Давно хотела побывать на Байкале, и наконец-то моя мечта сбылась. В феврале этого года мы совершили самостоятельное путешествие по маршруту Иркутск — Листвянка — Ольхон — Иркутск. Авиабилеты из Хабаровска я успела приобрести субсидированные за 3500₽ (сейчас в одну сторону, эконом — от 18000₽). Три часа лету и наш самолет приземлился в столице Восточной Сибири — Иркутске. Этот город местные жители называют «серединой земли», так как он равноудален от трех мировых океанов; Северного Ледовитого, Тихого и Индийского.
Иркутск встретил нас чисто по-сибирски: крепким морозом и обильным снегопадом. Белым снегом занесло, запуржило, замело буквально всё. Однако мы, дальневосточники, сугробов и не таких видали, поэтому знакомиться с городом отправились невзирая ни на какую погоду.
Иркутск, как и многие другие старинные города Сибири, вырос из острога. Место основания было выбрано весьма удачно. Край был чрезвычайно богат природными ресурсами. В лесах водилась дичь и пушной зверь, земля оказалась плодородной. Рыбы в реках было столько, что ее ловили руками без всяких снастей. Кроме того, Иркутск оказался на перекрестке основных транспортных и торговых путей на Север, Дальний Восток, в Монголию и Китай. Благодаря этому Иркутск постепенно стал важным стратегическим пунктом Сибири.
В 1690 году городу был пожалован герб. Геральдические символы были отчасти заимствованы из земель Якутии. На гербе, на серебристом щите был изображен бегущий бабр с характерной «желтую с черными полосами» окраской и держащий в зубах червленого соболя. (Бабр — устаревшее название уссурийского тигра. Он встречался иногда в Забайкалье). В середине XIX века правительство провело реформу российской геральдики. И вот тут случился казус. В результате досадной ошибки малоизвестное слово «бабр» было заменено на более знакомое — «бобр». В ту пору неточность не заметили и герб губернии был высочайше утверждён. К чести художников, рисовавших герб, стоит отметить, что изображать грызуна они не стали. Но указ должен выполняться и тигру на гербе пририсовали большой бобровый хвост и перепончатые задние лапы. Таким образом получилось новое, фантастическое животное. Описание герба исправили в 1997 году, но уникальное изображение с полубабром-полубобром решили сохранить, и оно используется по сей день. В октябре 2012 года иркутскому бабру в городе поставили памятник.
К концу 18 столетия Иркутск превратился в торговый, административный и культурный центр. Были открыты первые образовательные и культурные учреждения, публичные библиотеки, музей и театр. Строились особняки, общественные здания.
Быстрыми темпами шел процесс формирования сибирского купечества, которое к середине XIX столетия стало играть заметную роль в общественной жизни города. Имея огромные деньги, купцы выделяли значительные суммы на обустройство жизни в городе. Большинство церквей, которыми славился город, гимназии, школы, приюты, больницы, магазины были построены и содержались купцами.
Город был в основном деревянным, строилось все без плана, а дома и подворья теснились друг к другу. С ростом города и увеличением населения участилось и число пожаров. В июне 1879 года в Иркутске случился самый разрушительный пожар в истории города. Масштабам пожара способствовала не только плотная застройка города, но и дефицит воды и плохая подготовка пожарных служб. В огне было уничтожено 75 кварталов с 918 дворами, 105 каменных и 3418 деревянных зданий. Ходили слухи о поджигателях, но никаких документов расследования не осталось, как и точной информации о погибших. Невозможно представить тот ужасающий вид, какой представлял Иркутск после опустошительного пожара. Обуглившиеся развалины, тлеющие руины, закопченные остовы печей, плач и крики обезумевших людей.
Оправившись от первых дней отчаяния, жители принялись за работу. Средства на восстановление собирали всем миром. К началу ХХ века город успел залечить раны, отстроить заново улицы, новые кварталы. Со временем преобразились площади, парки и скверы. Сегодня Иркутск — это крупный промышленный, научный, образовательный и культурный центр России, в котором проживают более 600 тыс. жителей. В городе около 685 памятников истории и культуры, из них 108 — федерального значения.
Существует стереотип, что Иркутск расположен на Байкале. На самом деле город находится примерно в 70 км от побережья легендарного озера и раскинулся на берегах реки Ангары в том месте, где в нее впадает приток Иркут. Несложно догадаться, откуда произошло название города.
Красивейшим местом Иркутска считается Нижняя набережная Ангары протяженностью в несколько километров. Удивительно, но быстрая река Ангара не замерзает даже в самые суровые морозы и является местом зимовки сотен водоплавающих птиц. Кормить уток зимой мне ещё не приходилось.
Главные достопримечательности Иркутска находятся в самом центре города. 6 июля в 1661 года в северо-западной части исторического центра казаками-землепроходцами под командованием Якова Похабова был заложен острог (или Иркутский кремль), защищавший жителей от набегов кочевников.
Памятник землепроходцу Якову Похабову.
Строительство крепостного сооружения было завершено к 1670 году. Кремль с восьмью башнями имел форму квадрата и был обнесен высоким бревенчатым частоколом. Вокруг крепости был вырыт ров, за ним располагался посад.
Часовня и памятный камень основателям Иркутска.
В 1672 году в центре острога была построена первая деревянная шатровая церковь Спаса Нерукотворного Образа. В 1710 годах на средства воеводы Синявина и граждан города возвели двухэтажную каменную Спасскую церковь, в которую из старой деревянной перенесли хоругвь с образом Спаса. По преданию, с этой реликвией пришли русские люди в устье Иркута ставить острог.
Спасская церковь — единственный храм в Сибири с наружными росписями (внутренние не сохранились). Изначально написанные темперой в начале 19 века, а впоследствии переписанные маслом, росписи располагаются на южном и восточном фасадах. На восточном фасаде размещены три многофигурные композиции. Левая из них показывает Крестный Ход водосвятия (часто интерпретируемый как крещение бурят), в центре — Крещение Христа, а на правой изображена сцена канонизации св. чудотворца Иннокентия Кульчитского, первого епископа Иркутска и Нерчинска. Спасская церковь является единственным сооружением Иркутского кремля, которое дошло до наших дней. Наряду с Богоявленским собором она является старейшим церковным каменным зданием в Восточной Сибири и Дальнем Востоке.
У стен Спасской церкви в конце 17 столетия сформировалась небольшая острожная площадь. Здесь зачитывались манифесты и правительственные указы, продавали различные товары, справляли празднества, провожали на службу ратников и отмечали победы русского оружия. Не случайно именно на этом месте в 1975 году был торжественно открыт мемориальный комплекс «Иркутяне в годы Великой Отечественной войны» и зажжен Вечный огонь от факела, доставленного из Москвы с Могилы Неизвестного Солдата фронтовиками-железнодорожниками. За годы войны на фронт ушло больше двухсот тысяч жителей Иркутской области, семьдесят тысяч героически погибли, сражаясь против фашизма. Во всякое время года у Вечного огня Вахту Памяти несут школьники Иркутска.
Издали привлекает внимание своим живописным обликом яркий Богоявленский собор. Первоначально храм был деревянным, однако в 1718 году его отстроили из кирпича. Для отделки собора впервые использовали полихромные изразцы. На них изображены цветы, кентавры, львы и единороги. За свою историю храм многое пережил: пожар, землетрясение, преобразование в хлебозавод и угрозу сноса. В 1960 собор получил статус памятника республиканского значения, после чего начались длительные реставрационные работы.
На протяжении XVIII–XIX веков Богоявленский храм считался главным храмом города. В 1894 году был открыт и освящен построенный рядом Собор во имя Казанской иконы Божией Матери. Монументальный и торжественный он доминировал над окружающей застройкой и вмещал до 5 тысяч молящихся.
После Октябрьской революции жесткая антирелигиозная политика привела к тому, что жизнь собора замерла. В 1932 году отдел охраны памятников и вовсе подписал храму приговор. Собор был закрыт, а потом взорван. В 2000 году на месте разрушенного храма поставили часовню Казанской иконы Божьей Матери, выполненную в виде копии одной из четырех малых глав собора.
Немного дальше, на улице Сухэ-Ба́тора, стоит легкий, устремленный ввысь римско-католический костёл Успения Богородицы. Католическая вера проникла в Иркутск в конце XVIII века благодаря ссыльным полякам. Среди католиков были и представители других национальностей: литовцы, французы, итальянцы, немцы и т. д. Первый деревянный костел возвели в конце 1825 года, но здание погибло в сокрушительном пожаре 1879 г. Спустя пять лет на его месте выросло каменное здание в неоготическом стиле, построенное на пожертвования всех римско-католических приходов Российской империи. В 1978 г. после масштабной реставрации в здании открылся органный зал иркутской филармонии.
Бескрайние сибирские просторы за Уралом стали не только источником сверхприбылей от мехового экспорта на Запад, но суровой зоной для ссыльных. Вслед за первопроходцами на Восток звеня кандалами двинулись колонны арестантов и каторжан. В разные периоды истории Иркутска сюда ссылали петрашевцев, повстанцев из Польши, и народовольцев. Самыми известными ссыльными стали декабристы. Иркутская колония декабристов была одной из самых больших. «Государственные преступники» основывали школы, создавали библиотеки, лечили больных и внесли свой посильный вклад в развитии Сибири. Память о декабристах бережно сохраняет Иркутский областной историко-мемориальный музей декабристов. Он состоит из двух усадеб: дома Трубецких и дома Волконских.
Двухэтажный дом Волконских был построен в 1838 году в селе Урик Иркутской губернии, куда после 10 лет каторги князь был направлен на поселение. В Урике семья Волконских прожила 7 лет до переезда в Иркутск. В 1845 году дом разобрали, перевезли на телегах и заново сложили по бревнышку в Иркутске на том самом месте, где он стоит сейчас (современный адрес — переулок Волконского, 10).Тридцать лет своей жизни Волконский провел в Восточной Сибири, из них 18 лет — в этом доме. Княгиня Мария Николаевна Волконская последовала за мужем в Сибирь и прожила с ним в добровольном изгнании 28 лет.
Зайдя внутрь дома, окунаешься в особую атмосферу дворянского быта. В частично воссозданных исторических интерьерах находятся подлинные вещи семьи Волконских, документы, книги и личные вещи многих известных декабристов, мебель, музыкальные инструменты, собрание произведений художников и писателей о декабристах.
Довольно полно представлен интерьер кабинета-будуара Марии Николаевны. Здесь мы видим бюро, изящный столик для утреннего кофе, комод с мраморной столешницей, стулья в стиле ампир и китайскую раздвижную ширму с аппликацией из резного камня.
Гостеприимно встречала каждого, кто переступал ее порог великолепная столовая. Обед обычно начинался в пять часов вечера. На стол подавались фрукты и овощи, Многие из них Сергей Григорьевич выращивал своими руками. В Сибири Волконский увлекся огородничеством и первый в этих краях построил теплицы и парники. Помидоры в парниках Волконского, не умещались в ладони взрослого мужчины.
В Иркутске Волконской удалось создать нечто вроде салона. В гостиной собирались друзья-единомышленники, читали стихи, музицировали, вели беседы. Мария Николаевна любила ставить домашние спектакли, устраивать балы и маскарады. На званых вечерах У Волконских выступали знаменитые музыканты-гастролеры. Сама Мария Николаевна прекрасно играла на фортепиано и пела.
Гордостью музея является пирамидальное фортепиано семьи Волконских, привезенное сюда учителем-флорентийцем. Долгое время исследователи не могли определить, как же правильно называть этот редкий музыкальный инструмент. По определению специалистов пианино изготовили между 1780 и 1810 годами в Австрии или Германии. 11 лет мастера восстанавливали экстерьер инструмента и механику. Считается, что это единственное действующее фортепиано такого вида в мире.
Фасад дома Волконских выходит на Спасо-Преображенский собор. Каменный храм был возведён в 1795 году по инициативе и на средства местных купцов Ивана Сухих и Стефана Игнатьева. Более десяти лет прихожанами церкви были семьи декабристов. В храме венчалась дочь декабриста М. К. Кюхельбекера и дочь Волконских. В церкви отпевали декабристов Петра Муханова и Николая Панова.
Гуляя по городу, то и дело неожиданно набредаешь на какую-нибудь церквушку. В Иркутске насчитывается более 40 приходов, храмов и часовен.
В список уникальных храмов России как истинный образец «сибирского барокко» занесена церковь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Дивной красоты каменный храм появился на Крестовской горе в середине 18 века. Историки расходятся во мнении, на чьи средства он был построен: купца-морехода Ф. Щербакова или посадского И. Амосова. Ясно только одно: деньги были добыты удачными сделками в меховой торговле. Внешний фасад Крестовоздвиженского храма сплошным ковром покрывает сложный орнамент. Мастера сотворили не просто замысловатый декор, но использовали узоры из монгольских и бурятских мотивов наряду с буддийской и ламаистской символикой. Специалисты считают, что в орнаменте зашифровано некое семантическое послание, смысл которого еще предстоит разгадать.
С середины XVIII века территория у подножия Крестовой горы начала застраиваться. Все дома возводились исключительно из дерева и не выше как в два этажа. Долгое время район оставался запущенным и неблагоустроенным, а позднее совершенно обветшал и пришёл в упадок. В 2008 году к 350-летию Иркутска на месте покосившихся избушек решили обустроить особую историческую зону. Был утвержден проект создания «Иркутская слобода», проведена комплексная реконструкция, и в 2011 году обновленный 130-й квартал предстал во всей красе. Сегодня это место является центром развлекательной жизни города. Здесь хорошо гулять, рассматривая деревянные дома, украшенные резьбой. Это не точные копии построек позапрошлого века, а всего лишь стилизации под них.
В 130-м квартале есть чем заняться. Открыты музеи, сувенирные лавки, планетарий, кузнечные мастерские, магазины, кафе и рестораны. Мы заглянули на обед в кафе бурятской кухни. Буряты- самый северный монгольский народ, коренные жители Иркутской области. Одно из любимых национальных блюд — суп-лапша Шулэн. Наваристый бульон, куски баранины, домашняя яичная лапша. Вроде бы ничего особенного, но вкусно очень!
Символом бурятской кухни является бууза, которое русские называют позы. Вольный перевод с бурятского «бууза», означает «кусок мяса, завернутый в тесто». Считается, что буузы произошли от китайского блюда баоцзы. По другой версии, кушанье пришло из Тибета через Монголию. Буузы по форме напоминают маленькую юрту. Мы заказывали два вида поз: с рубленым мясом и фаршем. В принципе буузы похожи на хинкали или манты. Всё уплели за милую душу.
После обеда отправились в крупнейшую галерею современного искусства Сибири — галерею Виктора Бронштейна. Здесь представлена живопись, графика и скульптуры авторов из разных регионов России и зарубежья.
Кроме того, в галерее находится единственная в мире постоянная экспозиция с работами всемирно известного буряткого художника, дизайнера, ювелира и скульптора Даши Бальжановича Намдакова. За новаторский, не всем понятный стиль, Даши называют «азиатским Дали». Его фантастические с восточным колоритом скульптуры выставлялись в Третьяковской галерее, Государственном Эрмитаже, в музеях США, Франции, Италии, Китая.
«Цель». 2011 г. Художник изображает яркий момент боя, когда воин-всадник выпустил стрелу.
«Мадонна с птичкой» 2011 г. Немного усталая, сосредоточенная на своем состоянии молодая женщина держит в руках маленькую птичку.
Феномен Даши как художника заключается в том, что он сохраняет национальные традиции, но представляет их в совершенно новом стиле. В его скульптурах живет древний шаманизм, образы прежних эпох, мир степи, сила природы и дух родной земли.
«Царская Охота» . Монументальная скульптурная композиция «Царская Охота», выполненная в 2013 году, располагается в центре Кызыла (Республика Тыва). В галерее Бронштейна преедставлен менее масштабный вариант этой работы. Перед зрителем предстают всадники - он и она - в торжественном облачении участников соколиной охоты. Они в состоянии стремительной погони.
«Птица и тигр» 2014 г. Скульптура выполнена из бронзы и лазурита, привезенного из Афганистана. Работа существует в единственном авторском экземпляре. Впервые скульптура была представлена в Нью-Йорке в 2015 году, а позже приобретена Виктором Бронштейном.
Работы Даши Намдакова — это всадники, воины, кочевники, сакральные фигуры, тотемные животные, мифологические существа. Почти все из них обладают азиатскими чертами лица и изогнутыми, вытянутыми, непропорциональными частями тела. Каждая работа несёт свой смысл, завораживает и от каждой исходит невероятная энергетика.
«Виктория» 2014 г. Гибкое сильное тело юной воительницы скульптор создает в состоянии азартного прыжка, который похож на полет. Фигура взметнулась в рывке вслед за выпущенной стрелой, создав выразительный рисунок пружинного изгиба.
Даши Намдаков — шестой ребенок в многодетной (всего 8 детей) семье, принадлежащей к древнему роду кузнецов-дарханов. Про таких людей у бурят говорят: уран зон — искусный люд. Дар дархана передавался из поколения в поколение. Недаром вся семья Даши занимается декоративно прикладным искусством. По эскизам Намдакова члены его семьи мастерят кукол. Создано уже более 50 кукол и большинство их находятся в частных коллекциях в России и за рубежом.
В галерее сейчас открыта новая экспозиция авторских кукол семьи Намдаковых под названием «Ульгер» (по-бурятски — волшебное сказание). На выставке представлено девять кукол. Каждую отличает особый характер и колорит. Неповторимое очарование фигуркам придают лица из папье-маше, форма причесок, бусы, кружево и ручное шитье.
Все экспонаты выполнены из кожи, ткани, дерева, металла, войлока, конского волоса и созданы при помощи художественной ковки, вышивки, плетения с использованием вековых ремесел и современных техник. Изумительные рукотворные всадницы, отважные кочевницы, юные девушки в эффектных нарядах, танцовщицы и амазонки поражает красочностью и фантазией.
В Иркутске мы были всего два дня. Для полноценного знакомства с городом это очень мало. Многие приезжие отзываются об Иркутске как о самобытном и красивом городе.
Но у меня прогулка по центру Иркутска оставила противоречивые чувства. В глаза бросаются бесконечные заборы, гаражы, какие-то склады и почти развалившиеся обветшалые дома. Поэтому остаётся ощущение какой-то неухоженности. Привести в порядок центр города подумывают давно, но не один год длится противостояние властей с Иркутским центром сохранения наследия. Одни считают, что деревянный ветхий жилой фонд нужно сносить, а другие выступают за сохранение памятников деревянного зодчества. Тем временем «памятники» пребывает в плачевном состоянии, гниют и горят.
Помимо ветхого, аварийного жилья в городе хватает и других проблем. Нужны детские сады, школы, не всё ладно в здравоохранении, растет отток молодежи из региона. Качество дорог и состояние общественного транспорта оценивается как однозначно плохое. Но зато в Иркутске самая дешевая электроэнергия в России. За свет здесь платят 68 копеек за квт/ч.
Кто знает, каким был бы Иркутск, если бы страшный пожар в 1879 году не уничтожил половину города. История не терпит сослагательного наклонения. Несмотря на трудности город продолжает развиваться как в промышленном, так и в культурном плане. В Иркутске много музеев: краеведческий, художественный, истории города, городского быта, минералогический и другие. Работают 5 театров, филармония, органный зал и нерпинарий. С гастролями сюда часто приезжают известные российские и зарубежные артисты. Особой гордостью города является ежегодный международный фестиваль классической музыки «Звезды на Байкале», созданный в 2004 году по инициативе всемирно известного пианиста, уроженца Иркутска Дениса Мацуева. Каждую осень фестиваль собирает в городе звезд мировой величины, лучших музыкантов и дирижеров.
Но главное, рядом шикарнейшая природа и самое большое озеро на земле — Байкал!
Спасибо всем за внимание. Впереди — самое интересное! Продолжение будет обязательно.
Теги:
Самостоятельные путешествия