«…образ твой над Русью вознесенный /в тьме веков указывал нам след…». Максимилиан Волошин. Стих «Владимирская Богоматерь»
Великолепная пятёрка
Как же замечательно, что к храму Покрова на Нерли можно дойти только пешком. Иначе, на мой взгляд, невозможно прочувствовать особую энергетику этого места, достойно подготовиться к встрече с одним из самых красивых храмов, что когда-либо строился на Руси.
Мы оставили машину на небольшой парковке возле железнодорожной станции Боголюбово, по высокому пешеходному железнодорожному пути преодолели знаменитую «горьковскую», а ныне нижегородскую магистраль, а на той стороне увидели его, нечто абсолютно совершенное.
Нам предстояло пройти полтора километра к храму Покрова на Нерли, что воздвигнут на искусственном холме в месте слияния двух рек — Нерли и Клязьмы.
Летом тропинка к храму ведёт через Боголюбовский луг, который имеет статус историко-ландшафтного заповедника. Представляю, какое там поздней весной и летом флористическое великолепие.
Сейчас, в разгар зимы, вокруг исключительно заснеженная перспектива, царство белого цвета и белоснежный храм, смотрящийся в это время столь органично.
Но посещение храма Покрова на Нерли не только повод для удовлетворения своего эстетического любопытства, это ещё и шанс осознать какую особую роль сыграла владимирская земля в становлении Российского государства.
В прошлом своём материале я обращал внимание, что перед посещением Владимирской области надо обязательно вспомнить о таком историческом деятеле, как князь Андрей Боголюбский. На мой взгляд, его личности и его делам современная историческая наука отводит слишком скромное внимание. Андрей Боголюбский, безусловно, известный исторический персонаж, но общественным сознанием воспринимается как один из многочисленных князей из рода Рюриковичей, не более того.
А вот мне кажется, что если составить некий рейтинг исторических деятелей досоветской России, то у князя Андрея Боголюбского есть реальный шанс попасть в пятёрку самых выдающихся, в котором он опередит и своего деда Владимира Мономаха и отца Юрия Долгорукова, и даже своего более дальнего родича — князя Ярослава Мудрого.
Ну, вот смотрите, каковы мои доводы. Кто должен войти в ТОП -5 самых выдающихся деятелей досоветской России, внесших особый вклад в создание Российского государства?
На первое место я поставлю Великого князя Владимира I Святославовича, прозванного историками 18-х -19-х веков как «Святой», «Креститель» и «Владимир Красное Солнышко». Согласен, противоречивая личность: братоубийца, великий распутник и властолюбец. Но при его правлении расширилось влияние Киевской Руси, наблюдалось единение русских княжеств вокруг центральной власти в Киеве, но самое главное, конечно, крещение Руси. Благодаря Великому князю Владимиру, Русь стала не только христианской страной, но и православной, чем был определен особый цивилизационный код Российского государства и русского народа.
Второе и третье места пусть разделят между собой Пётр I и Екатерина II. Их роль в истории нашей страны пояснять не буду, это деятели совсем другой исторической эпохи. Но их уникальный вклад в становление Российского государства понятен, и вряд ли будет оспариваться.
Четвёртое место отдаю Александру Невскому, отбившему атаки по сути крестового похода, а именно Ливонского ордена, Литовского государства и Швеции, сохранив тем самым православие, как нравственно-политическую основу русского народа. Успешно Александр Невский действовал и против Золотой Орды, не столько военными, как дипломатическими методами, но позволившими сохраниться Руси как государству.
А вот на пятом месте в этом рейтинге обосновался князь Андрей Боголюбский. Наверное, спорное утверждение. Возможно, но на это есть свои причины.
Храм Покрова на Нерли
В этот зимний день мы были единственными посетителями храма. В маленьком строении, выполнявшем функцию зимнего отапливаемого храма, а заодно и церковной лавки, религиозными атрибутами торговала пожилая женщина.
Мужчина, смотритель храма, уж не знаю точно, как именуется его должность, расчищал дорожки от снега.
И мы трое, более никого.
Трудно представить, насколько древним является храм Покрова на Нерли.
Он был построен в 1158 (по иным сведениям в 1165) году по указанию Андрея Боголюбского, с таким расчётом, чтобы его купол был виден из окон княжеского замка, того самого, которому я посвятил столь много внимание в своём предыдущем материале.
Князь Андрей лично выбирал место для строительства храма, на перекрестке водных путей, где Нерль сливается с Клязьмой. Храм решили построить на заливном лугу, и чтобы его не подтопляло в весеннее половодье, возвели искусственный холм, в основу которого заложили мощный фундамент.
Прошло столько столетий, а сооружение стоит, что называется, строилось на века.
Кстати, сопровождавший нас гид Марина рассказывала, что весной, не каждый год, но бывает, реки разливаются и храм стоит лишь на небольшом островке до которого можно добраться только на лодке. Представляю, какая это живописная картинка: озеро, на волнах которого красуется белый лебедь.
Храм Покрова на Нерли построили из белого песчаника, материал доставляли из карьера за 300 км от этого места. Авторами проекта, очевидно, были некие иноземные мастера. Кто именно, неизвестно, но чужеземное влияние слишком заметно.
Одноглавый храм Покрова на Нерли изящный и воздушный, спроектирован таким образом, что создаётся иллюзия его устремленности вверх. Я не знаю, как это объяснить с архитектурной точки зрения, но воздушный эффект явно продуман, этому способствуют и гармоничные пропорции сооружения, и удлинённые формы храмовых архитектурных элементов.
Эффект полёта в небеса усиливает и внутреннее убранство храма.
Фасад здания украшен резьбой, что является самым ярким свидетельством чужеземного влияния.
Львы, грифоны, орлы, крокодилы… Очевидно, эти изображения есть некие библейские сюжеты, но их символика, насколько я знаю, полностью не расшифрована.
Рядом с храмом Покрова на Нерли самое место поговорить, почему в рейтинге самых знаковых исторических деятелей российского государства князь Андрей Боголюбский заслуживает условного пятого места. Главная заслуга Андрея Боголюбского в том, что он в 1156 принял решение о переносе столицы русского государства из Киева во Владимир, рядом с которым усилилась Москва. Появился третий исторический центр русского мира, если за первый считать Новгород, основанный Рюриком, а вторым Киев — «мать городов русских».
Это решение оказало колоссальное влияние на судьбу России, русского и многих других народов, и, без сомнения, остального мира. Современная политическая карта Евразии, во многом, следствие того решения, принятого 850 с чем-то лет тому назад.
Для того, чтобы осмыслить важность принятых Андреем Боголюбским решений следует понимать геополитическую ситуацию того времени на землях нынешних Владимирской и соседней с ней областей. Земли эти в старину именовали Залесьем, на которых проживали в основном языческие угро-финские племена. Но начиная с 9-го века в Залесье стали массово переселяться славянские субэтносы из княжеств, расположенных вдоль берегов Днепра. Бежали они из достаточно благодатного края, но жизнь в котором была весьма опасной из-за постоянных набегов кочевых народов и междоусобных войн князей. Новые же земли были относительно малолюдными и труднодоступными благодаря дремучим и непроходимым лесам, что их окружали. Таким образом, ни половцев, ни печенег не было нужды опасаться, их ареал обитания исключительно бескрайние степи, а через леса им было не пройти.
Миграция славян проходила на протяжении нескольких столетий, постепенно стали появляться основанные ими города. Можно вспомнить Ростов и Муром, это 9-й век, Ярославль, Дмитров, Переславль-Залесский, Юрьев-Польский, Владимир, Москва и другие русские города, заложенные в 10-12-м веках. Но при этом центр политической жизни оставался в Киеве, там принимались все важные решения.
Пришло время Андрея Боголюбского. Его отец, князь Юрий Долгорукий, как известно, всю свою жизнь посвятил стремлению сесть на княжение в Киеве, и когда под закат жизни ему второй раз и окончательно удалось это сделать, он был уверен, что его старший сын князь Андрей унаследует этот трон. Другим своим сыновьям он раздал для княжения соседние города, а Андрея поставил совсем рядом в городке Вышгород.
Из коллекции Исторического музея города Владимир
Из коллекции Исторического музея города Владимир
И вот как раз в этот период Андрей Боголюбский принял первое своё значимое решение. Против воли отца, он решил вернуться в город Владимир, в котором княжил по молодости лет. В сопровождение самых преданных людей он отправился в путь, взяв с собой икону Богоматери, написанную неким византийским мастером.
Есть одна легенда, что в километрах десяти от Владимира кони из обоза князя Андрея остановились, не желая идти дальше. Князь принял решение, остановится здесь на ночлег, а ночью ему было видение Пресвятой Богородицы, которая велела князю Андрею построить на этом месте город и поставить во Владимире храм в ее честь.
Так появилось резиденция князя Андрея, именуемая с тех времён Боголюбово, а рядом вскоре был возведён храм Покрова на Нерли, о котором в этом материале и идёт речь.
Храм во Владимире также был построен, он называется Успенский собор. Я обязательно должен про него упомянуть, как минимум потому, что там сохранились фрески Андрея Рублёва, но позже, не в этот раз.
Что касается иконы Богоматери, то речь идёт о Владимирской иконе Божией Матери принимаемой за покровительницу русского народа и самой России. Она очень известная, вся в ореоле легенд, может самая почитаемая икона России.
Золотые Ворота
Чтобы продолжить тему эпохального решения князя Андрея Боголюбского о переносе политического центра русского государства во Владимир, предлагаю покинуть селение Боголюбово и перебраться в самый центр города Владимир к знаменитым Золотым Воротам.
После того, как Андрей Боголюбский сел на княжение во Владимире, он решил построить такой город, чтобы он ничем не уступал Киеву. Если сказать точнее, Андрей Боголюбский взялся копировать Киев, но с желанием превзойти его по размерам и красоте. Для примера, периметр крепостных валов Киева — 4 км, а во Владимире — 7.
Однако, размеры не самое главное, важно, что внутри. Андрей Боголюбский построил примерно 30 белокаменных храмов, каждый их которых шедевр домонгольской русской архитектуры, один из них храм Покрова на Нерли.
Для чего строилось столько храмов? Безусловно, чтобы поразить красотой и величием, показать значимость Владимирского княжества, но не только. Важно было сплотить в единое целое этнически разнородное население Залесья, немалая часть которого ещё оставалось в языческой вере.
Из коллекции Исторического музея города Владимир
Получалось, что Андрей Боголюбский на основе православия формировал некие духовные скрепы, делал русский этнос более монолитным, и это ему во многом удалось, хотя, наверное, не при его жизни и не для его современников, но для последующих поколений однозначно.
Что касается Золотых Ворот, то это символ современного Владимира, одна из главнейших его достопримечательностей. Не увидеть их невозможно, если вы уж оказались во Владимире, а если всё-таки были там и не увидели, то стыд вам и позор.
Их возвели в 1164 году как раз при князе Андрее Боголюбском, в то время город был окружён земляным валом, а входных ворот было ровно семь.
До наших дней сохранились только эти, носившие название Золотых Ворот, другие — Медные, Иринины, Серебряные и прочие сгинули в пучине времён. Но большое счастье, что сохранились именно они, Золотые Ворота, потому как значение их не только функциональное, но и имеет некий сакральный смысл.
Мы не только многократно лицезрели Золотые Ворота, но и поднимались наверх, где расположен музей.
Об экспозиции музея рассказывать не буду, потому, как подробные путеводители писать не люблю, или не умею. Меня постоянно заносить в какую-то тему, вот и сейчас, но посетить тот музей, думаю, стоит. Есть там занимательные экспонаты, вот хотя бы диорамма «Решающий штурм Владимира войсками хана Батыя 7 февраля 1238 года».
Да и вообще, подняться по древним ступеням, сооружённым в 12-м веке, это уникальный опыт.
Говоря о неком сакральном смысле Золотых Ворот я имел в виду следующее обстоятельство. Если есть ворота, то должна быть и дорога, которая ведёт к ним.
Так какая дорога потребовала сооружения самых главных ворот новой столицы княжества Андрея Боголюбского? Дорога на Москву? Нет, конечно, будущая столица русского мира только зарождалась где-то там, среди дремучих лесов.
Золотые Ворота Владимира выходили к дороге на Киев, которая приведёт к Золотым Воротам этого города, а потом к Золотым Воротам Константинополя, чтобы подойти к Золотым Воротам Иерусалима. Вот такая вот не географическая, но духовная связь.
Следование образцу очень характерно для древнего градостроительства. Когда возводили Константинополь, основные архитектурные символы формировали с ориентацией на расположение святых мест в Иерусалиме: его Золотые Ворота, Голгофу, храм Гроба Господня, Гефсиманский сад, руководствуясь при этом ветхозаветными описаниями. К слову сказать, Золотые Ворота Иерусалима не сохранились, но это именно те ворота, через которые входил Христос в день Вербного Воскресенья под восклицание «Осанна».
Золотые Ворота Константинополя были возведены в первой половине 5-го века по приказу императора Феодосия в память победы над тираном Максимом и это тоже были главные ворота города. От них отходила главная улица, предназначенная для торжественных императорских процессий. Насколько я знаю, эти ворота также не дожили до наших дней.
Золотые ворота в Киеве сохранились лишь в руинах, и в их конструкции не всё понятно, но в 80-х годах прошлого века были проведены серьёзные исследования. Не вдаваясь в подробности, скажу, что учёные пришли к выводу, эти ворота являлись символом подобия Киева Иерусалиму и Константинополю.
А уж Владимир строился по образу и подобию Киева, есть во Владимире и свои Золотые Ворота.
Они, в отличие от прочих, неплохо сохранились. Не совсем в оригинальном варианте, но во многом.
Мощная башня прямоугольной формы, вросшая в землю на полтора метра тот самый изначальный образ 12-го века. А вот пристроенные по бокам круглые башни со шпилями появились уже при Екатерине Второй.
Это она приказала срыть земляной вал, остатки которого присутствуют и в настоящее время, а чтобы удержать от разрушения башню, оставшуюся без поддержки, пристроили их. Тогда же появилась надвратная церковь, венчающая собой верх башни.
Да, Золотые Ворота Владимира претерпели значительные изменения, но они сохранились и это главное.
Что касается створа ворот — дубовых, окованных золоченой медью, то они таинственно исчезли перед штурмом города войском хана Батыя. Я просмотрел целое историческое расследование, авторы которого пытались узнать, куда исчезли эти уникальные массивные створы, расписанные золотой наводкой по гравированному рисунку. Подтоплены на дне Клязьмы или спрятаны в стенах башни? Ответа найдено не было.
Но древние летописи свидетельствуют о небывалой красоте этих створ, по золотому цвету которых, входные ворота и получили своё название. Однако, название «золотые» возникло не только из-за наличия золочёных створ. Как известно, золото на Руси: золотые купола, золотой фон икон — являет собой образ света, идущего от Бога.
Однако, мне надо завершить этот материал, вернувшись к основной теме.
После того, как князь Андрей Боголюбский отстроил Владимир, он пошёл войной на Киев и разорил его. Именно с этого похода завершается эпоха Киевской Руси, и начинается новая, с центром во Владимире, а позднее в Москве.
В тот период славянский этнос оказался в центре огромной территории на границе с ареалом проживания угро-финских этносов. Постепенно началась славянская колонизация Сибири и Дальнего Востока, территориальное приращение русских земель. Данные процессы происходили иногда трагично, но всё-таки в абсолютно другом формате, нежели европейская колонизация Азии, Африки и Америки. Но впрочем, это совершенно другая тема, нет возможности её развивать. Важно знать то, случилась бы данная колонизация без переноса политической столицы Руси? Вряд ли.
С другой стороны, приобретённая огромность территории России не раз спасала её во время захватнических войн. Какими бы были итоги Великой Отечественной войны, если бы столица России оставалась в Киеве? Ведь этот город, как известно, фашисты бомбили уже в первый день войны. Да, армия Наполеона захватила Москву, но пришла туда совершенно ослабленной и вынуждена была отступить. Рассуждать на эту тему можно долго.
Предвидел ли князь Андрей Боголюбский геополитические последствия тех своих решений проявившихся через века. Нет, конечно. Но он был в числе тех пассионариев, которые оставили особый след в истории нашей страны.
На этом завершаю, но хочу уточнить, что к современным взаимоотношениям России и Украины события тех времён не имеют совершенно никакого отношения.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия