Турист Ольга (olgazav59)
Ольга
была сегодня 17:31

Ницца — Франция Октябрь 2019

Ницца — многогранный город, по нем можно гулять и гулять, каждый раз открывая все новые и новые места. В этом мы убедились, проведя в прекрасной Ницце почти 2 недели.

Время пребывания на Лазурном берегу уже подходило к концу, а не все намеченное удалось реализовать. В планах у нас было посещение музея Шагала, считающегося одним из самых посещаемых музеев Франции. Хотелось воочию увидеть творчество такого разностороннего художника, как Шагал, которого можно отнести как к русским художникам, в России его творчество начиналось, так и к французским, во Франции он провел большую часть своей творческой жизни, но при всем при этом — художник еврейского происхождения. О Шагале я что-то слышала, что-то из его картин видела, сказать, что я была покорена его творчеством, нет, нельзя, но было в нем что-то притягательное, возможно то, что в картинах объединялась фантазия и реальность, присутствовала тема полета, летающих людей, ностальгические воспоминания о родине. Вообщем, очень хотелось ближе познакомиться с Шагалом, репродукции — это интересно, но картины вживую — это совсем другие впечатления…

Музей находится на Симиезском холме. От нашей гостиницы, как я уже говорила, находящейся недалеко от Английской набережной, до Симье не очень-то и близко, можно было бы, конечно, подъехать на автобусе, до самого музея ходит автобус № 5, но нам захотелось прогуляться по Ницце, тем более наша встреча с этим прекрасным городом подходила к концу, и хотелось совершить неспешную прощальную прогулку по городу, наслаждаясь потрясающей красотой города и неповторимой атомосферой сказочного отдыха…

Проложив маршрут с помощью Maps.mе, мы двинулись в сторону холма Симье.

Прогулка по Ницце, куда бы вы ни шли, где бы вы не гуляли — сплошное удовольствие. Можно просто идти, просто гулять, останавливаясь и любуясь улицами, зданиями, памятниками, и Ницца покажет вам самые красивые места!

И вот одно из них — базилика Нотр-Дам-де-Нис — самая большая церковь в Ницце. Очень эффектное здание! Две готические башни, взлетающие на 65 метров, стрельчатые арки, огромное окно-роза на фасаде — базилика выглядит весьма впечатляюще!

Прощание с Ниццей

Возвели церковь между 1864 и 1868 годами. В архитектуре базилики заметны многие черты парижского Нотр-Дам-де-Пари, правда, местная церковь имеет меньшие размеры. И все-таки несмотря на очевидное сходство с легендарной парижской церковью, Нотр-Дам-де-Нис остается прекрасным самобытным архитектурным объектом.

Красив не только фасад базилики, выходящий на проспект Жан Медсен. Мы обошли Нотр-Дам-де-Нис вокруг, и со всех сторон она красива. Белоснежная, с золотистыми элементами, базилика смотрится нарядно и празднично.

Именно в этой базилике в конце октября 2020 года произошло трагическое событие — жуткое нападение на прихожан собора, теракт. Мы были в Ницце за год до этих событий, наверное, после этого печального события все воспринимается по-другому, но нам повезло запомнить базилику светлой, изысканной, торжественной….

Прощание с Ниццей

Недалеко от базилики Нотр-Дам-де-Нис центральный железнодорожный вокзал Ниццы. Здание вокзала просто роскошное. Построено оно было в 1867 году. До настоящего времени сохранились богато украшенные балконы и большие часы. На поездах из Ниццы мы никуда не ездили, все на автобусах, так что внутри вокзала мы не были, вот только так, мимоходом.

А от вокзала уже и до Симье недалеко.

Благодаря навигатору, мы быстренько дошли до музея. Вообще-то здание музея не очень приметное, небольшой одноэтажный особняк из белого камня, но найти его легко, есть указатели, да и многие туристы направляются в сторону музея…

Марк Шагал прожил долгую и плодотворную жизнь, родился он в 1887 году в Витебске, умер в возрасте 98 лет в Сан-Поль-де-Ванс, там и похоронен, я показывала вам его могилу. Жизнь его прошла на фоне главных событий 20 века, которые нашли отражение в его творчестве.

Шагал сам принимал участие в создании этого музея, рисунки из мозаики и витражи созданы лично самим мастером. Так что в этом музее не просто картины Шагала, здесь живет его душа, и именно здесь можно прочувствовать эмоции, которые испытывал художник при создании своих картин, здесь его творчество воспринимается наиболее близко.

Музей открыл свои двери в июле 1973 года. Здесь собраны картины Шагала так называемого «библейского послания». 17 полотен на тематику Ветхого завета, созданные художником в период с 1962 по 1967 год, составляют основную экспозицию музея. На первый взгляд, коллекция музея несколько односторонняя, так как посвящена одной тематике — библейской, но это совсем не так, тематика-то вроде одна, но картины о разном…

Состоит музей из трех залов, первый — самый большой, здесь выставлено 12 картин, рассказывающих о событиях, изложенных в книге Бытия и Исхода. Картины разделены не только по сюжету, но и по цветовой гамме. В этом зале картины в холодных тонах.

Во втором зале — пять работ в красных тонах, при их написании Шагал вдохновлялся любовной лирикой Песни Песней. Ну, а в третьем зале расположены временные экспозиции, гуаши и пастели, но вот уже некоторое время, как нам сказали, в третьем зале проводились какие-то работы и он был закрыт для посещения.

Есть еще концертный зал, где проводятся музыкальные вечера современной и классической музыки. Витражи и мозаику в этом зале создал сам Шагал.

Прощание с Ниццей

При входе каждому посетителю предлагается аудиогид. Без него экскурсия по музею была бы не такой интересной и познавательной. Холсты большого размера, рассматривать их удобно, а с помощью аудиогида обращаешь внимание на мелкие детали, которые вначале не замечаешь, но которые имеют значение для раскрытия темы картины. Здесь не только знакомишься и познаешь творчество художника, но и задумываешься и ищешь ответы на вопросы, которые возникают при знакомстве с картинами.

Особенно запомнилось несколько картин. Почему? Даже не могу объяснить. Но вот возле этих картин хотелось задержаться, рассмотреть все детали, понять, что же художник хотел сказать всем, кто будет лицезреть его работы. Возможно, задевает само содержание, а возможно поражает богатство красок, ведь даже великий Пикассо сказал (цитирую): «Когда умрет Анри Матисс, Шагал останется единственным художником, кто действительно понимает, что такое цвет». Я вам сейчас покажу эти картины. Конечно, в оригинале все смотрится по-другому, и хорошо, если вы их увидите воочию, но пока пусть будет так.

«Сотворение человека». Ангел несет на руках Адама, которого он забрал из пучин океана, где тот находился вместе с животными. В углу — солнце и вокруг него люди — обычная жизнь еврейского народа, так ее представлял Шагал. Тут же изображен распятый Иисус…

Прощание с Ниццей

Еще одна картина — «Жертвоприношение Исаака». Эпизод из Библии, когда Авраам собирается принести в жертву своего сына. Правый нижний угол залит багровым цветом, передающим трагизм момента. В правом верхнем углу сюжет о страданиях еврейского народа. А в левом верхнем углу голубые краски и летящий ангел.

«Рай» — райские растения и фантастические существа, а на их фоне — белое облако и белые тела Адама и Евы, изображенных, как единое целое: с двумя руками и тремя ногами.

Прощание с Ниццей

«Изгнание Адама и Евы из рая» — тут все понятно и без аудиогида: рай потрясен изгнанием Адама и Евы, птицы, рыбы — все взбудоражены этим событием. Ангел указывает путь изгнания. А в правом верхнем углу — сам художник, этим он подчеркивает, что это его собственное понимание истории рода человеческого.

Яркий, сочный красный цвет наполняет картину «Авраам и три ангела». Красный и белый цвета создают ощущение праздника, а для Шагала красный цвет — это цвет любви. Кстати, я даже не представляла, что может быть столько оттенков красного.

Прощание с Ниццей

Думаю, картины не оставили вас равнодушными. Даже если вы не поклонники творчества Шагала, все равно побывать в музее стоит, яркие краски, необычные сюжеты — все это вас обязательно заинтересует, и от посещения музея у вас, как и у меня, останутся самые приятные впечатления.

Музей расположен среди сада из кипарисов и олив. Тут можно прогуляться после посещения музея, пока не уляжутся эмоции от увиденного.

Выйдя из музея, мы пошли по бульвару Симье вверх.

С холма Симье открывается красивый вид на город.

Район Симье — самый элитный и самый престижный район Ниццы. В нем живут обеспеченные жители Ниццы. Дома здесь сплошь виллы, шикарные и грациозные.

Роскошный отель «Регина Плаза», построенный в 1896 году специально для английской королевы Виктории.

Это один из самых старых и престижных отелей Ниццы. Выглядит он соответствующе по-королевски.

Наротив отеля памятник Королеве Виктории, открытый в 1912 году. Королева не раз приезжала в Ниццу и обычно она предпочитала всем отелям Ниццы этот прекрасный отель.

Прощание с Ниццей

А дальше — кусочек древней Ниццы. Дух замирает, когда видишь перед собой руины древнейшего древнеримского поселения Семенелум! Страшно подумать, но этим руинам около двух тысяч лет (!!!). И надо сказать, что несмотря на столь преклонный возраст, кое-что из древнеримских строений очень даже неплохо сохранилось.

Арена Симье — это остатки большого античного амфитеатра. Судя по размеру Арены, римский город был далеко не маленьким. В те далекие времена город был столицей римской провинции «Приморские Альпы».

Прощание с Ниццей

О том, что античный город существовал в Симье, знали давно, но лишь в конце 18 века обнаружили некоторые предметы древности, но даже и после этого ученые не занялись серьезным изучением далекого прошлого Ниццы.

Раскопки начались только через сто лет после обнаружения первых следов присутствия античной жизни в этом месте. С тех пор работы не прекращаются и по сей день.

Прощание с Ниццей

Взглянуть на древнеримские руины будет интересно и тем, кто серьезно интересуется археологией, и тем, кто просто любит старину и историю, как и мы. И я уверена, посещение этого места произведет на вас неизгладимое впечатление, ведь нечасто можно буквально прикоснуться к такой далекой древности.

Здесь же находится Музей археологии Ниццы, где собраны артефакты, найденные при раскопках. Конечно, было бы интересно рассмотреть вблизи все эти старинные находки, но музей по каким-то причинам был закрыт.

Северную часть холма занимает большая оливковая роща — сад Арены Симье. Оливковым деревьям, растущим здесь, точно не одна сотня лет. Посещать сад любят и местные, и туристы. Приятно неспеша прогуляться между вековыми деревьями.

Что интересно, до 2011 года в это парке проводился ежегодный Международный джазовый фестиваль, а сейчас ежегодно в мае проводится традиционный фестиваль классической музыки. Поэтому многие аллеи носят имена джазовых музыкантов и композиторов, есть даже бюсты в честь музыкальных знаменитостей. Среди старых маслин устроена площадка для выступлений.

В самом центре парка находится ярко-красное здание, его просто невозможно не заметить, это вилла Арены. Здание старинное, построено еще в 1685 году. А с 1963 года в нем размещается дом-музей Матисса.

Вход в музей расположен в стороне от красного здания, точнее сказать — в музей можно войти через подземный вход, находящий справа от здания. Стоимость посещения музея 10 евро.

Прощание с Ниццей

В 1993 году музей был обновлен, снаружи старинная вилла не изменила свой облик, а вот внутри все стало иначе, на смену атмосфере начала 20 века пришла современная обстановка — просторные светлые залы, мультимедийные экраны, новые выставочные площадки, более интересное представление творчества художника.

Экспозиция музея состоит из произведений знаменитого французского художника, а также различных документов и фотографий, связанных с ним. Творческая карьера Матисса длилась почти 60 лет, и здесь в музее представлены работы художника, созданные им в разные периоды жизни, что позволяет проследить эволюцию его творчества.

Что интересно, произведения выставлены не в хронологическом порядке, рядом расположены похожие картины, но написанные в разное время его творческой жизни, при этом готовое полотно можно увидеть рядом с эскизами, скульптуры рядом с их набросками на бумаге…

В музее 18 залов. Творчество Матисса очень разностороннее — картины, скульптуры, зарисовки, наброски. В последние годы своей жизни он очень увлекся вырезанием бумажных фигур, вроде бы просто и незамысловато, а на самом деле это огромный труд мастера. В музее представлены не только произведения Матисса, но и его любимые предметы интерьера, мебель, реальные предметы, которые сопровождали художника по жизни. Кажется, ты и не в музей пришел, а в гости к художнику.

Не могу сказать, что здесь представлены масштабные работы художника, но имеющиеся экспонаты достаточно впечатляют. И если вам интересна авангардная живопись, советую обязательно посетить этот музей.

После посещения музея мы еще немного погуляли по парку. В конце парка около монастыря установлен бюст генералу Жану Батисту Этьену, выдающемуся французскому артиллеристу, математику, да еще и стратегу военной авиации и зачинателю танковой промышленности. Очень разносторонним человеком был этот генерал. И рядом бюст папе Иоанну Павлу II.

Уже с парка открывается вид на церковь Богоматери францисканского монастыря, стоящую на площади Монастер-де-Симье.

На площади перед церковью стоит один из симолов монастыря — беломраморная пятиметровая колонна, увенчанная крестом. Но это копия, а оригинал колонны с крестом, датированный серединой 15 века, находится внутри церкви.

Прощание с Ниццей

Рядом с оградой церкви установлен памятник-аллегория, на котором изображен французский петух, сразивший германского сокола. На плите выгравирован список жителей Ниццы, геройски погибших во время Первой Мировой войны.

Церковь заложили монахи бенедиктинского ордена в XV в. В 1564 г. церковь передана монахам-францисканцам, которые достроили ее и расширили. Главный фасад церкви монастыря произвел сильное впечатление — прекрасная архитектурная готика.

Основанный при церкви в 16 веке францисканский монастырь хорошо сохранился до наших дней. Внутри него расположен францисканский музей (Musee Franciscain). Говорят, там много экспонатов, рассказывающих о жизни средневековых монахов, наверное, было бы интересно побывать в нем, но времени на его посещение нам, увы, не хватило…

Зато мы посетили церковь Богоматери францисканского монастыря, внутри как-то мрачновато и сумрачно. Но зато здесь есть несколько картин знаменитого художника эпохи Возрождения Луи Бреа — «Снятие с креста», «Распятие», «Пьета».

Слева от церкви Богоматери францисканского монастыря кладбище. Кладбище само по себе невелико и примыкает к стене церкви.

Здесь захоронены выдающиеся личности, жившие в Ницце: художники Анри Матисс и Рауль Дюфи, обладатель Нобелевской премии писатель Роже Мартен дю Гар, семья мэра Ниццы Франсуа Гуарана и другие известные горожане.

Вокруг монастыря разбит замечательный сад. Здесь растут оливы, гранаты, цитрусовые деревья, цветут розы и другие цветы. Сад просто потрясающий, романтичный и очень уютный!

Это самый старый сад Ниццы, основанный в 1546 году. В средние века этот участок земли служил монахам садом и огородом. В 1927 году монастырский сад был открыт для публичного доступа.

С сада открывается великолепный вид на монастырь. Именно с сада церковь монастыря и сам монастырь особенно красивы.

Нам повезло, людей в саду было мало, и мы смогли в полной мере насладиться покоем и умиротворенностью, царящими во всех уголках парка.

В центре сада располагается древний колодец, то тут, то там встречаются старинные крытые беседки и другие интересные объекы.

Интересны так называемые перголы. Одна из них — каменная, старинная, увита виноградом и другими плетущимися растениями. В нишах выставлены вазы с олеандрами и плющом.

Другая пергола — современная, выполнена из металлических конструкций и предназначена для вьющихся роз. К сожалению, в октябре розы уже отцветали и поэтому тут было немного пустовато.

Заканчивается сад своеобразным балконом.

Отсюда с высоты холма Симье открывается великолепные виды на восточную часть Ниццы. Отличная смотровая площадка!

Монастырский сад — чудесное место, меня он очень впечатлил. Такая расслабляющая-отдыхающая атмосфера, уходить совсем не хотелось, в этом саду можно провести и целый день. Но нет, день, очень-очень насыщенный, клонился к концу, а наш девиз: по Ницце только пешком — неизменен!

И мы направились вниз, известно, с горки спускаться легче, тем более, мы пошли другим путем, не таким, как поднимались на Симье, так что вокруг были новые места и было на что посмотреть.

Район Симье не похож на другие районы Ниццы. Конечно, прежде всего он пафосный и очень зеленый, роскошные виллы со всех сторон, много парков, но что еще впечатляет, так это то, что это самое исторически значимое место Ниццы, именно здесь можно проникнуться духом древней Ниццы, увидеть остатки древнеримского города, дожившие до наших дней, а еще Симье поражает великолепным художественным наследием, здесь открыты для посещения целых два музея великих художников 20 века. Посетив Симье, мы открыли Ниццу с другой стороны, узнали ее глубже, полнее.

А назавтра мы улетали… Так что прогулка в этот день была не только насыщенной, но и прощальной… Завтра самолет унесет нас из Ниццы, напоследок подарив нам изумительные виды, открывающиеся из илюминатора — одни из самых красивых в мире…

И тогда я еще не знала, что скоро границы закроют и наши поездки за границу станут несбыточной мечтой, а воспоминания о прекрасной Ницце будут согревать мое сердце в такое непростое время…