Церковь Бориса и Глеба в Кидекше. Как появилась традиция белокаменного храмового строительства на Руси
Было бы более правильным начать повествование о Владимиро-Суздальской земле не из Боголюбово и Владимира, как это сделал я, а из Кидекши, маленького села, расположенного километрах в пяти от Суздаля. Во всяком случае, это бы в большей степени соответствовало логике исторических событий.
Ну, согласитесь, вроде как первым стоило бы упомянуть князя Юрия Долгорукого, а уж потом его сыновей Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо, тем более, что имя отца среди широких слоёв общественности более на слуху, ему и памятник в Москве имеется и за основателя столицы России его почитают. У меня же получилось точно наоборот, забежал вперёд, начал с княжения менее раскрученных сыночков Юрия Долгорукого, а теперь вот резкий поворот назад, как по команде «кругом марш».
Для оправдания можно выкрутиться, примазавшись к славе великого Тарантино, у которого нелинейная и многоярусная конструкция фильма, подаваемая с нарушением хронологического порядка, в итоге вырисовывается в абсолютно логичный замысел автора.
Однако я, признаюсь, никакого замысла не имею вообще, а вещаю ровно в такой последовательности, в какой мы это всё видели, не более того.
Из Владимира до Суздаля добраться совсем не сложно. Если вы не на своём авто, можно на общественном транспорте, но лучше, думаю, на такси, российский агрегатор выдавал стоимость такой поездки что-то в районе 700 рублей.
Мы же ехали на машине и под аккомпанемент гида Марины Евсюковой, которую я уже рекламировал, но сделаю это ещё раз. А что, если гид хороший, почему бы и не дать рекомендации, на нашем сайте она присутствует.
Не доезжая немного до Суздаля, решили свернуть с основной трассы и заехать в село Кидекша, чтобы увидеть древний белокаменный храм — церковь Бориса и Глеба 12-го века и более поздние, но не менее знаменитые постройки конца 18-го века: Стефановскую церковь, падающую колокольню и церковную ограду со Святыми вратами.
Тем, кто только планирует поездку в те места, настоятельно рекомендую сделать тоже самое. Не обязательно до Суздаля, можно и после или вовремя, но обязательно заехать в Кидекшу и увидеть своими глазами эту древность.
В этом селе, числом жителей, кстати, не более двухсот человек, стоит церковь Бориса и Глеба.
Полумесяц на кресте, значит храм 12-го века
Думаю, все знают этих персонажей русской истории, Бориса и Глеба, младших сыновей князя Владимира Крестителя Руси, первых русских святых, канонизированных как Русской Православной, так и Константинопольской церковью.
Я не уверен, было ли на самом деле то коварное братоубийство столь похожее на классический ветхозаветный сюжет, а если и было, то в том ли контексте, как оно подаётся православными историческими хрониками. Уж слишком благостной и поучительной была их великая смерть, смиренно принятая от их старшего брата Окаянного Святополка.
Но если у меня некие сомнения и есть, может и не в самом факте убийства, а в её подаче, то у их прямого родственника князя Юрия Долгорукова таких сомнений не было точно. В честь святых братьев он и воздвигнул эту церковь, одну из первых в ряду белокаменных храмов Северо-Восточной Руси.
Не пизанская и не башня, но наклон есть. Колокольня Борисоглебского храма более поздней постройки
Вроде как, именно в этом месте встретились в своё время дружины князей Бориса и Глеба, когда они двигались в Киев по приглашению их отца князя Владимира, один из Ростова, другой из Мурома. Тогда ещё всё было хорошо, и все были живы.
А князь Юрий Долгорукий основал здесь свою летнюю резиденцию, которую окружил крепостной стеной и валами.
Место, где река Каменка впадает в Нерль, было выбрано не случайно, таким образом, князь контролировал торговую артерию из Суздаля во Владимир и дальше.
После того, как Юрий Долгорукий перебрался на великое княжение в Киев, в Кидекше жил один из его сыновей, князь Борис, могила которого, а также его жены и дочери в этом храме и находятся.
Но, впрочем, историю этого места далее пересказывать не буду. Хочу поднять одну тему, и её чуток помусолить.
Тема такая. С этого храма началась традиция белокаменного храмового строительства на Руси. Почему был выбран этот не самый доступный и не самый дешёвый материал, чем при этом руководствовались Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский и прочие?
Среди специалистов и любителей эта тема очень активно дискутируется, я решил систематизировать информацию и вот что получилось.
В храмовом зодчестве Древнего Рима, Византии, да и Киевской Руси, в качестве строительного материала в основном применялась плинфа. Это такой плоский и широкий обожженный кирпич, приблизительно квадратной формы, но не обязательно, варианты форм бывали разные. Он тоньше современного стандартного кирпича и значительно превышает его по ширине. Так, древние строители добивались большей сейсмоустойчивости несущих стен зданий.
Стены, выполненные из плинфы, обычно, не штукатурились. Сейчас, кстати, подобное оформление интерьеров частенько используется, вот и у нас дома переход между этажами стилизован подобным образом.
Это вообще красиво! Я давно не был в Киеве и вряд ли окажусь там, к сожалению, в ближайшее время, но знаю, что Софийский собор выполнен как раз из плинфы, стены которого большей частью оштукатурены, но местами нет. То есть в Киевской Руси до Юрия Долгорукого храмы строились из плинфы, и тут неожиданно появился новый строительный материал — белый камень.
Почему? Удешевление стоимости строительства? Так совсем наоборот, белый камень с учётом более сложной его добычи, транспортировки и обработки был на порядок дороже.
Большая эстетическая привлекательность? Так историки свидетельствуют, что в те далёкие времена ещё не умели обслуживать стены, выполненные из известняка, технологии его чистки появились гораздо позже. Поэтому постепенно такие стены становились грязно-серыми из-за копоти от печного отопления и пожаров.
Может близ Владимира и Суздаля имелись карьеры известняка? Тогда его использование было бы логичным. Это как в Армении храмы строились из туфа, который добывали тут же. Так нет же. Таких карьеров или их следов в тех местах найдено не было.
Учёные даже сделали анализ остатков одноклеточных организмов, содержащихся в известняке храмов Владимира и Суздаля, и точно определили, что везли камень издалека, из нынешнего Раменского района Московской области.
Доставляли камень довольно хлопотно: водным путем — по Москва-реке, далее волоком, опять водным путём по Клязьме во Владимир, затем по Нерли — в Суздаль и Кидекшу. Стоимость транспортировки камня оценивают до 80% от стоимости храма, однако.
Строили белокаменный храм так. Из обтесанного белого камня возводили две стенки — внутреннюю и внешнюю, промежуток между ними заполнялся строительным мусором и заливался известковым раствором. Достаточно трудоёмкое строительство, которое требовало значительных людских ресурсов, что также удорожало стоимость храма.
Так что, пока ни одного плюса использования белого камня не вижу.
Однако, Юрий Долгорукий и его потомки свой выбор сделали и последующие лет триста самые красивые русские храмы возводили именно из этого строительного материала. И какие это были года, разве благополучные? Ровно наоборот: монгольское иго и княжеская междоусобица, лишних денег не было вообще, как впрочем, и трудовых сил. Тогда почему белокаменное строительство, ничего непонятно.
Из плинфы в своё время возводили просторные и относительно недорогие храмы. Прочитал, что Юрий Долгорукий вместо пяти белокаменных церквей при тех же затратах мог бы возвести 50 кирпичных. Но он этого не сделал. Ни он, ни его ближайшие потомки.
Давайте разбираться дальше. Какие мастера привлекались к сооружению владимирских и суздальских храмов? Как вам такой вопрос? А вот тут нарисовалось кое-что интересное.
Совсем недавно, в 2018 году, раскопки на территории храмового комплекса в Боголюбово показали, что в строительстве этого храма участвовали мастера, приглашённые предположительно с севера Апеннин, там, где сейчас располагаются области современной северной Италии. Это значит, что в основе владимиро-суздальского белокаменного зодчества, в том числе и храма в Кидекше, лежат европейские корни.
Есть мнение, что суздальские мастера учились в Европе, перенимали секреты мастерства западноевропейских зодчих, чтобы переосмыслив и творчески развив их опыт, перенести его на родную землю. Учёные сравнивают, например, узоры Борисоглебской церкви и некоторых западноевропейских церквей того времени и находят много общего, их объединяет единый романский стиль.
Таким образом, использование белого камня стало неким символом принадлежности Владимиро-Суздальской Руси к числу передовых европейских государств. Получается, что белый камень для Юрия Долгорукого был не просто строительным материалом, а олицетворением государственного и даже имперского могущества.
При таких обстоятельствах, траты и экономия ресурсов не являются главными критериями выбора, на первое место выходит престиж и статус. Такое поведение характерно и для человека, влезающего в долги, чтобы купить последнюю модель смартфона, и для государства, стремящегося произвести впечатление.
Собственно говоря, ничего нового. Есть такое направление в экономике как институционализм, которое, начиная с его основоположника Торстейна Веблена, исследовало подобное поведение потребителя, а современные маркетологи результатами этих исследований весьма активно пользуются.
В пользу этой версии служит тот факт, что через несколько веков европейские храмовые строители вновь перешли на кирпич, этот способ строительства опять стал моден. Аналогичные изменения в храмовом строительстве произошли и на земле русской.
Есть ещё одна причина появления и развития белокаменного строительства на Руси, которая на этот раз имеет экономическую подоплёку.
Добыча камня, его транспортировка и каменное строительство это вообще-то бизнес, который держали сильные мира того времени. Сейчас мы таких персонажей называем олигархами или коррумпированными чиновниками, тогда это были князья и приближённые к ним. Бедное государство часто предполагает богатство отдельных его граждан, и как зарабатываются такие состояния, мы хорошо знаем. Ничего за века принципиально не поменялось. Вот такие мои выводы.
Рождественский собор в Суздале. Ещё один белокаменный храм домонгольской Руси
Мне кажется было бы очень к месту упомянуть в этом материале о соборе Рождества Пресвятой Богородицы города Суздаль.
Этот храм 12-го века великолепно вписывается в ряд своих собратьев, белокаменных и древних, увиденных нами в той поездке. Вот они, рассчитайтесь по порядку: храм Покрова на Нерли, Успенский и Дмитриевский соборы Владимира, церковь Бориса и Глеба в Кидекше и он — суздальский Рождественский собор.
Храм Покрова на Нерли, Боголюбово
Дмитриевский собор, Владимир
Успенский собор, Владимир
Церковь Бориса и Глеба, Кидекша
Рождественский собор, Суздаль
Всё великолепие храмового зодчества домонгольского периода владимиро-суздальской земли для осмотра и любования в строю!
Первое, что надо знать об этом храме это то, что на его месте в конце 11-го века по указанию Владимира Мономаха, отца Юрия Долгорукого и деда Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо, заложили церковь Успения Пресвятой Богородицы. В тот период традиция белокаменного строительства до Руси ещё не дошла, и церковь была выполнена из плинфы.
Храм был огромных размеров и, соответственно, поражал своим величием. Видимо, строители что-то не рассчитали, большой вес сооружения сделал своё губительное дело. Лет через пятьдесят фундамент церкви стал проседать и Юрий Долгорукий приказал церковь Успения Пресвятой Богородицы разобрать до самого основания, чтобы на её месте заложить новый храм.
Так вот новая церковь была возведена уже из белого тесаного пористого известняка, став одной из первых в своём роде.
В этот раз строительство храма велось с большим запасом прочности, вырыли глубокий котлован, обустроили мощный фундамент. Строили на века, чтобы и случилось, если бы его не разрушили войска казанского хана.
По форме храм представлял собой шестистолпный четверик с тремя высокими барабанами, которые венчали шлемовидные главы.
Фасад нового храма украсили рядом арок, рельефной лепниной, рисунками, а интерьер храма расписали фресками.
После строительства храм освятили, но стали именовать уже не Успенским, ему дали новое имя — Богородице — Рождественский собор.
В тот период в Суздале было уже немало церквей, но именно эта была особенно популярна у прихожан. Причина, особая святость места. Люди помнили, что до этого храма, на его месте, не так давно стояла церковь, первая православная церковь города.
На что ещё хотелось бы обратить внимание? Наверное, то, что нынешний вид храма определился в 16-м веке. Церковь долгие годы стояла разграбленной и сожжённой, с обрушившимися сводами, пока по царскому указу Василия III, а было это в 1530 году, верхнюю часть здания разобрали, а затем надстроили заново.
А вот колокольня собора, которая по размеру соизмерима самому храму, с массивными широкими арками звонницы и шатровым куполом, оригинального образца, 12-го века.
Внутри храма лично меня поразили так называемые «златые врата», это вообще что-то невероятное.
Врата выполнены в технике огненного золочения, принесённой на Русь из Византии.
Делали так: на чернёных медных пластинах процарапывался рисунок, он заполнялся золотом, растворённым в ртути, далее пластину нагревали, в результате чего ртуть испарялась, происходила реакция восстановления золота, которое спаивалось с поверхностью пластины. Что называется, вредное производство, но принесённые в жертву жизни мастеров были не напрасны. В итоге получалось настоящее произведение искусства.
Златые врата, это по сути дела икона. Темы нанесённых на неё рисунков: события из жизни Христа и Богородицы, украшенные растительным орнаментом, фигурами зверей и птиц.
Что касается внутреннего убранства, то оно, безусловно, заслуживает внимания.
Я знаю, что храм долгие годы реставрировался и был открыт для богослужения только в 2005 году.
Что интересно, в настоящее время Рождественский собор используется совместно и Владимиро-Суздальской епархией РПЦ и Владимиро-Суздальским музеем-заповедником. Находится храм на территории суздальского Кремля и посещение его обязательно, если вас, конечно, интересует русская архитектура и искусство.
На этом завершаю данный материал. Планирую из Суздаля сделать ещё парочку, но вот когда, теперь не знаю. Через несколько дней начнётся долгожданное далёкое путешествие, откуда привезу новые эмоции и впечатления. Вскоре, надеюсь, будут и другие поездки. Но такой темп мне нравится, жизнь, похоже, налаживается.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия