В ходе первой вылазки в Пишен, осталось несколько белых пятен, поэтому решено было ещё раз прогуляться по району, а так-как Пишен граничит с Миктеном и эта граница извилистая, то я беззастенчиво расширила район прогулки. Всех белых пятен обойти не удалось, но кое-что я всё-таки покажу.
В первую очередь мне хотелось доснять виды ратуши, от неё и начнём.
Пока я снимала, дорогОй обнаружил подворотню по адресу Bürgerstraße 50.
Это не граффити, а керамические плитки. Одинаковых нет.
Есть у нас с дорогИм проблема — на прогулки мы выходим поздно. Вот и в этот раз добрались до Пишена к 16-ти часам, аккурат к закрытию открытия выставки в память о художнице Присцилле Энн Зиберт: RELIEFS UND MINIATURCOLLAGEN PRISCILLA ANN SIEBERT THORNYCROFT (1917–2020) ZUM GEDENKEN.
Поскольку все посещения пока по предварительной записи, то уже хорошо, что мы взяли флаер с координатами устроителей и временем работы.
Креативная мастерская (Kreative Werkstatt Dresden) представляет очередную выставку в помещении (часто выставки устраиваются во дворе) бывшего предприятия гальваники Galvanohof.
Думаю совместить посещение этой галереи и церкви св. Марка,
А пока мы отправились на поиски католической церкви св. Иосифа.
Пишен расстроился в период индустриализации в конце 19 века, поэтому здесь полно доходных домов, ведь понадобилось много квартир поближе к рабочим местам.
Много семей — много детей и, как следствие, — большая школа по адресу Wurzener Straße 5. В 1902 -1910 годах для районной школы 26 построили большой комплекс зданий.
В 1919 школа стала называться народной (Volksschule) и здание использовалось как школьное до 1943 года. Как это часто бывает, в военное время школы переоборудуют в лазареты. В воспоминаниях первого главврача городской больницы Дрезден- Нойштадт (Stadtkrankenhauses Dresden- Neustadt) доктора Унтердорфера (Dr. Unterdörfer), которые он опубликовал в
1975 году есть запись: «17 апреля 1945 года разбомбили временный госпиталь (Rettungsstelle), размещавшийся в 8-ой Народной школе на Moritzburger Platz. Так как больницы Dresden-Friedrichstadt Dresden-Johannstadt и Diakonissenkrankenhaus был тоже повреждены я принял решение развернуть временный госпиталь в пустующем здании резервного лазарета
(Wurzener Straße Nr.5)». Так школа стала больницей. В августе 1945 года больницу перепрофилировали в инфекционную (Infektions-und Seuchenkrankenhaus). В 1960 году инфекционную больницу перевели в другое места, а в здании разместилась поликлиника Миктена, которая с 1992 года стала называться на западный манер «Ärztehaus Mickten».
Совсем рядом, по адресу Leisniger Str. 76, находится ещё одна действующая школа.
Здание построили в 1902/1905 годах по проекту архитектора Гаера (J. Louis Geyer) под руководством зодчего Лёбманна (Franz Löbmann) для католической народной школы. С 1966 года школа гордо носит имя советского педагога и писателя Антона Семёновича Макаренко (Schule zur Lernförderung «A. S. Makarenko» (Förderzentrum)). Причём не только носит имя, но претворяет в жизнь его методы преподавания. Ученики не только учатся, но и работают во многих проектах, приобретая опыт для последующего выбора профессии. Например, старшеклассники под контролем педагогов организовали фирму по приготовлению обедов и три раза в неделю кормят обедами школьников, педагогов, и даже небольшие соседние фирмы пользуются их услугами. Кроме всего прочего школа шефствует над памятниками и захоронениями.
У школы есть свой талисман — ворон. На новом здании этих воронят маленькая стая
Напротив Школы Макаренко есть ещё одно интересное здание по адресу Leisniger Str. 53, известное, как Школа танцев Граф.
В конце 19 века здание построили для гимнастического общества Дрезден-Пишена (Allgemeiner Turnverein Dresden-Pieschen).
Внизу был ресторанчик Gaststätte Turnerschänke. На фасаде здания до сих пор есть рельеф с изображением «отца гимнастики» Яна и девизом спортивного общества. Фридрих Людвиг Ян (Friedrich Ludwig Jahn, 1778–1852) — немецкий офицер, педагог, политик и общественный деятель.
Немцы считают его отцом современной гимнастики, т. к. он считал задачей своей жизни поднятие народного духа путём развития физических и моральных сил населения, был основателем нескольких спортивно-гимнастических обществ, готовивших молодежь к национально-освободительной борьбе. Благодаря его работам стали широко использоваться такие гимнастические снаряды как: брусья, бревно, конь и свободные подвесы (гимнастические кольца).
В начале 1950-х годов исполнители бальных танцев Вернер и Эльфрида Граф организовали свои первые курсы для начинающих танцоров. С 1954 года они стали профессионально преподавать танцы и через два года им доверили тренировать дрезденскую команду «чёрно/жёлтых» («Schwarz/Gelb»). Сначала занятия проводили в Какаду-баре у Белого Оленя, а с 1958 года они переехали на Leisniger Straße 53. Параллельно с обучением молодых танцоров Графы с успехом выступали на внутренних и международных турнирах сами, завоёвывая различные титулы и трофеи. Их сын, Райнер Граф, продолжил дело родителей, сдав экзамен на преподавателя танцев. Школа танцев в 1970 году организовала и ежегодный танцевальный фестиваль. Здание капитально отремонтировали в 1996 году. С 01.03.2013 года здесь находился филиал школы танцев Лакс (Tanzschule Lax), который, к сожалению, пару лет назад закрылся. А вот название «Tanzschule Graf» живёт.
Идём дальше.
И вот наконец мы добрались до католической церкви св. Иосифа (St.-Josef-Kirche) по адресу Rehefelder Straße 59.
Фактически это первая церковь, построенная из железобетона в Дрездене. Её строили с 1909–1910 годах по проекту архитектора Александра Тандлера (Alexander Tandler) в неороманском стиле. И хотя это было время модерна, его влияния здесь почти нет. Церковь освятили 10 10 1910.
В 1911 была пристроена колокольня.
Церковь была частично разрушена во время авианалётов на Дрезден в 1945 году. Осколки и ударные волны разрушили окна и сорвали двери с петель. Необходимый ремонт был завершен в 1950 году. В 1968 году община решила реконструировать церковь и она стала одной из немногих, перестроенных во времена ГДР. Реконструкцией занялся архитектор Юбер Поль. При ремонте было оговорено, что использование госкомпаний запрещено. Реконструкцию провела община, строительный материал передали епархии ФРГ. Так как акустика старой церкви оставляла желать лучшего, то был привлечен Технический университет Дрездена для проектирования потолка. Проект был выполнен на отлично. Перестройка длилась с 1970 по 1978 год. Оформление интерьера: алтаря и священной часовни выполнил выдающийся скульптор Фридрих Пресс (1904–1990).В мае 2008 года были установлены новые церковные окна, спроектированные Майклом Моргнером.
Убранство церкви очень необычно, но к сожалению, для любопытствующих её открывают только в День открытых памятников в сентябре, т.ч. она тоже попала в список мест, которые мне хотелось бы посетить.
Побродив вокруг церкви, решено было выходить к трамваю, ну и по дороге поискать чего-нибудь интересного.
Покажется ли вам интересным пустующее здание бассейна Sachsenbad Dresden по адресу Wurzener Straße 18? Эту громадину построили в 1928/1929 годах по проекту архитектора Пауля Вольфа (Paul Wolf).
Заксенбад считается «замечательным примером новостройки (Stil des Neuen Bauen)». «Неукрашенные оштукатуренные фасады… с одинаковыми рядами окон и плоскими крышами» были спроектированы полностью в стиле новостройки (Stil des Neuen Bauens). Единственным украшением стали рельефы Густава Баха — русалки с рыбами.
На нижнем этаже находился сам бассейн (25 м х 11 м) с галереей для зрителей, кроме того римские бани, парные, массажные кабинеты и комнаты отдыха. Этажом выше находились ванны, душ Шарко и бассейны для лечебных процедур. На самом верху находился гимнастический зал. Полы в бассейне были с подогревом. Имелся ресторан.
Вообще здание бассейна должно было стать ядром большого «Спортивного парка» или спортивного форума с открытым бассейном, жилым зданием, библиотекой, но проект в полном объеме реализовать не удалось. То что успели, на углу Wurzener / Rehefelder Straße — один из немногих сохранившихся участков «новостроек» тех лет в Дрездене.
Кроме пловцов здесь тренировались тяжелоатлеты, гимнасты, баскетболисты, волейболисты, гандболисты, проводились культурные мероприятия, курсы, чтения и выставки. Жизнь кипела до 1994 года. Но необходим был ремонт. Долгое время искали инвесторов для реконструкции, но тщетно. Хотели даже его снести, но в последний момент город взял здание на баланс и будет его восстанавливать.
Дорогому понравилась эмблема, подтвержденная аббревиатурой, фирмы по обслуживанию систем электрической и молниезащиты.
От Заксенбада мы вышли к трамвайной линии в районе бывшего трамвайного парка Миктена.
Трамвайный парк уже давно перенесли, а депо переделали в современный торговый центр.
А так выглядело управление трамвайного парка в начале ХХ века, или как тогда называли «городской железной дороги». Сегодня это обычный жилой дом.
Тут меня спрашивали про Ватцке. Строго говоря он находится в Миктене, а самой границе с Пишеном и его уже было видно от бывшего трамвайного парка Миктена.
Но дорогой утянул меня влево. Любит он ходить неизвестными улочками, но тут он бывал по работе, так что неизвестными эти улочки оказались только для меня.
Из начала двадцатого века мы оказались в семнадцатом.
Даже улочка называется Старый Пишен (Altpieschen). Ну чем не пригородная деревенька из прошлого. Домики во время многочисленных войн разрушали, но хозяева восстанавливали их снова и снова.
По адресу Altpieschen 5–15 есть ещё один интересный комплекс зданий — так называемое «бишофское подворье» («Bischofsgut»), появившееся здесь в 1912 году,
Пристанище для бездомных (Asyl für Obdachlose) на момент постройки считалось по оборудованию одним из самых современных в Германии. В нескольких зданиях комплекса были предусмотрены помещения для 59 семей с детьми и для 110 одиноких мужчин. Это были двухкомнатные меблированные квартиры, туалет и раковина с водой находились на этаже. Во дворе был игровой павильон для детей, он к сожалению сгорел и его не стали восстанавливать. Сейчас все здания комплекса отремонтированы, благоустроены и в этих маленьких квартирках в основном живут пожилые люди.
Когда мы вышли на Mohnsrraße, незаметно опустился вечер.
Ну и в заключение, мы добрались до Дома баллов Ватцке (Ballhauses Watzke).
Известно, что на этом месте уже в 1790 году за пределами деревни Пишен находилось здание корчмы. К 1804 году его надстроили и расширили и владелец Дитцен начал гнать самогон, не получив разрешения властей. У немцев уже тогда было правило: сначала разрешение, потом производство. Обратная схема работала только по блату. Дитцен такового не имел, поэтому ему пришлось продать дом за 855 таллеров некому крестьянину Хюбелю. Тот получил в 1821 году концессию на производство и продажу Дрезденского пива (Dresdner Stadtbier) и открыл ресторанчик.
27.06.1838 года предприятие купил Карл Иозеф Ватцке (Carl Joseph Watzke), именно ему обязан ресторан своим названием — «Watzkes Bier- und Gartenrestaurant». Семья Ватцке до 1937 года успешно вела и расширяла предприятие. В 1897/98 годах они построили это здание с большим залом для баллов на верхнем этаже. Архитектором проекта был Бенно Хюбель (Benno Hübel), потолки расписывал Эмиль Шульц (Emil Schulz). Официальное открытие нового здания состоялось 02.10.1898 и до Второй мировой войны Ballhaus Watzke был самым большим танцевально-развлекательным местом на северо-западе Дрездена.
Во время Первой и Второй мировых войн здесь временно расквартировывали солдат.
В 1946 году сюда въехало Варьете и ресторан принимал гостей, но в 1950 его закрыли. Долгие годы здание было торговой базой спорттоваров.
Только в 1993/96 годах провели комплексную реконструкцию помещений, по возможности воссоздав исторические интерьеры большого зала. Здесь проводят различные мероприятия. На нижнем этаже находится пивоварня, где варится собственное пиво «Watzke-Pils». У ресторана есть своя терраса (Biergarten) на берегу Эльбы. Последний капитальный ремонт проводили в 2018/19 годах. Кроме этого помпезного здания Ватцке имеет два филиала в Дрездене: на Dr.-Külz-Ring и на Neustädter Markt.
С Пишеном почти разобрались….