Когда отпуск короткий, а увидеть хочется много, возникает вопрос: как оптимально распределить время. Скажем есть у вас неделя, добавим к ней по два выходных с каждой стороны и получим 9 дней. За такое время не спеша, но и не расслабляясь можно остановиться в 3-х местах. Теперь разделим 9 на 3. Вроде бы ответ очевиден? Ан нет, опытным путём установлено, что лучше всего работает формула 2-3-4. Начинаем с малого и двигаемся в сторону крупнейшего. С одной стороны улетать обычно удобнее из большого города, да и к концу поездки силы уже на исходе, не хочется снова паковаться и спешить.
Поездку по Британским островам спланировала по тому же принципу. 2 дня Дублин, 3 — Эдинбург, 4 — Лондон. Из Ирландии в Шотландию посуху не добраться. Можно отправиться в плавание на пароме или взмыть белой птицей и пересечь водное пространство по воздуху. Паром отмела сразу, идёт медленно, да и волна в декабре не маленькая. Последние сомнения отпали, когда билеты на Ryanair оказались по смешной цене в 14 евро.
Воскресным днём около полудня приземлились в аэропорту столицы Шотландии. Автобус Airlink 100 express за 25 минут доставил нас к станции Waverley Bridge. Билет стоил £4.50. Фунтами запаслись в автомате в зале прибытия.
Наш голубой вагон автобус остановился посреди моста. Однако реки внизу не было. Мост Уэверли перекинут через лощину Нор-Лох и соединяет Старый и Новый город. Когда-то на этом месте было озеро. В конце XVIII века озеро осушили, а на освободившейся территории разбили парк.
Поселились буквально в ста метрах от моста на старинной улочке Cockburn Street. Идти хоть и недалеко, но в горку. Ещё сотня метров наверх и мы в самом сердце Старого города на Парламентской площади. Посреди площади стоит восьмиугольный Меркат-кросс увенчанный символом Шотландии — единорогом. По шотландской традиции на этом месте публично оглашались королевские указы и парламентские прокламации.
Задержались у монумента Вальтеру Дугласу Скотту. Постамент в готическом стиле содержит фрагменты батальных сцен и эпизодов из жизни герцога. Вздыбленные олени по углам опираются на гербовые щиты.
А вот следующее имя нам всем хорошо знакомо из уроков литературы. Ну кто не помнит знаменитые пушкинские строки.
«Зато читал Адама Смита
И был глубокой эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему "
Некоторым к тому же довелось конспектировать «Капитал» основанный в том числе и на экономической теории Смита.
Большую часть площади занимает Собор Святого Эгидия (St Giles' Cathedral). Башня собора увенчана шпилем в виде каменной короны. Дизайн был распространён в средневековой Шотландии. Однако только два подобных средневековых шпиля сохранилось до наших дней. Шпиль Св. Эгидия уникален ещё и тем, что в отличие от традиционных четырёх аркбутанов состоит из восьми: четыре по углам и четыре по центру каждой стороны башни. Настоящее здание собора датируется XIV веком, корону добавили в 1495 году.
Собор пережил много потряседний. В 1559 году когда шотландская Реформация набирала силу, городской совет нанял военных для защиты Сент-Джайлса, а также раздал сокровища собора доверенным людям на сохранение. Несмотря на принятые меры реформаторам удалось захватить церковь. В течении двенадцати лет с 1560 по 1572 в соборе проповедовал лидер шотландских протестантов Джон Нокс. Внутреннее убранство собора было уничтожено, цветные витражи заменены простым стеклом.
1 ноября 1867 года на собрании Городского совета лорд-провост Эдинбурга Уильям Чемберс провозгласил свой план восстановить Сент-Джайлс, сделав собор «Вестминстерским аббатством Шотландии».
Частью грандиозного проекта была реставрация витражей. От оригинального убранства осталось только несколько фрагментов. Изготовление новых окон поручили фирме Джеймса Баллантайна. Баллантайн основал свою студию в Эдинбурге в 1837 году и получил известность после того, как выиграл национальный конкурс на дизайн некоторых витражей для нового здания Парламента в Вестминстере.
Первоначально студия Баллантайна изготовила девять витражей. Кульминацией серии стало большое восточное окно, изображающее Распятие и Вознесение.
Постепенно церковь украсили десятки ярких витражей иллюстрирующих библейские сюжеты.
Реставрация собора затянулась до начала XX века, когда была добавлена Часовня ордена Чертополоха.
От Собора отправились вниз по Королевской миле. Одна из главных достопримечательностей Эдинбурга, череда улиц под общим названием Королевская миля соединяет два символических в королевской истории Шотландии объекта: Эдинбургский замок и Холирудский дворец. Расстояние между крепостью и дворцом оказалось равным британской миле или 1,6 км, отсюда пошло и название.
Вдоль улицы вперемешку расположились старинные здания и современные бутики, церкви и ресторанчики. Витрины украшены ёлочными игрушками. У дверей непременные атрибуты Рождества — деревянные щелкунчики.
Средневековое здание суда и тюрьмы Кэнонгейт Толбут построенное в 1591 году.
И тут же новое здание парламента Шотландии, фасад которого навевает ассоциации с витриной оружейного магазина.
Завершает милю Холирудский дворец. Сквозь кованую решётку можно разглядеть северо-западные башни XVI века.
У ворот сохранилась сторожка, построенная при короле Якове IV, с красочным гербом его сына Якова V на стене.
Современное здание дворца построили в 1671–1678 годах.
Обратили внимание на старинный фонтан. Оказалось, что он был спроектирован в 1860-х годах по указу Королевы Виктории и является копией фонтана XVI века из дворца Линлитгоу, места рождения Марии Стюарт.
Внутрь мы попали на следующий день. Холирудский дворец с XVI века служит главной королевской резиденцией в Шотландии. В начале каждого лета Королева Елизавета II проводит в Холируде одну неделю. Как следствие фотографировать внутренние интерьеры не разрешается.
На улице смеркалось и мы заспешили обратно на Парламентскую площадь. Здесь в историческом здании Библиотеки Печати у нас было зарезервировано традиционное английское чаепитие 5 o’clock.
После суматошного туристического дня с перелётом и бодрящей зимней прогулкой приятно было посидеть в тёплом светлом зале с красными бархатными креслами и зеркальными столиками. Выпить чаю из серебряного чайничка и угоститься крошечными английскими сэндвичами и традиционными сконами с клубничным джемом.
Следующее утро начали с похода в Эдинбургский замок. Чтобы избежать толпы туристов, пришли к открытию. Площадь перед воротами замка была практически пуста, однако народ потихоньку подтягивался к воротам. Быстро проскочили под ощетинившейся острыми зубьями решёткой и оказались внутри неприступной крепости. Крепость на замковой скале служила королевской резиденцией со времён правления Давида I в. XII веке. К XVII веку короли переехали в более удобные апартаменты, а замок отдали военным. В нём до сих пор находится штаб Шотландской дивизии и располагается военный гарнизон.
В крепости находится несколько музеев, королевские апартаменты, сокровища короны. Один из самых ценных экспонатов — Камень Судьбы, на котором веками короновались шотландские и английские короли.
Территория крепости огромна, пока обошли все музеи и казармы подошло время ланча. Только сели в кафе, как вспомнили, что есть ещё одно событие которое никак нельзя пропустить.
Каждый день кроме воскресенья, Страстной пятницы и Рождества ровно в час дня на территории замка производится выстрел из Часовой пушки. Традиция берёт начало с 1861 года, когда выстрел служил сигналом для сверки корабельных часов в гавани Лейт. Чтобы сделать поправку на скорость звука была составлена карта, показывающая фактическое время, когда звук выстрела будет слышен в разных местах Эдинбурга. После вустрела можно видеть, как в воздухе разлетаются чёрные кусочки, похожие на сгоревшую бумагу.
Со стен замка открывается захватывающий вид на город и окрестности вплоть до океанского побережья.
Сразу после замка попали в Музей истории шотландского виски (Scotch Whisky Experience). Ирландский попробовали, надо сравнить с шотландским. Тур включает рассказ о процессе изготовления и дегустацию. В Ирландии нам показали производство, здесь же только слайды на стене, пока едешь в темноте сидя в стилизованной бочке.
Музей интересен тем, что здесь хранится самая большая в мире коллекция шотландского виски, насчитывающая 3384 бутылки.
Бизнесмен из Бразилии Клайв Видиз коллекционировал различные сорта виски в течении 35 лет. Уникальная коллекция охватывает широкий спектр брендов на протяжении огромного промежутка времени, от редких до самых обычных.
В 2006 году коллекцию купила британская компания Diageo, крупнейший производитель алкогольных напитков класса премиум. С 2009 года коллекция экспонируется в Эдинбурге и останется там по крайней мере до 2029 года.
При музее открыт магазин с довольно демократичными ценами. Там и закупили сувениры и подарки.
В каждом путешествии случаются незапланированные события. Порой приятные, а порой не очень. Эдинбург встретил совершенно незапланированной рождественской ярмаркой. Ярмарка в овраге Нор-Лох предстала нашим глазам, как только автобус подъехал к мосту Уэверли.
Каждый вечер мы приходили сюда любоваться праздничными огнями.
Ярмарка зазывала сияющими горками, каруселями. В темноте светилось гигантское колесо обозрения.
Красочные павильоны расположились в несколько рядов на склонах лощины. Чего тут только не было. Жарили, парили в огромных сковородках. Трудно было удержаться, чтобы не попробовать всю эту вкусноту.
На третий день поехали в порт. С Princes Street идёт автобус номер 22. В порту пришвартована Королевская яхта «Британия». 83-я по счёту и вторая носящая это почётное имя яхта была спущена на воду в 1954 году. За свою 43-летнюю карьеру яхта преодолела более миллиона морских миль побывав во многих странах. Принц Чарльз и принцесса Диана совершили на ней своё свадебное путешествие. На яхте гостили президенты.
Британия стала последней из королевских яхт. Когда в 1997 корабль списали на берег, новое правительство лейбористов решило не строить замену, посчитав расходы неоправданно высокими.
Билеты на экскурсию по судну продаются в торговом центре Ocean Terminal. В терминале нас встретила Лего модель корабля. Модель построили в честь 90-летнего юбилея королевы. Точная копия яхты создана из 40,000 кусочков. Мастер Джим МакДонаф использовал оригинальные чертежи Британии. Аккуратно выполнена каждая деталь: от Роллс-Ройса в гараже, до белого рояля в кафетерии.
Яхта поистине королевская. На палубе колокол под монаршим гербом начишен до блеска.
Капитанская рубка с множеством приборов. Именно отсюда управляли яхтой во время плавания по мировым океанам.
В кают-компании за стеклом хранится серебряная чаша с Пегасами, на которой изображены четыре из предыдущих Королевских яхт.
Гоночная яхта 1936 года Bloodhound, когда-то принадлежавшая королеве и принцу Филиппу, теперь пришвартована рядом с Британией. Bloodhound завоевала много призов в океанских гонках, на ней принц и принцесса Уэльские учились управлять парусным судном.
Однако больше всего меня поразила прачечная. Британия была единственным кораблем в Королевском флоте, на борту которого постоянно стирали бельё. 240 офицерам приходилось менять форму до шести раз в день, а это означало, что стиральные машины, сушилки и паровые прессы работали без остановки.
Ну и конечно не упустили возможность выпить чашку чая на королевской палубе.
Вернувшись зашли в Национальную галерею Шотландии. В галерее педставлены работы знаменитых английских, французских, итальянских художников. Ботичелли и Сезанн, Бернини и Констебл, Ван Дейк, Гоген, Гойя. Очень пожалела, что не было достаточно времени осмотреть все залы не спеша.
День закончили в театре. Балет по сказке Гензель и Гретель пожалуй не менее популярное рождественское представление, чем Щелкунчик.
Утром с того же моста Уэверли отбыли на поезде в Лондон. Но это уже другая история.