Посетили Ватикан вдвоём с женой 20 августа 2018 года. Памятуя о гигантских очередях, взял билеты онлайн, но только накануне, поэтому время для посещения досталось самое неудачное — после 13 час. местного времени. Это был наш второй визит, цель (у меня по крайней мере) была Пинакотека, остальное как получится.
О посещении Пинакотеки и Собора Св. Петра я уже размещал здесь отзывы. А «всё остальное» — это были хождения, переходы, какие-то случайные сцены… короче, вокруг да около основных музеев. Так и назвал этот рассказ.
Путешествие к Ватикану для нас начиналось поблизости от гостиницы, со станции метро «Площадь Республики». Понедельник, время дневное, на станции ни души.
Когда пришли к общему входу в музеи (на Viale Vaticano) — солнышко припекало. Намеченная встреча с гидом, увы, не состоялась по неизвестной причине. Но, благодаря электронным билетам, прошли справа и довольно быстро, т. к. с этой стороны народу меньше.
Дальше во множестве внутренних переходов ориентировался слабо. Вот такая интересная лестница была в начале пути. Вверх эскалатор, вниз — ножками. Но это не лестница Браманте, не подходит под описание ни старого подлинника, ни «новодела» Момо, которому нет ещё и 90 лет.
Ага, нашёл. В Ватикане, как выяснилось, три известные лестницы. В преддверии 2000 г. при Иоанне Павле II было решено построить новый вход в Музеи Ватикана с итальянской территории. Его архитектура должна была подчеркнуть открытость миру Ватиканских музеев в эпоху начала нового тысячелетия, но в то же время — тесную связь со старым входом и лестницей Джузеппе Момо.
Сравнил некоторые детали с другими фото — да, это она, «лестница Иоанна Павла II». Вот не очень удачное моё фото — вид на лестницу сверху.
Руководствуясь указателями, двинули в сторону Пинакотеки, где пробыли часа два. Потом куда-то пошли… В одном месте вышли на открытую площадку. Здесь, с левой стороны внутреннего двора Ватикана — фасад Бельведерского дворца.
После этого бодрым шагом протопали по каким-то бесконечным галереям в сторону Сикстинской капеллы. Не доходя капеллы, имели возможность полюбоваться двориком между галереями, соединяющими Апостольский дворец и Бельведер (вон, его макушка виднеется вдали). Слева западная галерея, справа восточная, впереди — здание Ватиканской библиотеки, а внутри — элементарная автостоянка. И обратите внимание: несмотря на сгущающиеся тучи — всё ещё солнечно!
В Сикстинскую капеллу вошли, как и все, через восточный вход с северной стороны. И боже мой, что же мы там увидели! У меня нет ни одного фото оттуда, и совсем не потому, что нельзя. Просто представьте, как бы вы смотрелись в переполненном трамвае в час пик с фотоаппаратом в поднятых руках. Вот и в капелле было такое же ощущение. И мы практически сбежали, ничего не увидев — лишь бы протолкнуться к выходу.
Невольно вспомнилось первое посещение Сикстинской капеллы в мае 2014 года. Тогда нашу группу завели, шёпотом сообщили, что здесь ничего нельзя: ни снимать, ни разговаривать… И так оставили минут на 15–20. Можно было в тишине и молчании всё осмотреть, подумать… Понятно, что это был просто миг, но очень запоминающийся, заставивший ещё раз сюда приехать — хотя бы на мимолётное свидание. Святое было место. Потом я специально перечитал «Муки и радости» Ирвинга Стоуна, особенно страницы, посвящённые работе Микеланджело здесь, в этой капелле, над росписью потолка и под этим потолком…
И вдруг — такой облом. Боже, за какие грехи ты превратил Ватикан в коммерческое предприятие, а Сикстинскую капеллу — а переполненный вагон?
Из капеллы мы вышли через западный выход и пошли назад ко входу тоже по западной галерее. Она ужасно длинная, здесь расположены Галерея географических карт, Галерея гобеленов… Всё прекрасно, только снимать уже не хотелось.
И здесь, судя по всему, мало кто останавливается. Все бегут.
Вдруг увидели открытое окно и выглянули. Мамма миа, а где же солнышко?
Любуемся тем, что дали. Послегрозовая ситуация с остатками дождя. Отсюда перед Собором виден фасад здания, похожего то ли на дворец, то ли на замок-тюрьму, но даже на самой крупной гугл-карте (и вообще нигде) я не увидел его названия. Выяснил только, что фонтан перед ним называется Fontana del Sacramento.
А так, если что — отсюда на запад уходят Сады Ватикана.
Слева за деревьями, если не ошибаюсь — Вилла Пия.
Идём дальше, а тут. ну просто «отсидник» спасающихся от дождя.
Все эти переходы привели нас к лестнице Браманте-Момо. Вообще-то подлинник двухспиральной лестницы без ступеней был создан архитектором Донато Браманте в 1505 году по поручению папы Юлия II как одно из сооружений для соединения Апостольского и Бельведерского дворцов. По этой лестнице могли беспрепятственно подниматься даже конные повозки, доставлявшие грузы в Апостольский дворец. Сейчас оригинальная лестница Браманте закрыта для публичных посещений, кроме специально организованных туров.
А то, что дозволено видеть (и пользоваться!) всем — это спиральная лестница, созданная в 1932 году итальянским инженером Джузеппе Момо с сохранением идей Браманте. Сейчас по этой лестнице спускаются все, покидающие музей — обратного пути нет. В любом случае, эта лестница в божьем заповеднике чертовски привлекательна, и на ней всегда заметны желающие запечатлеть вечность.
Вот и мы вышли, а надо было как-то попасть в Собор Св. Петра. Нам подсказали, что надо по улице обойти стену Ватикана справа, потом через колоннаду выйти на площадь Св. Петра. Мы так и сделали.
Но прежде в одном из переходов я сделал снимок вот этого замечательного вида на Ватикан… увы, не могу определить, какого года. Думаю, что не раньше второй половины XVII века, но сверху над гравюрой указан папа Лев XIII, а он правил католической церковью в конце XIX века. Так что век туда, век сюда — великое ли дело. Зато здесь почти всё показано, хотя и мелковато.
Дальше, понятное дело, постараюсь развернуть перед вами площадь Святого Петра в разных ракурсах, да ещё и с некоторыми деталями.
Вот один из видов, открывающихся от Собора Св. Петра. С северной стороны, за крытой галереей — Апостольский дворец сложной конфигурации и многочисленные пристройки к нему. В прошедшие века многие папы хотели здесь иметь личные апартаменты собственной планировки и оформленные по их личному заказу самыми знаменитыми художниками. Чем не пример «Станцы» Рафаэля, украсившие четыре комнаты здания, пристроенного к Апостольскому дворцу папой Николаем V? А снаружи, архитектурно, выглядит это сейчас… как-то не очень.
Собор Св. Петра был освящён папой Урбаном VIII в. 1626 году. Но проектирование площади перед ним было поручено папой Александром VII (1655–1667) архитектору Джованни Лоренцо Бернини только в 1655 году. Спустя двенадцать лет на месте бывшего пустыря возникла эта необыкновенная площадь, ставшая украшением не только Ватикана, но и всего мира.
Размеры площади впечатляют: 320 м по продольной оси (от Собора на восток), 240 м — в месте максимального расширения полукружий колоннады. Здесь собираются толпы верующих, чтобы слушать выступления понтифика. Всего же площадь Св. Петра может вместить одновременно до 400 тысяч человек!
Вот общий вид площади, которую будем называть на итальянский манер, Пьяцца Сан-Пьетро. Признаюсь, бесконечные ряды стульев, заполняющие почти всю трепециевидную часть площади, нисколько её не украшают, но очень портят впечатление.
Площадь обрамляют спроектированные Бернини полукруглые колоннады, образующие в сочетании с собором символическую форму замочной скважины под «ключи Св. Петра», это заметно даже на показанной чуть выше гравюре. Ключи должны храниться в храме, т. к. это не просто ключи, а ключи от царства небесного. Впрочем, мы-то уже знаем, у кого они. Один комплект мы видели у статуи Св. Петра в центральном нефе самого Собора, а второй — вот он, в руке Св. Петра слева перед главным входом в Собор.
В центре площади установлен египетский обелиск из Гелиополя, привезённый в Рим императором Калигулой и, по преданиям, украшавший цирк Нерона. В этом цирке был казнён апостол Пётр. поэтому здесь и воздвигнут собор его имени.
Долгое время правители Рима хотели перенести обелиск на площадь перед Собором, но проект удалось осуществить только в 1586 году, под руководством Доменико Фонтана. От обелиска по мостовой расходятся светлые каменные лучи; 36-метровой стеле отведена также роль гномона солнечных часов.
С двух сторон от египетской стелы в центрах полукружий колоннады установлены барочные фонтаны. Один был создан архитектором Карло Мадерно в 1612—1614 гг. по заказу папы Павла V. На предыдущем и следующем фото этот фонтан впереди. Заметим, что в это время не только площади здесь не было, но и Собор будет сдан только через 12 лет после этой даты.
А вот второй фонтан создавался в 1667—1677 гг. автором проекта площади — Дж. Лоренцо Бернини, и обязан был не только походить на существующий фонтан Мадерно, но и отвечать общему архитектурному замыслу. Поэтому существовавший фонтан Мадерно пришлось «слегка передвинуть», чтобы он расположился в нужном месте.
Внешне фонтаны Мадерно и Бернини почти не различаются. Но вот здесь на основании фонтана можно прочитать имя папы Павла VI, с подачи которого, собственно, и появился этот фонтан раньше площади.
А грозовое небо никак не успокаивается
Читал, что на аттике над колоннадами установлены 140 скульптур. Заснять их все, тем более разобраться, кто есть кто — не хватило бы времени, да и лень тоже раньше нас родилась. Но всё же кое-что заснял. Обратил внимание, что место, где должна была находиться скульптура папы, пустует, зато на фронтоне без труда прочитывается Alexan VII PM, то есть понтифик Александр VII. Возможно, так сделали специально, чтобы почтить память папы Александра VII, скончавшегося 22 мая 1667 года, в канун окончательной сдачи заказанного им сооружения.
Так, от фонтана к фонтану, потихоньку почти всю площадь обошли.
Вот уже и фасад Собора виден.
А здесь практически вся площадь. Правда почти без колоннады. Зато Собор — с куполом, который вблизи совсем почти не виден.
На предыдущем фото видно, что с левой стороны фасада Собора есть сквозное отверстие. Сейчас здесь служебный проезд, и охраняют его очень тщательно.
Только посмотрите, какие бравые швейцарские гвардейцы, да ещё с настоящими алебардами!
Покидаем Пьяцца Сан-Пьетро так же, как пришли — через колоннаду с правой (если стоять лицом к Собору) стороны площади.
Светлая линия на мостовой с внешней стороны колоннады — обозначение границы государства Ватикан.
Слева государство Ватикан, справа жилые дома и другая застройка столицы Италии.
Уезжали со станции метро «Оттавиано», что в 500 м от Ватикана.
Вот так походили-побродили, всё вокруг да около настоящих Музеев, и пришли к выводу, что любое посещение Ватикана — это уже поход в Музей, даже если музей этот — всего лишь лестницы, переходы и необъятные пространства перед Собором… Тем более что для этого, последнего — не нужны даже никакие билеты, вход на Пьяцца Сан-Пьетро свободный.
Фотоальбомы к рассказу
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм