Давно собиралась рассказать о метрополитене Екатеринбурга, а в эти выходные и погода располагала к прогулкам. Синего неба у нас зимой практически не бывает, небесная синева уже показатель наступившей весны! Причем здесь небо в рассказе о подземке? Но я хочу рассказать не только о ней, но и о том, что в Екатеринбурге можно увидеть, воспользовавшись услугами метрополитена.
В 1967 году в Свердловске родился миллионный житель, в те времена такие города получали право на строительство метрополитена. Но все не так быстро! Как пишут на сайте метрополитена, начальной точкой строительства метро в нашем городе является первый ковш земли, который был вынут 28 августа 1980 года на площадке строительства станции «Уральская», а до пуска оставалось еще 10 лет и 8 месяцев. Приказ о вводе в эксплуатацию Свердловского метрополитена в связи с окончанием строительства первого пускового комплекса первой очереди и приемкой Государственной комиссией был подписан 27 апреля 1991 года. Так что у Екатеринбургского метрополитена юбилей — 30 лет!
В составе первого пускового комплекса был введен в эксплуатацию участок длиной 2,696 км и три первые станции — «Машиностроителей», «Уралмаш» и «Проспект Космонавтов». С них и начнем знакомство с метрополитеном.
Станция «Машиностроителей» расположена рядом с одним из крупнейших предприятий города — «Машиностроительным заводом имени М. И. Калинина», производителем военной техники. Проект станции выполнил институт «УралпромстройНИИпроект».
Станция имеет два ряда колонн, одетых в мрамор «коелга». Полы выложены полированным гранитом. Потолок напоминает каскад, а светильники изготовлены на заводе им. Калинина.
Оформление станции посвящено расположенному рядом «Машиностроительному заводу имени М. И. Калинина», его истории, труду рабочих в годы Великой Отечественной войны, работникам завода, ушедшим на фронт, работе завода в послевоенные годы.
У станции два вестибюля: северный ведет на перекресток проспекта Космонавтов и улицы Фронтовых бригад к остановкам общественного транспорта и к Уральскому государственному педагогическому университету, а южный — на проспект Космонавтов в сторону завода имени М. И. Калинина.
Следующая станция — «Уралмаш», расположенная рядом с гигантом отечественного машиностроения — заводом «Уралмаш», поэтому и получившая такое название. Станция мелкого заложения (6–8 метров), односводчатая, свод выполнен из монолитного железобетона. По замыслу авторов оформление свода должно напоминать резьбу винта, форму гигантских машин и придавать станции индустриальный колорит.
Боковые стены выполнены из серого и серо-белого мрамора, пол на платформе выложен гранитными плитами.
Тема архитектурно-художественного оформления станции — труд уральских рабочих.
Станция имеет два подземных вестибюля и четыре выхода на поверхность. Она расположена между двумя крупными районами города — Уралмашем и Эльмашем, чтобы добраться до достопримечательностей Уралмаша, нужно пересесть на общественный транспорт (трамвай, троллейбус или автобус). О достопримечательностях легендарного района Екатеринбурга я уже рассказывала «А не поехать ли на Уралмаш?», поверьте, там есть что посмотреть!
Здесь же можно пересесть на автобусы, отправляющиеся в город-спутник Екатеринбурга — Верхнюю Пышму, чтобы увидеть уникальный «Музей военной техники УГМК», в коллекции которого собрано более 500 единиц военной техники, отечественные награды, воинские регалии и много другое. На этой же площадке и «Музей автомобильной техники УГМК» — крупнейшее в России собрание ретро автомобилей, мотоциклов и велосипедов.
Станция «Проспект Космонавтов» — конечная станция Екатеринбургского метрополитена, названная по проспекту Космонавтов, на котором расположены все ее четыре выхода из двух подземных вестибюлей. Станция мелкого заложения (6 метров), поэтому она без эскалаторов.
Рельефная композиция космонавта, мозаики и барельефы станции созданы художником Борисом Клочковым.
Тема оформления станции — космос, звездное небо, освоение человеком космического пространства. Стены отделаны украинским лабрадоритом и мрамором черного цвета с белыми прожилками из кварцита, что напоминает звездное небо. Оригинальные светильники выполнены в форме сопел космических кораблей.
Мне нравится оформление этой станции — вставки из камня разных цветов. Интерьер станции спроектирован коллективом архитекторов под руководством Спартака Зиганшина.
Станция располагается в районе плотной жилой застройки, я вышла на поверхность и решила, что фотографировать нечего — типовые многоэтажки. Вдали виднеется здание нового огромного торгово-развлекательного центра Veer Mall, открытие которого ждем с минуты на минуту. Но от выхода из метро до него два километра и пара автобусных остановок. Других достопримечательностей нет. Можно будет также пересесть на общественный транспорт в Верхнюю Пышму, в том числе и на скоростной трамвай, открытие ветки которого в Пышму ожидается в ближайшем будущем.
1992 год… Метрополитен перевозит пассажиров на небольшом участке от станции «Проспект Космонавтов» до «Машиностроителей», но работы не останавливаются. А 22 декабря 1992 года вводится в эксплуатацию следующая станция — «Уральская».
Все надземные выходы из станций метрополитена — стандартные, кроме станции «Площадь 1905 года», одинаково оформлены и зоны эскалаторов всех станций.
Эта станция трехпролетная, тяжелые арки сводов поддерживают массивные пилоны. При отделке станции применяли в основном местные материалы. Стены облицованы мрамором Нижне-Тагильского месторождения, пилоны — мрамором «коелга», а полы — гранитом с включением мозаичных вставок с геометрическим рисунком.
Станция глубокого заложения — 42 метра, с одним подземным вестибюлем и двумя выходами из него. Планировали еще выход в здание ж/д вокзала, но не случилось.
Мне нравятся объемные декоративные люстры из кованого металла под сводом среднего зала. Они изготовлены на Уральском электромеханическом заводе.
Станция «Уральская» стала «воротами города», так как находится рядом с железнодорожным вокзалом и Северным автовокзалом. Главная достопримечательность, расположенная рядом со станцией метро, — Старый железнодорожный вокзал Екатеринбурга, построенный в 1878 году по проекту архитектора П. П. Шрайберга. Этот вокзал называли «Воинским», так как после 1914 года его использовали только для принятия и отправления воинских составов. Именно с него под музыку «Прощание Славянки» отправлялись на фронт составы с солдатами.
Сейчас в здании старого вокзала размещается «Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги». Рядом установлены скульптуры персонажей, имеющих отношение к железной дороге, с ними любят фотографироваться и местные жители, и туристы в ожидании поезда.
Рядом с историческим зданием старого железнодорожного вокзала, куда прибыл поезд, доставивший в 1918 году из Тобольска в Екатеринбург последнего российского императора Николая II и членов его семьи, в 2008—2011 гг. построен Храм во имя Державной иконы Божией Матери.
Следующая станция — «Динамо», введенная в эксплуатацию 22 декабря 1994 года. Мне интересно, что это они все ко Дню энергетика их вводили? Ладно, мы вводили энергоблоки станции к этой дате, раньше любили к датам приурочить.
Станция получила такое название, так как была построена рядом со стадионом «Динамо». Станция глубокого заложения (40 метров), с одним подземным вестибюлем и одним выходом.
Станция «Динамо» создана по проекту архитекторов института «Свердловскгражданпроект» А. Заславского, Л. Масленникова, оформлена на спортивную тематику.
Стены и полы облицованы красным карельским гранитом в сочетании с рисунчатым мрамором «газган». По оси зала установлены светильники, напоминающие факелы.
В конце платформы установлена копия классической скульптуры древнегреческого скульптора Мирона середины V века до н. э. — «Дискобол», олицетворяющая физическое совершенство человека.
Сейчас, кроме спортивного комплекса «Динамо», рядом находится и Дворец игровых видов спорта «Уралочка», построенный в 2003 году. Можно выйти на берег городского пруда, откуда открывается прекрасный вид на Екатеринбург-Сити. Особенно красиво вечером, когда включают подсветку медиафасада Ельцин-Центра и подсветку башни «Исеть».
Можно дойти до Храма-на-крови, Литературного квартала, усадьбы Харитонова-Расторгуева, Харитоновского парка, Театра юного зрителя и ККТ «Космос». Все эти главные достопримечательности города находятся на расстоянии менее километра от выхода из метро.
Спортивный комплекс «Динамо»
Самый красивый вход — на станцию «Площадь 1905 года». Это и понятно — она находится в самом центре города рядом с главной площадью Екатеринбурга, по которой и названа. Станция открыта также 22 декабря 1994 года.
Станция «Площадь 1905 года» глубокого заложения (35 метров), колонная, трехнефная. Построена по проекту архитекторов института «Свердловскгражданпроект» В. Г. Кусенко, А. Заславского, Л. Масленникова. Своды опираются на строгие гранитные порталы, отделяющие средний зал от боковых посадочных участков платформы. Центральный зал освещается люстрами.
Пока действует только один подземный вестибюль с двумя выходами, но есть и второй, который будет задействован, когда построят вторую очередь метро. Будем все-таки надеяться на «когда» и не будем употреблять слово «если». Сейчас на порталах станции размещаются щиты с информацией «Как мы строили метро» к юбилею метрополитена.
В интерьерах сочетаются беломраморные путевые стены и облицованные красным карельским гранитом порталы. На путевых стенах расположены художественные вставки, выполненные в технике флорентийской мозаики уральскими мастерами-камнерезами.
Конечно, Екатеринбург не Москва по количеству пассажиров в метро, но и у нас оно не пустует. Просто днем людей меньше, можно выбрать время между поездами, когда зал на минуту пустеет, а в часы пик это уже бесполезно. Я ездила фотографировать станции в течение двух дней: в рабочий день днем, а когда приблизилось время окончания рабочего дня, остановилась и продолжила в субботу с утра, пока народ еще вяло просыпался.
Вокруг станции метро «Площадь 1905 года» располагаются многие городские достопримечательности:
- Главная площадь Екатеринбурга — площадь 1905 года;
- Администрация Екатеринбурга;
- Главная улица города — проспект Ленина;
- Пешеходная улица Вайнера;
- Торговый центр «Пассаж».
Рядом проходит Красная линия, связывающая главные достопримечательности города, она нанесена на карту в программе 2ГИС. Можно начать путешествие по Красной линии в любой ее точке. Чуть больше 400 метров до Исторического сквера, где находятся три интересных музея ««Музей природы», «Музей ИЗО», «Музей архитектуры и дизайна». Рядом самое красивое здание города — Дом Севастьянова, «Музей истории камнерезного и ювелирного искусства» и многое другое.
На улице 8 Марта рядом с выходами из метро — «Уральский государственный театр эстрады», храм-колокольня «Большой Златоуст», а также Уральская государственная консерватория им. М. П. Мусоргского.
Следующая, седьмая, станция Екатеринбургского метрополитена — «Геологическая» была открыта 30 декабря 2002 года. Проект станции разработан в институте «Уралгипротранс» архитектором Спартаком Зиганшиным.
Эта станция по проекту пересадочная, поэтому в центре есть лестницы вниз, которые сейчас перекрыты. Они меня удивили, когда увидела впервые. Оказывается внизу есть еще один ярус — задел под третью очередь метрополитена.
Станция «Геологическая» — глубокого заложения (30 метров), односводчатая с двумя вестибюлями и шестью выходами на поверхность. Из метро можно выйти сразу в самый большой торговый центр города — «Гринвич».
Оформление станции соответствует ее названию, тема — богатство уральских недр. В отделке использованы только местные материалы. Стены вдоль путей отделаны мрамором черных тонов, а на них из различных сортов камня выложена мозаика, символизирующая разрез земной коры.
Около станции метро «Геологическая» также немало интересного. Начнем с ТРЦ «Гринвич», самого знаменитого торгового центра города, раз уж в него есть вход прямо со станции метро. По этой громадине я хожу только по навигатору из 2ГИС, иначе не выйду в нужную сторону.
В этом районе несколько высших учебных заведений, в том числе «Уральский государственный горный университет», «Уральский государственный экономический университет». Здесь «Екатеринбургский государственный цирк» и Свердловская государственная детская филармония,
Мультимедийный исторический парк «Россия — моя история» и
Дендропарк, на территории которого находится Храм-часовня во имя святого благоверного князя Александра Невского.
Дом купца Е. И. Первушина, откуда в годы войны звучал голос Юрий Левитана: «От советского Информбюро…», и где сейчас находится Музей военной истории «Свердловск: Говорит Москва!». За ним возвышается БЦ «Суворов», место обитания «Туристера».
Рядом Уральский геологический музей и храм святителя Николая Чудотворца. Недалеко и Ново-Тихвинский женский монастырь.
Следующая станция — «Чкаловская», открытая в 2012 году. Название она получила по Чкаловскому району города, где расположена, а район назвали в честь легендарного летчика Валерия Чкалова. Идея оформления станции — перелет В. П. Чкалова и его команды в США через Северный полюс, совершенный в 1937 году. Архитектор А. Зиганшин.
Мне очень нравится, как отражаются светильники в зеркальных колоннах из нержавеющей стали по центру зала.
Путевые стены украшают портреты Героев Советского Союза: В. Чкалова, Г. Байдукова и А. Белякова, карта маршрута их перелета.
На торцевой стене расположены часы в стиле бортовых приборов самолета, где указано поясное время Москвы, Архангельска, Ванкувера и Сан-Франциско — городов на маршруте перелета.
На своде станции закреплены буквы с бортовым номером самолета Валерия Чкалова. Это был АНТ-25 с номером URSS N025.
У станции «Чкаловской» только один подземный вестибюль, но целых семь выходов на поверхность, связанных подземными переходами. Это самая глубокая станция Екатеринбургского метрополитена — глубина заложения 43 метра.
Главные объекты в районе станции «Чкаловской» — Южный автовокзал Екатеринбурга и торгово-развлекательный центр «Мегаполис», в пешеходной доступности и Ботанический сад УрО РАН.
Конечная на сегодняшний момент станция метро 1-й линии Екатеринбургского метрополитена — «Ботаническая», открытая в 2011 году и названная в честь жилого района «Ботанический», где находится, и расположенного неподалеку Ботанического сада УрО РАН.
«Ботаническая» — очень уютная станция. Здесь потолок сотовой конструкции, выполненный из листового металла, окрашенного в близкие по тону цвета, облицовка колонн также из металла с нанесенным на него рисунком пчелиных сот. Пол платформы выложен светлым полированным керамогранитом.
На путевых стенах на светлом фоне — надписи с названием станции, также выполненные в виде модулей из сот, размещенных на металлических листах с цветной светодиодной подсветкой.
Станция «Ботаническая» неглубокая, заложение всего 12 метров, выходы поэтому без эскалаторов, как и на станции «Проспект Космонавтов». У станции два подземных вестибюля и самое большое количество выходов — целых восемь. Неместному жителю или редкому посетителю сложно разобраться, в какой из выходов выйти к нужному месту. Проще сориентироваться потом на поверхности.
Из крупных объектов рядом торговый центр «Дирижабль»,
а если пройти 1,5 км (лучше подъехать одну остановку на автобусе или троллейбусе), дойдете до «Океанариума» и аквапарка «Лимпопо».
Еще, рядом со станцией «Ботаническая» строится «Золотой автовокзал»- очередной амбициозный проект в Екатеринбурге.
Вот такой он, метрополитен Екатеринбурга: всего 9 станций, длина сети 12,7 км. Но согласитесь, очень симпатичный!
Генеральным планом метрополитена предусматриваются еще две линии, причем одна из них в мой район. Но боюсь, что все это будет уже не при нашей жизни. За семь лет в Екатеринбурге я уже столько разговоров на эту тему наслушалась, что не обольщаюсь. Денег на дальнейшее строительство нет. Если же что-то изменится, ну, что же, будет приятный сюрприз!
А вы заметили, что метро у нас обозначено зеленой буквой М?
Добавляю схему метро по пожеланиям трудящихся!