Однажды в студеную зимнюю пору приехала я к родственникам в Улан-Удэ. Ула́н-Удэ́ — столица Республики Бурятия, расстояние от Москвы около 5 500 километров, а от нашего Екатеринбурга более 3000 км. Бурятия — очень красивый край, здесь находятся и озеро Байкал, и горы Саяны, и Хамар-Дабан, минеральные источники и места силы, много рек и озер. Городов в республике всего 6, население живет в основном в поселках и деревнях. Плотность населения невысока. В республике расположено три государственных заповедника, два национальных парка и более 250 памятников природы, Бурятия славится своими уникальными буддистскими монастырями — дацанами. Не многие в России знают подробности об этом чудесном крае, поэтому хочется побольше рассказать о нем. Расположен город Улан-Удэ в горной долине рек Селенги и Уды, между хребтами Хамар-Дабан и Улан-Бургасы, в 75 км к востоку от озера Байкал. Один из примерных переводов названия Улан-Удэ с бурятского языка звучит, как «красный полдень», или «красная Уда», Уда — это река на которой стоит город. Население города составляет около 430 000 человек, большая часть городского населения — это русские, бурят около 30% от общего населения города. Местный народ больше всего живет в поселках.
Город еще называют колыбелью российского буддизма, Воротами в Азию и буузным краем. Буузы или позы — типа манты, только мяса здесь много, это один из вариантов китайского блюда баоцзы, готовятся из пресного теста, всегда на пару и очень сочные. Есть их надо правильно: берешь руками за горячие бока, надкусываешь тесто сбоку, выпиваешь ароматный наваристый сок и потом с удовольствием съедаешь все остальное.
Очень там любят крепкий чай с молоком. А когда я в детстве приезжала к родне в Бурятию в советское время, то чаще всего мы пили зеленый плиточный прессованный чай с жирным топленым молоком по типу тибетского. Теперь такой чай уже редко где встретишь.
Буузные в Улан-Удэ на каждом шагу.
В Улан-Удэ проводят даже чемпионат по лепке бууз -«Буузын Удэр», где команды работают на скорость. Еще есть конкурс и на поедание бууз — «Буузын Баяр», кто больше съест. В декабре 2020 года в России проводился национальный конкурс региональных брендов продуктов питания «Вкусы России», где победителями стали бурятские буузы, дагестанская баранина и сыры Подмосковья.
Бурятия граничит с Монголией. Считается, что оттуда родом были предки современных бурят, оттуда и пришли некоторые обычаи и традиции, а также учение Будды. Буддийская философия была близка предкам современных монголов и бурят еще во 2 столетии до нашей эры. Большое распространение получил буддизм здесь только в 17 столетии. В дореволюционный период в Бурятии существовало больше 45 дацанов (храмов). Сейчас возле Улан-Удэ находится знаменитый Иволгинский дацан, в самом городе несколько дацанов, особенно хорош дацан «Ринпоче Багша», расположенный на горе, откуда виден весь город. Но дацаны Бурятии — это совсем другая история, для другого рассказа.
В Бурятии тибетский буддизм тесно переплетается с древними обрядами, с шаманизмом. С древних веков жители Прибайкалья считают Верховным духом Вечно Синее Небо или Хухэ Мунхэ Тэнгри, но также поклоняются и другим богам. Каждая гора, река, озеро, скала имеет своего эжина, то есть духа-покровителя. Когда едешь по дорогам Бурятии, то повсеместно встречаются культовые места: субурганы (ступы), древние деревья с лентами, горки, камни, родники-аршаны, где живет дух — хозяин данной местности. В этих местах надо обязательно остановиться и поднести духу подарок: привязать ленту, оставить конфетку, какую-нибудь еду, сигаретку, монетку. А иначе, проехав мимо, дорога не задастся, что-нибудь да случится, проверено на опыте. Вот такие тут сильные духи, их уважают и русские, и братские. Посредником между мирами духов и людей является шаман, который передает свой дар только по наследству.
До сих пор сохранился ритуал «делиться с божеством» — бурханить. Хоть в русской семье, хоть в бурятской, если ты садишься за стол или обедаешь на природе, то обязательно сливаешь несколько капель из стакана или рюмки любого напитка в подарок богам и только потом пьешь сам.
Интересно, что местное население не любит, когда их называют бурятами (как и негры). В 1923 году появилась Бурят-Монгольская АССР в составе РСФСР, уже тогда их называли братским народом, или попросту — братские. Едешь так в автобусе, а тебе говорят: «в этой деревне живут в основном братские», мне это с советских времен казалось не совсем понятным. Возможно слово имеет более древнее происхождение. Хакасы — западные соседи бурят, называли их (п)быраат — волк, (западные бурятские роды почитали волка как своего прародителя). Когда русские пришли в 17–18 веках из Хакассии в Бурятию, пыраат трансформировалось в русское брат, братские люди. Вообще этот народ очень дружный, общительный, но в некоторой мере скрытный, свой язык знают и не забывают, бурятский язык преподают в сельских школах, в городских — в некоторых.
До середины 1930-х годов братские использовали старомонгольскую письменность. Буддийские ламы тех времён оставили богатейшее духовное наследие своих трудов, а также переводов по философии, истории, тантрическим практикам и тибетской медицине. Сохранилось более двухсот эпических сказаний, главным из них является эпос «Гэсэр» — Илиада Центральной Азии. Я читала про богатыря Гэсэра, очень мелодичная интересная поэма. У братских очень развито чувство рода, у них актуальны родственные связи, клановость. Распространено землячество такого рода — если в какой-то организации руководящую должность займет братский, то постарается устроить к себе родню и друзей из числа бурят. Надежное бурятское резюме: «Я от дяди Баира». Если бурятский ребенок вдруг остался сиротой — его родня возьмет к себе и будет воспитывать, как своего. Говорят, что в детских домах почти нет детей-бурят.
Выхожу на прогулку по городу. Конец февраля, «мороз и солнце, день чудесный». Правда солнце вдруг пропало, и небо затянуло тучами. Вот главная площадь города. На площади еще стоят новогодние горки, аттракционы, юрта, киоски, дети катаются на лошадях.
Площадь дополнительно украшается к предстоящему празднику Белого месяца — Сагаалган — Новый год по восточному календарю. Его празднуют все жители Бурятии, вне зависимости от национальности и вероисповедания. В дни праздника проходят концерты, музыкальные фестивали, проводятся различные развлекательные мероприятия.
Каждый год Сагаалган выпадает на разные даты, отмечается по лунному календарю, но обычно это конец января — февраль. Активная подготовка начинается за два дня до праздника с обряда очищения. На территории дацана разжигают два костра: в большом ламы после молебна-хурала сжигают деревянную конструкцию, символизирующую все плохое, совершенное за прошедший год. Маленький костер предназначен для кусочков теста, бумаги и ткани, которыми верующие обтирают свое тело, очищая себя от негативных мыслей и энергии. Следующий день принято проводить дома и готовиться к встрече Нового года. Сам праздник наступает с первыми лучами солнца, когда богиня Палден Лхамо спускается на Землю и дарует свою защиту бодрствующим на весь предстоящий год, поэтому в первый день Сагаалгана принято вставать очень рано.
Но не подготовка к празднику на площади бросается в глаза, а оригинальный памятник В. И. Ленину, скульптурное изваяние головы основателя СССР установлено в центре города на площади Советов, является самым большим изображением Ленина в мире.
Создание памятника началось в 1970 году по случаю столетия со дня рождения В. И. Ленина, открытие произошло 5 ноября 1971 года. Скульптура высотой 7,7 метра, и весом 42 тонны была отлита на Мытищинском камнерезном заводе в виде двух половин, в таком виде доставлена по железной дороге и установлена на площади Советов перед Домом Правительства Республики Бурятия на полированном гранитном постаменте высотой более 6 метров.
Вот справа здание Дома Советов — первое монументальное здание эпохи позднего конструктивизма в Бурятии.
Строительство начали весной 1929 года и закончили в 1931. По периметру площади сосредоточены административные здания: Народный Хурал Республики Бурятия, Администрация города Улан-Удэ, Федеральной Службы безопасности, а также кинотеатр, Геологоуправление, Главпочтамт.
Здание с башней — дом Радио.
Интересное здание комитета «Забайкаллес» и Комитета радиовещания, стоит на углу между площадями Советов и Театральной. Сейчас в здесь находится Министерство финансов Республики Бурятия.
Напротив — театр оперы и балета, между ними на Театральной площади — фонтан, летом он светомузыкальный.
В 1952 году японскими военнопленными было построено здание Бурятского театра оперы и балета (ул. Ленина, 51) по проекту архитектора А. Федорова. Над центральным порталом установлена скульптурная группа «Всадники» с развернутым знаменем.
Театр оперы и балета с другой стороны.
Монументальное прекрасное здание, главный зал вмещает 800 зрителей. У театра установлена скульптура «Красавица Ангара», посвященная главным исполнителям одноименного балета — Ларисе Сахьяновой и солисту театра Петру Абашееву, сыгравшим главные роли, главной темой балета стала любовь Ангары и Енисея. Л. Сахьянова — первая профессиональная бурятская балерина, педагог, народная артистка СССР, внесла большой вклад в развитие бурятского балета.
На возвышенном участке улиц Некрасова и Почтамтской располагается двухэтажное здание бывшей почтово-телеграфной конторы или «старая почта», построено в конце 19 века.
Наше путешествие продолжается по главной улице города — улице Ленина. Эта одна из самых старых улиц города была проложена еще при строительстве Одигитриевского собора (1741 г.) до Нагорной площади (сейчас Площадь Советов) и называлась Трактовой, потом Большой, после приезда будущего императора Николая II — Большой Николаевской, а с 1924 года носит имя Ленина. Центральная часть улицы является пешеходной и в народе зовется «Арбат». Перед визитом цесаревича Николая (1891 г.) была построена Триумфальная арка «Царские ворота».
Арка простояла до 1936 года и затем была снесена. Ко дню города в 2006 году Триумфальную арку вновь построили.
История Улан-Удэ началась с небольшого зимовья казаков, выстроенного в 1666 году на берегу реки Уды. Вскоре зимовье стало Удинским острогом, а затем в 1698 году острог стал городом. Верхнеудинск быстро рос и развивался благодаря удобному расположению на торговых путях с Монголией и Китаем. В 1899 году через Верхнеудинск проложили пути Транссибирской магистрали (Транссиба). Транссиб коренным образом изменил жизнь города и ускорил темпы его развития. В 1934 году Верхнеудинск был переименован в Улан-Удэ. В 2021 году Улан-Удэ отметит 355 лет со дня своего основания.
Памятник Верхнеудинскому купцу. Бронзовая скульптура появилась в 2014 году в День российского предпринимательства. Руководство «Сбербанка» выступило инициатором создания памятника, образ торговца объединяет в себе историю зарождения купечества и города.
Бравого купца назвали Евсеем Лукичом, говорят, что когда-то на этой улице жил купец по имени Евсей, а такое отчество «Лука» означает счастье. Теперь он стал украшением улицы, а кроме того, он дарит финансовое благополучие каждому, кто потрет замок сундука.
Напротив банка по левой стороне располагается кукольный театр «Ульгэр», что в переводе с бурятского означает «Сказка». Само здание театра ничем не примечательно, все сказочное для детей внутри. Рядом со зданием театра установлен памятник революционеру, председателю Верхнеудинского Совета депутатов В. М. Серову, замученному белогвардейцами.
Культурно-деловой центр «Арун», десятиэтажное здание, напоминающее национальную бурятскую шапку.
Здание Консульства Монголии с национальным головным убором наверху:
Пешеходная улица встречает нас скульптурой «Жезл бога торговли Меркурия и рог изобилия»(2004 г.). Скульптура символизирует герб города, учрежденный в 1790 году. Согласно мифологии, Меркурий являлся покровителем торговли, а поскольку Верхнеудинск являлся крупнейшим торговым центром в Восточной Сибири, то его жезл оказался тогда на гербе города.
Дальше в пятидесяти метрах располагается фонтан «Рыбы» — над круглой чашей поднимается скульптура из двух рыбок, переплетенных в виде круга, что в буддийской философии означает бесконечность времени.
На улице множество магазинчиков, есть и художественный салон, где можно приобрести подарки, сувениры, картины, ювелирные изделия, там даже стоит статуя монгола.
На пешеходной улице расположены в основном купеческие особняки, многие с интересной архитектурой.
Пройдя еще несколько метров, видим интересное двухэтажное красное здание, выделяющееся на фоне остальных строений — это дом купца Н. Л. Капельмана, построенный в 1907 году. Больше всего, конечно же, впечатляют белоснежные фигуры атлантов на уровне второго этажа.
В доме Капельмана размещались «Торгово-промышленная и комиссионная контора Н. Л. Капельман и Г. И. Виневич», зубоврачебный кабинет Зубовской, нижний этаж сдавался в аренду под чайный магазин Син Тай Луня, кондитерский магазин «Модерн» и кофейню И. Е. Цыгальницкого. Со времени постройки здание не меняло своего назначения — здесь всегда располагались магазины и конторы.
Пройдя еще немного по улице, мы встречаем скульптурную композицию «Две птицы» — над огромным камнем поднимается фигуры птиц, играющих высоко в небе. Это творение символизирует любовь и бережное отношение к природе.
Здание на Базарной улице (ныне ул. Кирова) в 1876 году принадлежало верхнеудинскому мещанину Якову Михайловичу Рубинштейну. Двухэтажное кирпичное здание одной стороной выходило на Базарную площадь, с другой стороны имеет арку-проезд.
Площадь Революции. Самая старая городская площадь раньше носила название Базарной, потому что здесь кипела торговля. В начале 20 века площадь стали использовать для митингов, поэтому после установления советской власти она получила название Революционной.
Здесь поставили памятник борцам за коммунизм, на месте гостиных дворов построили большой универмаг, а другие здания приспособили под различные учреждения.
В 1791 году было построено деревянное здание Гостиного двора. В 1804 году до 1868 г. шло строительство каменных гостиных дворов.
Вокруг Гостиных рядов формировался центр города, площадь получила название Гостинодворской. Здесь два раза в год проводились торговые ярмарки — крупнейшие торговые мероприятия за Байкалом.
Дом купца Ивана Флегонтовича Голдобина (выдающийся благотворитель и почетный гражданин). В 1926 году «Добролёт» начал регулярное воздушное сообщение Верхнеудинск — Урга (Монголия), управление воздушной линией находилось в этом доме.
А в 1999 году был создан Музей истории города Улан-Удэ, который расположился в доме купца (ул. Ленина 26) Построено деревянное здание в 1791 году.
ул. Ленина, 27 — Дом купца I гильдии М. Курбатова (1820 года постройки). В конце 19 века куплен купцом А. К. Кобылкиным. Дом считался самым богатым в Верхнеудинске, построенным по «образцовому проекту». Здание сохранилось с существенными перестройками.
ул. Ленина, 48 — Гостиница «Пти-отель» мещанки Селищевой. Двухэтажное каменное здание построено в 1870-х годах. В 1890 году в гостинице останавливался А. П. Чехов во время поездки на Сахалин. Бронзовую фигуру русского писателя Антона Чехова установили у музея истории города. Рядом с памятником находится дощечка с цитатой из классика, в которой он отзывается о Верхнеудинске, как о «миленьком городке».
По архивным сведениям, этот дом принадлежал селенгинской купчихе Александре Анемподистовне Труневой. На 1874 г. постройки были деревянные. В 1882 г. начинается строительство двухэтажного каменного здания. Позже построены одноэтажные каменные лавки, фасадами они выходили на ул. Большую (ныне ул. Ленина).
Усадьба Е. А. Мордовской — одноэтажный деревянный дом, уникальный памятник архитектуры, выделяется богатым декором фасадов и оконных наличников, дом построен в конце 19 века.
Одигитриевский собор — православный храм Бурятской епархии, памятник архитектуры сибирского барокко. Уникальность собора состоит в том, что он построен в зоне высокой сейсмической активности. Расположен на берегу реки Уды при впадении ее в Селенгу, строился на деньги верхнеудинских и кяхтинских купцов. Его строительство было начато в 1741 году и шло более сорока лет.
Торговый центр «Таврический», открытый в конце «нулевых» опустел и закрылся. Сейчас там располагается Советский райсуд Улан-Удэ.
Оригинальную архитектуру торгового центра «Европа» жители города прозвали «унитазом».
В Улан-Удэ вообще много одноэтажных деревянных домов, поэтому город по площади достаточно большой.
Я побывала в разных концах города, но не везде фотографировала (не взяла с собой нормальный фотоаппарат), а интересного тут достаточно, особенно люди.