Жил да был некий Чарльз Блюдорн, миллионер, владелец заводов, газет, пароходов и прочих активов, среди которых, к примеру, была студия Paramount Pictures и всем известный Madison Square Garden. Будущий американский бизнесмен родился в Австрии и был настолько несносным ребенком, что отец его пристроил в английскую школу-интернат для приучения к дисциплине. В 16 лет парень оказался в Нью Йорке, был рабочим, солдатом, а спустя несколько лет основал свою первую компанию (автозапчасти). Миллионером он стал в 30 лет и имел прозвище «Безумный австриец с Уолл Стрит». В общем, Блюдорн принадлежал той же плеяде бизнесменов, что и Говард Хьюз, Стивен Джобс, Илон Маск и т. п. Но нам сейчас интересен его вклад в доминиканский туристический сектор. Вклад этот настолько велик, что Блюдорна называют отцом доминиканского туризма. Хотя, кроме туризма, он основал и владел многими компаниями, являясь крупнейшим налогоплательщиком и работодателем в стране.
Будучи владельцем кинокомпании Парамаунт, он постоянно приглашал режиссеров, сценаристов и прочих деятелей кино в Доминикану, создавая им условия для съемок. В частности, здесь снимались многие сцены из «Крестный отец 2», «Апокалипсис сегодня», «Колдун». А в 1975 году Блюдорн превратил собственные тростниковые поля (28 кв.км) возле города Ла Романа в курортное место Каса де Кампо, поначалу прославившееся своими гольф-полями, а впоследствие ставшее магнитом для богатых и знаменитых людей со всего света. В Каса де Кампо проводились финалы конкурсов Мисс Вселенная, здесь строят себе особняки известные кинозвезды, политики и эстрадные исполнители, в местной марине швартуются яхты преуспевающих бизнесменов, а международный аэропорт Ла Романа обязан своим появлением исключительно этому заповеднику для богатых.
В 1976 году дизайнер студии Парамаунт Роберто Копа по заказу босса спроектировал городок Альтос де Чавон (Возвышенность над Чавоном), а в начале 80-х Блюдорн воплотил проект в жизнь. Бизнесмен умер от сердечного приступа на борту своего самолета в 1983 году в возрасте 56 лет. После него остались компании, благотворительные фонды, премии и, конечно же, Каса де Кампо с уже возведенным Альтос де Чавоном. Сегодня эта средневековая испанская деревня, с вкраплениями античности, расположенная в пределах Каса де Кампо на высоком берегу реки Чавон, является основной достопримечательностью города Ла Романа, манящей туристов со всего мира. Управляет комплексом дочь Блюдорна по имени Доминик. Здесь есть фонтаны, старинная площадь, мощеная узористой брусчаткой, церковь с колоколенкой, улочки, магазины, ресторанчики, сады. А еще — довольно большой амфитеатр (на 5000 мест), несколько музеев и действующая школа дизайна с галереей (именно эта школа дала второе название городку — Деревня художников). Ниже я остановлюсь на каждом пункте чуть подробнее. Полностью же работы в Деревне Художников были завершены к 1992 году.
Чтобы посетить Альтос де Чавон, нужно сначала попасть на территорию Каса де Кампо. Это непросто, все обнесено забором и тщательно охраняется, а на двух въездах пускают только при предъявлении пропуска. Ранее можно было приобрести разовый пропуск (билет) за 25 долларов прямо на въезде, но в связи с эпидемией Ковид такая возможность аннулирована. Единственный шанс попасть туда — с групповой экскурсией. Однако, и с этим не так просто. Как правило, экскурсия в Альтос де Чавон совмещена с поездкой на остров Саона. Людей автобусами везут из Пунта Каны в Байяибе, где происходит посадка на лодки к острову, в пути автобусы немного ответвляются (на 25 км) и завозят туристов в Каса де Кампо.
Я связался с адмистрацией Альтос де Чавон, мне разъяснили, что самостоятельным туристам попасть туда сейчас шансов нет. Попытался было пообщаться с русскоязычной экскурсионной компанией насчет частичного включения нас с женой в экскурсию (без острова), но энтузиазма мое предложение не встретило. Что ж, придется отложить посещение до лучших времен, ведь на остров ехать в планы не входило, да и сложно в целом паре жителей Байяибе пристроиться к экскурсии, которые почти все начинаются в Пунта Кане (Баваро).
Но в последние пару недель нашего пребывания в Доминикане события вдруг завертелись тугой чередой, мы обрели массу новых друзей и знакомых, среди которых оказался Игорь, имевший пропуск в Каса де Кампо и предложивший свозить нас туда. Ура, едем!
Заехать можно в двух местах, каждое оборудовано охранными пунктами со шлагбаумами и бдящим персоналом. Игоря охранники легко узнают и приветствуют. И вот мы внутри Каса де Кампо. Это довольно большая территория, с улицами и районами, застроенная особняками различной степени пафосности и размера. Здесь живут или бывают многие всемирно известные персоны, имен достаточно, но дабы не плодить малодостоверных слухов, я не стану углубляться. Вот разве что стоит упоминания факт о пребывании там как раз в это время Дженифер Лопес, она приехала в Доминикану сниматься в кино и остановилась, конечно же, в Каса де Кампо.
Снимать на фото особняки, хоть и не запрещено напрямую, но как-то не хотелось, настолько обстановка располагает к фешенебельной приватности. Поэтому, покатавшись минут пять по улочкам города миллионеров (Дженифер Лопес нам не встретилась, хотя, не исключено, что мы ее просто не узнали), прибываем в Альтос де Чавон.
Туристов нет, видимо, еще не прибыли автобусные группы. Легко паркуемся возле фонтана и идем гулять.
Фонтан с рыбами:
Игорь предлагает сначала зайти в амфитеатр. Почему бы и нет? Амфитеатр устроен в древнеримском стиле, он большой, хотя, конечно, по числу мест на порядок меньше Колизея (5 тыс против 50 тыс). Подходы оформлены тщательно и практически на 100% создают иллюзию античных строений:
А вот внутри амфитеатр уже не так похож на истинные римские, дух новодела здесь ощущается сильнее:
Этот амфитеатр в 1982 году открывал Фрэнк Синатра, который был вдохновителем его создания, а выступали тут в разное время, кроме Синатры, Пэт Шоп Бойз, Хулио Иглесиас, Стинг, Карлос Сантана, наша почти подруга Дженифер Лопес и множество звезд меньшего калибра. Надо отметить, что концерты не самых известных исполнителей часто проходят бесплатно для посетителей.
Вдали за сценой видны состаренные «античные» колонны:
Из Амфитеатра идем мимо уже знакомого фонтана в саму деревню. Есть в Альтос де Чавон небольшие отельчики и апартаменты, вот один из них:
Над городком во множестве парят грифы (ну, так я идентифицировал своим непрофессиональным чутьем):
Вот один из них устроился на каменном заборе:
Удалось снять момент взлета, хоть и несколько не в фокусе:
Выходим к расположенной наиболее близко к обрыву части городка:
Выходим на центральную площадь:
Стилистически эта площадь олицетворяет испанский городок эпохи Колумба. Слева от церкви видна колоколенка, я взбежал, вот вид с нее:
Кстати, о церкви. Называется она Церковь Святого Станислава и получила свое имя в честь покровителя Польши в ознаменование визита в Доминикану Папы Иоанна Павла 2 (1979 г.). Говорят, что Папа привез с собой то ли мощи, то ли реликвии этого Станислава, узнать наверняка не удалось — церковь закрыта в связи с пандемией. Время от времени здесь проходят обряды венчания известных личностей. Слухи (разносимые невзыскательными экскурсоводами) утверждают, что именно тут венчались Майкл Джексон и Лайза-Мария Пресли, но это выдумка (на 99%), они лишь были в Каса де Кампо в свадебном путешествии. А вот герцог и герцогиня Анжуйские здесь точно венчались. Да что там герцоги, любой желающий может заказать себе такую процедуру, если денег хватит (слышал разные цифры, минимальная 6 тыс. долларов, максимальная 50 тыс). Вообще, Доминикана очень популярна в качестве места бракосочетания.
Внутри церковь скромна и компактна:
Площадь выложена разноцветной брусчаткой, образующей геометрические узоры:
Вскоре оказываемся в месте, специально обустроенном для фотографий (как выразился Игорь — в стиле Титаник). Это выпирающаяся над обрывом маленькая площадка:
Представляю, сколько тут народа в безковидные времена ждет своей очереди сделать снимок… Раз сказано Титаник, значит, надо встать у ограждения на самом конце площадки, раскинуть руки в стороны, устремив мечтательный взгляд вдаль и т. д. и т. п. Отлично, а теперь ты меня… А очередь ждет. Но я отвлекся, мы то тут были одни.
Вид оттуда на деревню:
Внизу над рекой парят птицы (над головой тоже):
Здесь начинается дорожка, ведущая вниз к реке. Игорь сказал, что спускаться легко, но внизу просто река и ничего больше, а вот подниматься уже труднее. Мы не пошли. А сама дорожка выглядит так:
Идем дальше, углубляясь в деревню.
Многие группы туристов не ходят далеко от центральной площади, осмотр завершается где-то здесь. Но у нас преимущество — Игорь, который никуда не спешит (почти), и у него есть особенность — его дочь училась в этой самой Школе Дизайна. Туда мы и направляемся.
По пути проходим лабиринтообразные коридоры:
Здесь осыпавшиеся лепестки цветков бугенвиллии освещаются лучом солнца и создают интересную картинку:
К сожалению, фото не передает всей полноты ощущений.
Выходим на небольшую площадь:
И дальше сквозь густой сад:
Дерево манго, как я вижу:
А это дерево сейба, как гласит табличка:
И, наконец, попадаем на территорию Школы. Это вроде бы столовая:
Кампусы (или кампуса?) для студентов:
Жизнь в этих корпусах, как рассказал Игорь, довольно аскетична — ни кондиционеров, ни ванн, умывальники снаружи, все примерно как в советских пионерских лагерях. Сейчас все домики закрыты, ковид. Проходим дальше.
И попадаем на небольшую площадь, где корпуса выглядят интересней:
Упс, здесь, оказывается, снимать запрещено, о чем сообщил неизвестно откуда появившийся охранник с пистолетом. Игорь сказал ему, что просто зашел с друзьями посмотреть место, где несколько лет назад училась его дочь. Охранник был не против, вот только конкретно на этой площадке почему-то не разрешил снимать. Не знаю, чего там такого. Хорошо, я успел сделать пару снимков до его появления.
Ладно, уходим. Опять зелеными лабиринтами, но затем выходим в другое место.
Удивительно, насколько местами этот новодел выглядит историческим:
А порой даже древним (ни дать, ни взять Ангкор):
Улочки тоже вполне исторические:
Выглянул на уже знакомую площадь:
На этом наша прогулка завершена, идем к машине. Фотографий у меня куда больше разрешенных форматом пятидесяти, мог бы вставить в слайдеры, но я отчего-то их не люблю, пусть будет так. Считается, что посещать это место лучше в утренние часы, мол, тогда солнце не будет контровым. Не знаю, ракурсов там очень много, всегда будут и против солнца, что утром, что вечером. Возможно, лучше всего в районе полудня, тогда солнце хотя бы просто близко к зениту. Мы были часов в 10 утра, но по фоткам видно, что против солнца таки немало.
Что ж, Альтос де Чавон оставил прекрасные впечатления, здорово, что мы смогли его посетить. Особенно сейчас, когда эпидемиологические проблемы просто не дают нормально жить… Если б не Игорь, так и не попали бы сюда.
Конец. Но будет еще финальная часть, с кратким обзором и «внежанровым» материалом.
Начало всего доминиканского цикла здесь.
А вот и подоспела заключительная часть.
Теги:
Самостоятельные путешествия