Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был сегодня 16:06
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Южно-Сахалинск — Россия Июль 2015

Предыдущая часть — Сахалин_От Чехова до Победы

В парке Победы установлен монумент, где Родина-мать скорбит о своих сыновьях погибших в Афганистане.

Сахалин_Люди, город и природа

Афганистан — сложный период в истории нашего общества. Знакомая сахалинка из Долинска рассказала такой случай. В начале 80-х мальчик из её города, едва закончив школу, написал в военкомате заявление, с просьбой отправить в Афганистан. Через год парнишка погиб. Прощание с солдатом проходило в его бывшей школе, куда пришёл весь Долинск.

В больших мегаполисах житие протекает по своим законам, людей вокруг много, они друг друга не знают, и узнать не стремятся, тогда как в малых городах все друг у друга на виду. Сахалинцы земляков, погибших в Афганистане и в Чечне, не забывают.

Над Южно-Сахалинском нависает гора Большевик, где оборудован зимний горнолыжный курорт. Местечко называется «Горный воздух». Туристы приезжают сюда, дабы подышать чистым горным воздухом и сфотографироваться на фоне города.

Существуют сведения, что во время периода Карафуто (1905–1945 годы) на месте современного «Горного воздуха» уже действовала туристическая и горнолыжная база, где проводились соревнования по прыжкам с трамплина.

Сахалин_Люди, город и природа

По другим сведениям на месте комплекса располагалась военная застава, где готовили солдат императорской армии к боевым действиям в условиях гор, для чего и были построены вышки и трамплин.

В 1930-е годы город Тоёхара (современный Южно-Сахалинск) выступил как город-кандидат на проведение зимних Олимпийских игр 1936 года.

Сахалин_Люди, город и природа

На вершину горы можно подняться на фуникулёре. Если он по каким-то причинам не работает, не расстраивайтесь, Южно-Сахалинск хорошо просматривается и отсюда.

По словам местных жителей, ещё совсем недавно по загазованности Южно-Сахалинск был одним из самых грязных городов России. Всё дело в том, что город отапливали своим сахалинским углём. Когда происходили выбросы с ТЭЦ, в условиях повышенной влажности, они как раз и давали подобный эффект.

В любом случае, всё это осталось в прошлом — город переведён на газ. Соответственно, закрылись угольные шахты. Любопытно, что японцы свои на Хоккайдо законсервировали уже давно, но уголь им нужен. Теперь соседи хотят реконструировать именно сахалинские, но почему-то не свои? Россияне в каждом предложении японцев всегда ищут подвох, и чем закончится дело непонятно?

Во времена Хрущёва в Южно-Сахалинске стали строить уже не промышленные объекты, а долгожданное жильё. И это были не какие-то бараки, а полноценные дома с кухней, с ванной и туалетом.

Так в городе в 1959 году возник квартал, именуемый аналогично московскому собрату — Черёмушки. Но если в Москве дома вырастали пятиэтажные, то здесь, из-за сейсмической активности, решили строить в четыре этажа.

Сахалин_Люди, город и природа

Для Сахалина страшной трагедией стала гибель Нефтегорска. Произошло это в конце мая 1995 г. Посёлок в результате землетрясения был полностью разрушен, люди в нём более не живут. Говорят, выстоял лишь Дом культуры и памятник В. И. Ленину.

Помню, по ТВ показывали репортаж — мальчик сумел выбраться из-под завалов, а его маму зажало. Через какое-то время сын к ней вновь пролез, но после этого зажало уже его самого. Позже их вытащили спасатели. С мамой всё обошлось хорошо, а мальчик остался без ноги.

В Южно-Сахалинске о трагедии Нефтегорска помнят. Напротив железнодорожного вокзала в память об этом установлен памятник.

Сахалин_Люди, город и природа

В настоящий момент высокие монолитные дома в Южно-Сахалинске появляются, причём строятся они по какой-то особой технологии, и, по заверениям строителей, выстоят при 8 баллах. Однако я, гуляя по городу, в тот район не дошёл. Да простят меня южносахалинцы, но новых современных зданий мною практически не сфотографировано.

Стройки в городе идут, как и реконструкции, но меня впечатлили старые дома.

Сахалин_Люди, город и природа

В них до сих пор живёт некий дух братства советских людей, где сосед был больше чем сосед.

Возможно я ошибаюсь в цифрах, но по местному ТВ слышал, что в Южно-Сахалинске в последующие два года планируется снести 200 старых зданий и откровенных бараков.

Южно-Сахалинск в этом плане желанное место для всевозможных блогеров-русофобов.

Сахалин_Люди, город и природа

Уйдя с центральных улиц, здесь можно сварганить «прекрасный» антироссийский репортаж, который конечно же будет однобокой полуправдой.

Гуляя по Сахалинской, я застал следующую картину — множество первых этажей переделано под офис или под магазин.

Если в Москве затруднительно получить разрешение на такую перепланировку, то на острове своего Собянина в 2015 г. ещё не было.

Сахалин_Люди, город и природа

Южно-Сахалинск окружают лесистые холмы. Климат умеренно-муссонный. До Охотского моря по прямой 25 км, до Татарского пролива 50 км и 20 км до Анивского залива.

Теоретически, лесные дебри начинаются уже на краю города, тогда как в двух часах езды от него можно увидеть природу первозданную.

Большей загадкой для меня стала буйная сахалинская растительность. Нет, я конечно про это слышал и читал, но всё равно впечатлило. Жаль, но словами не передать ни запах, ни аромат.

Сахалин_Люди, город и природа

Всевозможные травинки вроде кажутся знакомыми, но достигают они воистину гигантских размеров. Особое впечатляют здешние лопухи.

Происходит подобное от высокой влажности, которая действует в тандеме с солнечной активностью. По себе испытал, вроде солнце за облаками, однако открытые участки тела солнечное тепло чувствуют. К концу дня обгораешь.

Учёные проводили эксперимент, вывозя и высаживая семена сахалинских трав в других регионах России.

Сахалин_Люди, город и природа

Первый год растение вырастает действительно большое, на второй чуть поменьше, а вот на третий год его размеры приходят в норму.

На людей подобное не действует. Гигантов я не видел.

Сахалин_Люди, город и природа

При этом считается, что повышенная влажность благотворно влияет на женскую кожу.

Находясь в гостинице, мы с товарищем старались смотреть только местные новости, и, насколько я понял, на острове не столь велика вероятность терактов, как в Москве.

Конечно в аэропорту конечно висят предостерегающие плакаты, но если Сахалин на краю света, то и от взрывоопасных регионов он также далеко.

Сахалин_Люди, город и природа

Сахалинские новости от обычных региональных российских мало чем отличаются. Про проворовавшегося губернатора Хорошавина ничего нового никто не озвучил, зато где-то люди жаловались, что мало скамеек для отдыха, а в каком-то районе Южно-Сахалинска накрыли бордель… Жизнь примерно такая как и везде…

Порадовал репортаж о ПТУ, где молодые ребята приобретают специальность крановщика. Люди рабочих профессий на острове нужны. Зарплаты высокие, ребятам гарантированно трудоустройство. Многие работают вахтовым методом.

Если Москву вычистили гастарбайтеры, то Южно-Сахалинск горожане убирают сами. На улицах чисто, тут и там можно видеть уборщиков.

Средний возраст сахалинских женщин 39,9 лет, мужчин 37,8.

Сахалин_Люди, город и природа

Общаясь с людьми, я всё больше слышал истории о том, что их родители (или дедушки с бабушками) отправились по контракту на Курилы, или на Сахалин и позже семья перебралась жить в островную столицу.

Другой вариант, когда люди приехали из Центральной России в наше время, озвучивался реже.

Сахалин_Люди, город и природа

В советское время населения было больше. Происходит миграция. Молодёжь приезжает работать, тогда как пенсионеры, заработав хорошую пенсию, стремятся наоборот уехать.

Многие островитяне в какой-то момент жизни так или иначе были, или до сих пор связаны с морем.

Сахалин_Люди, город и природа

Если верить справочникам, в настоящем всего 8 тыс. жителей можно считать рыбаками. В советские годы таковых насчитывалось больше в разы, а Япония без рыбы это не Япония. В губернаторстве Карафуто в отрасли трудилось более 60 тыс. человек.

С ценами на Сахалине я так и не разобрался.

Сахалин_Люди, город и природа

Нет, то, что они выше московских — однозначно. Например, шаурма в Москве 120 руб, здесь 220 руб. Какой-нибудь пирожок самса в Москве 60 руб, здесь 100 руб. Бензин на Сахалине дороже, а вот поездка на такси или в автобусе дешевле. Они ходят часто и во множество направлений.

Особенно поразил, или вернее добил, сувенирный киоск в аэропорту Южно-Сахалинска. Если в Центральной России цена на сувенирную тарелку определённого размера примерно 500 руб, то здесь 1100 — 1600 р. Футболка, книжка или магнитик в той же пропорции.

Сахалин_Люди, город и природа

Я стоял и с интересом смотрел — люди подходят и вполне спокойно покупают? Считается, что на Сахалине высокие зарплаты, и, дабы изымать деньги, с чёсом сюда наведываются одиночные гастролёры и театры.

И в тоже время, я видел объявление — линейный отдел полиции набирал постовых сотрудников, обещая 30 тыс. В Москве на ту пору платили 45 — 50.

Производство ликвидировано. Бывшие здания заводов и фабрик переходят из рук в руки. Например, гостиница Якорь, где мы жили, в советское время являлась зданием управления заводом рыболовной флотилии.

Теперь в Южно-Сахалинске, как и по всей России, большое количество торговых центров. И всё же, насколько я понял, зарплаты на острове отнюдь не выше московских.

Сахалин_Люди, город и природа

Мой друг не поехал вместе с нами на одну из экскурсий, и просто бродил по городу. Он посетил три рыбных рынка. По его словам, красная икра стоит здесь почти как в Москве?! Сам я добавлю — фрукты в полтора (а то и в два) раза дороже.

Почему дороже? Сахалин не имеет постоянной связи с материком. Происходят лишние затраты, которые ложатся на покупателя. Во времена товарища Сталина Сахалин с Дальним Востоком планировалось соединить тоннелем, но после его смерти работы прекратились.

Строители не понимали происходящее. Абсолютное большинство рабочих стройку не бросило. Люди ещё почти 8 месяцев не получая денег, оставались на объектах.

Этот тоннель история достаточно тёмная, и чего только про него не пишут… Читая, трудно определить, где правда, а где фейковый вброс. Гуляя по городу, я случайно обнаружил офис КПРФ. Хотел зайти, узнать их версию про тоннель, но сахалинская ячейка КПРФ оказалась закрыта — время было раннее и потому не сложилось.

Сахалин_Люди, город и природа

Так как же народ при таких высоких ценах выживает? В любом случае, на улицах никто от голода не умирает. Парк автомобилей состоит из старых кореек и японок, но встречается и что-то более дорогое.

Работают универмаги, кафе, рестораны и концертные залы.

Южно-Сахалинск город красивый. Люди гуляют и радуются жизни.

Про уличную преступность я ничего не слышал. Думаю, есть, но уровень её не высок. В тёмное время суток гулять можно вполне спокойно.

Сахалин — в некотором смысле рай. Пшеница не вызревает, но овощи на приусадебном участке растут хорошо. Конечно, в таком климате более активны и сорняки, но выход есть — нужно больше работать.

Сахалин_Люди, город и природа

Остров сам себя обеспечивает молочной продукцией. Добавим к этому, что есть здесь и такое явление как бизнес. Не будем забывать — рядом Китай, Корея и Япония.

Один из водителей, когда мы ехали по лесу, рассказал, что в августе и в сентябре постоянно наведывается сюда за грибами. Собирает всё больше шампиньоны, но найти можно и другие грибы.

Возле маленькой речушки мы остановились, и парень удивил, что здесь во время путины можно наловить, или скорее набрать, рыбы.

Сахалин_Люди, город и природа

На острове большое количество впадающих в море рек и речушек, в которых появляются на свет, нерка, кета и горбуша. Мальки вылупляются и уходят по течению в море.

Через три-четыре года, используя генетическую память, рыба возвращается на место рождения, где отбрасывает икру и молоку. Это факт известный, повторяться не буду.

Сахалин_Люди, город и природа

Во время путины на остров приезжает материковая полиция, которая не имеет связи с местным людом, и соответственно лучше охраняет реки и места нерестилищ. В любом случае, местный народ ходы и выходы знает. Рыбалка по-сахалински заключается в том, чтобы не прозевать ход рыбы, отпинать ногами из воды как можно больше тушек на берег.

Конечно нерки, кеты и горбуши становится всё меньше и меньше. Моя знакомая сахалинка рассказала следующую историю.

Когда-то более 40 лет назад она приехала на Сахалин, где почти сразу вышла замуж. Первое время молодожёны ютились в бараке. Как-то раз проснулись посреди ночи — разбудил громкий шелест и непонятное шуршание, который раздавался со стороны ручья. Приблизившись и посветив фонариком, они увидели огромное полчище рыбин, движущихся вверх против течения.

Туши тёрлись друг о друга, издава гул. Набежал народ. Люди стали выбивать рыбу на берег. Муж моей знакомой был членом партии. Он принялся объяснять соседям, чтобы они не трогали рыбу, но его в азарте никто не слушал.

В любом случае, человек сам ничего не взял и жене не разрешил. Вот такие были времена!

А рыба на их автомеханический комбинат по отводным стокам вплоть до начала 90-х заходила.

Помню, была такая песня:

«Ну что ж ты страшная такая? Ты такая страшная! Ты ж ненакрашеная страшная и накрашеная…»

В 2002 году послушать подобное было смешно — теперь не очень. В последний год мода удивляет. На улицах Москвы всё чаще можно видеть ненакрашеных, неухоженых женщин. Мода пришла с Европы — стиль называется натурель.

Кто-то из классиков сказал, что лучшие женщины России всегда жили в провинции.

Сахалин_Люди, город и природа

Слава Богу Южно-Сахалинск на краю России. Южносахалинки от моды отстают. Будем надеяться, евромаразм сюда не дойдёт. Пусть он в сибирских лесах заблудится, или где-то ещё.

Ещё, любопытный момент — жители островной столицы как и Сахалинской области часто заводят всевозможных собачек и кошек, и не абы каких, а дорогой породы.

Сахалин_Люди, город и природа

На улицах в Южно-Сахалинске не выводят гулять на поводке лишь только слонов и крокодилов. При этом животных в различных контейнерах постоянно куда-то перевозят. В аэропорту мы видели клетку, в которой транспортировали огромного дога.

Сахалин хоть и находится значительно южнее Тулы, но считается северным регионом. Видимо сахалинцы, в общении с домашними питомцами, находят для себя какую-то отдушину.

Сахалин_Люди, город и природа

Повторюсь, природа Сахалина уникальна!

В самый первый день пребывания, когда из-за разницы во времени мы все клевали носом, и дабы как-то взбодрить, нас повезли на экскурсию в залив Мордвинова. Ехать туда на машине из города примерно час.

Залив Мордвинова расположен в Корсаковском районе в юго-восточной части острова. Отдыхать сюда приезжает очень большое количество народа, и дорога вдоль моря в выходные дни вся заставлена машинами.

На момент нашего визите море было спокойное, но холодное.

Кто не знает, отмечу, Охотское море особо не прогревается, но искупаться можно.

Сахалин_Люди, город и природа

Территория поделена между различными рыболовными товариществами. Рыба идёт хорошо, в море можно видеть сети.

Рядом с заливом множество озёр, возле которых также любят отдыхать сахалинцы.

В укромном месте нас уже ждал повар, приготовивший обед.

Сахалин_Люди, город и природа

Уха из свежей рыбы, да на природе!…