В разных краях оставляем мы сердца частицу,
В памяти бережно — бережно встречи храня.
Вот и теперь мы никак не могли не влюбиться,
Как не любить несравненные эти края?
Ким Рыжов
В разных краях оставляем мы сердца частицу,
В памяти бережно — бережно встречи храня.
Вот и теперь мы никак не могли не влюбиться,
Как не любить несравненные эти края?
Ким Рыжов
В известной песне поется: «Долго будет Карелия сниться, будут сниться с этих пор остроконечных елей ресницы над голубыми глазами озёр»… Слова автора как нельзя лучше характеризуют край, где сливаются воедино главные карельские стихии: камни, сосны, вода и небо.
Я всегда мечтала побывать в Карелии и искренне обрадовалась, когда во время прошлогодней поездки в Петербург удалось выкроить два дня на небольшое путешествие по карельской земле. Предпочитаю все организовывать самостоятельно и не люблю групповые экскурсии, но в этот раз мы остановили свой выбор на автобусном туре. Нам обещали насыщенную программу и забегая вперед скажу, что в итоге мы остались довольны.
«Край бескрайних лесов, порогов, водопадов и чистейших озер», — так о Карелии рассказывают гиды туристам. Общая площадь всех озёр в Карелии равняется 36 000 кв. км, а запас пресной воды составляет 145,2 км³. Если разделить эту воду на всё население Карелии, то на каждого жителя придётся больше 23 000 литров. Как не крути, а цифра впечатляющая.
В некоторых местах к самой дороге подступают высоченные хвойные деревья. Леса Республики Карелия играют ведущую роль в развитии ее экономики и поддержании качества окружающей среды. Безусловным лидером среди деревьев является сосна, представляющая собой образец выносливости и долговечности. Славятся местные леса и карельской березой, получившую широкую известность за уникальную по красоте текстуру древесины.
Примерно через 2,5 часа мы прибыли в Приозёрск. Современный тихий городок уже мало похож на тот грозный форпост, каким был когда-то. Датой рождения Приозёрска принято считать 1295 год. Город возник на оживлённом торговом пути как военный, ремесленный, торговый, религиозно-культурный центр карел — исконных племён, обитавших на этой на территории. Развитие народности корела проходило под непосредственным влиянием Новгорода. За семь столетий город переходил из рук в руки то в результате военных действий, то в ходе «мирных переговоров» и до того, как стал называться своим нынешним именем, несколько раз менял своё название. В шведской хронике город называется Кексгольмом, а в русской — Корелой.
История пограничного городка началась с возведения на острове деревянной крепости. Со временем, из-за понижения уровня воды в реке, один из рукавов древнего русла высох, и крепость оказалась на мысу. Некоторые историки придерживаются мнения, что строение было заложено еще во времена Рюрика. Рядом с крепостью установлен памятный камень, который извещает, что князь Рюрик умер в 879 году в Кореле. Так ли это на самом деле, доподлинно неизвестно.
Бесконечные нападения на Корелу заставляли Новгород основательно укреплять крепость. В 1310 году её перестроили. В 1364 году в крепости соорудили четырехугольную башню из больших гранитных камней. Это первое каменное сооружение Корелы было утрачено в XVI столетии. В 1479 г. крепость Корела вместе с другими новгородскими землями вошла в состав Московского государства. Была проведена полная реконструкция крепости. Кроме стен с башнями возвели земляные валы и к началу XVI столетия Корела превратилась в мощное деревянное укрепление.
История Корелы переполнена битвами, разрушениями и пожарами. В годы Великой Северной войны произошла последняя осада крепости. 10 июля 1710 года русские войска под командованием генерал-майора Роберта Брюса заняли несколько островов вокруг крепости и построили три мортирные, и пять пушечных батарей. 15 июля приступили к арт.бомбардировке. 8 сентября шведский гарнизон капитулировал и был отпущен в Нейшлот с личным оружием, но без знамен. Трофеями русских стали 55 шведских орудий. В дни празднования освобождения Кексгольма Петр I приказал кузнецам расплющить многочисленные шведские трофейные кирасы — металлические пластины, которые защищали спину и грудь воинов и велел обить ими крепостные ворота. Также, в честь этого события под соборную церковь была переоборудована каменная кирха на Спасском острове. Её освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы, праздник которой отмечался именно 8-го (сейчас 21-го) сентября.
В 1762 г. Кексгольмская крепость поменяла назначение и стала выполнять роль политической тюрьмы. Одним из первых знаменитых узников был Иоанн VII Антонович, сосланный сюда летом 1762 года. В 1775 году в круглую башню были заключены дети и жёны казненного Емельяна Пугачёва. В июле 1826 года в крепость прибыли участники и организаторы декабристского восстания, в числе которых был и один из близких друзей Александра Сергеевича Пушкина — известный русский поэт Вильгельм Карлович Кюхельбекер.
Следующая остановка на нашем пути — горный парк Рускеала. Он создан на месте карьеров, где на протяжении десятилетий выламывали мрамор. Эту ценную горную породу на левом берегу реки Русколки начали добывать шведы ещё в середине XVII века. После победы России в Северной войне территория Карелии перешла к России. Каменоломни забросили и долгое время о них никто не вспоминал.
В 1755 году в Сердоболь (Сортавала) приехал проповедник евангельско-лютеранской веры Самуил Алопеус. Помимо того, что он был хорошим священником, Алопеус интересовался естественными науками, минералогией, изучал геологическое строение Карелии и собрал важную информацию о природе, хозяйстве и населении края. Свои знания и опыт он изложил в книге «Краткое описание мраморных и других каменных ломок, гор и каменных пород, находящихся в Российской Карелии». Когда в России начались крупномасштабные поиски природного камня для строительства Санкт-Петербурга сведения Алопеуса об известных ему залежах различных камней оказали неоценимую помощь специалистам, присланным для изучения работ.
Цвет рускеальского полосчатого мрамора варьируется от сине-серого, зеленовато-серого, белого до почти черного. Им украшены Исаакиевский собор и Мраморный дворец в Петербурге, Римские фонтаны в Петергофе, Орловские ворота в Царском Селе, колонны Гатчинского дворца и др. архитектурные памятники.
Интенсивная разработка рускеальского месторождения продолжалась до середины XIX века. Потом работы велись ни шатко ни валко и понемногу каменоломни пришли в запустение. После Великой Отечественной войны большая часть выработок оказалась затоплена. Со временем мраморное месторождение превратилось в огромную горнопромышленную свалку. Идея превратить её в природный парк, предложенная карельским краеведом Андреем Грибушиным, сначала казалась совершенно нереальной.
Однако нашлись неравнодушные люди и среди них оказался бизнесмен Александр Артемьев. Он стал тем звеном, которого так часто не хватает энтузиастам для воплощения идей. Всей душой влюбленный в Карелию, Александр Борисович отдавал ей все свои силы и мечты. С болью в сердце я узнала, что Александр Артемьев скончался от коронавируса в октябре 2020 года.
Около пяти лет ушло на уборку территории. Из каньона вывозили тонны мусора и металлолома, поднимали затопленную военную технику, очищали дно карьера, смывали со скал граффити. Благодаря слаженной работе и немалым финансовым вложениям вместо запущенной свалки вырос горный парк «Рускеала». Ежегодно, начиная с 2005 года парк принимает более 300 тысяч человек.
Недалеко от бывших каменоломен находятся Рускеальские равнинные водопады. Они расположены на реке Тохмайоки, которую здешние финны за крутой нрав назвали «дурная». Порожистая и шустрая она славится своими бурными водами. Тохмайоки забирает большое количество воды из болот, богатых органикой и железом, поэтому вода в реке имеет темно-коричневый оттенок. Карелы издавна называют реку Русколкой, то есть рыжей. На своем пути она образует перекаты, протоки и имеет множество водопадов. Рускеальские водопады назывались по-фински Ахинкоски, что означало «пороги водяного» или «окуневый порог».
Небольшие по размерам и высоте водопады состоят из 4 каскадов и интересны не только цветом, но и чрезвычайно живописной местностью.
Свою популярность водопад обрёл после выхода на экраны фильма «А зори здесь тихие…». Иногда экскурсоводы забывают упомянуть, что практически весь фильм снят в Сямозерье, в деревне Сяргилахта и лишь отдельные эпизоды снимали возле Ахинкоски. Место, где в широком разливе реки купалась одна из главных героинь фильма Женя Комелькова, привлекая на себя внимание фашистов, теперь именуют «Женькин плёс».
Водопад Ахвенкоски показан и в фэнтезийном триллере фильме «Тёмный мир». В качестве декорации на берегу построили из бревен избушку ведьмы. Она органично вписалась в окружающий ландшафт и так тут и стоит.
Над бурлящими рыжеватыми потоками протянуты подвесные мостики.
Уже поздно вечером мы приехали в Сортавала.
Заселились в отель, успели до темна поздороваться с Ладожским озером и прогуляться по набережной. Утром нас ждала долгожданная встреча с Валаамом. Самый быстрый способ туда добраться, это, конечно, метеор. Дорога по воде занимает минут 50 в одну сторону.
В ясную погоду очертания Валаама видны издалека. Он появляется в синеющей дымке прозрачных озёрных вод, блистающих под солнцем и кажется единым большим островом. На самом же деле Валаам — это целая россыпь больших и маленьких островов.
Нас встречает скалистый берег, вековые ели и сосны. Нетронутая, почти первозданная природа Валаама вдохновляла на творчество художников и поэтов, писателей и композиторов. Художники-пейзажисты Клод М.К., Шишкин И.И., Куинджи А.И., Гине А.В., Джогин П.П., Васильев Ф.А., Балашов П.И., Рерих Н.К. посвятили Валааму свои шедевры.
Как символ духовной жизни, на вершине горы возвышается Спасо-Преображенский собор, устремленный в небо всеми своими светло-голубыми куполами. Это не только главная культовая постройка монастыря, но и архитектурная доминанта всего архипелага.
Церковные историки связывают основание монастыря с именами преподобных Сергия и Германа. Греческие священноиноки прибыли на Русь в XIV веке вместе с первыми православными миссионерами. Созданный ими монастырь стал широко известен на Руси. К исходу XVI столетия в обители жило более 600 монахов, строивших здесь скиты, возделывавших землю и постепенно обживавших остров. Сюда шли люди из самых отдаленных уголков, дабы принять постриг.
Своего наивысшего расцвета монастырь достиг в середине XIX в. Хозяйство тогда было поставлено на широкую ногу. Монастырь не только полностью обеспечивал продуктами сам себя, но и считался крупнейшим сельскохозяйственным центром всего севера России. Монахи на полях выращивали рожь, пшеницу и ячмень, а в озерах разводили ценные породы рыб.
В разное время Валаамский архипелаг находился на территории России, Швеции и Финляндии. В 1940 году, после советско-финской войны Валаам вошел в состав СССР. Монастырская братия была эвакуирована в глубь Финляндии. В 1944 г. в монастырских кельях поселили людей; были устроены школа боцманов, почта, больница, детский сад. После 1945 г. на острове начал действовать Дом инвалидов Великой Отечественной войны. Для Валаама началась новая суетная и хлопотливая жизнь: без церквей и службы, без колокольного звона и молитвы.
Возрождение монастыря началось в 1989 году, когда на острове поселились шесть монахов. С каждым годом их становилось все больше. Сегодня Валаамский монастырь вновь переживает расцвет: заново отстроены храмы, скиты, монастырские здания. От построек побежали тропинки, пролегли мосты через заливы, на перекрестках дорог встали часовни и поклонные кресты.
Насельники Валаамского монастыря придали природному комплексу дополнительную прелесть. Они высадили здесь дубы, клёны, ясени и липы, туи, пихты и сибирские кедровые сосны, кусты сирени. Радуют глаз выращенные заботливыми руками монахов разнообразные цветы и ухоженные аллеи.
Валаамская обитель активно сотрудничает с кафедрой древнерусского пения СанктПетербургской консерватории, ее преподаватели помогают монахам изучать древнее знаменное пение Руси. С огромным удовольствием мы послушали небольшой 20-минутный концерт, в программе которого кроме духовных песнопений были народные и казачьи песни.
В 1809 году вместо деревянной была поставлена каменная Никольская церковь, после чего остров получил свое нынешнее название. В Никольском скиту обитало около 12 человек монашеской братии. Они занимались рыбной ловлей, осуществляли таможенный досмотр, изымая у прибывших «грешное курево» и спиртные напитки.
Никольскую церковь по праву можно считать одним из самых замечательных сооружений на острове Валаам. На фоне насыщенно-синих вод Ладожского озера белоснежный храм выглядит легким и изящным.
Внутри церкви сохранились многие прекрасные росписи, сделанные валаамскими мастерами: «Тайная вечеря» в алтарной части, изображения евангелистов и Иоанна Богослова и, конечно, сцены из жития святителя Николая.
Возле Никольской церкви удивительно спокойно. Изредка тишину нарушает гортанный крик чаек, да пение птиц. В зеркальной водной глади отражаются деревья и плывущие вдаль облака. Шелестит в кронах деревьев ветер. Можно бесконечно долго любоваться этим чудесным уголком. Недаром кроме православной жизни, архипелаг привлекает туристов своей первозданной природой. Здесь, среди озёр, скал, островков, бухточек и необъятных просторов люди находят особую веру и красоту.