
Какие-то валуны затянуты мхом, а какие-то нет, видимо это зависит от породы камня. Мне тут подумалось, почему у одних народов у мужчин растёт густая борода, а у других пробивается жиденькая бородёнка?
Проводник ускорил шаг, нагнулся и поймал горного крабика. А я думал, что они только на море живут?!
Чем выше, тем крупнее камни. Валуны Божьим предназначением сложенные в пирамиду под названием гора Сурама. Доходим до того места, где из горы сочится ручей.
Индеец рассказывает, как этот маленький ручей превращается в бурный и грозный поток, который вырывается из-под земли, и крушит деревья.
Даже не верится, что подземная река, словно сварливая злая женщина, может вот так просто выплеснуть из себя всё, а затем просто слегка капать, словно кто-то под землёй открывает и закрывает кран.
Влажность жуткая.
Я весь мокрый, но дошёл до обзорной точки.
Открывшийся вид на долину и на опоясанные туманом, словно нимбом, горы выше всяких похвал.
Отдыхаем. Через некоторое время в 50 метрах кроны зашевелились. В нашем направлении движется что-то скрытое листвой. И точно, из-за листьев показались 5 обезьян. Увидев незнакомцев, зверьки остановились. Это их место и они явно не ожидали кого-то здесь увидеть.
Самец грозно буркнул, самка с детёнышами удалилась, после чего глава семейства устроил настоящее шоу. Самец приближался метров на 30, и, стараясь напугать, начинал передними лапами с силой теребить ветку.
Потрясёт, остановится и смотрит на нас.
Сам весь чёрный, а когда развешивается, цепляясь за ветки хвостом и лапами, становится похож на паука. Эти обезьяны так и называются паукообразные.
Самое главное самец не уходит. Вот ведь настырная животинка! За его спиной, судя по шелесту листвы, прячется семейство. В лесу у обезьян подобные дуэли происходят часто. Побеждает тот, у кого крепче нервы.
Проявив свою трусость и ничтожество, отступаем, направляясь вниз.
Позже за нашими спинами звучит довольное ворчанье обезьяны.
Самец герой — он прогнал чужаков, заслужив любовь и расположение самки.
Продолжение — Затерянная страна_Вырваться из джунглей