Началось все как обычно. К началу весны созрела оригинальная мысль, что надо бы отдохнуть в текущем году. Думаем где. Подумали и решили — летим в Испанию! Начало в Барселоне и дальше обязательно на Канары. Вернемся в Мадрид, будет возможность — надо побывать в Лиссабоне. Говорят, везде очень красиво и конечно же останутся незабываемые впечатления.
Решение принято в мае, сроки назначены на конец сентября — с мая же и будем претворять его в жизнь. В интернете есть все. После некоторого изучения проблемы, оценки состояния рынка авиаперевозок, особенно с точки зрения объема предстоящих затрат, останавливаемся на компании Ryanair, естественно.
6
Предполагаемый изначально маршрут был рассчитан на любую стартовую точку, в разумных пределах, конечно. Из Минска несложно оказаться в Варшаве или Кракове. Можно добраться до Киева, Риги, Вильнюса где много самых разных замечательных возможностей, ну или традиционно — город-герой Москва!
Выбрали Каунас… Пресловутая Ryanair летит и оттуда (а также из Вильнюса, Риги и Кракова), оказалось выбор не велик. Маршрут простой — Каунас-Жирона, некоторое время в Коста-Браво, затем Барселона — Тенерифе-Юг, обратно на Мадрид.
На своем сайте Ryanair достаточно регулярно рекомендует именно сегодня, максимум до полуночи, приобрести билеты с приличной скидкой — 30-40-50% на самые разные направления. Но если вы сегодня не успеете купить билеты, то завтра опять вы увидите ту же самую настоятельную рекомендацию. Так что будьте внимательны, соглашайтесь, но сразу же не сдавайтесь. Несколько дней (а точнее недель) изучения проблемы выявили одну простую истину: лучше обо всем побеспокоиться заранее. В начале июня уже возникали вопросы с билетами на октябрь. Тянуть больше не хотелось, гостиницы, прокат машин, маршрут и места, которые обязательно надо посмотреть определены, пора покупать билеты на самолет. Правда, мы в тот момент не имели виз, мало ли, могут вдруг и не дать, но решили рискнуть.
5
Ryanair интересная компания, которая делает все, чтобы в рамках своей «малобюджетности» суметь и заработать, и развиваться, и обновлять авиапарк, при этом оставаться эффективной чисто в коммерческом плане. Логика в их действиях, бесспорно, существует: — я лечу с одной папкой с документами, чего ради я должен платить за багаж? — мне лету всего час-полтора, не хочу я питание, чего ради я обязан платить за еду? Отсутствуют бумажные билеты, а это тоже экономия; — максимально сокращен персонал в десятках городах, куда и откуда они летают; — самолеты находятся в аэропортах самое короткое время и т. д. Надо с пониманием относится к тому, что деньги за билеты уже не возвращаются, существуют жесткие требования по размеру и весу как ручной клади, так и багажа, что стоимость сумки, сданной в багаж, может быть выше, чем стоимость перелета. Как иначе лететь 3 часа за 15 евро?
Сразу замечу, цена билета в финале будет немного отличаться от заявленной в самом начале. Добавится стоимость багажа и некая сумма за саму транзакцию — каждая покупка услуги стоит денег. Поэтому определяйте заранее — будете сдавать что-то в багаж или нет. Если да — оплачивайте сразу вместе с билетом, именно в этом случае вы платите за перевод денег один раз. Если вдруг решите насчет багажа позже, когда билеты уже оплачены, придется вновь платить за перевод.
Возвращаюсь к своим делам. Сижу я, значит, за компом, изучаю правила, конечно, не очень внимательно. Дошел до оплаты, а мне надо 3 пары билетов, все из разных мест и на разные даты. Заполнил все поля, надо кликнуть и тут какой-то сбой, коннект прерывается, черт, пришлось начинать все сначала. Кое-где в полях услужливо восстанавливается ранее набранные данные, кое-где выстукиваю по-новой. Ну, вроде все, спокойно нажимаю на нужную «пимпочку». Проверяю ящик, да, есть уже сообщение, ваши билеты вас ждут — не дождутся! Обратил сразу внимание еще на один момент. Карточка была долларовая, в тот момент курс зеленого к евро был 1,20, а зачисление произошло по курсу 1,30 — мелочь, но неприятно. Ладно, нет проблем, зато билеты есть.
5
Было уже поздно, дело сделано, удовлетворенный пошел спать. Вечером следующего дня прочитал сообщения о билетах и вдруг заметил, что в одном из них я написал фамилию с ошибкой, да еще и в первой букве. На клавиатуре они (эти буквы) располагаются рядом. Тут же в сообщении есть ссылочка на возможность изменения даты и ФИО пассажира. Ну, ладно, бывают недоразумения. Вхожу, иду и читаю, что при стоимости билета из Каунаса в Жирону 40 евро, исправление стоит каких-то 100 евро, ну или 100 фунтов, тех самых стерлингов, на ваш выбор.
Проще, конечно, в этой ситуации взять и купить новый билет, ничего не остается. Однако выход есть. Я сначала нашел телефон офиса компании в Каунасе. Долго никто не отвечал, потом приятный женский голос, на русском языке, очень мило посоветовал мне так и поступить. Причем, как указал голос, если бы ошибка в фамилии, указанной в билете, была бы обнаружена в момент регистрации на рейс, исправление стоило бы уже 500 евро.
Я честно собрался докупить еще один билет. Последний раз прогулялся по сайту и нашел телефон офиса в Дублине. Решил попробовать. Там очень долго автоответчик советовал мне терпеливо дождаться крайне занятых в данный момент операторов. Однако, в конце концов, я услышал живой человеческий голос. Проблема заняла 1 минуту. Я объяснил, она спросила код билета, уточнила ФИО пассажира и пожелала мне успехов. Исправленный билет был в ящике через 5 минут.
Добрались до Каунаса на машине — там достаточно небольшой аэропорт и все нацелено на успешное функционирование пресловутой Ryanair. Правда все чистенько и аккуратненько. Удобна охраняемая парковка, где можно оставить машину на пару недель, в целом все для людей.
Мы как-то спокойно прошли регистрацию и посадку, хотя был абсолютно полный самолет. Это был наш первый опыт полета в таком стиле — например, мы сами регистрировались на рейс в инете, дома распечатали билеты, места не указываются, а занимаются самостоятельно любые свободные. К отсутствию бесплатного питания мы были готовы. Вещи в салон — по одной единице, с учетом камеры и дамских или мужских сумочек. Мы имели чемоданчики на колесиках соответствующего размера и веса, которые можно было не сдавать в багаж, а уложить в полку над головой. В руках, на коленях ничего нет, под сиденьями тоже. Плюс еще при посадке надо помнить про визовый контроль, который осуществляется на отдельной стойке Ryanair. Эта важная вещь для всех неграждан ЕС и вас могут развернуть прямо перед выходом на посадку. Ну и есть еще момент — габариты вашей ручной клади и сами билеты проверяются по дороге до выхода на посадку раза 3–4.
К самолету выдвигаемся пешком, на своих двоих, поэтому чемоданчик на колесах весьма кстати. Все в целях той же всеобщей экономии.
Самолет — А-320, похоже, они летают только на таких, поскольку мы, летая достаточно часто, других не видели. Никаких тебе бизнес и первых классов — сиденья прямо от дверей. В такой самолет может войти 200 пассажиров! Правда, как говориться — «кожаный салон», тут нет вопросов. Хотя при этом спинки сидений не откидываются. Смысла в этой экономии я, конечно, не понимаю, но дело обстоит именно так. В меню питания есть напитки — самое дешевое это по 3–5 евро за 0,3–0,5 л неважно чего — воды, колы, пива, бутерброды от 7–8 евро и что-то еще за другие суммы. Плюс непрерывная торговля на борту чем угодно — электронные сигареты, телефонные карточки, парфюмерию-косметику и т. д. Но это не дьюти-фри, самолет не покидает пространства ЕС. Честно говоря, в какой-то момент этот базар-вокзал просто становится утомительным.
5
Нормально долетели почти за 4 часа. В Жироне была заказана машина напрокат, так начался наш отпуск.
Вылетали дальше на Канары (Тенерифе) через 4 дня проведенных на Коста-Браво из Барселоны. Как положено самолет вылетает в 6.30, тот же Ryanair, регистрация уже сделана, вроде нет проблем. В эту ночь барселонские транспортники объявили забастовку. Это явление нередкое, у нас была машина и мы не переживали по этому поводу. Упустили лишь один момент — мы поехали на Терминал 1, а наш самолет вылетал из Терминала 2. Но пока мы этого не знали, а переживали, что слегка опаздываем к началу регистрации — могут достаться неудобные места в самолете.
Разобрались с картой, потеряли время на заправке возле аэропорта — машину надо сдавать с полным баком, нашли куда поставить машину, а минуты тикают и тикают. Я потихоньку начинаю нервничать — очень не люблю опаздывать. Вроде все — машина стоит, ключи в ящик (офис еще закрыт, но проблем нет — бросьте ключи в специальный ящик наподобие почтового), чемоданы в руках, билеты в зубах. Вперед. Лифт, попутчики, милая английская пожилая парочка и мимоходом сказанная ими фраза: «Не знали, что отсюда летает Ryanair». Я тогда пропустил это мимо ушей и мы помчались искать стойку визового контроля. А ее нигде нет. И надписей Ryanair вообще нигде нет. Ну, тут-то и удосужились внимательней посмотреть в текст билета. Правильно — Терминал 2(!). До окончания регистрации 10 минут.
Надо отдать должное испанцам сотрудникам аэропорта, всем — и тем к которым мы прицепились в первом терминале и другим, во втором. Нам подсказали идти на стоянку такси, показали где они стоят, разъяснили таксисту не понимающему нас возбужденный уже English, куда нам надо. Был вопрос про деньги, я махнул рукой, мол, гони, разберемся. Таксист без разговоров загрузил нас в машину, глянул на время в билете и… полетел. Я привык в Европе ездить аккуратно, особенно соблюдая скоростной режим, да и дома не балуюсь, но тут мы летели. Когда на спидометре было 150 я попытался чем-то отвлечь жену, все-таки взлетать нам надо было не на машине, но это не удалось. Она молчала, но эмоции красноречиво отражались на ее лице
Он подвез нас к входу, ближайшему к стойкам Ryanair, я молча отдал 40 евро, что было справедливой ценой в такой ситуации, регистрации оставалось 1 минута. И тут началось — стойка авиакомпании пуста, но без визового контроля нельзя, нашлась таки девушка, покачала с сомнением головой, имея в виду время вылета, но все штампы поставила. В дорогу пожелала удачи. Сотрудник службы безопасности, только глянул на нас (а я бежал с билетами над головой, видок у нас был еще тот!), умудрился как-то пропустить нас очень быстро мимо толпы и мы побежали дальше. По дороге зацепили какого-то мужчину в форменной одежде, требуя как можно быстрее направить нас на выход к самолету Ryanair. Он немедленно подчинился и подсказал куда бежать дальше. Я посматривал на часы и понимал, что посадка уже закончилась и до вылета осталось минут 5. На счастье в этом аэропорту (или Терминале 2 этого аэропорта) посадка в самолет происходила через рукав. Это нас и спасло в конечном итоге.
7
Возле закрытой финальной стойки стояло несколько девушек в форме Ryanair. Похоже, на самом деле, мы своим видом, выражениями на лицах, несясь бодрым галопом, производили самое неизгладимое впечатление. А подбежав к ним, задыхаясь начали еще что-то лепетать про забастовку транспортников, поезд из Коста-Бравы и т. д. Короче — это произвело нужный эффект. Девушка по рации связалась с бортом и о чудо, закрытый выход в самолет открылся. Тут я понял, что до этого настоящего счастья мы почти не испытывали!
Стюардесса приняла нас достаточно приветливо, мы еще успели крикнуть «мучос грацияс» девушкам за дверью и на нервной почве расхохотались как полные психи. Бывает. Салон нам даже слегка поаплодировал, все-таки испанцы душевные люди!
Так что следующие 4 часа полета прошли, как говориться в спокойной обстановке.