Муки творчества
Сейчас передо мной стоит очень непростая задача рассказать об античном городе Фазелис, коим я планировал завершить цикл своих материалов о поездке на турецкое Средиземноморье поздней осенью 2020 года. Чем эта задача трудна? Ведь были уже материалы о Перге, Аспендосе, Сиде, Антифеллосе (Каше) и Мира, чем же Фазелис хуже?
Действительно, принципиального различия нет. И в тот раз и сейчас надо что-то рассказать про место, в котором бывали миллионы и о котором написано и сказано столь много. Так может и не стоит начинать?
Думаю, надо и обязательно. Во-первых, для себя. Ибо каждый материал по результатам поездки эта некая систематизация знаний и впечатлений, когда работаешь с первоисточниками, анализируешь теорию вопроса и места, складываешь пазлы информации в единое целое и иллюстрируешь всё это собственными фотографиями. Общая картинка становиться цельной и понятной. Ну, или так кажется. В любом случае это интересно. Иногда мне кажется, что описывать свои путешествия более занимательно, чем собственно путешествовать, хотя, конечно, это не так.
Во-вторых, чьи-то мысли вслух, это чьи-то, но не мои. А может, я что-нибудь этакое изреку, что никто никогда не изрекал. Возможно такое? Вполне, хотя не факт, что такое изречение хоть кому-то будет нужным, разве что мне.
Что касается Фазелиса, то в этом античном городе не был только ленивый. Вот представьте, от Анталии до Фазелиса километров 40, а от приснопамятного Кемера, вообще километров 10–15.
Более того от селения Текирова до Фазелиса пешком люди гуляют, мне к сожалению не удалось, но слышал про это.
И вот теперь представьте, сколько через эти курорты проходит народа и сколько из них, устав от обжорства и пьянства, поддавшись на уговоры отельных гидов и уличных приставал, едут лицезреть незабвенные руины, чтобы в карму свою хоть жиденький плюсик саморазвития нарисовать напротив жирнючего огромного минуса ленивого времяпрепровождения. «И имя им — легион», что в переводе на русский язык означает очень и очень много.
Материалов об этом античном городе в сети найдено мною немало, но при ближайшем рассмотрении оказалось, что большая часть из них рекламные проспекты туристических компаний, а текст всех этих сообщений совпадает, чуть ли не до запятой. Получается, что ничего стоящего нет.
То есть один какой-то копирайтер или рерайтер, уж точно не знаю как эта профессия называется, по заказу текст сварганил, может даже чего и присочинил, а другие банально его украли. Что делать мне, украсть в очередной раз? А может самому чего-нибудь сварганить? А где первоисточники брать? Проблема.
Тут на английском языке нашёл достойный материал, цифровым переводчиком его коряво перевёл, и решил, что на его основе доклад и сделаю. Популяризация знаний, так сказать, это тоже работа. Может, кому и пригодится, но, как минимум сам разберусь. Как получится, не знаю, но давайте попробуем.
Как нашли античный город
Лично я нашёл его так. Добрался до автовокзала Анталии, к этому моменту не только хорошо знакомому, но и почти родному, сел в автобус с надписью Tekirova, но при этом сказал водителю заветное слово: Фазелис. Это важно, тогда водитель, проехав Кемер и не доезжая до Текирова, с трассы свернёт и подвезёт вас к самому входу. К входу в музейный комплекс, там, где шлагбаум и билетная касса.
После покупки билета, по лесной дорожке идите в сторону моря, наверное, с километр, после чего увидев античные руины, смело восклицайте — «Эврика», что, если верить Архимеду и значит — «Нашёл».
Но сильно не обольщайтесь и не рассчитывайте на лавры первооткрывателя, ибо первым был некий капитан Франсуа Бофор (вроде как британец, несмотря на имя), который в 1811 году, делая, по поручению британского королевского флота, измерения южных берегов Малой Азии, на восточном побережье полуострова Теке, на мысе, выступающем в море, и обнаружил руины Фазелиса. Он то и составил первый план найденного античного города.
Позже к руинам подтянулись другие английские джентльмены, архитекторы и археологи. Самым достойным упоминания пусть будет сэр Чарльз Феллоуз, ибо это именно он сделал много очень важных открытий, в частности, обнаружил дарственные надписи над воротами, построенными в честь императора Адриана, который здесь в своё время бывал.
Очень плотно за руины Фазелиса взялись в конце 19-го и начале 20-го веков. Австрийские, французские археологи и эпиграфисты (это те, кто изучают формы и содержание надписей на твёрдых материалах) проводили здесь свои исследования, которые то и дали проверенную наукой информацию об истории и структуре этого античного города.
То есть, тому, что будет представлено дальше, можно верить, с определённой долей сомнения, конечно.
В 20-м веке, особенно во второй его половине, такие исследования продолжались. Кроме зарубежных учёных, к научной работе подключились турки. Проводились восстановительные работы, благоустраивалась территория, что происходит и сейчас, этому я сам был свидетель. В последние годы были организованы подводные исследования, осуществлялись многомерные исследования поверхности древнего города.
В общем информации о городе Фазелис в настоящее время много, есть где покопаться.
Когда появился город и кто его основал
Тут, конечно, надо понимать, что история такая наука, что проверенные факты часто сопровождаются легендами и мифами, а где проходит граница между правдой и вымыслом, иногда невозможно понять. Ну, вот смотрите. Провёл учёный- эпиграфист свои исследования, дал блестящее заключение. Но где гарантия, что та надпись, что он расшифровал истинна. Ведь писал её человек из далёкого прошлого, который неизвестно каким образом получил ту информацию, что запечатлел в камне. Ведь тогда тексты передавались из уст в уста, иные приврали, иные недосказали.
Тут и в современном мире вчерашнее происшествие может подаваться разными участниками совершенно иначе, у каждого своя правда. Исторические события давнего и недавнего прошлого могут трактоваться с диаметрально противоположных точек зрения. Так каждый этнос или государство желает приукрасить своё прошлое, а противник это прошлое очерняет. Так есть сейчас, так было и в далёком прошлом.
Например, этносы, проживавшие на средиземноморском и черноморском побережьях, часто связывали своё происхождение с эллинами, что было в иные времена престижно. Они могли отказаться от своих истинных этнических корней, от своих изначальных верований в угоду сложившейся политической конъюнктуре и новым богам.
Так, есть информация, что Фазелис был основан 691 году до нашей эры колонистами из Линдоса, что на острове Родос. Другие источники предлагают иные версии, но большинство специалистов голосуют за Родос.
Связана ли история Фазелиса с историей Ликии, входил ли этот античный город в союз ликийских городов я не смог разобраться. Фазелис находился на границе древних Ликии и Памфилии, а чьей власти подчинялся конкретно не очень понятно.
Хотя впрочем, это и не столь важно. Пришлые завоеватели выровняли ситуацию между этими территориями. Сначала это были персы и греки, потом период экономического расцвета и благополучия под властью Римской Империи, позже христианизация общественной жизни времён Византийской империи, завершившаяся коренным сломом уклада жизни с приходом тюркских племён.
О структуре города
География античного города Фазелис весьма оригинальна. Представьте этакий нос, выступающий к морю и два холма, которые этот нос окружают.
Жилые постройки и общественные сооружения находились на мысе — носе, а также на вершинах и склонах холмов. Всего площадь города составляла примерно 30 гектаров.
В итоге получалось очень удачное расположение, что обеспечивало безопасность города, как со стороны моря, так и со стороны суши. Холмы, что ограничивали город с левой и с правой сторон, круто, прямо от моря уходили вверх, являясь, таким образом, естественной преградой. Между холмами, за городом располагалось болото, после осадков превращавшееся в озеро, что тоже добавляло жителям некое спокойствие.
Самый ранний жилой район Фазелиса находился на вершине одного из холмов, это был Акрополь в классическом значении этого слова, в том смысле, что представлял собой укреплённый верхний город.
Сразу после основания города, он был окружён стенами, которые периодически разрушались и восстанавливались, руины которых можно наблюдать и в наши дни.
Стены окружали гавань и поднимались наверх к Акрополю. Большинство древних строений Акрополя практически не сохранилось, большей частью они скрыты густой растительностью и требуют тщательных исследований и раскопок.
Но вот театр, что расположился на северо-западной окраине Акрополя в очень даже приличном состоянии.
Но надо понимать, что построен театр в более поздний римский период, а его приличный вид, во многом, результат проведённой реставрации.
Да и все постройки Фазелиса, руины которых мы сейчас наблюдаем, римского и византийского периодов, а всем строениям, возведённым ранее, не удалось сохраниться даже частично.
Кстати, встречал информацию, что театр в Фазелисе и в наши дни используют по прямому назначению, дают живые концерты.
Вполне возможно, технически, как мне кажется, это совсем не сложно.
Прочитал, что недалеко от римского театра присутствуют руины языческого храма, но признаюсь, они остались вне моего внимания. Может, кто внимательней подошёл к исследованию вершины холма, тогда поделитесь своими наблюдениями.
В городе Фазелис было два порта, один именовался Северный (Городской) порт, второй Южный порт.
Между ними была проложена центральная улица, которая их и соединяла.
Представьте, улицу шириной 20–25 метров и длиной 225 метров, мощённую каменными плитами, имеющую ступенчатую конструкцию.
Вдоль неё были установлены колонны и бюсты уважаемых горожан, что в целом выглядело весьма солидно.
Главная улица города не только соединяла два порта, она вообще формировала всю городскую застройку, нанизывая на себя все значимые городские сооружения.
Среди таких сооружений выделяем агору, главную рыночную площадь античного города, там, где народ торговал, собирался и веселился по праздникам.
Причем агор в Фазелисе было две, одна более ранняя, носила имя Домициана. Я знаю только одного Домициана, в честь которого могли назвать рыночную площадь. Это римский император из династии Флавиев, очевидно, это именно он и был. Другая, более поздняя, именовалась как Тетрагональная агора, которая, если ориентироваться на название, было определенной геометрической формы.
Рядом со второй агорой, её можно увидеть напротив театра, во время раскопок была обнаружена базилика, которая в языческие времена выполняла функцию гражданского здания для судопроизводства, торговли и политический собраний, а уже позже христианами использовалась в качестве храма.
Как известно, в структуре любого древнеримского города должны быть бани. Есть они и в Фазелисе, в своё время отделанные мозаикой и имеющие характерную для римского периода систему отопления.
Вода поступала в город с источника на холме, того, что с северной стороны. Для этих целей был построен акведук, серьёзное и внушительное сооружение.
А ещё в городе имелась канализационная система, причём не только для сточных вод, но и для слива дождевой воды. Всё по уму, продуманно и грамотно.
Думаю, не стоит описывать каждое строение античного города Фазелис, тем более что такой подробной информацией я и не владею.
Достаточно, упомянуть некрополь, то бишь, городское кладбище, его я заметил на склонах холма рядом с Северным портом.
Также запомнились руины недалеко от Северного порта, там располагались таможенные службы, ведь Фазелис активно занимался морской торговлей.
О названии города
Чтобы как-то достойно завершить своё повествование об античном городе Фазелис, проведу некоторое исследование происхождения его названия.
Умная и всёзнающая Вики говорит, что в переводе с лувийского языка, что присутствовал в Малой Азии в античные времена, Фазелис переводится как «морской городок».
Красиво и романтично!
Это название понравилось всем туристическим сайтам, ведь именно этот вариант был выбран ими в качестве единственного и неоспоримого.
Но встречались мне, и более заумные вариации. Вот вроде бы с некоего семитского языка, какого именно не уточняется, Phaselis означает «Бог сохрани». Это уже звучит пафосно и ко многому обязывает. Ещё бы понять, что конкретно за семитский народ поучаствовал в придумывании названия для этого города, расположенного несколько вдалеке от региона их основного обитания.
Может финикийцы, известные мореплаватели и торговцы? Но вряд ли, если вспомнить, что город основали греки, они вроде как его прародители, что, напоминаю, оспаривается. Но если это правда, тогда название города должно иметь греческое происхождение.
Греческие варианты тоже в наличии, причём целых два. Один из них «фасоль», что ничего не объясняет. Другой же вариант — «ветреный город», не в том смысле, что «бесшабашный», а «продуваемый ветрами».
Какой вариант подходит лучше, решайте сами, ибо мы живём в эпоху торжества демократии. Я же свой выбор обозначил в названии этого рассказа.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия