Дмитриевский собор во Владимире. Полумесяц в основании креста, что бы это значило?
После нашего непродолжительного визита во Владимир и Суздаль зимой 2021 года мои познания в теологических вопросах значительно расширились. Не скажу, что я стал более религиозным человеком, чем был до этого. Лукавить не буду, этого не случилось. Однако, определённое погружение в историю православной веры на Руси, осознание роли православия в формировании русского этноса, частичная ликвидация теологической безграмотности, это да, такое, безусловно, было.
Но, ровно также, например, после посещения Ирана, я старался разобраться, чем, же отличаются шииты от суннитов, после двадцати дней в Китае хотелось понять философию и главные особенности религий этой страны, а увидев храмы Кхаджурахо надо было обязательно понять значение непотребных сексуальных сцен украшавших стены храмов средневековой Индии. Тут я всеяден, интересно всё, хотя, конечно, русское православие ментально всё-таки ближе и роднее.
Материалы из Владимира и Суздаля, так или иначе, будут касаться религиозной тематики, ведь монастырей и храмов в тех местах много, в том числе древних с длинной историей и всякими загадками. Вот, например, Дмитриевские собор, ещё одна великая достопримечательность города Владимир.
Чур, не путать с храмом Покрова на Нерли, уж очень они внешне похожи, да и период постройки примерно совпадает.
Думая как представить Дмитриевский собор, я сначала было решил ввязаться в тему интерпретации рельефов, которые активно представлены на белокаменных фасадах Дмитриевского собора. Их там действительно много, они изображают собой какие-то деревья, животных, причём как реальных, так и вымышленных, вперемешку с ликами святых.
Целая куча-мала из всяких изображений и символов.
Собор находится в центре города, недалеко от Успенского собора, соответственно, он постоянно появлялся на нашем пути или это нас периодически притягивало к нему непостижимой силой.
Иногда, несмотря на мороз, мы стояли, рассматривали фасадные украшения, пытаясь понять их смысл.
Дело в том, что перед поездкой я напал на несколько расследований, трактующих эти узоры, абсолютно по-разному. Иные выстраивали взаимосвязь храмовых изображений Дмитриевского собора с византийским или романским стилем, другие видели в них иероглифы Индии и Египта.
Но самыми спорными и даже скандальными были толкования данных узоров, как неких ведических символов. Оказывается, в определённых, скажем так, неоязыческих кругах, рельефы Дмитриевского собора принимают или за изображения языческого Даждъбога, возносящегося в небо на грифонах, или за древнеславянского божества Велеса, или в том же духе и тому подобное.
Немного послушав трактовки умных и принимающих себя за таковых специалистов, я пришёл к выводу, что большинство подобных рассуждений просто бред и что мне это неинтересно.
Безусловно, рельефных изображений на стенах Дмитриевского собора немало, несколько сотен, не зря же его прозвали «белокаменной книгой». Но, я соглашусь с мнением серьёзных учёных, что присутствуют там некие геральдические символы — грифоны и кентавры, львы, орлы, имеются сцены охоты и борьбы животных, возможно, представлены библейские сюжеты. Назначение этих символов очень простое — прославление власти князя и не более того. Наличие христианских элементов тоже понятно, храм то православный и к язычеству точно не имеет никакого отношения.
Надо понимать, что храм этот строился как личная церковь князя Всеволода Большое Гнездо и его семейства.
Вот таким красавчиком князь Всеволод Большое Гнездо представлен в исторических хрониках
Князь Всеволод, носящий столь несуразную кличку, о которой он и не догадывался, ибо получил её столетиями позже от историков за его многочисленное потомство, жил во дворце рядом, попадая в храм по крытой галерее. Примерно так, как это делал его старший братец Андрей Боголюбский, но в своём поместье Боголюбово. Так в те времена было принято.
Дворец и галерея не сохранились, а вот храм стоит, практически в первозданном виде, не раз реставрированный, конечно.
Так вот, сомнительно, чтобы средневековые храмовые строители вкладывали в узоры-украшения столь сложные умозаключения некоторых современных толкователей. Очевидно, что всё гораздо проще.
Но есть момент, на который мне точно захотелось обратить внимание, вот это мне показалось довольно занимательным. Рассматривая узоры храма, мы поднимали наши взоры всё выше и выше и тут заметили, что крест, венчавший купол Дмитриевского собора необычной формы, в его основании присутствует полумесяц.
-ого, — подумали мы,— чтобы это значило — и стали после этого открытия с усердием рассматривать купола с крестами прочих храмов. Наши усилия опять увенчались успехом: купол храма Успенского собора, не там, где сейчас музей, а там где проходят богослужения, также венчался крестом и полумесяцем.
Вы про это слышали? Я вот, признаюсь, нет. Ну что, какой шикарный повод для нового расследования.
Для меня, как, думаю, и для большинства в меру религиозных персонажей полумесяц всё-таки символ ислама. Изображения полумесяца и пятиконечной звезды постоянно встречаются в мусульманских странах, взять хотя бы Турцию, да или мой родной город, ведь живу я в мусульманском регионе. Но как оказалось, изначально в исламе не было символов вообще, во всяком случае, в Коране нет об этом никаких сведений.
А появление символа полумесяца у мусульман относят лишь к 1453 году, когда армия Османской империи во главе с султаном Мехмедом II Завоевателем взяла штурмом город Константинополь - столицу Византийской империи. Османы просто переняли изображения полумесяца как своего символа у византийцев, а вот последние задолго до этого почитали полумесяц ещё с 4-го века, и на то у них была своя история.
В православии полумесяц на кресте, именуемый термином цата, присутствует с 6-го века, еще до появления Ислама, и, очевидно, является неким результатом духовного наследия Византии.
Как это водиться в религии, если есть символ, то должны быть и его смысловые толкования. Я вот обнаружил такие, выбирайте любую, которая вам нравится, а если хотите, то и все сразу.
Полумесяц на кресте может являться символом Вифлеемской люльки, в которой пребывал новорожденный Спаситель, после своего появления на свет. Как вам такая интерпретация, очень даже душевно.
Также данное изображение может быть символом евхаристической чаши, известной также как потир, что используется во время Божественной Литургии. Не знаю, так себе вариант. Потир - глубокая чаша, на длинной ножке, типа бокала для шампанского, сходство с полумесяцем уж очень условное.
А вот представление полумесяца как некоего церковного корабля, помогающего уберечься всем верующим от греховного потопа, на мой взгляд, более подходящее, во всяком случае, визуально.
Крещальная купель, через которую человек имеет возможность стать дитем Божьим и получить спасение в будущем у меня на перовом месте.
Однако, своего дилетантского мнения никому не навязываю.
Как же важно, оказывается, смотреть периодически вверх, устремлять свой взгляд к небесам. Вот мы увидели купол храма и полумесяц с крестом, а что хорошего можно обнаружить, если смотреть только себе под ноги. Разве что рубль найти или сто долларов.
Свято-Успенский Княгинин женский монастырь города Владимира. Тайна древней усыпальницы
Ранним морозным февральским утром, сразу после завтрака, мы решили уйти в монастырь. Нет, не подумайте, что мы устали от мирской жизни и решили посвятить себя духовному и нравственному очищению. На такой радикальный шаг готовы мы не были, а меня конкретно всё равно бы туда не взяли, ибо монастырь был женский.
Наша задача была куда как проще, увидеть древний русский монастырь любимого мной домонгольского периода, а заодно прикоснуться к его тайне.
Сразу предупреждаю, дальше будет очень страшно, ибо вокруг будет много трупов и даже придётся ковыряться в человеческих останках.
Что мы знали об этом монастыре? Сообщаю следующее. Основан он был в 1200 году вышеупомянутым великим владимирским князем Всеволодом Большое Гнездо по просьбе своей первой жены Марии Ясыни, она же Мария Шварновна, дочери чешского князя Шварна.
Последние лет семь своей жизни, чувствовала княгиня себя очень плохо, хотя и не была слишком стара, долго и сильно болела, в итоге решила перед кончиной принять постриг и последние дни своей жизни посвятить служению Богу.
К слову сказать, именно в браке с этой женщиной у князя Всеволода родились 12 детей, 8 сыновей и 4 дочери, отчего он и получил эту свою смешную кличку — Большое Гнездо.
Надо знать, что в русской традиции были приняты раздельные захоронения — усыпальницы князей и княгинь располагались в разных обителях. Вот новый монастырь и предназначался как место упокоения женщин правящего рода. Княгиня Мария действительно под конец жизни стала монахиней, но была ей не долго, и месяца не прошло, как она скончалась и была похоронена в монастыре. А сам монастырь в память о ней стали именовать Княгининым.
Одной княгиней Марией дело не ограничилось, на вечный покой в данной обители, среди прочих, определились вторая жена князя Всеволода — Любава (она же Анна), супруга князя Александра Невского — Александра и их дочь Евдокия.
Вооружённые такой информацией мы проникли через ворота монастыря, с опаской поглядывая по сторонам.
Совершенно было непонятно, можно ли вообще здесь бродить посторонним людям и тем более фотографировать.
Монастырь то действующий, а, как известно, в чужой монастырь со своим уставом не ходят, в том смысле, что желательно было бы знать местные правила и их соблюдать.
Все наши сомнения развеял мужик, что чистил дорожки от снега.
-заходите, не бойтесь, — с немного дибильной улыбкой молвил он, — почти все монашки помёрли этой весной.
Жутко, не спорю. Но я предупреждал, будет много трупов. Однако, некоторые монашки видимо всё-таки выжили, ибо отдельные из них весьма шустро носились по территории, были веселы и выглядели довольно здоровыми. Да и нашему появлению они оказались очень даже рады, став наперебой предлагать то крещеной водички, то свечек, то требы, хоть за здравие, хоть за упокой.
В меру удовлетворив коммерческие интересы пока ещё живых обитателей монастыря, мы немного погуляли, провели время в храме, внутри которого фотографировать всё-таки не решились, а потом ретировались по дальнейшим своим экскурсионным делам, коих на этот день было запланировано немало.
Но помнится, я обещал жуткую тайну древней обители. Ну что же, такая имеется, сейчас доложу.
Совсем недавно, в 2015 году, учёные проводили раскопки, в том самом месте, где лежали останки княгини Марии. Останки нашли, но целых трёх человек. Возникает закономерный вопрос: кто эти люди и почему они захоронены вместе?
К расследованию был привлечён эксперт-криминалист Сергей Никитин, который взялся восстанавливать черты лица по форме черепа. В предыдущем своём материале я упоминал о методе Герасимова, который в сороковые годы прошлого века реконструировал облик Андрея Боголюбского по его черепу. Современные криминалисты считают его метод несколько устаревшим, но Никитин по-прежнему взял его за основу.
Однако, в век цифровых технологий нет никакой необходимости работать с глиной или пластилином, чтобы воссоздать требуемый облик, для этого есть специальные компьютерные технологии на основе методов 3D моделирования.
Сначала надо было разобрать останки, перемешавшиеся между собой, по внешним признакам. В результате чего выяснилось, что в одном месте захоронено не трое, а уже четыре человека. Ужас, да и только, трупов всё больше и больше.
Что показала антропологическая экспертиза?
Труп № 1 — женщине 40–45 лет, страдала артрозом, в последние годы жизни из-за сильных болей практически не вставала с постели. По состоянию эмали зубов определили, что имела многочисленные роды. Думаю, уже все догадались кто это. Княгиня Мария, собственной персоной.
Труп № 2 — женщина 25–30 лет. Столь явных признаков как в первом случае выявлено не было, тогда на основе летописных источников предположили, что это была родная сестра княгини Марии, умершая вскоре после неё.
Труп № 3 — девочка примерно 9 лет. Предположили, что это одна из дочерей княгини Марии. Важно, что внешне все трое были очень похожи между собой. Вроде как логично, они же ближайшие родственники.
Труп № 4 — мужчина примерно 40 лет. Более точных данных получить не удалось, потому как сохранились лишь три небольшие кости черепа. Мужчина? Странно, а он тут что забыл, усыпальница то женская?
Кстати, 3D портрет княгини Марии получил полное неодобрение со стороны церкви, уж очень сильно воссозданный образ не соответствовал иконописному изображению. Портрет княгини Марии в представлении православной церкви у меня имеется, варианта Никитина нет, не нашёл.
Княгиня Мария, первая жена князя Всеволода Большое Гнездо. Симпатичная, но такая ли она была на самом деле?
Жаль было бы интересно сравнить, какая она была на самом деле.
Однако, вернёмся к расследованию. Древние останки подверглись экспертизе ДНК, выводы получены следующие: женщина 40–45 лет и девочка — родственницы, т. е. предположение, что это мать и дочь подтверждалось. Но вот женщина 25–30 лет в кровном родстве с ними не состояла. Значит это не сестра княгини, тогда кто?
Стали копаться в истории монастыря, исследовать места предполагаемых погребений и выдвинули гипотезу, что это возможно вторая супруга князя Всеволода Большое Гнездо -Любава (Анна), которая как раз почила в возрасте 25–30 лет. Кстати, в этом браке детей у супругов не было. То, что вторую жену подложили к первой, вроде как логично, если в таких действиях может быть хоть какая-то логика.
Эта версия полностью объясняла, почему экспертиза ДНК не показала кровного родства. Но, как быть с внешним сходством? Очередная нестыковка.
Началось дальнейшее расследование, стали разбираться каким образом происходила переустройство монастыря и его восстановление после того, как там орудовали монголы.
Обнаружили, что в одном из приделов монастыря имеются захоронения родственниц Александра Невского, в том числе его дочери Евдокии. Нашли сведения, что девочка умерла в довольно юном возрасте.
А ещё узнали, что в 17-м веке монахини решили переложить останки княгини Марии в другой гроб, так как прежний развалился. В летописях написано, что останки княгини подложили в гроб, где уже лежал скелет, бывшей княгине по плечи. Определили рост княгини Марии и несчастной Евдокии, сравнили, как раз и получилось, по плечи княгине. Любаву, вторую жену, очевидно, таскали за компанию.
А откуда внешнее сходство? Да вроде как Любава, вторая жена Всеволода, и Евдокия, дочь Невского, происходили из одного рода князей Витебских. Тут я подумал, что жёны князя Всеволода были похожи между собой. Видно, князь выбирал себе по вкусу. Мудрено всё это, конечно. Но в итоге получилось, как получилось.
Ну ладно, а мужик то откуда взялся? Нашли упоминание, что один из сыновей князя Всеволода — Георгий, из похода на земли булгар доставил во Владимир мощи святого мученика Авраамия. Их захоронили в Княгинином монастыре подле княгини Марии, матери Георгия. Для чего это было сделано, точно не знаю, но причина, очевидно, была, мощи всё-таки святые.
Уже через несколько столетий мощи святого Авраамия, куда-то перенесли, да три небольших кусочка забыли или потеряли, их, то и нашли уже в наши дни.
Вот такая история, тайна раскрыта, а может и нет. Кто его знает?
Следующий свой материал я из Суздаля планирую сделать. Были мы там три дня, исходили вдоль и поперёк, невероятно интересно. Ведь это не город, а музей под открытым небом.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия