Жители Пензы советовали нам обязательно посетить этот музей. Мы пытались попасть сюда дважды. В воскресение 3 января 2021 года музей работал только до 15:00 и мы туда не успели. В понедельник и вторник в музее выходные дни и мы уехали в Саранск. По возвращении в Пензу из Саранска 6 января первым делом пошли в музей Мейерхольда.
Зашли в холодный предбанник дома-музея и….
1
…обнаружили вот такую вывеску на дверях.
В ожидании когда дверь нам кто-то откроет мы коротали время в этом предбаннике минут 15 в обществе девушки, которая купила билет по интернету на спектакль, который должен состоятся на сцене музея чуть позже. Интересно, а если экскурсия идет целый час, то шататься надо где-то именно этот час? А почему никто не пишет время когда подойти и нет никого за закрытой дверью чтобы это озвучить туристам? Как посетители должны угадать во сколько подойти к экскурсии?
Я такого пренебрежения к посетителям ещё нигде не встречал.
1
Дело в том что приоритетным направлением деятельности центра является создание экспериментальных спектаклей, в основе которых лежат научные разработки творческого наследия В. Э. Мейерхольда.
Здесь работает театр «Дапартутто».По статусу — государственное бюджетное учреждение культуры. Открыт 24 февраля 1984 года. Первый директор дома-музея В. Э. Мейерхольда — Кугель Н. А.
1
Занимала эту должность вплоть до своей смерти 14 декабря 2020 года.
А экскурсии это не основная деятельность дома-музея. Вот мы и томились, мерзли. Причем одна из многочисленных женщин работниц мельком появивилась за закрытой стеклянной дверью, посмотрела на нас как на пустое место и тут же исчезла по своим делам. Наконец появилась кассир и соизволила пустить нас внутрь. Когда я стал выговаривать эти все претензии женщине, то она сделали изумленный вид и заявила: «Так объявление же висит о том что идёт экскурсия».
Типа, а чего ещё надо?
Ладно, я смолчал, но осадок остался ещё до посещения.
1
Здесь указана стоимость спектаклей и посещения музея.
4
Именно в этом доме Карл Казимир Теодор Майергольд был восьмым ребёнком в лютеранской семье винозаводчика Эмилия Фёдоровича Майергольда (ум. 1892) и его жены Альвины Даниловны (урождённой Неезе).
1
После окончания гимназии поступил на юридический факультет Московского университета. В том же году, по достижении совершеннолетия (21 год), Мейерхольд принял православие и изменил имя на Всеволод — в честь любимого писателя Всеволода Гаршина.
В 1896 г. он перешёл на 2-й курс Театрально-музыкального училища в класс Немировича-Данченко.
1
В 1898 г. Всеволод Мейерхольд окончил училище и вместе с другими выпускниками, в том числе Ольгой Книппер и Иваном Москвиным, вступил в труппу создаваемого Художественного общедоступного театра. В спектакле «Царь Федор Иоаннович», которым 14 октября 1898 г. открылся театр, он играл Василия Шуйского.
В легендарной постановке чеховской «Чайки» Мейерхольд играл Треплёва, а в 1901 году стал первым на русской сцене исполнителем роли Тузенбаха в «Три сестры».
В 1902 г. Мейерхольд с группой актёров покинул Художественный театр и начал самостоятельную режиссёрскую деятельность, возглавив вместе с А. С. Кошеверовым труппу в Херсоне. Со второго сезона, после ухода Кошеверова, труппа получила название «Новая драма».
В 1902–1905 годах было поставлено около 200 спектаклей, гастрольные выступления проходили на подмостках Тбилиси, Сeвaстoпoля, Николаева.
В мае 1905 г. предложил ему подготовить спектакли «Смерть Тентажиля», «Комедия любви» Ибсена и «Шлюк и Яу» Гауптмана для Театра-студии, который он задумал открыть в Москве.
Однако Студия существовала недолго: как оказалось, Станиславский и Мейерхольд по-разному понимали её назначение. Посмотрев поставленные Мейерхольдом спектакли, Станиславский не счёл возможным выпускать их на публику.
Годы спустя в книге «Моя жизнь в искусстве» по поводу опытов Мейерхольда он написал: «Талантливый режиссёр пытался закрыть собою артистов, которые в его руках являлись простой глиной для лепки красивых групп, мизансцен, с помощью которых он осуществлял свои интересные идеи. Но при отсутствии артистической техники у актёров он смог только демонстрировать свои идеи, принципы, искания, осуществлять же их было нечем, не с кем, и потому интересные замыслы студии превратились в отвлечённую теорию, в научную формулу».
В октябре 1905 года Студию закрыли, Мейерхольд вернулся в провинцию.
В 1906 г. Вера Комиссаржевская пригласила его в Петербург — стать главным режиссёром её Драматического театра на Офицерской улице. За сезон Мейерхольд выпустил 13 спектаклей.
В 1907 году ставит «Балаганчик» А. Блока, идёт от текста. Спектакль стал началом «театра условности» в России.
Сотрудничество с Комиссаржевской оказалось кратким. При Мейерхольде в театр перестали ходить, труппа оказалась на грани разорения. Вера Фёдоровна уволила Всеволода Эмильевича. Оскорбившись, он дважды подавал в суд, однако его претензии сочли необоснованными.
1
Экскурсовод запретила мне фотографировать, ссылаясь на запрет директора музея (которая умерла менее месяца назад).Однако я таки делал фото тайком, но их немного. В 1912 г. в «Теоретиках» Мейерхольд поставил спектакль по пьесе испанского драматурга Кальдерона (двумя годами ранее он ставил эту пьесу на «Башне» у В. Иванова с В. Шварсалон с роли Эусебио).
Режиссёр и актёры долго искали подходящее место на природе. В имении писательницы Крестовской в Молодежном нашли прекрасный сад: от дачи к Финскому заливу спускалась большая лестница — сценическая площадка.
1
Экскурсоводу мешает маска. Не потому ли гид запретила фотографировать чтобы не фигурировать со сдвинутой маской? Интересно что запрет на фото она озвучила только на середине экскурсии вот с этого кадра.
В Александринском (Императорском) театре Мейерхольд поставил пьесы «У царских врат» Кнута Гамсуна (1908), «Шут Тантрис» Эрнста Харта, «Дон Жуан» Мольера (1910), «На полпути» А. Пинеро (1914), «Зелёное кольцо» Зинаиды Гиппиус, «Стойкий принц» Кальдерона (1915), «Гроза» Островского (1916), «Маскарад» Лермонтова (1917).
Кстати, «Маскарад» стал самой дорогой постановкой за всю историю Императорского театра.
2
25 февраля 1917 года состоялся последний спектакль Императорского театра — «Маскарад».На улице стреляли, шла революция, а власть придержащие и остальная публика смотрели спектакль. Случайная пуля залетела в зрительный зал с улицы и убила студента зрителя.
2
В 1896 г. Всеволод Мейерхольд женился на Ольге Михайловне Мунт (1874–1940).У него было три дочери: Мария (1897–1929), Татьяна (1902–1986) и Ирина (1905–1981).В 1922 г. он женился на актрисе Зинаиде Райх (1894–1939).
Та самая Райх, которая являлась супругой Есенина и с которой он развелся в 1921 году. Я читал что у неё были отношения с другом Есенина поэтом Мариенгофом.
Одержимый любовью Мейерхольд взял фамилию жены, которая была моложе его на 21 год, и стал Мейерхольдом-Райх! Оскорбленная Мунт проклинала бывшего мужа перед иконами, умоляя святых покарать влюбленных. Судя по тому как чуть позже погибли супруги, на небесах проклятия брошенной жены были услышаны.
Православие, которое сам себе выбрал режиссер ранее, не помешало ему вступить в партию большевиков в 1918 году. Равно как не помешало идеалогическим евреям возносить его и считать «своим», хотя он не был таковым ни по Галахе, ни по законам Российской империи.
Я спросил у экскурсовода кто был по национальности Мейерхольд. До прихода в этот музей я был уверен что он был евреем. Поскольку близкие друзья у него были именно представители этой уважаемой нации.
Каково же было мое удивление когда я услышал от экскурсовода что режиссер упорно публично называл себя евреем, на самом деле не имея ни капли еврейской крови! Ещё одна загадка эпатажного противоречивого человека.
Мейерхольд с радостью принял революцию.
1
Поставил в Петрограде «Мистерию Буфф» Маяковского (1918 г.).В марте 1918 года в кафе «Красный петух», поставил пьесу Блока «Незнакомка».С мая 1919 по август 1920 года жил в Крыму и на Кавказе. Пережил несколько смен власти, его арестовывала белая контрразведка. Заведовал Театральным отделом (ТЕО) Наркомпроса по приглашению наркомпроса по приглашению наркома просвещения Луначарского (сентябрь 1920-февраль 1921).
Из более чем 120 представителей культуры приглашенных Луначарским на совещание пришли лишь пять человек: Блок, Маяковский, Рюрик Ивнев, Натан Альтман и Мейерхольд. Вот с этим активом работников искусств Луначарскому надлежало начать строительство новой пролетарской культуры.
В 1920 году Мейерхольд начал активно вводить в театр программу «Театральный Октябрь».
1
Молодой реформатор развернул идеологическую битву с академическими театрами. Больше всего доставалось его бывшим учителям — Немировичу-Данченко и Станиславскому. Вводит на Курсах мастерства сценических постановок преподавание биомеханики как теории движений, и в 1921 году использует этот термин для занятий сцендвижением.
Спектакль, по замыслу, должен был идти ночью, «при свете горящих факелов, с огромной толпой всего окрестного населения». Затею не воплотили по техническим причинам, спектакль поставили в помещении. Но с тех пор идея театра на открытом воздухе («походного театра») занимала Мейерхольда.
Гос. театр имени Мейерхольда (ГосТиМ) создали в Москве в 1920 г. В 1928 году ГосТиМ едва не закрыт: режиссера заподозрили в измене. Отправившись с женой за рубеж для лечения и переговоров о гастролях, Мейерхольд задержался во Франции. В тот же период из зарубежных поездок не вернулись Михаил Чехов, возглавлявший МХАТ-2, и руководитель ГОСЕТа Грановский. Мейерхольда заподозрили желании остаться. Но он не собирался эмигрировать и вернулся в Москву раньше, чем ликвидационная комиссия успела расформировать театр.В 1930 году ГосТиМ с успехом гастролировал за рубежом.
Михаил Чехов встречался с Мейерхольдом в Берлине, вспоминал:
«Я старался передать ему мои чувства, скорее предчувствия, об его страшном конце, если он вернётся в Советский Союз. Он слушал молча, спокойно и грустно ответил мне так (точных слов я не помню): с гимназических лет в душе моей я носил Революцию и всегда в крайних, максималистских её формах. Я знаю, вы правы — мой конец будет таким, как вы говорите. Но в Советский Союз я вернусь.
На вопрос мой — зачем? — он ответил: из честности».А зачем и кому скандальный непонятный режиссер из Советской России был нужен за рубежом? Чем бы он зарабатывал на жизнь? Зинаиду Райх современники считали посредственной актрисой. Однако ей в театре мужа достовались всегда только главные роли. Многие возмущённые этим ведущие актеры и актрисы уволились из театра в знак протеста из-за этого. Зинаида Райх крутила боготворившем её мужем как хотела. Она устраивала скандалы в театре по любому поводу.
Райх стала желанной гостьей на правительственных приемах. Но Мейерхольда беспокоило состояние здоровья молодой супруги, страдающей нервными срывами. Она могла закатить публичную сцену, не считаясь с местом и статусом присутствующих. Например она публично высказывала Калинину что тот крутит с балеринами.
В 1934 году спектакль «Дама с камелиями», главную роль в котором играла З. Райх, посмотрел Сталин, и спектакль ему не понравился.
Критика обрушилась на Мейерхольда, его обвиняли в эстетстве. Неуравновешенная и не совсем адекватная Зинаида Райх написала Сталину письмо, где обвинила его, что он не разбирается в искусстве. Неизвестно читал ли Сталин это возмутительное дерзкое письмо, но Берия его точно прочёл (работа у чекиста такая).
1
8 января 1938 г. театр закрыли.
В мае 1938 г. Станиславский предложил безработному Мейерхольду должность режиссёра в руководимом им оперном театре. После смерти Станиславского Мейерхольд стал главным режиссёром театра.
20 июня 1939 г. Мейерхольд был арестован в Ленинграде; одновременно в его квартире в Москве был произведён обыск. В протоколе обыска зафиксирована жалоба его жены Зинаиды Райх, протестовавшей против методов одного из агентов НКВД.
В ночь с 14 на 15 июля 1939 года Зинаида Райх была зверски убита неизвестными, проникшими ночью в её квартиру в Брюсовом переулке. Я Вас уже знакомил с этим домом. Нападавшие нанесли ей семнадцать ножевых ранений и скрылись. Актриса скончалась по дороге в больницу.
В тот вечер Райх отправила обоих своих детей из квартиры, и из квартиры ничего не взяли. Убийство обычно считается организованным НКВД.Дурно попахивает и то обстоятельство что после убийства Райх в её квартиру заселились некоторые сотрудники НКВД.Тайна её смерти остаётся нераскрытой. Первоначальное обвинение в убийстве Зинаиды Райх предъявлено другу Мейерхольда, заслуженному артисту РСФСР, солисту Большого театра Головину, и его сыну, режиссёру Виталию Головину.
С обвинением в убийстве по приговору были расстреляны В. Т. Варнаков (27.07.1941), А. И. Курносов и А. М. Огольцов (28.07.1941).
Арестованному Мейерхольду предъявили обвинения в участии в антисоветско-троцкистском заговоре и шпионаже в пользу Японии, Англии, Франции и других стран. Припомнили ему и должность театрального начальника в первые годы советской власти, и хождение в кожаной тужурке с наганом на боку, и тогдашние угрозы закрыть Малый театр и МХАТ. Из всех обвинений лишь последнее было правдой.
После трёх недель допросов, сопровождавшихся пытками, Мейерхольд подписал нужные следствию показания: его обвиняли по статье 58.
В январе 1940 года Мейерхольд писал Молотову:
«…Меня здесь били — больного шестидесятишестилетнего старика, клали на пол лицом вниз, резиновым жгутом били по пяткам и по спине, когда сидел на стуле, той же резиной били по ногам […] боль была такая, что казалось, на больные чувствительные места ног лили крутой кипяток…»
Коллегия Верховного Суда приговорила режиссёра к расстрелу.2 февраля 1940 года приговор привели в исполнение. В 1987 году ей стало известно и подлинное место захоронения Мейерхольда:
«Общая могила № 1. Захоронение невостребованных прахов с 1930–42» на кладбище московского крематория у Донского монастыря. По решению Политбюро от 17 января 1940 года № II 11/208, подписанному лично Сталиным, тогда расстреляли 346 человек. Их тела кремировали, и прах, ссыпанный в общую могилу, смешан с прахом других убитых».
Однако экскурсовод музея заявила нам что до сих пор неизвестно где похоронен режиссер. В 1955 г. Верховный Суд СССР посмертно реабилитировал Мейерхольда. Внук Мейерхольда, сын Василия Меркурьева и Ирины, актёр Петр Меркурьев, дважды играл в кино деда: в фильме «Я актриса» (1980) и в телесериале «Есенин» (2005).
1
Точная дата гибели Всеволода Мейерхольда стала известна лишь в феврале 1988 г., когда КГБ СССР позволил внучке режиссёра Марии Алексеевне Валентей (1924–2003) ознакомиться с его «делом».
Гид по музею постоянно подчёркивала что тема Мейерхольда и его наследия постоянно зажимается, замалчивается даже сейчас. Она заявила что «дело» Мейерхольда в архивах засекречено до сих пор. Признаться меня это удивило.
Ведь давно реабилитированы все жертвы сталинских репрессий, дела рассекречены. Когда писал этот материал то начал изучать вопрос в интернете. И я выяснил что известный «диссидент» и «обличитель сталинского террора» актёр Сергей Юрский собирался писать хвалебные оды посвященные великому режиссёру. Однако, после того как он ознакомился с «делом» Мейерхольда и узнал оттуда как режиссёр писал доносы на своих коллег, то ужаснулся и отказался от своих планов.
Судя по документам, рассекреченным и опубликованным в постсоветскую эпоху, Мейерхольдписалдоносы и на Эренбурга и на Таирова и на других коллег по театральному цеху о том, что они не достаточно преданы делу коммунизма. Правда и на самого режиссера доносы тоже писали.
Вот Вам и якобы «засекреченное дело».
Не для того ли родственники и почитатели режиссера желали бы это дело вновь «засекретить», чтобы не выплывала эта неудобная, некрасивая правда о доносах режиссера?
Интересно, когда Мейерхольд писал Молотову как его били резиновым жгутом в застенках НКВД, то вспоминал ли он при этом как ранее своими доносами он обрекал ни в чём не повинных коллег и подчиненных на пытки?
Вот такие факты выплывают когда пишешь отчёты о путешествиях и начинаешь сам копаться в интернете, а не доверчиво слушаешь музейного гида.
Ещё экскурсовод пожаловалась нам что здание музея испытывает трудности с интернетом, отоплением из-за соседства со зданием ФСБ. Намекала нам что по прежнему всесильный КОМИТЕТ (наследники НКВД) продолжают преследовать память о Мейерхольде даже сейчас.
Ну в эту чушь я просто не поверил.
Я понимаю «КОНТОРА» может отжать бизнес, завести дело на «навальнят», но бороться с никому не нужной и не приносящей денежную выгоду памятью Мейерхольда? Зачем?
Кроме того экскурсовод закончившая театральное училище заявила что наследие мейерхольдовской режессуры до сих пор замалчивается и оно не изучается как например школа Станиславского и Немировича-Данченко.
И что, якобы, из-за этого в Европе Мейерхольд как талантливый режиссер более известен чем у нас в стране.
Ваш покорный слуга не театрал, но это утверждение даже для такого профана как я показалось нелепым.
Кто такой Мейерхольд по сравнению с Станиславским и Немировичем-Данченко?
Слишком несопоставимые фигуры в театральном искусстве.
1
Лестница в цокольный этаж ведущая за кулисы сцены тетра «Дапартутто».Выходя из музея я услышал как кассир (что морозила нас на улице) жалуется коллеге на зарплату, которую не поднимали несколько лет.Позвольте разве она одна в таком положении?
Да и моё мнение что за такую организацию работу музея и саму предвзятую экскурсию надо штрафовать, а не премировать.
2
В 1999 году в Пензе был открыт памятник В. Э. Мейерхольду.Он расположен во дворе дома-музея.
В подготовке материала использованы сведения из Википедии