Карельская сказка должна была быть предновогодней, но по определенным обстоятельствам планы порушились, а мечта осталась. А, если очень хотеть, а в определенных местах зудеть и свербеть, то рождается новый план.
Карельская сказка должна была быть предновогодней, но по определенным обстоятельствам планы порушились, а мечта осталась. А, если очень хотеть, а в определенных местах зудеть и свербеть, то рождается новый план.
Как вы помните каждый год мы с мамой отмечаем наши дни рождения в каком-нибудь уголке России. Так пусть в 2021 он будет в сказочной мечте, точнее месте.
Как зарождается мечта? Да на нашем сайте. А вдохновила меня еще в 2019 году наша любимая Настенька Павлик своим рассказом «Карелия. Поймать зиму за хвост».
Фото зимнего Мраморного каньона, так сказочно подсвеченного, запало в мою душу и ждало своего времени. И вот час настал. Мой рассказ во многом пересечется с Настёнкиным, но вы, возможно, уже его подзабыли, а я напомню.
Как же попасть в сказку? Доброй феи у меня нет, чтобы превратить тыкву в карету, а крыс в упряжку лошадей, да и ковра-самолета тоже нет, но зато у меня есть самый лучший попутчик (моя мамочка), сайт РЖД и зарплатная карточка. Несколько кликов, волшебное заклинание и билеты Москва — Рускеала — Москва у меня в кармане, точнее на электронной почте (сейчас кстати при покупке туда-обратно действует скидка).
Тут сбывается еще одна мечта — прокатиться на ретро поезде «Рускеальский экспресс».
Теперь чуть-чуть поподробнее о дороге.
Из Москвы в Рускеалу в 16–00 отправляется прямой беспересадочный поезд № 922, точнее один вагон № 12 и вагон-ресторан № 13 в составе поезда до Петрозаводска. В Сортавале рано утром вас отсоединяют, и вы сиротливо ожидаете воссоединение с ретро-поездом «Рускеальский экспресс». Стоимость билета туда-обратно на одного составляет примерно 3600 рублей.
Мы отправились в путь в самые сильные морозы, конечно, без приключений не обошлось. В нашем составе то и дело что-то ломалось, чайник проводник бегал греть в соседние вагоны, а в вагоне-ресторане, стилизованном под конец XIX века, отключилось электричество, и как следствие отопление, а значит поужинать в атмосфере прошлого века в вечернем платье не получилось.
Хорошо, что моя опытная и заботливая мамочка прихватила с собой по традиции бутерброды, сыр, яйца и сосиски, от голода мы не умерли.
В Сортавалу состав прибывает в 6–30 утра и стоит четыре часа в ожидании прибытия экспресса из Санкт-Петербурга «Ласточка». Пассажирам дается 10 минут, чтобы пересесть с нее в «Рускеальский экспресс».
Четырехчасовое ожидание можно скрасить сном, что я и сделала, а можно устроить небольшую экскурсию по городу Сортавала, но было темно, градусник термометра показывал -22 С, поэтому мы предпочли остаться в тепле.
Только в 9 утра я слезла со своей второй полки, оделась потеплее и пошла исследовать платформу.
Мне было интересно наблюдать как загружают уголь и присоединяют тепловоз к нашему составу — мир полон новых открытий.
Позавтракать нам все-таки удалось в нашем вагоне ресторане.
Ценовая политика такова: чай — 50 рублей, кофе от 120 рублей, блинчики со сгущенкой — 180 рублей, а с ветчиной и сыром уже 220 руб, есть карельские пирожки от 60 рублей. Выбрать есть из чего.
А теперь несколько слов о моей второй мечте.
С 1 июня 2019 года между двумя городами Карелии Сортавала и Рускеала начал курсировать ретро поезд на паровозной тяге «Рускеальский экспресс» со скоростью 40–60 км/ч. К слову, последний такой поезд следовал в конце 70-х годов XX века. Так что это уникальный проект в России. Стоимость проезда в купе, стилизованном под купе вагона первого класса конца XIX — начала XX веков, начинается от 350 рублей.
В пути вы проведете всего 1 час.
Расписание поезда:
Туда: Сортавала 10:40 — 11:50 Горный парк Рускеала
Обратно: Горный парк Рускеала 17:30 — 18:30 Сортавала
Если вы хотите этот час провести незабываемо, то можно выкупить ВИП-купе за 5000 рублей на четверых в четвертом вагоне. В эту стоимость входит: приветственный напиток, фруктовая тарелка и сертификат номиналом 1000 рублей в вагоне-ресторане. Может за час и дороговато, но зато вы сможете почувствовать себя важной персоной, ведь в подобном купе ехал сам император Николай II, следуя из Санкт-Петербурга в Хельсинки.
Кроме того, во время движения поезда или его последующей стоянки можно устроить фотосессию в специальном фото-купе. Длительность нахождения в нем всего 5–10 минут. Это удовольствие обойдется вам в 250 рублей, забронировать время (!) и оплатить можно в терминалах, установленных в каждом вагоне.
Ну и изюминкой на торте, точнее в нашем случае поезде является вагон № 3 — ресторан в царском стиле. Здесь расположено фортепиано, мебель и фурнитура конца XIX — начала XX веков.
Как и следовало ожидать, как только тронулся поезд, все пассажиры стали перемещаться по составу, изучать исторические купе и вагоны-рестораны. Я прошлась до царского ресторана, поняла, что там и яблоку негде упасть, немного огорчилась, что не получилось сделать фотографии вагонов и вернулась обратно (в надежде исправить все на обратном пути). К слову, весь день состав стоит на платформе, а в вагон ресторан можно заглянуть с 12:30 до 16:00. Если повезет, то вы сможете оказаться в полном одиночестве (это маленький лайфхак, но к нему мы вернемся еще в конце путешествия).
На всем пути поезд издавал гудки, а в небо выбрасывались кубы пара, особенно эффектно дымящиеся в суровые морозы. За окном нас встречал волшебный заснеженный лес, и сказка становилась все ближе.
Мы, неспеша, вышли на платформу и направились покупать билеты на вход в парк. Входные билеты можно купить и внутри поезда в терминалах, кроме льготных, поэтому пришлось встать в очередь. Стоимость входного билета 350 рублей, льготный 150 рублей, для жителей Сортавалы — 50 рублей.
Но я вам не советую сразу бежать в парк. Стоит обязательно посмотреть один аттракцион: 26 декабря 2020 года построен паровозный круг, позволяющий развернуть паровоз. Это зрелище происходит практически сразу после прибытия и длится несколько минут. В сети интернета на официальном сайте «Горный парк Рускеала» ВКонтакте нашла видео разворота.
Многие туристы приезжают на поезде одним днем, приобретая билеты туда-обратно. В их распоряжении примерно пять-шесть часов. В принципе этого времени вполне достаточно, чтобы осмотреть весь парк. Быть может многие бы и хотели задержаться в Рускеала чуть дольше, но, увы, мест в отелях, гостевых домах всем желающим не хватит.
Но я вовремя подсуетилась и забронировала отель «Карел», расположенный аккурат за Горным парком. О его достоинствах я рассказала в отдельном рассказе, но немножко повторюсь.
Я через приложение Maps.me проложила путь к отелю, как оказалось надо пересечь весь горный парк и выйти через второе КПП. Имея билеты в руках, мы подошли к охраннику и спросили, сможем ли мы войти, выйти и потом снова войти по ним. Тут были весьма шокированы.
— «Нет. Повторно по билетам пройти нельзя, да и не выпустят вас на втором КПП».
— «А как нам попасть в отель?»
Охранник пожал плечами, показал в сторону стоянки и сказал:
— «Идите туда, может там такси какое-нибудь стоит. Автобусы сейчас не ходят. Или вокруг…»
Выбора не осталось, поплелись по аккуратно утрамбованному снегу в сторону стоянки мимо заброшенного Рускеальского мраморно-известкового завода.
Я очень переживала, что не будет там машин, а, сделав такой большой путь, у мамы не останется уже сил на прогулку по парку. К тому же мне было непонятно как попасть в парк, неужели придется тоже идти в обход. Но ангел хранитель послал нам попутку, и мы минут за пять добрались до отеля.
Наш номер был готов, мы закинули вещи, подзаправились бутербродами и были готовы к новым открытиям. Михаил, хозяин отеля, проводил нас немного и объяснил, как можно пройти в парк, минуя КПП. Следуя его чётким инструкциям, мы дошли до забора (но видимо другого) и по протоптанной дорожке пробрались сквозь ели на территорию парка.
Вот сказка началась.
Как же здорово переместиться из Москвы с ее слякотью, ядовитыми реагентами под ногами и солевыми разводами на сапогах в заснеженный лес. Идешь по чистой дорожке, присыпанной мраморной крошкой, снег хрустит под каждым шагом, приятным звуком лелея ушки городских жителей. Вы сейчас тоже получили удовольствие, представив эту картину?!
Вот они первые мраморные склоны, присыпанные белоснежным снежком. Наша тропинка привела нас на аллею скульптур, появившуюся в парке совсем недавно. Семь мастеров из России, Белоруссии, Монголии в рамках фестиваля «Искусство без границ» вырезали из белого полосчатого мрамора затейливые отдельно стоящие фигуры и «портреты» в скалах.
Мой фаворит — вот этот Суслик (мое произвольное название). Жаль возле скульптур нет табличек с описанием.
Думаю, это только начало… в будущем аллея на Белой горе превратится в большой музей под открытым небом.
Чуть дальше расположена долина под названием «Жизнь замечательных камней», сейчас спрятанная под снежную пелену. В теплое время года каждый желающий может соорудить свою пирамидку и обязательно загадать желание.
На этой же полянке расположена каменоломная мастерская и небольшой домик, где вы можете согреться чаем, поучаствовать в мастер-классах, приобрести сувениры, а также домашнее варенье, джем, мед, мармелад и прочие сладости.
А также посмотреть предметы быта карельского народа.
Но мы пока еще не замерзли, поэтому двигаемся дальше по маршруту.
Вот он — Большой каньон Мраморного карьера в горном парке Рускеала. И первый ВАУ эффект.
После того, как добычу мрамора прекратили, грунтовые воды постепенно затопили шахты и образовалось Мраморное озеро. Летом по нему можно прокатиться на лодочках, ну, а зимой просто любоваться видами замерзшего озера.
Насладившись видами, сделав первые фото и селфи,
мы повернули направо и пошли по хорошо расчищенным тропинкам.
Вокруг оборудовано множество смотровых площадок.
Еще одна точка на нашем маршруте — вертикальная горная выработка (глубиной около 55 метров) Шахта № 2. Шахта была пробита финскими горняками в XIX веке, в ней добывали кальцитовый мрамор для производства извести. Всего было оборудовано три такие шахты, но в настоящее время доступна только шахта № 2, она наполовину затоплена грунтовыми водами.
Пока мы знакомимся с парком сверху, кто-то уже изучает его изнутри.
Обойти весь Мраморный большой карьер можно минут за тридцать, но, учитывая все фото стопы, маршрут сто процентов растянется по времени. Да и рельеф парка не пологий: вас постоянно будут ждать подъемы и спуски,
невероятной красоты мраморные скалы, мимо которых спокойно пройти не получится,
новые смотровые площадки со сказочными лесными далями.
Каждый новый поворот и изгиб будет казаться уникальным и неповторимым снимком.
Перед вами будет вечная головоломка: пойти сейчас направо, прямо или налево. Ноги поведут вас сами, только доверьтесь им. А виды будут радовать и кружить голову.
А мы вышли с вами к маршруту «Тайные тропы Земли KALEVALA». К сожалению, в зимнее время поближе познакомиться с героями карельского народно эпоса «Калевала» пока не получится, да и подняться на смотровую площадку самой высокой точки парка «мельницы Сампо» (откуда открывается вид на озеро Светлое) — тоже, но полюбоваться из-за забора можно. Но уже в следующий сезон обещают запуск эко-тропы с квестами и испытаниями: «Парк подразумевает не просто обзор скульптур, а интерактив — например, можно будет сыграть на кантеле Вяйнямёйнена и попробовать поймать дикого коня Хийси с помощью веревки подобно отважному охотнику Лемминкяйнену».
9 апреля 1802 года в небольшом поселении Самматти на юго-западе Финляндии в семье портного родился Элиас Лённрот. Жили они бедненько и часто не доедали. Элиас рано научился читать и писать. Во взрослой жизни он много путешествовал по Финляндии, Карелии, Мурманской и Архангельской областям, изучал народные традиции и языки карелов, вепсов, саамов. Этот опыт помог ему в написании книг, учебников, стал соавтором публикаций «История Финляндии» и «История России». Элиасу принадлежит авторство эпоса «Калевала» и многих народных карельских песен.
За сказками и прибаутками дорога вывела нас с вами к Итальянскому карьеру, но, увы, лимит фотографий исчерпан, поэтому придется нам с вами ненадолго расстаться.
Продолжение следует…