Дорогами древней Ликии
На самом деле дороги, по которым я перемещался в тот день, были никакими не древними, а очень даже современными и пролегали они не в неведомой Ликии, а в турецкой провинции Анталия. Мне предстоял обратный путь из очаровавшего меня городка Каш, в котором я провёл часть дня и ночь, до моей временной штаб-квартиры в городе Анталия. Но простой переезд на автобусе был бы слишком банальным и совсем неинтересным мероприятием, когда по дороге столько будоражащих разум мест. Во всех из них побывать получилось бы едва ли, но в Демре заехать надо было обязательно.
Так и случилось. С утра пораньше на автовокзале городка Каш я сел в ближайший автобус в направлении на Анталию, чтобы через час выйти опять на автовокзале, но уже в городе Демре.
Этот участок пути оказался совсем недальним, всего 45 км.
Так причём здесь «Дорогами древней Ликии», что я вынес в подзаголовок? Всё очень просто. Ведь главная цель всего моего 10-ти дневного вояжа заключалась в максимальном погружении в античность, а раз так, то надо знать, что в древние времена эта земля называлась Ликия. Городок Каш именовался Антифеллос, а Демре — Мира, между ними, очевидно, была дорога. Так что всё очень логично и никакого обмана.
Ликия! Что я знаю про эту античную область? Вроде бы название на слуху, но что-то конкретное на ум не приходило. Решил произвести небольшую информационную разведку.
Для наглядности опять приведу античную карту Малой Азии, аналогичную той, на которой я представлял соседнюю Памфилию.
Так и есть, на востоке Ликия граничит с такой уже родной Памфилией, которую за несколько дней успел изъездить, что называется, вдоль и поперёк. Сосед с запада — Кария, на севере — Фригия и Писидия. С юга Ликия омывается водами Средиземного моря, береговая линия которого имеет многочисленные бухты.
По территории Ликии протекала крупная река Ксанф, что и сейчас присутствует в пределах того же русла, только ныне носит название Коджачай. В устье реки располагался достаточно известный античный город Патары (это там где родился Святой Николай). Вот бы где ещё стоило побывать, ведь это неплохой археологический музей под открытым небом, да и вообще живописное место. Но не сейчас, будет ещё один повод вернуться.
Смотришь на карту и понимаешь, что Ликия имела идеальное географическое положение и это, в совокупности с благодатным климатом, предопределяло, что на этих землях обязательно будет жить человек.
Что касается ликийцев, то прибыли они в эти места, переселившись из Крита, и в своё время принимали участие на стороне последнего царя Трои Приама в Троянской войне. А была та война, как достоверно известно, в 12-м столетии до нашей эры, что уже говорит о древности Ликии.
Очень меня заинтересовала форма управления древней Ликией, представлявшая собой некую конфедерацию свободных городов, объединённых дружескими отношениями. Тут сразу на ум приходит Финикия, которой в недавнем прошлом я уделял столь много внимания. Общее в истории Ликии и Финикии ещё и в том, что ни одна из них не смогла в итоге сохранить свою независимость. Всегда находился кто-то более сильный, который приходил на их земли и покорял.
Что касается Ликии, то не всегда такое покорение, было чем-то фатальным, а как свидетельствуют источники, совсем наоборот. Так персы, времён царя Кира, 6-й век до нашей эры, первыми завладели Ликией, но их господство сводилось исключительно к сбору дани. Наверное, это неприятно платить дань, но мы тоже платим налоги и считаем это вполне нормальным. Главное, чтобы продолжалась мирная жизнь.
Идёшь по Демре, на улицах растут гранаты. Созрел плод, а никому не нужен. Вот такой вот благодатный край
Вот и ликийцы сохранили свою уникальную культуру и традиции, о коих речь пойдёт выше, форму управления городами, а также язык.
Позже Ликийская конфедерация последовательно была частью империи Александра Македонского, эллинистической монархии Селевкидов, пока в 1-м веке уже нашей эры не вошла в качестве отдельной провинции в состав Римской империи.
И опять в исторических хрониках сплошные панегирики, в том смысле, что Ликия в эпоху римлян переживает подъём культуры и экономического развития своих городов.
Кстати, в тот период Ликия представляла собой объединение 23 городов (по некоторым данным даже 70-ти), одним из которых был Мира, где я оказался. Экономическое благополучие сопровождалось строительством театров и храмов, разбивкой садов и парков, и прочими свидетельствами римского образа жизни.
Амфитеатр в Мира римского периода
Таким образом, Ликия в полной мере воспользовалась преимуществами существования под властью сильной империи.
Когда Ликия попала под влияние Византийской империи, образ жизни области существенно изменился в виду широкого распространения христианства. К этому периоду я обязательно вернусь, как вы понимаете, в Мире есть некий религиозный объект, который даёт для этого неоспоримый повод.
Благополучная эпоха для Ликии в итоге завершилась, когда в 7-м веке эта территория оказалась под мусульманским владычеством. Впрочем, этот период останется вне моего внимания.
Жизнь на костях
От автовокзала Демре до церкви Николая Чудотворца всего лишь 500 метров. Понятно, что сразу по прибытию я отправился прямо туда и провёл в храме не менее часа, а то и больше. Но сообщение об этом оставлю под конец рассказа, нарушив хронологию своего перемещения в пользу хронологии исторической.
От автовокзала до ликийских скальных гробниц и античного римского амфитеатра тоже совсем близко, может быть километра два. Это я к тому, что нет никакой необходимости покупать дорогостоящие экскурсионные туры, ходить шумной толпой, как правило, людей случайных и равнодушных. Поглощение античности куда как вкуснее, если эта античность принадлежит только вам и никому другому.
Путь к ликийским гробницам проходит по улицам небольшого современного города, в том числе по улице, названной именем российского посла Карлова, подло убитого в 2016 году на глазах у всего мира.
Доступ к ликийским гробницам, а также к амфитеатру возможен только через кассу, ибо, это музей, для посещения которого нужен входной билет. Стоимость назову — 45 лир, примерно 450 рублей или около 6 долларов, но, думаю, запоминать эти цифры особого смысла нет. Входные цены в Турции на подобные объекты постоянно растут, очевидно, реагируя, таким образом, на девальвацию национальной валюты.
Если нет денег, чтобы посетить ликийские гробницы, можно посмотреть о них документальный фильм. Турецкие телевизионщики за работой
Первое, что важно знать об укладе жизни ликийцев, так это то, что у них долгое время сохранялся матриархат. Может быть не в абсолютном виде, но род свой они вели именно по материнской линии, начиная перечислять в своей родословной всех женщин в семье, от матери к бабушке и так далее, насколько позволяла память.
Достоверное известно, что ликийцы почитали женщин больше чем мужчин, и наследство доставалось дочерям, а не сыновьям, что по тем временам выглядело весьма необычно. Более того, дети от женщины со статусом свободной гражданки и мужчины в статусе раба автоматически считались свободными, и наоборот, потомство мужчины даже самого благородного происхождения и матери рабыни не имело никаких гражданских прав.
При этом в соседних областях, в той же Карии или Фригии, никакого матриархата не наблюдалось, что вообще удивительно. Может быть, такой гендерный перекос в укладе жизни связан с почитанием в языческой Ликии культа греческой богини Лето (в римской мифологии она именуется как Латона), той, что родила от Зевса Аполлона и Артемиду.
Последние также особо почитались в Ликии и, как известно, церковь Николая Угодника возведена на руинах языческого храма Артемиды.
Но, самое яркое наследие ликийцев это, безусловно, их скальные могилы, высеченные на склонах гор.
Никогда ликийцы не хоронили своих умерших в земле, для этого они использовали либо скальные захоронения или на крайний случай некие монументальные гробницы в виде столба.
Последний вариант я видел только в Каше, фотографию той гробницы, именуемой Львиной, уже предъявлял, но сделаю это ещё раз, потому как другой не имею.
А вот фото скальных гробниц из Миры имею сколько угодно.
Их много, все эти гробницы разные, но объединяет их то, что все они выполнены по канонам классического греческого искусства.
Часто на гробницах высекались гарпии, мерзкие и ужасные полуптицы — полуженщины, которые известны тем, что внезапно налетают и похищают детей или человеческие души. Но в представлениях ликийцев гарпии были предназначены для более важного дела, а именно, чтобы унести усопшего в царство теней.
Однако, в способах доставки почившего в другой мир у ликийцев единого мнения не было. Некоторые считали, что покойники сами способны туда добраться, используя для этого крышки своих гробниц, перевернув их предварительно перед отправлением.
Честно говоря, не знаю, как это происходило на самом деле, но важно было то, чтобы гробница была как можно выше над уровнем земли. А вот это логично и понятно, чем выше к небесам, тем короче путь.
Соответственно, граждан, что располагали средствами, хоронили как можно выше к вершине скалы, ну, а всякую голытьбу, уж как получится, да хоть и у самого подножия.
Но в любом случае, покойника никогда не оставляли в горизонтальном положении, обычно хоронили сидя. Наверное, такая поза была самая удобная для старта к небесам.
Но и это ещё не всё. Те ликийцы, что были пока ещё живы, не покидали своих родственников даже после их смерти. Они достраивали над гробницей второй, так называемый жилой этаж. Пробивали по склонам скал ступени, чтобы добраться, таким образом, к своим домам-гробницам.
В результате, получался город, город живых и город мёртвых или город на костях.
Совершенно непонятно, как жители такого города обустраивали свой быт. Но это мне непонятно, ликийцы, очевидно, знали, что делают и приспособились со временем к таким необычным условиям жизни.
И последнее моё дополнение по поводу ликийских скальных гробниц. Ни одно из захоронений не сохранилось до наших дней, все они рано или поздно были разграблены.
Но виноваты в этом сами ликийцы, которые вставляли в рот покойника монету. Для чего они это делали, точно не знаю.
Может это была плата гарпиям за проезд. Может денюжка использовалась как стартовая сумма для обустройства на новом месте. Точных данных у меня нет, одни догадки. Но вот такая была у ликийцев похоронная церемония, она и привлекала внимание грабителей.
Рядом с гробницами расположен относительно небольшой амфитеатр, как раз родом из тех благодатных времён, когда Ликия была провинцией Римской империи.
Тему античных амфитеатров я уже поднимал в своих прошлых рассказах, особенно в материале из Аспендоса. Так что, сейчас по этому поводу ничего вещать не буду, но картинки предоставлю, как доказательство, что я там был и видел всё своими глазами.
Там, где родился Canta Claus
То, что всеми любимый Canta Claus родился на территории современной Турции, думаю, знают не многие западные люди, а те, кто узнаёт про это, очевидно, долго пребывает в лёгком шоке. Рождество, новогодняя ель, добрый бородатый дедушка в шубе, мешок с подарками и мусульманская Турция, всё это вместе как-то совсем не воспринимается.
Но в те времена, когда родился мальчик по имени Николай, будущий святой и прототип Санты, а произошло это в 270 году нашей эры, тюрские племена, далёкие предки современных турок, ещё обитали где-то в Южной Сибири и только строили свои планы, как им оправиться на юг, туда, где теплее.
Так что к Турции Canta Claus никакого отношения не имеет, а вот к древней Ликии самое непосредственное.
До этого визита в Демре, несколько лет назад я уже бывал в этих местах, в том числе и в церкви Николая Чудотворца. Тогда, как раз и была та классическая экскурсия из отеля в Кемере, в которой я сопровождал своё семейство. Помню, людей в храме набилось неимоверное количество, а чтобы приложить иконки к нише, где когда-то хранились мощи Святого Николая, выстроилась очередь сравнимая с теми, что состояли в советские времена из желающих повидаться с мёртвым Лениным.
И вот теперь представьте мой нынешний визит. Покупаю билет в кассе, а церковь Николая Чудотворца это музей, и оказываюсь в храме, в котором Николай Мир Ликийский служил архиепископом с 300 до 345 года нашей эры, абсолютно один.
Только я и древний храм, я и святые намоленные стены, я и объект поклонения миллионов верующих. Я не знаю, как передать словами эти невероятные ощущения, какие подобрать эпитеты. Но поверьте, такое бывает нечасто, может несколько раз в жизни.
Я бродил по пустым залам храма, обходя их по кругу по многу раз.
Пытался найти в христианской церкви следы языческого храма богини Артемиды, её алтарь, элементы декора, пытался понять, впрочем, безуспешно, древние надписи.
Долго стоял около места захоронения Святого Николая, возле саркофага, где многие века хранились его мощи, пока их не похитили купцы из Бари.
Представить, что саркофаг с мощами Святого был наполнен благоуханной миррой, а прикосновение к его останкам дарило исцеление от болезней, мой атеистический разум был не способен.
Но людям, верящим в подобные чудеса их вера, безусловно, помогала, ибо тогда зачем паломники тянулись в этот храм со всего света.
Хотя, и я сам, признаюсь, перед тем как зайти в храм, в иконной лавке купил две серебряные иконы, в подарок своим близким.
Одна, большего размера, с ликом Святого Николая Чудотворца, другая, меньшего, с ликом Богоматери.
Так делают многие, и я так сделал, и даже приложил иконки, как положено, к месту, где хранились святые мощи.
В процессе подготовки этого текста, я прочитал, в кратком изложении, историю жизни Николая Угодника. Про то, как он под Рождество делал подарки бедным семьям из Ликии, подбрасывая их тайно в печную трубу, из которой они попадали прямиком в сохнувшие рядом с огнём носки или башмаки. Или про творимые им чудеса, что и сделали его Святым. Пересказывать их, конечно, не буду, тем более, что непонятно, сколько в них правды, а сколько вымысла. Думаю, что второго гораздо больше.
Но при всём моём скептицизме, почему-то при воспоминании о посещении этого храма я до сих пор нахожусь под большим впечатлением, даже впадаю в некое благостное состояние, поэтому считаю это событие важнейшим в своей жизни за последние годы. На этой фразе логично окончить данное повествование, что я и делаю.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия